Развитие малого бизнеса в Алтайском крае
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМ. И.И. ПОЛЗУНОВА
Кафедра экономики
Курсовая работа
на тему: Развитие
малого бизнеса в Алтайском крае
Выполнил: ст-т гр. САПР-92
Доровских А.
Проверил: Степашин К.Н.
БАРНАУЛ 2002
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………………4
1. Малый бизнес и его роль в экономике
1.1.
Понятие «Малый бизнес»………………………………………………………………5
1.2.
Правовые основы………………………………………………………………………..6
1.2.1.
Создание малых предприятий…………………………………………………...6
1.2.2.
Ликвидация и реорганизация малого предприятия…………………………….8
1.2.3.
Управление предприятием………………………………………………………..8
1.2.4.
Хозяйственная и иная деятельность предприятия……………………………....9
1.3.
Характерные особенности малых предприятий……………………………………….10
1.4.
Роль малого бизнеса в экономике……………………………………………………. 21
2. Малый бизнес в экономике России
2.1.
Проблемы становления малого бизнеса в России……………………………………25
2.2.
Особая роль малого бизнеса в экономике России …………………………………...28
3. Состояние малого бизнеса в Алтайском крае………………………………………………32
Заключение………………………………………………………………………………………36
Список литературы……………………………………………………………………………..37
Введение
В последнее
время в России созрел достаточно серьезный вопрос: кто займет место ныне
распадающихся крупных монополистических предприятий, относящихся как к тяжелой,
так и к другим не менее важным отраслям промышленности? Ответ кажется простым
только на первый взгляд: заполнить освободившееся пространство структурами, вновь
образовавшимися за счет крупных вложений в изуродованные распавшимися связями
государственные предприятия. Но на самом деле все гораздо сложнее. Деньги
вкладываются, время идет, а результат равен нулю. А дело все в том, что
руководители предприятий, избалованные несамостоятельной жизнью в стране, где
никто ни за что не отвечает, никак не могут найти ту гибкость в принятии
решений, которой им так не хватает. Государственные предприятия в нашей стране,
к сожалению, пока не умеют работать в среде развития конкуренции,
научно-технического прогресса, нормализации процессов ценообразования,
постепенного освобождения от тенденций к упадку и т.д. Поэтому необходимо дать
свободу для развития предприятий малого бизнеса. Они могут дать России
необходимую насыщенность рынка, тенденцию к устойчивости цен, среду
конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чего
страдало качество, а процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен.
Кто же сейчас
может поддержать российскую экономику? Это дело и нужно отдать в руки мелкого и
среднего предпринимательства. Экономически это выгодно, потому что появление
большого числа фирм приведет к появлению новых рабочих мест. Малым предприятием
легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, да и это
принесет реальные деньги в бюджет не только центра, но и регионов, что особенно
важно, учитывая выделение Москвы и огромный упадок субъектов Российской
Федерации. И одним из самых главных преимуществ является то, что появление
малого и среднего бизнеса неизбежно ведет к появлению конкуренции на
отечественном рынке, чего так не хватало экономике России на последних этапах
развития, что привело к создание монополий и сосредоточению власти, как
политической, так и экономической, в руках небольшой группы людей, которые
обладали огромными капиталами.
1. Малый
бизнес и его роль в экономике
1.1. Понятие «Малый бизнес»
Как явствует из самого определения, «малый
бизнес» – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами
рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными
органами или другими представительными организациями критериях,
конституционирующих сущность этого понятия.
Как показывает мировая практика, основным
критериальным показателем, на основе которого предприятия различных
организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства,
является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный
период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается
деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие,
управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на
основе которых предприятия относятся к малому бизнесу является:
-
численность персонала;
-
размер уставного капитала;
-
величина активов;
-
объем оборота (прибыли, дохода).
По данным Мирового
банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам
малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто
применяемыми критериями являются те, что описаны выше. Практически во всех
странах определяющим критерием является численность работников за отчетный
период.
В
российской практике существование малого предпринимательства было разрешено в
1988 г. В этот период к числу малых отнесли государственные предприятия, на
которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 чел.
Под субъектами малого бизнеса стали
пониматься коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия
РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и
иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким
юридическим лицам, не являющимся субъектами малого бизнеса, не превышает 25% и
в которых средняя численность работников за отчетный период на превышает
предельных уровней:
в промышленности – 100 человек;
в строительстве – 100 человек;
на транспорте – 100 человек;
в сельском хозяйстве – 60 человек;
в научно технической сфере – 60 человек;
в оптовой торговле – 50 человек;
в розничной торговле и бытовом обслуживании
населения – 30 человек;
в остальных отраслях и при осуществлении
других видов деятельности – 50 человек.
В Федеральном Законе «О государственной
поддержке малого предпринимательства в РФ» установлено, что под субъектами
малого бизнеса понимаются также физические лица, занимающиеся
предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
1.2. Правовые основы
Основы
правовой базы при создании, развитии и государственном регулировании малых
предприятий определяются Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральным
законом “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской
Федерации” (июнь 1995 г.) и федеральным законом “Об упрощенной системе
налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства”
(декабрь 1995 г.). Государственный комитет Российской Федерации по развитию и
поддержке малого предпринимательства, созданный в 1995 году как федеральный
орган исполнительной власти, координирует проведение государственной политики в
сфере развития малого предпринимательства и создания целостной
федерально-региональной и муниципальной систем его поддержки. Основным
средством проведени государственной политики являются целевые федеральные
программы государственной поддержки малого предпринимательства. К настоящему
времени разработаны 3 федеральных программы: 1994-1995 гг.; 1996-1997 гг. и
1998-1999 гг. Правовые основы деятельности малых предприятий в Российской
Федерации будут описаны в следующих пунктах.
Нормативной базой для создания и ликвидации
МП является закон РФ “О государственной поддержке малого предпринимательства в
Российской Федерации” Предприятие может быть учреждено либо по решению
собственника имущества или уполномоченного им органа, либо по решению трудового
коллектива государственного или муниципального предприятия в случаях и порядке,
предусмотренном Законом. Предприятие может быть учреждено в результате
выделения из состава действующего предприятия, объединения, организации одного
или нескольких структурных подразделений с сохранением за ними существующих
обязательств перед предприятием. Предприятие может быть учреждено в результате
принудительного разделения в соответствии с антимонопольным законодательством
РФ.
Учредительными документами предприятия
являются устав предприятия, а также решение о его создании или договор
учредителей. В уставе предприятия определяются организационно правовая форма
предприятия, его название, адрес, органы управления и контроля, порядок распределения
прибыли и образования фондов предприятия, условия реорганизации и ликвидации
предприятия. Устав предприятия утверждается его учредителем. На государственном
и муниципальном предприятии, а также на предприятии смешанной формы
собственности, в имуществе которого доля государства или местного Совета
составляет более 50%, устав утверждается учредителем совместно с трудовым
коллективом.
Предприятие считается утвержденным и
приобретает права юридического лица со дня его государственной регистрации.
Государственная регистрация предприятия,
независимо от его организационно-правовой формы, осуществляется местным Советом
по месту учреждения предприятия. Данные государственной регистрации предприятия
в месячный срок сообщаются Советом, зарегистрировавшим предприятие, в
Министерство финансов РФ для включения в Государственный реестр. Деятельность
незарегистрированного предприятия запрещается. Доходы, полученные от
деятельности такого предприятия, взыскиваются через суд и направляются в
местный бюджет.
Для регистрации предприятия учредитель
представляет следующие документы:
- заявление учредителя,
- устав предприятия,
- решение о создании предприятия или
договор учредителей,
- свидетельство об уплате государственной
пошлины.
Решение о регистрации или отказ в
регистрации предприятия должно быть принято не позднее чем в месячный срок с
момента выдачи заявления учредителя, устава, договора учредителей и
свидетельства об уплате госпошлины. О регистрации предприятия держатель реестра
объявляет в местной печати не позднее чем в недельный срок со дня регистрации.
Отказ в государственной регистрации
предприятия возможен в случае нарушения установленного Законом порядка создания
предприятия, а также несоответствия учредительных документов требованиям
законодательства РФ. Отказ в регистрации предприятия по другим мотивам является
незаконным. О решении отказать в регистрации предприятия соответствующий орган
обязан сообщить в 3-хдневный срок в письменной форме учредителю предприятия.
Отказ в регистрации предприятия может быть обжалован в судебном порядке.
Предприниматель может взыскать через суд убытки, нанесенные в результате
незаконного отказа в регистрации предприятия.
Прекращение
деятельности предприятия может осуществляться в виде его ликвидации или
реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование в
иную организационно-правовую форму). Ликвидация и реорганизация предприятия
производится по решению собственника или органа, уполномоченного создавать
такие предприятия, с согласия трудового коллектива либо по решению суда.
Предприятия ликвидируются в случаях:
- признания банкротом,
- принятия решения о запрете деятельности
предприятия из-за невыполнения условий, установленных законодательством РФ,
если в предусмотренный решением срок не обеспечено соблюдение этих условий или
не изменен вид деятельности,
- признания судом недействительными
учредительных документов и решения о создании предприятия,
- по другим основаниям, предусмотренным
законодательными актами РФ и входящих в его состав республик.
Ликвидация предприятия осуществляется
ликвидационной комиссией, образуемой собственником имущества предприятия или
уполномоченным им органом, совместно с трудовым коллективом. По их решению
ликвидация может проводиться самим предприятием в лице его органа управления.
Ликвидация предприятия при банкротстве осуществляется в соответствии с
законодательством РФ.
Управление предприятием осуществляется
учредителем являющийся высшим органом предприятия – юридического лица.
(вариант: на случай, когда учредителей несколько - высшим органом управления
предприятием и юридического лица является общее собрание учредителей,
принимающие решения единогласно. При несогласии одного из учредителей он вправе
выйти из предприятия и получить свою долю в денежном выражении по окончании
операционного года ( возможны и другие варианты решения ).
Вариант: для осуществления текущего руководства
деятельностью предприятия учредителем назначается директор предприятия,
действующий на основании и в пределах доверенности, выданной от имени
предприятия его высшим органом.
С приглашенным директором заключается
контракт (трудовой договор). Директором может быть назначен один из
учредителей. Учредитель, действуя в качестве руководителя предприятия,
самостоятельно решает все вопросы деятельности предприятия. Он действует от
имени предприятия без доверенности, представляет его во всех организациях и
перед всеми лицами, распоряжается имуществом предприятия, совершает сделки и
заключает договоры, в том числе трудовые, выдает доверенности, открывает счета
в банках, утверждает структуру и штатное расписание предприятия , издает
приказы и обязательные для всех работников указания.
Трудовой коллектив предприятия, состоящий
из всех лиц, участвующих своим трудом в его деятельности, исключая учредителей
и директора, решает простым большинством голосов вопрос о заключении
коллективного договора, и о содержании этого договора и вопросы, связанные с
выкупом предприятия и согласия учредителя (учредителей). Должность лица
предприятия, включая заместителя руководителя предприятия, руководителей
структурных подразделений, мастеров, старших мастеров и других линейных руководителей,
назначаются на должность и освобождаются от должности директором предприятия
(вариант: указать должность назначение, на которое производится с согласия
высшего органа или самим высшим органом предприятия).
Предприятие самостоятельно планирует свою
деятельность, определяет перспективы развития. Учредитель или с его согласия
директор предприятия самостоятельно в соответствии с законодательством о труде
определяет порядок найма и увольнения работников, формы, системы и размеры
оплаты труда, распорядок рабочего дня, сменность работы, порядок предоставления
выходных дней и отпусков, их продолжительность. Предприятие в соответствии с
действующим законодательством осуществляет социальное и обязательное
медицинское и иное обязательное страхование. Предприятие обеспечивает
работникам безопасные условия труда в соответствии с установленными правилами и
нормами.
Предприятия могут приобретать необходимые
ему ресурсы реализовывать свою продукцию и услуги любым не противоречащим
законодательству способом по не противоречащим законодательству ценам.
Предприятие вправе открывать расчетный и другие счета в любом банке и
осуществлять все виды расчетных, кредитных кассовых и иных операций.
Предприятие может самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность
в соответствии с законодательством РФ, входящих в нее республик и иметь
валютный счет в соответствующем банке. Высший орган (вариант: директор)
предприятия определяет перечень сведений, составляющих коммерческую тайну.
Прибыль, остающаяся у предприятия после
уплаты налогов и других платежей в бюджет(чистая прибыль) поступает в полное
его распоряжение. Направления использования чистой прибыли определяется
учредителем. Часть чистой прибыли (вариант: часть чистой прибыли в размере,
ежегодно определяемом учредителем после обсуждения с трудовым коллективом)
передается в собственность членам трудового коллектива. Порядок распределения
этой части чистой прибыли между работниками определяется положением,
утвержденным советом предприятия (вариант: совместным решением учредителя и
трудового коллектива). Переданная члену трудового коллектива часть прибыли
подлежит выплате ему или может с согласия высшего органа предприятия образовать
вклад работника в средства предприятия. На сумму вклада начисляются подлежащие
ежегодной выплате проценты, размер которых определяется решением трудового
коллектива(вариант: совета предприятия), утвержденным органом предприятия
(вариант: Положением, утвержденным совместным решением трудового коллектива
(или совета предприятия) и высшего органа предприятии). В случае прекращения
трудовых отношений вклад и причитающиеся на него проценты подлежат выплате по
окончании операционного года.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|