Обобщая все вышесказанное, хотелось бы
обратить внимание на то, что мелкое предпринимательство воздействует на
структуру рынка и расширение рыночных отношений прежде всего в результате
изменения количества субъектов рынка, повышения квалификации и степени
приобщенности все более и более широких слоев населения к системе
предпринимательства и делового администрирования. Развитие специализации и
кооперации вовлекает мелких и средних предпринимателей в сферу влияния крупных
объединений.
Фактически они теряют свою независимость и
превращаются в отдельные звенья более крупных монополий, хотя официальная
статистика учитывает их как самостоятельные единицы. Крупные предприятия
привлекают узкоспециализированные мелкие фирмы, производящие для них отдельные
детали и узлы. Вокруг монополий, особенно в отраслях машиностроения,
электронной промышленности, группируются обычно по несколько десятков тысяч
мелких предприятий, которые пользуются финансовой и технической помощью
монополий. Для хозяев монополистических объединений также мелкие субподрядчики
удобны и выгодны: они поставляют свою продукцию по достаточно низким ценам. Их
производственные, социальные и другие проблемы мало заботят руководителей
монополий. В периоды неблагоприятной конъюнктуры и других осложнений, монополии
(хозяева) рвут связи со своими мелкими поставщиками, бросая их на произвол
судьбы. В последнее десятилетие во многих странах усилилась тенденция к
объединению мелких предприятий на основе специализации и кооперации
производства, в крупные отраслевые структуры, которые сейчас производят большие
объемы разнообразной продукции, в том числе высокого технического и технологического
уровня, и довольно успешно конкурируют на рынках с крупными компаниями и
монополиями.
Важность малых предприятий еще и в том, что
ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно
развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать
надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других, чтобы
прибыль доставалась именно им.
Массовый выпуск промышленных изделий
длительного потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров и т. п.)
крупными предприятиями вызывает потребность в соответствующих промышленных
услугах по ремонту и обслуживанию, которые часто осуществляют мелкие
предприятия, так как монополии из-за своей громоздкости вынуждены затрачивать
много усилий в этом направлении или создавать разветвленную сеть маленьких
филиалов, что само по себе тоже достаточно дорогостоящее занятие, служащее в
основном для поддержания престижа крупной фирмы.
Деятельность малых предприятий в менее
развитых районах западноевропейских стран - это основа всей их социальной и
экономической жизни и решающая предпосылка их дальнейшего хозяйственного
развития.
В то же время, на мелких предприятиях
отмечается более высокая эффективность труда, малые фирмы с меньшими затратами
удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе
разработки местных источников (сырья) и обеспечивает при этом большую
занятость. Они увеличивают размеры поступлений в муниципальные бюджеты,
стимулируют НТП, выполняют другие важные для хозяйства функции. На современном
этапе повышение роли предприятий малого бизнеса в экономике Германии, США и
других развитых странах - не случайность, а необходимая закономерность,
вызванная самим ходом истории, и потребностями, которые возникали в процессе
развития производительных сил и технологий.
2. Малый
бизнес в экономике России
2.1. Проблемы становления малого
бизнеса в России
Конечно же, наивно предполагать, что для
страны таких масштабов малый бизнес может стать основой экономики: в наших
условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы
бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для начала
следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого
бизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе
технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и
оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения.
Во-вторых - торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность.
Поэтому одним из решающих условий
углубления проводимых в России экономических реформ, способных вывести страну
из кризиса, обеспечить ослабление монополизма, добиться эффективного
функционирования производства и сферы услуг, является развитие малого
предпринимательства. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу
конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной
конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает
дополнительные рабочие места, является основным источником формирования
среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.
Следует заметить, что наблюдавшийся до
1992 года бурный рост малых предприятий в 1993 году резко замедлился. И сейчас
у нас занято в малом частном бизнесе менее 1 млн. чел.
В 1996 году в России проводилась массовая
Программа по поддержке и становлению малого бизнеса. Это комплекс мер,
выработанных правительством и поддерживаемых на всех уровнях. Общий объем
финансирования Программы в 1996 году должен был составить 883,35 млрд. рублей.
Основным источником финансирования Программы планировались 5 процентов средств,
получаемых от приватизации объектов, находящихся в федеральной собственности,
что составило 707 млрд. рублей. Основная часть средств для выполнения
региональных инвестиционных программ и проектов должна была быть изыскана
субъектами Российской Федерации, в том числе за счет внутренних резервов
развивающихся финансовых институтов - фондов, компаний, банков и самих малых
предприятий. Для выполнения Программы были привлечены также средства банков и
международных финансовых организаций, финансовые ресурсы по линии технической и
консультативной помощи. В качестве приоритетных защищенных статей расходования
средств на реализацию мероприятий Программы выделялись: развитие инвестиционной
деятельности в сфере малого предпринимательства, создание новых рабочих мест и
формирование целостной инфраструктуры поддержки малых предприятий. Значительную
часть всех расходов предполагалось направить на создание механизмов гарантий малым
предприятиям, развитие лизинга, формирование и развитие инфраструктуры малого
предпринимательства, поддержку наиболее эффективных видов производственной
деятельности, научно-методическое и кадровое обеспечение Программы.
В условиях инфляции, налоговой нестабильности,
отсутствия рынка сырья и материалов начинающие предприниматели, почувствовав
вкус "легких денег", быстро перекочевали в сферу улично-палаточной
торговли, спекуляции, ушли в другие коммерческие структуры. Источниками товаров
для торговли стали импортные закупки, челночные рейсы в развивающиеся страны, а
также товары из государственной торговли, включая продукты питания. Уходя от
налогообложения, не вкладывая каких-либо средств в помещения, оборудование,
культуру торговли, многие бизнесмены получили благоприятные возможности для
обогащения.
Поэтому и не изживается в массовом сознании
представление о предпринимательстве как о чем-то плохом, неприязненном, а о
предпринимателе - как о спекулянте.
Потеря административного управления,
экономический хаос и законодательная неразбериха привели к тому, что
законопослушные предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере,
оказались в чрезвычайно трудном положении, неся большие затраты, выплачивая
высокие налоги и подвергаясь государственному и негосударственному рэкету.
Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке малого
бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и
материальных ресурсов поставили малые предприятия в неравное положение с крупными.
Это привело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на
торгово-закупочную и посредническую деятельность.
Анализ развития предпринимательства
показывает, что доля предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических
услуг, занимает доминирующее положение. Кроме того, существует большое
количество предприятий, зарегистрированных как производственные или
многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг),
но тем не менее занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.
В Москве, например, где раньше преобладали
научно-технические кооперативы, теперь, по официальным данным, один такой
кооператив приходится на несколько десятков торгово-закупочных.
Высокие налоги, всевозрастающая арендная
плата за помещение и оборудование, отсутствие фондового рискового капитала -
все это затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять
основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.
Но главная причина сокращения числа малых
предприятий - низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых
предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала,
невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность
налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере
материального производства оказывают неразвитость производственной
инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость
информационной базы.
Еще один очень важный фактор негативного
воздействия на малый бизнес - непрекращающийся глубокий спад производства. Все
это приводит к тому, что только часть зарегистрированных предприятий малого
бизнеса оказывается в не состоянии приступить к реальному производству
продукции.
Как показывает изучение зарубежного опыта,
непременным условием успеха в развитии малого бизнеса является положение о том,
что малые предприятия и малое предпринимательство нуждаются во всесторонней и
стабильной государственной поддержке. Она осуществляется в различных формах, в
первую очередь путем стимулирования производства наиболее приоритетных видов
продукции, предоставления налоговых льгот, дотаций льготного банковского
кредитования, создания информационно-консультативных и научно-технических
центров, развития системы страхования, организации материально-технического
снабжения. Важную роль играют принятие и исполнение законодательства,
разработка и реализация конкретных комплексных программ.
Весьма остра проблема формирования
финансовой базы становления и развития малого бизнеса. Для этого ему должны
быть предоставлены определенные льготы. Это могут быть льготы по
налогообложению. Но проводимая в нашей стране налоговая политика не только не
эффективна, но экономически опасна. Она идет вразрез с установленной в мире
практикой и современными мировыми тенденциями развития экономики. Неоправданно
высокое налогообложение "убивает" в России малое предпринимательство
(многочисленные налоги и поборы нередко оставляют предприятию лишь 5-10%
полученной прибыли). Общее направление совершенствования налоговой системы -
усиление стимулирующей роли налогов в развитии производства. Надо освободить
малые предприятия от налогов на инвестиции, ввозимые технологии. И, конечно,
нужны налоговые льготы на период становления малого предприятия. Совершенно
очевидна необходимость дифференцированного налогового подхода к предприятиям
разного профиля деятельности. Более низкие ставки налогов должны применяться
для наиболее важных, приоритетных отраслей.
Еще одной проблемой, не столько
экономической, сколько административной является бюрократия нашего
государственного аппарата. Эта проблема не обсуждается ни на каком уровне и ни
одна программа не предусматривает мер по борьбе с чиновничьим беспределом в
Российской Федерации. На уровне центрального правительства принимается огромное
количество решений в поддержку предпринимательства, но никто не борется с тем,
что любой человек, желающий заняться бизнесом должен потратить уйму времени и
денег лишь на то, чтобы получить всевозможные справки и разрешения в системе
местного самоуправления. Многих людей пугает именно это, когда те предпринимают
первые шаги на пути к становлению своего предприятия.
2.2. Особая роль малого бизнеса в экономике
России
Качественные характеристики малого
предприятия (МП) в рыночной экономике в целом присущи ему и в переходных
российских условиях. Совокупность качественных характеристик МП
трансформируется в специфическую роль мало-г6 бизнеса как сектора экономики,
определяя его экономическую и социальную значимость. Они — основа сильных и
слабых сторон малого бизнеса. Сегодня преимущества малого бизнеса по сравнению
с другими секторами экономики выражены четче, чем недостатки. В этом
заключается специфика малого предпринимательства — "оживать" в
период общего экономического спада, "принимать на себя" решение
многих социальных и экономических проблем.
Такой вывод позволяет сделать анализ накопленных данных:
результатов опросов предпринимателей, статистических показателей. Следует,
однако, помнить: предоставляют статистическую отчетность, участвуют в опросах
достаточно успешные, по крайней мере реально функционирующие, фирмы. Это те
МП, которые прошли испытание временем, нашли свою нишу, способы удержать, даже
расширить рынок сбыта. Именно такие предприятия, по имеющейся информации,
достаточно устойчиво стоят на ногах. Но с 1994 г. их количество не растет,
напротив, оно несколько уменьшилось. Очевидно, барьеры входа в малый бизнес
стали слишком высоки, начать предпринимательскую деятельность стало значительно
сложнее, чем поддерживать стационарный режим уже запущенного дела. Процесс
формирования рациональной структуры экономики, где на МП приходится
значительная доля всех хозяйствующих субъектов и подавляющая — всех занятых,
застопорился.
Функционирующие МП демонстрируют хорошую способность
адаптироваться к внешним условиям, своим развитием укрепляя рыночные
отношения. По данным мониторинга частного сектора, руководители МП считают
общее состояние фирмы плохим в среднем в 1,3 раза реже, чем директора крупных и
средних предприятий.
Малый бизнес является надежным источником бюджетных
поступлений. Доля просроченной задолженности МП местным и федеральному бюджетам
ниже, чем у крупных предприятий, соответственно в 2,3 и 2,8 раза. МП-лидеры
практически вообще ее не имеют. Лидеры из числа крупных предприятий, напротив,
имеют просроченную задолженность по всем позициям, в том числе и поставщикам.
Малые предприятия являются достаточно устойчивым источником постоянной
занятости, постоянных доходов населения. Доля просроченной задолженности по
заработной плате на малых предприятиях в 2,5 раза меньше, чем на крупных.
Для работников малый, бизнес —
возможность избавиться от прежнего стереотипного отношения к труду как к затрате
времени, а не энергии, сил. Для руководителей — это школа рыночного
предпринимательства. У МП-лидеров формируются рыночные стандарты поведения
практически во всех сферах деятельности. У крупных предприятий успех в большей
мере определяется отраслевой принадлежностью, а не рыночно-ориентированными
решениями.
Малый бизнес активно формирует систему
хозяйственных связей, ее нижний, местный уровень. Хозяйственные связи МП более
длительны, чем у крупных, особенно с потребителями (продавцами), им лучше
удается удержать рынок сбыта. Хозяйственная кооперация в малом бизнесе
постоянно перерастает в интеграцию, особенно у наиболее успешных предприятий:
1/5 лидеров заинтересованы в интеграции с организациями по сбыту,
производителями аналогичной продукции. Очевидна ориентация на серьезное освоение
рынка. Вместе с тем большинство развивающихся МП не стремится перешагнуть
формальный порог, отделяющий их от среднего бизнеса. Среди фирм-лидеров лишь 4%
предприятий всерьез рассматривают возможность создания семейства дочерних
фирм, выделения отдельных производств в самостоятельные предприятия. Тем самым
тормозится расширение среднего бизнеса, формирование рациональной структуры
экономики. Нельзя исключить, что данная ситуация — отчасти следствие льгот,
предусмотренных исключительно для МП. Ставя целью создание условий, способствующих
развитию малого предпринимательства в целом, льготный режим функционирования МП
становится своего рода барьером на пути конкретного динамично развивающегося
бизнеса. Снять это противоречие можно, создав среду, благоприятную для
предпринимательской деятельности любых масштабов.
Качественные характеристики российского малого
предприятия. Используемые количественные критерии определения
типа предприятия — это операционный инструмент, необходимый для проведения
измерений, сопоставлений, прогнозов. Действующие параметры отнесения предприятий
к разряду малых задавались без предварительного анализа, учета качественных
особенностей малых предприятий. Во многом поэтому российский малый бизнес
вобрал в себя фирмы, относимые к категории средних в большинстве промышленно
развитых стран. Специфика МП в условиях рынка определяется его особенностями в
таких сферах жизни, как целеполагание, менеджмент, финансирование, планирование
выпуска, кадровая политика. Эти характеристики предопределяют как преимущества,
так и недостатки: предприятий относительно небольшого размера по сравнению с
более крупным бизнесом в контексте решения конкретных управленческих задач. Их
недостатки — объективная основа возникновения барьеров для развития малого
бизнеса, изначально присущих ему в развитом рынке или
вызванных
переходными условиями, а потому в принципе устранимых. Меры государственной
поддержки должны быть направлены на преодоление барьеров, обусловленных неразвитостью
рыночных отношений в нашей стране.
Помимо преимуществ, у МП имеются и
уязвимые места. Главное для них — малая величина индивидуального капитала. Для
подавляющего большинства МП основным источником стартового капитала или
пополнения средств, уже вложенных в бизнес, является самофинансирование, и лишь
в случае достаточно успешного ведения деловых операций появляется возможность
использовать банковский кредит. Но коммерческие банки всегда неохотно
взаимодействуют с МП, потому что для них мелкие ссуды менее выгодны, чем кредиты
КП, и сопряжены с гораздо большим риском. Малому бизнесу приходится платить за
ссуды более высокий процент, чем платят крупные заемщики. Как свидетельствует
опыт, трудности доступа к коммерческому кредиту порождают у многих МП
хроническую нехватку оборотного капитала, что и становится причиной
большинства банкротств. Финансовое положение МП особенно уязвимо в условиях
инфляции, поскольку, в отличие от КП, они имеют лишь ограниченные возможности
перекладывать рост своих издержек на потребителей.
Вследствие названных причин отличительной
чертой малого предпринимательства является его неустойчивость, проявляющаяся в
массовом разорении МП, "вымывании", вытеснении их из производства в
процессе жёсткого "естественного отбора" в условиях рыночной
конкуренции. По данным Администрации по делам малого бизнеса США, почти
каждая четвертая вновь созданная малая фирма терпит банкротство уже на первом
году своей деятельности, а 90% не могут продержаться более четырех лет. Правда,
разорение как утрата капитала происходит лишь в 20% случаев: американское
законодательство стимулирует "добровольное банкротство" МП:— обмен
или продажу ими своих акций для приобретения более выгодного бизнеса.
Американский рынок отличается повышенной
требовательностью к начинающему предпринимателю. В других странах малый бизнес
имеет больший шанс на выживание. Так, в Великобритании к концу четвертого года
деятельности на рынке удерживаются около 40% МП. Однако и здесь для выживания
фирмы критическим считается первый год, в течение которого разоряется половина
всех создаваемых новых предприятий. В странах ЕС в среднем 7 из 10 новых МП
выживают в течение первых трех лет своей деятельности.
3. Состояние малого бизнеса в Алтайском крае
Специалисты Российского центра экономических и финансовых
исследований и разработок пришли к выводу, что в России легче всего открыть
малый бизнес в Алтайском крае. Данное исследование проводилось по заказу
Министерства экономического развития Правительства РФ и Всемирного банка. Его
цель - выявить существующие административные барьеры в деятельности малых
предприятий (регистрация, получение лицензий, многочисленные контрольные
проверки).
В опросе приняли участие 100 малых предприятий и оказалось, что в России
быстрее всего можно пройти все формальности при организации собственного бизнеса
в Алтайском крае - в среднем за 30 дней. Кстати, предприниматели из Москвы и
Хабаровского края тратят на это в четыре раза больше времени - 120 дней. Кроме
того, Минэкономразвития интересовало выполнение на местах федерального закона
"О защите прав предпринимателей при проведении государственного
контроля". Оказалось, что в среднем одно малое предприятие проверяли пять
раз, в Алтайском крае этот показатель - 3,8.
Ниже приведены данные на июнь 2002-го года о ходе выполнения закона
«О государственной поддержке малого предпринимательства в Алтайском крае».
На
малых предприятиях трудится около 95 тысяч человек, более 97 тысяч работает в
организационно-правовой форме индивидуальных предпринимателей. Если к ним
добавить около 30 тысяч работающих в фермерских хозяйствах, то общая
численность работников, занятых в сфере малого предпринимательства, достигает
220 тысяч человек.
Таким образом, малый бизнес, если учитывать членов семей,
занятых в нем, обеспечивает жизнь до четверти населения края. Это подтверждают
и цифры, характеризующие вклад малого предпринимательства в бюджеты всех
уровней. Так в 1996 году на долю малого предпринимательства приходилось около 6
% налогов и других платежей в бюджеты всех уровней на территории края; в 1999
году – 11,2 %, а в 2000– уже 20,4 %. Таким образом, каждый пятый рубль в
бюджете от субъектов малого предпринимательства.
Несмотря на то, что, на протяжении ряда последних лет
условия для малого предпринимательства остаются сложными, ситуация, судя по
некоторым показателям 2000 года, начинает меняться. По итогам конца прошлого и
начала текущего года наблюдается некоторый рост таких показателей как число
малых предприятий - на 13%, общее количество занятых в сфере малого
предпринимательства - на 2%, поступление налогов и других платежей от субъектов
малого предпринимательства - в 2,4 раза, причем поступление от "физических
лиц" - в 3,4 раза.
Выпуск
товаров и услуг малыми предприятиями края в фактических ценах составил в 2000
году - 4 428 млн. рублей, в 1999 году - 3 867 млн. рублей. Малыми предприятиями
края отгружено товаров в фактических ценах в 2000 году на сумму 11 963 млн.
руб., в 1999 году - 9 157 млн. руб. Объём платных услуг, оказанных населению
малыми предприятиями в 2000 году составил 265 млн. руб., в 1999 году – 186 265
млн. руб.
Практически все ключевые статьи закона "О
государственной поддержке малого предпринимательства в Алтайском крае",
определяющие организацию государственной поддержки малого предпринимательства в
крае, выполняются. Так полностью выполняются: статьи, определяющие компетенцию
представительной и исполнительной власти края; статья о наличии в структуре
администрации комитета по поддержке предпринимательства; статья о порядке
разработки и структуре краевой Программы поддержки малого предпринимательства;
статьи о наличии в бюджете края отдельной строки, предусматривающей
финансирование Программы, и о схеме этого финансирования.
Как
сообщил председатель краевого комитета по предпринимательству Владимир Чепель,
за прошедшие с момента принятия закона годы изменилось выполнение статьи о
краевой Комиссии по развитию предпринимательства. В законе она прописана как
ведомственная, и ее состав утверждается председателем комитета. Последние три
года она утверждается главой администрации края и имеет характер
межведомственной.
Частично выполняется глава по регистрации и учету субъектов
малого предпринимательства. В ней выполняются статьи о порядке регистрации и не
выполняются статьи о ведении реестра субъектов малого предпринимательства.
Проблема ведения реестра не была решена на федеральном уровне. Определенный в
Гражданском кодексе уполномоченный орган - Минюст – к этой работе так и не
приступил. В ближайшем будущем эта проблема в стране, по-видимому, будет решена
по-другому.
Не
выполняются: статья о предоставлении льгот для звеньев краевой инфраструктуры
поддержки малого предпринимательства; статья о резервировании определенной доли
государственного заказа для субъектов малого предпринимательства. Они участвуют
в общем конкурсе; а также статья об определении при формировании пакетов
заказов доли, размещаемой на конкурсной основе у субъектов малого
предпринимательства.
По мнению В. Чепеля, положения, составляющие основу данного
закона, не утратили своей актуальности, являются востребованными и соответствуют
в основном реалиям сегодняшнего дня. Вместе с тем появились некоторые новые
обстоятельства, которые могли бы найти отражение в законе, например,
взаимоотношения с объединениями предпринимателей, организация проверок
государственными контролирующими структурами, организация работы на
муниципальном уровне. Но принимать закон в новой редакции в ближайшее время
нецелесообразно, поскольку на федеральном уровне началась работа по серьезному
изменению нормативной базы для малого предпринимательства - от закона о
регистрации до новой редакции федерального Закона "О государственной
поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". По оценке В.
Чепеля, на краевом уровне можно будет принять такой закон через 1-1.5 года.
15 марта текущего года прошел 5-й съезд предпринимателей
Алтая. С приветственным словом к собравшимся обратился губернатор края
Александр Суриков. По словам губернатора, предпринимательство призвано
обеспечивать достижение широкого спектра целей, решение важнейших
социально-экономических задач в Алтайском крае. В качестве примера он привел
такой факт, что в развитых экономических странах 60% трудоспособного населения
занято в сфере бизнеса. Выступавший подчеркнул, что первостепенной задачей
государства, администрации является работа по укреплению сферы
предпринимательства. А.Суриков сообщил, что администрация края с целью
поддержки предпринимательства проводит развитие прямого диалога
предпринимателей и власти; упорядочение инфраструктуры, обеспечивающей
функционирование сферы бизнеса; упорядочивание работы контролирующих органов.
Из действий, непосредственно помогающих предпринимательству, А.Суриков назвал:
создание и поддержку оптовых рынков; расширение кредитования; работу в
отношении банковских ставок, которые тяжелы для предпринимателей, поэтому, по
словам А.Сурикова, "нужны льготы, даже за счет бюджета".
Также он подчеркнул, что движение навстречу
предпринимательства есть на всех уровнях: в администрации края создан
общественный Совет по предпринимательству, первый зам. губернатора занимается
вопросами малого и среднего предпринимательства. Выступавший отметил, что
сейчас главной задачей является устранение административных барьеров. Один из
них - многочисленность проверок бизнесменов контролирующими органами, что
провоцирует наличие теневой стороны в работе контролеров.
Губернатор
заверил собравшихся, что "все ваши серьезные предложения будут
проработаны, и приняты решения в вашу поддержку, так как без малого и среднего
предпринимательства невозможно решение многих социально-экономических
проблем".
Исполнительный
директор Алтайского Союза предпринимателей Валерий Кондратюк на этой встрече
сказал, что в крае пока только 10-12% доходов поступает в бюджет от сферы
малого и среднего бизнеса. Самой важной проблемой, по словам выступавшего, являются
налоги. Налогообложение регулируется противоречивыми законами, допускающими
произвольную трактовку; иногда законы противоречат и здравому смыслу. Таким
образом, если субъект честно уплачивает все налоги, ему грозит разорение. В.
Кондратюк подчеркнул, что пока в крае не существует механизма воздействия со
стороны предпринимателей на законодательную систему, поэтому "надо
объединяться в Союзы и сообща решать вопросы". Выступавший назвал
потенциал малого и среднего бизнеса на Алтае огромным. Так, в Рубцовске эта
сфера обеспечивает 40% поступлений в бюджет, и 224 тысячи человек, занятых в
сфере предпринимательства в крае, не требуют от государства ни льгот, ни
пособий, а обеспечивают сами свою жизнь.
В.
Кондратюк обратил особое внимание собравшихся на то, что "недостаточно
только платить налоги и помогать инвалидам. Нам следует самим формировать
положительный образ предпринимателя совместно со средствами массовой
информации, нужно работать над своим имиджем".
Заключение
Таким образом можно прийти к следующим
выводам.
Развитие рыночных отношений в экономике
России невозможно без развития малого бизнеса. Это объясняется тем, что малое
предпринимательство имеет свои особенности, одна из которых – возможность
быстрого реагирования на изменения конъюнктуры рынка, открытие новых видов
товаров и услуг, а отсюда возможность в короткие сроки окупать капитал,
переключая его с одного производства на другое, внедряясь в новые сферы
деятельности.
Другая особенность малых предприятий –
издержки производства и обращения, которые, как правило, выше, чем у крупных.
Малые предприятия нуждаются, особенно на начальном этапе в льготах при создании
и функционировании и других мерах государственной поддержки.
Малое предпринимательство в России
является не только необходимым звеном в создании рыночной экономики, но и
наиболее существенным элементом в социальном преобразовании общества, так как
в значительной степени служит созданию среднего класса, обеспечивающего
политическую стабильность и демократическое развитие общества.
Список литературы
- Брюк Р. Калинкин Е.В. и др. Малый бизнес:
выход из экстремальных ситуаций. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика».
2001.
- Лапуста М.Г. Старостин Ю.Л. Малое
предпринимательство. – М.: ИНФРА – М, 1997.
- Пелих А.С. Шепеленко Г.И. Малые предприятия.
– Ростов н/Д: Экспертное бюро. Гардарика, 1996.
- Попов В.М. Мяпунов С.И. Практика малого
бизнеса. – М.: Издательство «Гном и Д» 2001.
- Афанасьев В. Малый бизнес: проблемы
становления. " Российский экономический журнал",1993.
- Шулятьева Н .А. Малый бизнес в условиях
рынка. Ж. "Деньги и кредит", 1992, N 1.
- Новости Малого Бизнеса. Электронный журнал.
Выпуск №44 от 02.11.98.
- www.dnsk.ru
- www.sibir.rian.ru
- www.amitel.ru
Страницы: 1, 2, 3, 4
|