p> Основными законодательными актами, регулирующими осуществления
маркетинга региона на территории Красноярского края являются:
Закон Красноярского края об инвестиционной деятельности в Красноярском крае
(в редакции Закона Красноярского края от 26 июня 2001 № 15-1385);
Закон Красноярского края о краевой целевой программе «Активизация
инновационной деятельности в Красноярском крае» (от 12 февраля 1999 № 5-
503);
Закон Красноярского края о краевой целевой программе «Новые технологии для
управления и развития региона» (от 12 февраля 1999 № 5-302); Опыт осуществления информационного маркетинга регионами РФ. В
настоящее время многие российские регионы приходят к пониманию
необходимости маркетинга территорий и информационного маркетинга. Однако, в
настоящее время усилия регионов в этом направлении крайне незначительны, за
небольшим исключением. Как показал анкетный опрос руководителей
подразделений органов исполнительной власти 12 субъектов РФ (Астраханская,
Белгородская, Владимирская, Иркутская, Кемеровская, Курганская, Курская,
Магаданская, Орловская, Саратовская области, Хабаровский край, Удмуртская
Республика) и органов местного самоуправления (администрации гг. Великого
Новгорода, Перми, Твери), функции информационного маркетинга региона
практически во всех анкетируемых регионах выполнялись лишь частично, в
большинстве регионов не создано специальных структур, занимающихся
информационным маркетингом территории. Показателен тот факт, что в регионах
на сегодняшний день практически отсутствует какая-либо оценка эффективности
информационного маркетинга. Часть руководителей видит оптимальную структуру организации
маркетинга региона в форме подразделения администраций/правительств
региона, большинство же считают, что лучше всего с функцией информационного
маркетинга региона справится ассоциированное агентство:
“Концептуальные основы должна разрабатывать аналитическая служба
исполнительного органа власти, практическую работу ведет ассоциированное
агентство, замкнутое на аналитическую службу” (Васильев Д.В., зам.
председателя комитета по информатизации и связи администрации Астраханской
области).
“Ассоциированное агентство больше подходит для организации информационного
маркетинга территории, т.к. такая организация более демократична по сути,
позволяет привлекать большее количество заинтересованных физических и
юридических лиц” (Левченко А.А., начальник управления инвестиций и
внешнеэкономической деятельности администрации Белгородской области).
“… в форме информационного агентства “под крышей” администрации области”
(Каштанов Ю.Б., зам. председателя информационно-аналитического комитета
администрации области, Емеленко Н.П., начальник аналитического отдела
министерства экономики Удмуртской Республики).
“В рамках Ассоциации “Сибирское соглашение” предпринимается попытка создать
Межрегиональный конъюнктурный центр в целях формирования единого рыночного
и информационного пространства Сибири. Кемеровская область будет
участвовать в создании этого центра” (Козлов В.П., руководитель центра
информатизации и компьютерного обеспечения администрации Кемеровской
области).
Оптимальная форма - “Центр регионального маркетинга, в рамках которого
можно было бы создать банк данных о предприятиях региона и инвестиционных
предложениях предприятий, проводить постоянную работу в области оказания
маркетинговых услуг предприятиям” (Первый зам. начальника управления
экономического анализа и прогнозирования администрации Орловской области). Интересен опыт Читинской области: там, как считают в администрации
области, создана организация, идеально подходящая для выполнения функций
информационного маркетинга, с которыми она справляется. Это государственное
унитарное предприятие "Информационно-аналитическое агентство Читинской
области" под руководством В. Кальченко. Цель работы предприятия:
целенаправленное и планомерное продвижение в общественное сознание нового
взгляда на Забайкалье как на регион с высоким экономическим и культурным
потенциалом. Занимаясь издательской деятельностью, представляя
информационные и консультационные услуги в области маркетинга, менеджмента
и бизнес-планирования, агентство за короткий срок приобрело известность не
только в своем регионе, но и за его пределами. Власти области пришли к
выводу, что необходимо не только работать над собственным имиджем, но и
формировать привлекательный образ Читинской области в целом еще в 1996
году. Возникла идея создать некую специализированную структуру, которая бы
этим занялась, так было создано Информационно-аналитическое агентство.
Сегодня оно имеет в своей структуре отдел информации, издательский и
коммерческий отделы. Интеллектуальный потенциал агентства опирается на
серьезные технические ресурсы. Здесь имеются комплекс допечатной подготовки
изданий, лицензионное программное обеспечение, рабочая станция для создания
электронных информационных продуктов. Агентство создало и поддерживает
страничку Читинской области в глобальной сети Интернета. Она содержит
разнообразную и постоянно обновляемую информацию о различных сторонах жизни
региона. В инвестиционном каталоге, разработанном агентством, представлены
наиболее привлекательные для вложения средств проекты в горнодобывающей,
лесной и пищевой промышленности. Все это делается для того, по мнению
специалистов агентства, чтобы за пределами региона побольше узнали о
Забайкалье, ведь недостаток информации, а то и попросту ее искажение, в
немалой степени сдерживает развитие экономики края. Нельзя не согласится с Вороновым С.А., сотрудником министерства
инвестиционной политики и межрегиональных связей Саратовской области, что
“оптимальной структуры для всех территорий не существует. Можно говорить о
комплексной и системной структуре, учитывающей особенности конкретного
региона”. Однако необходимо отметить, что: Ответственность за выполнение стратегии информационного маркетинга,
необходимые полномочия и средства должны быть переданы одной организации.
Исходя из западного и отечественного опыта осуществления маркетинга
территории, организацию рекомендуется создавать в виде информационного
ассоциированного агентства при администрации/правительстве региона. При определении функций, которые будет выполнять это агентство,
необходимо учитывать, что политически гораздо легче передать все функции по
информационному маркетингу региона одной организации, а функции мониторинга
и непосредственной работы с покупателями услуг территории, значимыми для
региона, оставить в компетенции государственного органа власти. Предпочтение использованию промоушн-технологий по продвижению
региона, используемых на местах, в том или ином случае отдается “по
традиции”, а не из принципа целесообразности. Это либо участие в ярмарках и
выставках и проведение экономических презентаций региона, либо направленные
1 на 1 маркетинговые действия, либо реклама. Как правило, эти мероприятия
направлены на достижение первых промежуточных целей информационного
маркетинга региона, а именно на преодоление безразличия и возбуждение
первичного интереса к территориям, т. е. на создание положительного имиджа
регионов. Резюме. Сегодня перед российскими регионами возникает проблема
эффективной и адекватной региональной политики, направленной на
реконструкцию и реформирование экономики и привлечение инвестиций,
разработки и осуществления планов развития территорий, опирающихся в первую
очередь на использование местного потенциала. Для этого необходима
разработка и реализация долгосрочной концепции комплексного развития
экономики и социальной сферы региона - региональный маркетинг территории,
предусматривающий постепенное устранение негативных явлений и решение
сложных социально-экономических проблем. При осуществлении маркетинга
региона необходимо рассматривать четыре составляющих: 1) место или
географическое положение региона; 2) продукт или присущие данной территории
преимущества и недостатки; 3) цена или расходы покупателей услуг региона,
связанные с пребыванием или бизнесом на данной территории; 4) промоушн или
информационный маркетинг региона. По оценкам специалистов, информационная прозрачность вместе с
разумной экономической политикой, представляют собой региональный ресурс,
который намного ценнее нефти, алмазов и прочего сырья (EA-Ratings, РЦБ, №5,
1999 год). Основная цель, на которую направлен информационный маркетинг,
четвертая составляющая регионального маркетинга, это использование этого
важнейшего ресурса. Профессиональное раскрытие и продвижение информации, в
стандартах, понятных как для внешней, так и для внутренней среды, является
одним из важнейших стратегических резервов региона. В России пока ещё
крайне мало примеров, когда региональные и муниципальные власти всерьёз
занимаются проблемой продвижения информации и поддержания благоприятного
имиджа территории. Сегодняшняя ситуация такова, что без информации не будет
доверия. Без доверия не будет инвестиций и развития производства. Без
развития производства не будет экономического роста. Информационный маркетинг региона - совокупность действий,
направленных на продвижение положительной информации о регионе с целью
создания, как во внутренней, так и во внешней среде благоприятного
отношения к региону, а также к продукции, выпускаемой на его территории и
региональным условиям ведения бизнеса. Зарубежные исследователи Льюис Уэлс и Элвин Уинт указывают на то, что
промоушн территории имеет статистически значимое влияние на приток
иностранных инвестиций. Специалисты РА Эксперт также отмечают, что
“пропаганда инвестиционной привлекательности региона может привести к
полутократному росту инвестиций”. Информационный маркетинг территории –
одна из наиболее значимых переменных, определяющих экономическое развитие
региона. Необходимо учитывать, что отношения, возникающие в процессе создания
и распространения информационных продуктов о регионе, взаимодействия со
СМИ, проведении рекламных кампаний, информационных миссий, участии в
выставках и ярмарках, осуществления других мероприятий, предусмотренных
планом проведения информационного маркетинга региона являются предметом
регулирования российского законодательства. При этом право на
распространение информации законными способами означает и необходимость
соблюдения определенных ограничений к доступу информации, отнесенной к
государственной тайне или к конфиденциальной, что регулируется специальным
законодательством о государственной тайне. При осуществлении
информационного маркетинга региона также необходимо учитывать имеющиеся
договоры, концепции, протоколы о намерениях и другие документы в области
межгосударственного и межрегионального обмена информацией. Нормативно-правовые акты, принимаемые на уровне субъектов РФ,
регулирующие отношения, возникающие в ходе осуществления информационного
маркетинга региона позволяют скоординировать усилия по промоушну
территории, оптимизировать затраты на рекламу и коммуникации. В настоящее время многие российские регионы приходят к пониманию
необходимости маркетинга территорий и информационного маркетинга. Однако,
усилия регионов в этом направлении крайне незначительны, за небольшим
исключением. Как показал анкетный опрос руководителей подразделений органов
исполнительной власти субъектов РФ, функции информационного маркетинга
региона практически выполнялись лишь частично, практически отсутствует
какая-либо оценка эффективности информационного маркетинга. Глава. Понятие и виды информационных систем для поддержки принятия решений
и методы их создания Проблемы планирования, организации и поддержания устойчивого развития
становятся все более важными, приобретая статус важнейших проблемы мировой
политики, экономики и шире - человеческой культуры и цивилизации в целом. Неравномерность развития регионов приводит к тому, что проблемы
устойчивого развития должны рассматриваться не только на глобальном, но и
на региональном уровне. Намечается тенденция усиления внимания к
региональным составляющим в этой проблематике. Определяющую роль в осознании этих проблем человечеством сыграли
ученые. Сибирское отделение РАН и его председатель академик В.А. Коптюг
внесли существенный вклад в эту работу. В настоящее время во многих
институтах ведутся исследования, имеющие отношение к проблемам устойчивого
развития. Среди них есть как фундаментальные, так и прикладные работы,
отражающие различные аспекты устойчивого развития, но только их интеграция,
только комплексный подход и создание единых концепций, проектов и программ
могут привести к конечному результату - выработке и реализации
управленческих решений, необходимых для устойчивого развития. Глобальная проблема, затрудняющая переход от исследовательских работ
к реальному управлению развитием заключается в частичности и неполноте
любого монопредметного научного подхода. Ее можно назвать проблемой
полипредметной интеграции. Данный проект представляет собой шаг в этом
направлении и процесс интеграции является его основным содержанием.
Средством объединения усилий является работа над созданием единой
информационно-аналитической системы поддержки принятия управленческих
решений с целью обеспечения устойчивого развития региона в целом и его
экономики в частности. Интеллектуальная поддержка принятия решений В последнее время при обсуждении задач информатизации и разных
подходов к их выполнению все больше слышатся термины "поддержка принятия
решений", "интеллектуальные системы", "интеллектуализация ЭВМ" и т.п.
Объективная причина этого не только в том, что созрела техническая и
инструментальная база для применения новых технологий, но, главным образом,
в том, что в стране назревает переход от частичной автоматизации рутинной
деятельности, использования простых бухгалтерских, расчетных и
информационно-справочных систем к комплексной автоматизированной поддержке
профессиональных и других задач в разных предметных областях. К сожалению, часто приходится слышать употребление этих мощных
сложных понятий не более как модных терминов. С одной стороны, не секрет,
что некоторые потенциальные разработчики программных систем пытаются таким
образом повысить собственный авторитет и завоевать заказчика. С другой
стороны, и заказчик, наслышанный и начитанный о новых течениях в
информатике, довольно легко попадается в ловушку из модных слов. Поскольку
специалистов не так- много, а эйфорических ожиданий хоть отбавляй, то смысл
этих специальных понятий часто искажается. Поэтому, прежде чем обсуждать
суть вопроса, уточним, о чем идет речь, остановившись вначале на понятии
интеллектуальной системы. Понятие интеллектуальной системы относится к области искусственного
интеллекта. Интеллектуальную систему в первом приближении определяют как
компьютерную систему, которая на уровне, близком к уровню человеческого
интеллекта, решает задачи, которые до недавнего времени мог решать только
человек. Следует особо подчеркнуть, что интеллектуальная система не копирует
структуру и мыслительные функции человеческого интеллекта, а всего лишь по
мере возможности не хуже него решает "человеческие" задачи. Только такая
отправная позиция позволяет уйти от философских споров на тему "Может ли
машина мыслить?" и "Возможно ли искусственное воспроизводство человеческого
интеллекта?". Речь идет не о создании искусственного интеллекта как
такового, а о компьютерных технологиях для решения разнообразных,
нетрадиционных с точки зрения математического подхода, задач. Понятие
"интеллектуальные системы" многогранно. С одной стороны, интеллектуальность
предполагает, что общение с системой должно происходить на уровне и по
принципам человеческого интеллекта. Этот первичный смысл и породил применение термина "интеллектуальный" к современным программным
системам. Интеллектуальные системы возникли как раз благодаря тому, что
лавинообразное распространение вычислительной техники и стремительное
внедрение ее в сферу деятельности непрофессионалов востребовало как бы
повышение уровня способностей компьютерных систем подстраиваться под
широкого и специально неподготовленного пользователя. Интеллектуальность как человеческое качество предполагает способность
общаться, понимать, мыслить, применять опыт для формирования решений. В
интеллектуальных системах эти функции реализуются соответственно
посредством интерфейса системы с пользователем на языке, близком к
естественному; интерпретации получаемых данных путем сопоставления с
известной информацией о предметной области; логическом выводе решений;
применении особого рода конструктивной информации - знаний о способах и
стратегиях решения задач в предметной области. Кроме того, интеллектуальные
системы, как и человек, имеют способность обучаться; обобщать получаемую
информацию и накапливать опыт, а также объяснять получаемые решения, хотя в
разных технологиях эти возможности реализованы по-разному и на разном
уровне.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|