Переходная экономика и ее особенности в Республике Беларусь
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение………………………………………………………...…………3
1.
Понятие и
структура переходной экономики………………………..5
2.
Основные
черты и закономерности переходной экономики……….9
2.1 Сферы и
варианты системных реформ……………………….9
2.2 Варианты
перехода к рыночной экономике…………………13
2.2.1
Эволюционный путь……………………………………….14
2.2.2 Вариант
радикального перехода к рынку………………..15
2.3 Финансовая стабилизация в
переходный период……………16
3. Итоги реформ в странах с
переходной экономикой…………………19
3.1 Либерализация
экономики…………………………………….19
3.2 Противоречия
либерализации…………………………………20
3.3
Преобразование отношений собственности……………….....20
4. Особенности переходной экономики в
РБ…………………………...24
Заключение……………………………………………………………..34
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Беларусь, Россия и другие
постсоциалистические страны в ходе экономических реформ переходят от
административно-командной системы к современной рыночной экономике. Вначале
преобладала точка зрения (причем и среди отечественных, и среди иностранных
экономистов), что этот переход займет годы. Теперь становится ясно, что этот
переход растянется на десятилетия. В постсоциалистических странах еще долгое
время будет существовать своеобразная, так называемая переходная экономическая
система, или экономика переходного периода. Это некая смесь элементов
административно-командной и современной рыночной систем. В ряде стран к этому
добавляются элементы рыночной экономики свободной конкуренции и традиционной
хозяйственной системы.
Экономическая теория
разработала некоторые подходы к решению проблем переходного периода, однако это
были проблемы стран, переходящих от традиционной к современной рыночной
системе, т.е. развивающихся стран. Эти рецепты пригодны лишь частично, а остро
необходимое для постсоциалистических стран новое направление экономической
теории — экономические проблемы переходного периода — еще только в стадии
становления.
Тем не менее, уже сейчас
можно отметить некоторые черты этого периода. Это, прежде всего своеобразное
сочетание экономических законов коммунистической и капиталистической систем. В этом
сочетании они частично нейтрализуют друг друга. Более того, можно говорить и о
собственных законах переходной системы. При этом, если переходная система
означает постепенное усиление в ней элементов современного рыночного хозяйства
и ослабление элементов административно-командной системы (причем этот процесс
идет неравномерно), подобной системе присуща изменчивость, нестабильность как
одна из самых характерных ее черт.
Необходимость перехода от
административно-командной экономики к современной рыночной была обусловлена
нараставшей недееспособностью нетоварной экономики по мере исчерпания
экстенсивных факторов экономического роста.
Административно-командная
система имеет два существенных недостатка. Первый — это ее негибкость,
медленная адаптация к переменам. Адаптационные механизмы в форме происходящего
по решению высшего руководства перераспределения материальных и финансовых
ресурсов включаются лишь тогда, когда глубина диспропорций близка к критической
точке. Второй недостаток — это крайне низкая производительность вследствие
тотального подавления хозяйственной инициативы.
1. Понятие и
структура переходной экономики
Каждая экономическая система проходит
стадии становления и развития, зрелого состояния и упадка, когда происходит
становление новой системы.
Переходный период—это особый период в
эволюции экономики, когда одна система сходит с исторической арены, а
одновременно другая, новая, нарождается и утверждается. Поэтому развитие переходной
экономики носит особый характер, существенно отличающийся от обычного,
нормального экономического развития. Ведь в переходной экономике еще
сохраняются и довольно значительное время функционируют старые экономические
формы и отношения, при одновременном возникновении и утверждении новых
экономических форм и отношений. К тому же ни те, ни другие формы и связи не
действуют в полную силу, поскольку одни подрываются и постепенно приходят в
упадок, а другие нарождаются и постепенно утверждаются. Причем ситуация все
больше усугубляется, ибо соотношение между новым и старым постоянно меняется.
Это касается любой переходной экономики.
Переходный период от командной к
рыночной экономической системе характеризуется большим своеобразием. Нынешние
развитые страны переходили от традиционной, аграрной экономики к рыночной, и
этот переход сопровождался промышленным переворотом, нарождением промышленности,
и прежде всего—производства средств производства, которое стало материальной
основой для преобразования производства и общества в целом.
Нынешний переходный период — это
переход от особенной, плановой экономики, которая базировалась на своеобразных
устоях, и потому для него свойственны свои черты и закономерности. Так,
становление индустриальной основы капиталистического общества обусловило
интенсивные процессы обобществления производства и труда, рост масштабов
частной собственности, развитие таких форм собственности, как акционерная,
монополистическая и государственная. Это объективный, естественный процесс.
Административно-командная система базировалась на абсолютном господстве
государственной собственности, и одними из главных задач переходного периода
являются разгосударствление и приватизация государственного имущества, то есть
вместо государственной должны утвердиться многообразные формы собственности
(коллективная, частная, кооперативная, государственная и др.). Следовательно,
если при становлении рыночной экономики обобществление обусловливало развитие
новых форм собственности, которые открывали простор растущим масштабам
производства, то теперь идет обратный процесс — с тем, чтобы преодолеть
чрезмерное формальное обобществление производства и создать формы
собственности, которые бы отвечали реальному обобществлению производства и
способствовали развитию производительных сил.
В свое время развитые страны — по
мере роста индустриальной базы, концентрации и централизации производства и
капитала — шли по пути утверждения крупного машинного производства и
свойственных для него форм организации (в том числе — монополистических
объединений и т.п.).
Для административно-командной системы
были характерны высокая централизация экономики, невиданный в мире монополизм,
государство выступало главным хозяйствующим субъектом, а развитие народного
хозяйства определялось единым государственным народнохозяйственным планом. Поэтому
при переходе к рыночной экономике объективной закономерностью является
перестройка организационно-экономической структуры экономики путем ее
демонополизации, деконцентрации производства и децентрализации управления,
широкого развития мелкого и среднего предпринимательства. Иначе говоря,
многообразие форм собственности должно дополняться многообразием форм
хозяйствования.
Преобразование отношений
собственности и организационно-экономической структуры экономики означают
становление новых производственных отношений.
Становление капиталистических
рыночных отношений опиралось на промышленный переворот, который создал для них
адекватную материально-техническую базу. Встав на “собственные ноги”,
капитализм обеспечил быстрое развитие экономики. Административно-командная экономика
имеет достаточно мощную индустриальную базу, но ее структура не совершенна,
поскольку значительно преобладают отрасли тяжелой и оборонной промышленности,
сырьевые отрасли и недостаточно развит потребительский сектор экономики. Для
этой базы свойственна технологическая многоукладность, когда в отраслях
оборонной промышленности применялись высокие технологии, в потребительском
секторе господствовала технико-технологическая отсталость, а в сельском
хозяйстве был очень высок удельный вес ручного труда И наконец: как уже
указывалось, для структуры экономики командной системы были характерны
господство материального производства и недостаточное развитие социальной
сферы.
Для перехода к рыночной экономике
необходимо перестроить производственно-технологическую структуру экономики, но
это — не простое изменение соотношения ее различных отраслей и сфер, а
техническое перевооружение, переход на качественно новый уровень
производительных сил.
Чтобы преодолеть наше глубокое
отставание, необходимо перейти на новый технологический способ производства,
который бы существенно поднял эффективность материального производства и
обеспечил существенное изменение его соотношения с социальной сферой в пользу
последней. При этом следует учитывать, что социальная сфера—это не только
результат высокого развития материального производства, но и активный фактор
развития человека, науки, образования, что в наше время является главным
фактором роста производства, социально-экономического развития в целом.
В силу глубокого, коренного отличия
этих двух систем, современный переходный период очень сложен по глубине и
масштабам социально-экономических преобразований. Несоответствие
социально-экономической, организационно-экономической и производственно-технологической
структур командной системы условиям рыночной экономики определило тот факт, что
переходный период начинается глубоким системным, трансформационным кризисом:
невиданными до сих пор в истории спадом производства, гиперинфляцией,
обнищанием народа.
Объективная обусловленность кризиса
чрезвычайно усилена грубыми просчетами и ошибками в социально-экономической
политике. Их главная причина заключалась в том, что, по сути, рыночная и
переходная экономики отождествлялись, то есть считалось: поскольку мы переходим
к рыночной экономике, го нам и в законодательной, и в управленческой
деятельности нужно реализовать законы рынка, законы рыночной экономики.
2. Основные черты
и закономерности переходной экономики
Главными направлениями
формирования рыночной экономики в переходный период являются следующие.
1. Л и б е р а л и з а ц и
я э к о н о м и к и — это система мер, направленных на отмену или резкое
сокращение запретов и ограничений, а также государственного контроля во всех
сферах хозяйственной жизни. Она имеет повсеместное распространение и включает:
отмену государственной монополии на осуществление хозяйственной деятельности (в
том числе внешней торговли), прекращение централизованного распределения
ресурсов, переход к формированию цен в основном в соответствии со спросом и
предложением, снижение государственного контроля над транзакционными операциями
на внутреннем и внешнем рынках.
2. Д е м о н о п о л и з а
ц и я э к о н о м и к и и с о з д а н и е к о н к у р е н т н о
й с р е д ы , предполагающие создание равных возможностей и условий
для деловой активности всех экономических агентов, обеспечение доступа на рынок
иностранных конкурентов, поощрение малого бизнеса и снижение барьеров для
проникновения в отрасль (путем снятия административных препятствий,
предоставления льготных кредитов), регулирование ценовой и сбытовой политики
естественных монополий, в отдельных случаях раздробление крупных фирм.
3. И н с т и т у ц и о н а
л ь н ы е п р е о б р а з о в а н и я, включающие изменения отношений
собственности (создание частного сектора), формирование рыночной инфраструктуры
(коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов и т.д.),
создание новой системы государственного регулирования экономики, принятие
адекватного рыночным условиям хозяйственного законодательства.
4. С т р у к т у р н ы е
п р е о б р а з о в а н и я, направленные в первую очередь на устранение или
смягчение унаследованных от прежней системы диспропорций в отраслевой структуре
народного хозяйства и отдельных его отраслей. Главная цель перестройки
структуры экономики — развитие производства продукции, пользующейся платежеспособным
спросом на внутреннем и внешнем рынках.
5. М а к р о э к о н о м и
ч е с к а я с т а б и л и з а ц и я (в основном финансовая). Строго говоря,
она не входит в число системных реформ, так как осуществляется нередко и в
странах с устоявшейся рыночной экономикой. Важное значение этого направления
вытекает из того, что кризис административно-командной системы раньше и сильнее
всего проявляется в финансовой сфере, особенно в форме высокой инфляции.
Длительное сохранение последней препятствует нормальному становлению рыночных
отношений, поэтому подавление инфляции жизненно важно для переходных экономик.
В систему мер макроэкономической стабилизации входят ограничение денежной
эмиссии, минимизация дефицита госбюджета, обеспечение положительной процентной
ставки и т.д.
6. Ф о р м и р о в а н и
е а д е к в а т н о й р ы н о ч н о м у х о з я й с т в у с и с
т е м ы с о ц и а л ь н о й з а щ и т ы н а с е л е н и я. Эта
система мер направлена на переход к адресной социальной поддержке наиболее
нуждающихся слоев населения.
Завершение формирования
этих основных элементов рыночной системы и означает окончание переходного
периода.
Варианты
системных реформ в переходной экономике
Важное значение для хода
и результатов реформ в странах с переходной экономикой имеют исходные условия,
которые в успехе преобразований играют большую роль (на начало реформ).
К ним относятся:
• длительность
существования административно-командной системы;
• доля частного сектора в
экономике;
• размер структурных
диспропорций и уровень милитаризации народного хозяйства;
• уровень внутреннего и
внешнего макроэкономического равновесия (в частности, размеры инфляции,
внешнего долга и др.);
• трудовая этика населения
и преобладающий хозяйственный менталитет;
• открытость экономики и
общества по отношению к странам с рыночной системой и др.
В процессе перехода от
административно-командной к рыночной экономике сформировались примерно три
группы стран.
П е р в а я г р у п п
а включает страны, где темпы продвижения к рыночной системе наиболее
значительны (Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, страны Балтии).
Сравнительно быстрое и успешное продвижение к рыночной экономике обусловлено
рядом факторов: существованием основ рыночной экономики до поворота к
административно-командной системе, тесными экономическими и историческими
связями с Западной Европой, относительной сбалансированностью структуры
народного хозяйства или небольшим объемом диспропорций, консенсусом всех слоев
населения в отношении необходимости перехода к рыночной системе.
В т о р а я г р у п п
а включает страны, где переход к рыночной экономике оказался сопряженным с
немалыми трудностями и осуществляется гораздо медленнее, чем в странах первой
группы (Россия, Беларусь, другие страны — члены СНГ, Болгария, Румыния,
Югославия, Албания, Монголия). Здесь не было устойчивой традиции рыночной
экономики, а формирование административно-командной системы нередко происходило
на базе традиционной системы. Затрудняют продвижение к рынку и такие факторы,
как наличие глубоких диспропорций в структуре экономики, наличие сильных
уравнительных тенденций и отсутствие в обществе консенсуса по вопросу о
характере преобразований, относительная изолированность от развитых стран, а
нередко и военные конфликты на их территории.
Т р е т ь ю г р у п п
у составляют страны Восточной Азии (Китай и Вьетнам), где господство
административно-командной системы было кратковременным и переход к рыночной
экономике начался на основе традиционной патриархальной системы при крайне
слаборазвитой промышленности и, следовательно, отсутствии серьезных
диспропорций, а также при сохранении авторитарной политической власти, в
условиях благоприятного для развития рыночных отношений хозяйственного
менталитета населения.
В этих странах действовал
рад факторов, облегчавших рыночные реформы. Здесь переход от коллективных
хозяйств к мелким частным был легко осуществим, так как основой сельского
хозяйства оставался ручной труд. Тяжелая промышленность и военно-промышленный
комплекс составляли сравнительно небольшую долю в экономике этих стран, что
облегчило переориентацию их промышленности на нужды потребительского рынка.
Господство плановой экономики в этом регионе продолжалось 25—30 лет (против 40
лет — в Восточной Европе и 70 лет — в бывшем СССР). Немалое значение имели
традиционно высокая трудовая этика населения, сохранившаяся склонность к
предпринимательству. Наконец, заметную роль сыграла китайская и вьетнамская
диаспора с ее капиталом, кадрами и предпринимательским опытом.
Страницы: 1, 2, 3
|