p> Все современные CASE-средства могут быть классифицированы в основном
по типам и категориям. Классификация по типам отражает функциональную
ориентацию CASE-средств на те или иные процессы ЖЦ. Классификация по
категориям определяет степень интегрированности по выполняемым функциям и
включает отдельные локальные средства, решающие небольшие автономные задачи
(tools), набор частично интегрированных средств, охватывающих большинство
этапов жизненного цикла ИС (toolkit) и полностью интегрированные средства,
поддерживающие весь ЖЦ ИС и связанные общим репозиторием. Помимо этого,
CASE-средства можно классифицировать по следующим признакам:
применяемым методологиям и моделям систем и БД;
степени интегрированности с СУБД;
доступным платформам. Классификация по типам в основном совпадает с компонентным составом
CASE-средств и включает следующие основные типы:
средства анализа (Upper CASE), предназначенные для построения и анализа
моделей предметной области (Design/IDEF (Meta Software), BPwin (Logic
Works));
средства анализа и проектирования (Middle CASE), поддерживающие наиболее
распространенные методологии проектирования и использующиеся для создания
проектных спецификаций (Vantage Team Builder (Cayenne), Designer/2000
(ORACLE), Silverrun (CSA), PRO-IV (McDonnell Douglas), CASE.Аналитик
(МакроПроджект)). Выходом таких средств являются спецификации компонентов и
интерфейсов системы, архитектуры системы, алгоритмов и структур данных;
средства проектирования баз данных, обеспечивающие моделирование данных и
генерацию схем баз данных (как правило, на языке SQL) для наиболее
распространенных СУБД. К ним относятся ERwin (Logic Works), S-Designor
(SDP) и DataBase Designer (ORACLE). Средства проектирования баз данных
имеются также в составе CASE-средств Vantage Team Builder, Designer/2000,
Silverrun и PRO-IV;
средства разработки приложений. К ним относятся средства 4GL (Uniface
(Compuware), JAM (JYACC), PowerBuilder (Sybase), Developer/2000 (ORACLE),
New Era (Informix), SQL Windows (Gupta), Delphi (Borland) и др.) и
генераторы кодов, входящие в состав Vantage Team Builder, PRO-IV и частично
- в Silverrun;
средства реинжиниринга, обеспечивающие анализ программных кодов и схем баз
данных и формирование на их основе различных моделей и проектных
спецификаций. Средства анализа схем БД и формирования ERD входят в состав
Vantage Team Builder, PRO-IV, Silverrun, Designer/2000, ERwin и S-Designor.
В области анализа программных кодов наибольшее распространение получают
объектно-ориентированные CASE-средства, обеспечивающие реинжиниринг
программ на языке С++ (Rational Rose (Rational Software), Object Team
(Cayenne)). Вспомогательные типы включают:
средства планирования и управления проектом (SE Companion, Microsoft
Project и др.);
средства конфигурационного управления (PVCS (Intersolv));
средства тестирования (Quality Works (Segue Software));
средства документирования (SoDA (Rational Software)). На сегодняшний день Российский рынок программного обеспечения
располагает следующими наиболее развитыми CASE-средствами:
Vantage Team Builder (Westmount I-CASE);
Designer/2000;
Silverrun;
ERwin+BPwin;
S-Designor;
CASE.Аналитик. Кроме того, на рынке постоянно появляются как новые для отечественных
пользователей системы (например, CASE /4/0, PRO-IV, System Architect,
Visible Analyst Workbench, EasyCASE), так и новые версии и модификации
перечисленных систем.
Глава. Разработка концептуальной модели информационной системы для
поддержки принятия управленческих решений при формировании маркетинговой
стратегии региона
Процесс создания и внедрения любой ИС принято разделять на четыре
последовательные фазы: анализ, глобальное проектирование (проектирование
архитектуры системы), детальное проектирование и реализация
(программирование). Разработка концепции ИС ограничивается первыми двумя
фазами: анализ предметной области и глобальное проектирование, т.е.
представление ИС в «целом». При этом фаза глобального проектирования не
предусматривает детальную декомпозицию ИС и процессов, происходящих в ней. Анализ предметной области Разработка и осуществление комплексной маркетинговой стратегии
региона представляет собой сложный процесс, включающий в себя несколько
этапов: определение целевых рынков покупателей услуг региона; анализ
экономической, социальной, политической, культурной и экологической
ситуации в регионе, анализ законодательной и сырьевой базы, уровень
развития инфраструктуры (дороги, транспорт, гостиницы, рестораны и т.д.);
определение основных рисков и их значимость для целевых групп покупателей;
выявление значимости каждой из вышеперечисленных составляющих для
покупателей услуг региона; анализ ситуации в соседних регионах. Определение целевых рынков покупателей услуг территории. Покупателями
услуг территории могут быть физические и юридические лица, которые а) очень
важны для населенного пункта (например, градообразующие предприятия); б)
представляют для него интерес (разовые посетители); в) не представляют для
него интереса (криминальные элементы). В целом можно выделить четыре основных целевых рынка покупателей:
Приезжие
Жители и работающие по найму
Отрасли экономики (промышленность, торговля и т.п.), инвесторы
Внешние рынки Охарактеризуем коротко каждый из них. Рынок приезжих складывается из деловых (бизнесмены, командировочные,
коммивояжеры) и частных посетителей (туристы, путешественники, друзья или
родственники). Второй важный целевой рынок представляют жители и работающие по
найму. Основной характеристикой этой группы является долговременное
присутствие ее представителей на конкретной территории, что означает
хорошее знание представителями этой группы региона, его проблем и
возможностей. Третью категорию целевых рынков образуют отрасли промышленности и
инвесторы. Как правило, все регионы стремятся усилить свой экономический
базис, чтобы привлечь инвестиции в создание новых или в развитие
существующих предприятий, что позволит создать для своих жителей новые
рабочие места и получить дополнительные бюджетные доходы. Предпосылкой
выступает соответствие территории критериям размещения производительных
сил: инвестиционному климату, качеству жизни, доступности, качеству
трудовых ресурсов и т.д. Четвертая группа целевых рынков - это отечественные инорегиональные и
международные рынки, т.е. способность региона производить товары и услуги,
необходимые находящимся за его пределами другим территориям, физическим и
юридическим лицам. Оценка потенциала региона. При разработке маркетинговой стратегии
оценку потенциала региона целесообразно проводить комплексно, т.е.
одновременно учитывать следующие составляющие:
Экономическая ситуация в регионе;
Социальная ситуация в регионе;
Политическая ситуация в регионе;
Ресурсная база;
Экология региона;
Уровень развития инфраструктуры;
Законодательная база (возможности для ведения бизнеса, защищенность,
гарантии);
Культурно-историческое наследие, менталитет жителей региона. Оценку каждой составляющей удобно проводить бальным методом единой
размерности с целью более удобной графической интерпретации. Другими
словами, оценивая экономический потенциал региона по двадцатибальной шкале,
оценка социальной и других составляющих также должна проходить на шкале,
имеющей размерность от 0 до 20 баллов. Таким образом, при формировании
комплексной оценки потенциала региона необходимо разработать метод бальной
оценки с учетом веса каждого показателя. Экономическая ситуация в регионе. Комплексная составляющая,
определяемая набором макроэкономических показателей, таких как объемы и
качественный состав экспорта и импорта, сальдо внешнеторговых операций
региона, ВРП региона, ВВП, дефицит/профицит бюджета региона, средний
уровень зарплат, стоимость покупательской корзины и т.д. Предполагается
выставление комплексной оценки с учетом веса каждого параметра. Кроме того, целесообразно также учитывать потенциал региона в
отраслевом разрезе. Другими словами необходимо показать, какие отрасли,
представленные в регионе, имеют больший потенциал для развития, а какие
наоборот, подвержены тенденции сокращения и, возможно, ухода из региона.
При оценке потенциала региона в отраслевом разрезе также целесообразно
использовать бальный метод, основанный на оценках экспертами фактических
показателей деятельности предприятий отрасли. Такая оценка должна
основываться на реальных цифрах, характеризующих работу предприятий отрасли
и полученных в результате расчета (анализа) следующих показателей:
оценка вероятности банкротства, платежеспособности, финансовой
устойчивости, кредитоспособности и рыночной стоимости предприятия
расчет показателей эффективности, платежеспособности, ликвидности и
финансовой устойчивости
расчет класса кредитоспособности предприятия
сопоставление темпов изменения цен на реализованную продукцию и основные
виды материальных ресурсов
отслеживание в динамике изменений структуры себестоимости и выручки
оценка точки безубыточности и запаса финансовой прочности предприятия
оценка эффективности использования трудовых, материально-сырьевых и
топливно-энергетических ресурсов и др. Исходной информацией для анализа являются данные месячной,
квартальной или годовой отчетности предприятия: баланс, отчет о прибылях и
убытках, структура выручки и затрат на производство. Результатом такой оценки послужит следующая диаграмма, позволяющая
наглядно оценить потенциал региона в отраслевом разрезе (рисунок 27) [pic] Пример графической интерпретации бальной оценки отраслей промышленности региона Если же построить подобную диаграмму на основании данных соседнего
региона и сопоставить с оценками потенциала рассматриваемого региона, то
несложно увидеть слабые и сильные стороны по сравнению с соседним регионом.
Пример такой диаграммы представлен на рисунке 28. Информацию о потенциале региона в отраслевом разрезе целесообразно
представлять вместе с бальной оценкой экономического потенциала региона. [pic] Пример сравнительного анализа бальных оценок отраслей промышленности двух регионов Социальная ситуация в регионе. Включает в себя уровень преступности,
продолжительность жизни, уровень смертности и рождаемости, уровень
образованности населения. Комплексная бальная оценка потенциала региона по
этой составляющей выставляется экспертами с учетом значимости перечисленных
выше параметров. Политическая ситуация в регионе. Включает в себя политическую
стабильность, включающую взаимоотношения исполнительной и законодательной
властей, имидж администрации и законодательного органа, наличие/отсутствие
реакционных политических сил, текучесть кадров среди высшего
управленческого состава администрации региона. Экспертам, выставляющим
комплексную бальную оценку, необходимо учитывать вес каждого параметра,
оказывающего влияние на общую политическую ситуацию в регионе. Ресурсная база. Принято выделять две группы ресурсов региона: наличие
полезных ископаемых, доступность дешевой электроэнергии; и наличие и
качество человеческого ресурса. Комплексная оценка может выставляться как
общая, так и по группам ресурсов в отдельности. При оценке ресурсов,
объединенных в группу «сырьевые ресурсы» необходимо учитывать как
количественный, так и качественный состав, а так же доступность этих
ресурсов (сложность добычи, удаленность и т.п.). При оценке человеческих
ресурсов необходимо учитывать уровень образованности населения и ситуацию
на рынке труда (избыток или дефицит рабочей силы). В силу неравномерности географического распределения сырьевых
ресурсов, целесообразным представляется выделение оценки обеспеченности
региона такими ресурсами в отдельную группу для более корректного сравнения
потенциала региона с соответствующим потенциалом соседнего, т.к.
комплексная оценка не будет полностью и точно отражать ресурсный потенциал
региона. Кроме того, такое выделение может преследовать и еще одну цель:
оценка перспектив функционирования (или создания) предприятий отдельных
отраслей, деятельность которых в значительной степени зависит от наличия
конкретных сырьевых ресурсов. Экологическая ситуация в регионе. В последнее время экология
приобретает все большую важность при маркетинговом продвижении региона.
Эта составляющая имеет большое значение не только для жителей региона и
приезжих, но так же становиться одним из определяющих параметров при
решении строительства/поддержки отдельных предприятий региона. Экологически
небезопасные предприятия негативно влияют на имидж региона и косвенно
препятствуют развитию «чистого» производства. Комплексная взвешенная оценка
экологической составляющей должна проводиться всеми заинтересованными
группами с целью ее приближения к объективной картине. Уровень развития инфраструктуры. Речь идет о наличии и степени
развития автомобильных и железнодорожных дорог, уровне развития
общественного транспорта, наличии и статуса аэропортов, гостиниц, кафе,
работы правохранительных органов и социальных служб и т.д. Уровень
развития инфраструктуры очень важен для всех целевых групп покупателей
услуг и продукции региона. Оценка этой составляющей так же должна быть
взвешенной, т.е. с учетом важности каждого параметра, формирующего общую
инфраструктуру региона. Законодательная база. Отражает степень защищенности законами каждого
из участников маркетинга региона, а так же легальные возможности реализации
их целей. Развитая законодательная база должна регулировать все аспекты
деятельности каждого из участников маркетинга региона, при этом не допуская
многостороннего истолкования законодательных актов. С одной стороны,
законодательная база должна гарантировать максимальную степень защиты
деятельности всех участников, и с другой стороны предоставлять максимум
возможностей для ведения и развития такой деятельности. Комплексная оценка
должна учитывать как первое, так и второе. Культурно-историческое наследие и менталитет граждан, населяющих
регион. Является определяющим параметром при принятии решений первой
группой целевых покупателей услуг территории – приезжих. Однако стоит
заметить, что если для людей, приезжающих в качестве туристов, этот
параметр является действительно определяющим, то для людей, приезжающих в
качестве деловых посетителей, он служит, пожалуй, лишь дополнительным
стимулом. Комплексную оценку этого параметра целесообразно выставлять на
основании впечатлений уже приезжавших в регион туристов и деловых
посетителей. Такая оценка может быть дана в результате анкетного опроса
побывавших уже в регионе людей. Организовать такой анкетный опрос можно с
помощью сети Интернет, разместив там соответствующую анкету. Получив общую бальную оценку каждой из составляющих потенциала
региона, становиться возможным графическое представление потенциала региона
и его сравнение с аналогичной бальной оценкой любого другого региона. Такая
графическая интерпретация потенциала региона облегчает понимание места
региона среди других и формирует первоначальную базу для принятия решений
относительно задач маркетинговой стратегии и ее основных путей реализации.
Пример графической интерпретации потенциала региона приведен в приложении
А. Выявление и оценка рисков для каждой из целевых групп рынков
покупателей услуг и продукции региона. Целевые группы покупателей
отличаются друг от друга по типу и преследуемым целям, что в свою очередь,
приводит к дифференциации рисков и их значимости для каждой из групп. Тем
не менее, выделяются несколько видов рисков, имеющих значение для всех
целевых групп. К таким рискам относятся:
Экономический риск;
Политический риск;
Социальный риск;
Экологический риск;
Риск, связанный с законодательной базой региона. Охарактеризуем кратко каждый из них и значимость этих рисков для
каждой из целевых групп покупателей. Экономический риск. Заключается в возможности ухудшения
макроэкономической ситуации в регионе в силу каких-либо причин. Наиболее
значимым экономический риск является для третьей целевой группы покупателей
– отрасли экономики и инвесторы, а так же для второй группы – жители и
работающие по найму. Риск ухудшения экономической ситуации в регионе прямо
повлияет на уровень доходов представителей этих групп. Основной задачей
администрации региона в этом направлении является минимизация
экономического риска – т.е. стабилизация экономических процессов,
происходящих в регионе. Экспертная оценка риска отражает совокупный
экономический риск, связанный с конкретным регионом. Такая оценка позволит
сравнить экономические риски нескольких регионов и определить место
рассматриваемого в общем наборе.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|