Некоторые экономисты
предпочитают относить Китай и Вьетнам не к переходным (постсоциалистическим), а
к посттоталитарным странам на том основании, что в них официально не ставится
задача перехода к рыночной экономике западного типа с преобладанием частной
собственности. В этих странах рыночные отношения развиваются преимущественно в
сельском хозяйстве, торговле, услугах, ремесле, тогда как крупная
промышленность остается в государственной собственности. Многие (в том числе
международные организации) относят эти страны к развивающимся.
Опыт рыночных
преобразований во всех трех группах стран показывает, что сравнительно легко
проходит либерализация в виде отмены или ослабления государственного контроля
над хозяйственной деятельностью, возрождения частного предпринимательства, а
также приватизации небольших объектов (преимущественно в сфере торговли и
бытового обслуживания). Гораздо тяжелее проходит либерализация цен и
демонополизация экономики, так как здесь реформы сталкиваются с возможностью
широкого социального недовольства. Столь же трудной, но в целом разрешимой
проблемой оказывается финансовая стабилизация, также требующая немалых жертв от
населения. Крайне трудно разрешимой задачей, является эффективная (а не
формальная) приватизация крупных хозяйственных объектов, а также проведение на
практике процедуры банкротства. Значительных и длительных усилий требует
преодоление унаследованных структурных диспропорций (притом, что ни одна страна
не решилась ликвидировать «горб» в виде хронически убыточных крупных
промышленных предприятий).
2.2 Варианты перехода к рыночной экономике
Практика стран, входивших
некогда в «мировую социалистическую систему», демонстрирует два основных
варианта трансформации административно-командной системы в рыночную экономику:
первый (исторически более ранний) — эволюционный путь постепенного создания
рыночных институтов (Китай и в немалой степени Венгрия); второй — «шоковая
терапия», применявшаяся с той или иной степенью интенсивности в России, и
большинстве стран Центральной и Восточной Европы (в классической форме — в
Польше).
Различия между указанными
путями заключаются в сроках осуществления системных преобразований и
стабилизационных мер, степени охвата рыночными механизмами народного хозяйства,
объеме регулирующих функций государства и др.
Выбор эволюционного или
«шокового» пути перехода к рыночной экономике зависит не столько от воли
политического руководства, сколько от комплекса политических, экономических,
социальных, исторических и других факторов. В пользу эволюционного перехода
говорит наличие довольно развитого сельского хозяйства и кустарного
производства, в которых заняты поколения работников, сохранивших навыки
частного предпринимательства; сравнительно невысокий удельный вес тяжелой
промышленности и особенно военно-промышленного комплекса; стабильность
финансовой системы; преобладание среди политической и хозяйственной элиты
слоев, заинтересованных в проведении реформ, и др.
Выбор «шокового» варианта
обычно является вынужденной мерой. Он связан в большинстве случаев с
необходимостью преодоления крайне тяжелого финансового положения, доставшегося
в наследство от административно-командной системы, а также острого товарного дефицита,
вызванного накопившимися структурными диспропорциями.
2.2.1 Эволюционный
путь («градуализм»)
Можно выделить следующие
общие черты эволюционного пути перехода к рыночной экономике.
1. Государство на основе
долгосрочной стратегии реформ последовательно, шаг за шагом заменяет механизмы
административно-командной системы рыночными отношениями. Так, в Венгрии этот
процесс происходил с 1968 по 1990 гг., а в Китае продолжается с 1979 г.
2. Начало реформы
связывается с установлением динамического равновесия на потребительском рынке,
причем не только с помощью более гибкой системы цен, но и прежде всего
благодаря быстрому развертыванию в частном секторе производства потребительских
товаров и оказания услуг и насыщению ими рынка. В Китае ограничения на создание
частных производственных предприятий были отменены в середине 80-х гг., что
позволило спустя пять-шесть лет полностью насытить потребительский рынок.
3. Рыночные отношения
первоначально охватывают сферу производства и сбыта потребительских товаров и лишь
затем распространяются на инвестиционные отрасли.
4. Либерализация цен
проводится на последующих этапах реформы, причем нередко с сохранением
государственного контроля над ценами в отраслях с сильными монополистическими
тенденциями, с целью избежать резкого снижения жизненного уровня населения.
5. Проводится жесткая
финансовая политика в целях недопущения высокой инфляции. В Венгрии
максимальный годовой прирост розничных цен составил 35% (1991 г.), а в Китае —
24,1% (1994 г.).
6. Активно формируется
рыночная инфраструктура, поощряется частное предпринимательство, главным
образом в мелком производстве и сфере услуг.
Импульс, данный развитию
сельского хозяйства и связанных с ним отраслей по производству потребительских
товаров, становится своеобразным мотором дальнейшего распространения рыночных
механизмов, и одновременно приводя к насыщению потребительского рынка, создает
благоприятный социальный фон для дальнейшего углубления реформ.
2.2.2 Вариант
радикального перехода к рынку («шоковая терапия»).
Стратегия «шоковой
терапии» основана на неолиберальной теории. Согласно неолиберализму рыночная
экономика является саморегулирующейся системой. Поэтому главная задача
преобразований заключается в сведении к минимуму экономической роли
государства. За ним сохраняется важнейшая функция — поддержание устойчивости
финансовой системы, а для этого необходимо решительное подавление инфляции,
которая препятствует регулирующей роли рынка.
В числе важнейших
институциональных преобразований стратегия радикального перехода предполагает:
• одномоментную
либерализацию цен на основную массу товаров и услуг и переход от
государственного материально-технического снабжения к свободной торговле
средствами производства и предметами потребления. Эта мера приводит к
устранению товарного дефицита и запускает механизмы рыночного
саморегулирования;
• скорейшее разрушение
прежней системы централизованного планирования и замена административных
способов государственного регулирования экономическими, среди которых главными
являются ужесточение условий предоставления кредита, ограничение денежной
эмиссии;
• ускоренную приватизацию
государственной собственности, переход к частной собственности на землю;
• либерализацию
внешнеэкономической деятельности, что приводит к широкому открытию внутреннего
рынка и экономики в целом для иностранных товаров и капитала.
Недостатки стратегии
радикального перехода к рыночной экономике сводятся к следующему: во-первых, в
условиях унаследованных от прежней системы огромных структурных диспропорций
переход к свободному ценообразованию приводит к тому, что наиболее прибыльной
сферой вложения капитала становится перераспределительная деятельность в
финансовом секторе при оттоке ресурсов из реального сектора; во-вторых,
стремительный переход к ценообразованию на основе спроса и предложения в
условиях доставшегося от планового хозяйства товарного дефицита и монопольного
положения производителей на первых порах вызывает высокую инфляцию; в-третьих,
стратегия радикального перехода, сопровождаемая высокой инфляцией, влечет за собой
падение жизненного уровня преобладающей части населения и усиление социальной
дифференциации.
2.3 Финансовая
стабилизация в переходный период
Стабилизационные меры в
денежно-кредитной и финансовой сферах вначале направлены на ликвидацию
накопленного в рамках административно-командной системы инфляционного
потенциала в виде излишнего количества денег (по отношению к имеющейся товарной
массе) населения и предприятий. Поэтому снятие государственного контроля над
ценами и возникающий сразу после этого резкий разрыв в темпах роста цен и
заработной платы (из-за фактического замораживания последней) должны достаточно
быстро остановить дальнейшее повышение цен, которые .наталкиваются на барьер
платежеспособного спроса. Инфляция должна замедлиться.
Вместе с тем следует
уточнить, что вышеописанная схема представляет собой скорее теоретическую
концепцию, реализация которой связана с самыми разнообразными обстоятельствами
(политическими, психологическими и т.д.).
На практике либерализация
цен почти всегда и везде (кроме Китая и отчасти Венгрии) вела к огромному
ценовому скачку. Снижение инфляции до социально приемлемого уровня в 20— 30% в
год занимало от нескольких месяцев (в Польше) до нескольких лет (в России),
причем затягивание стабилизации повышало ее социальные издержки. Под
воздействием стабилизационных мер, инфляция в странах СНГ и Центральной и
Восточной Европы (ЦВЕ) обычно снижается, но остается высокой по стандартам
развитых стран. В странах, осуществляющих переход преимущественно по
градуалистской модели, финансовая стабилизация не является острой
необходимостью, так как либерализация цен обычно проводится постепенно и здесь
не происходит накопление огромного инфляционного потенциала.
Снижению инфляции и
повышению сбалансированности рынка способствуют также ликвидация или, по
крайней мере, резкое сокращение дефицита государственного бюджета и увеличение
ссудного процента сверх уровня инфляции, что ведет к дополнительному сокращению
текущего спроса. Повышение процента по вкладам стимулирует сбережения. В результате
всех этих мер создается возможность обеспечить более рациональные соотношения
цен по отдельным товарам, отражающие реальный спрос. Все это должно привести к
преодолению товарного дефицита и достижению равновесия на потребительском
рынке, когда появляется возможность свободно купить любой товар.
Однако эти позитивные
моменты «шоковой терапии» оплачиваются, как правило, довольно дорогой ценой:
резко снижается жизненный уровень населения, прежде всего его малообеспеченных
и занятых в некоммерческой сфере слоев; сокращается инвестиционный спрос и,
следовательно, капитальные вложения, особенно в производство; падает объем
производства продукции, в первую очередь в отраслях промышленности, выпускающих
потребительские товары, в результате общего сокращения платежеспособного спроса
населения; растет безработица.
Классическим примером
проведения «шоковой» финансовой стабилизации явилась Польша. В результате
применения описанного выше комплекса мер дефицит госбюджета уменьшился с 6% ВВП
в 1991 г. до 2,8% в 1993 г. Годовой прирост розничных цен снизился с 70,3% в
1991 г. до 35,3% в 1993 г. Однако доля безработных в экономически активном
населении выросла с 6,5% в 1990 г. до 16,4% в 1993 г., а реальные доходы в
расчете на душу населения за 1990—1993 гг. сократились на 32%.
Ввиду жесткости такой
стабилизационной политики условиями ее проведения становятся: отсутствие иных
способов остановить дальнейшее углубление экономического кризиса; поддержка
(хотя бы пассивная) наиболее экономически значимых категорий населения;
проведение этих мер политическим руководством, пользующимся доверием общества
или, по меньшей мере, политически активных его слоев.
В странах, избравших
градуалистскую модель, экономическая динамика не укладывается в описанную выше
схему. В Китае, она никогда не достигала таких размеров, которые потребовали бы
специальной стратегии финансовой стабилизации. Во Вьетнаме меры «шоковой
терапии» были проведены в 1989 г. В обоих случаях рыночные реформы привели к
немедленному ускорению роста производства (в Китае среднегодовой темп прироста
ВВП в 90-е гг. составил 9%, а во Вьетнаме —7%).
3. Итоги реформ в
странах с переходной экономикой
Основные меры по
либерализации экономики в странах Восточной Европы были проведены на протяжении
весьма непродолжительного периода (1989—1991 гг.), когда были ликвидированы
органы директивного централизованного планирования, материально-технического
снабжения, отменена монополия внешнеэкономической деятельности и т.д.
Иначе сложились отношения
государства и рынка в ходе экономических реформ в Китае. В основе проводимых в
Китае экономических преобразований лежит идея о том, что в экономике должны
сочетаться государственный план и рынок. Такое сочетание должно создать стимулы
для повышения производственной активности и обеспечить высокие темпы развития
народного хозяйства. Вместе с тем в Китае до сих пор не решен вопрос об
определении наиболее рационального соотношения между планом и рынком.
В результате проводимой с
1979 г. экономической реформы в Китае сформировалась двухсекторная модель
экономики. Рыночные механизмы стали главными регуляторами в производстве
потребительских товаров и в значительной степени охватывают производство
инвестиционных товаров. Особенностью Китая является переплетение рыночных и
административных методов регулирования в обоих секторах экономики.
Либерализация цен
наиболее последовательно была проведена в Польше, где с января 1990 г.
установление цен на 90% товаров было переведено на рыночную основу. В
большинстве стран Восточной Европы и бывшего СССР в течение двух-трех лет после
начала реформ сохранялось государственное регулирование цен на социально
значимые товары и услуги (хлеб, квартирная плата, коммунальные услуги,
транспортные тарифы), а в России — и на энергоносители. И на последующих этапах
реформ в этих странах в сфере государственного контроля остаются цены на 10—20%
производимых товаров и услуг.
В Китае переход к
рыночному ценообразованию занял почти 15 лет. Правительство выбрало путь
создания трехуровневой системы цен, при которой наряду с фиксированными
государственными существуют плавающие (для них устанавливаются верхние и нижние
пределы) и рыночные цены. Стратегия реформы заключалась в постепенном
расширении сферы действия рыночных цен и сокращении доли фиксированных
государственных цен.
3.2 Противоречия
либерализации.
Несмотря на значительную
либерализацию экономики в странах СНГ, ЦВЕ, рыночные регуляторы еще не стали
преобладающими в поведении экономических субъектов.
Своеобразным анклавом
административно-командной системы, где переход к рыночным отношениям
осуществляется с немалыми трудностями, остается повсеместно крупная
государственная промышленность, а в России, Беларуси и на Украине — еще и
сельское хозяйство. В этих отраслях не удалось радикально изменить
хозяйственное поведение крупных предприятий (даже формально ставших частными),
которые остаются «на плаву» не за счет эффективности своей работы, а вследствие
прямого и косвенного субсидирования из госбюджета.
Хронически неэффективными
остаются и многие крупные государственные промышленные предприятия Китая. В
этой стране отвергается идея приватизации как средства повышения эффективности
деятельности крупных и средних предприятий. Допускается лишь преобразование
убыточных предприятий в акционерные общества с продажей части акций
государственным и частным инвесторам, но при обязательном сохранении за
государством контрольного пакета акций.
В России, других странах
СНГ, ЦВЕ приоритетным направлением рыночных реформ выступала приватизация.
Повсеместно довольно быстро и без особых трудностей прошла «малая приватизация»
— передача малых и средних предприятий через аренду, продажу и реституцию
(возвращение прежним владельцам собственности, национализированной после Второй
мировой войны); эта последняя форма приватизации использовалась в странах ЦВЕ и
Балтии.
Однако приватизация
крупных государственных предприятий в странах ЦВЕ проходила с гораздо большими
трудностями: местные граждане и коммерческие структуры не располагали
достаточными средствами для их приобретения, а сами предприятия не вызывали
особого интереса (устаревшее оборудование, чрезмерная занятость и др.).
Вместе с тем опыт
преобразования отношений собственности в странах ЦВЕ показал, что для успешного
хода рыночных реформ создание новых частных предприятий и изменение условий
хозяйствования важнее, чем переход в частные руки старых государственных
предприятий. Дело в том, что бывшие государственные предприятия, даже формально
став частными, долго не могут освоить рыночную модель поведения, тогда как
вновь возникшие частные фирмы сразу начинают действовать по рыночным правилам.
Страницы: 1, 2, 3
|