p> Снижение себестоимости планируется по двум показателям: по сравнимой
товарной продукции; по затратам на 1 руб. товарной продукции, если в общем
объеме выпуска удельный вес сравнимой с предыдущим годом продукции невелик.
К сравнимой товарной продукции относят все ее виды, производимые на данном
предприятии в предыдущем периоде в массовом или серийном порядке. Планируемый размер снижения себестоимости определяется на основе
следующих расчетов. По показателю сравнимой товарной продукции. Сначала определяется
абсолютный размер экономии по формуле: [pic] Определив размер абсолютной экономии в планируемом периоде,
рассчитывают искомый процент снижения себестоимости в плановом периоде
(Sср.т.п): [pic] где Эабс.ср.т.п. - абсолютная экономия от снижения себестоимости
сравнимой товарной продукции, тыс. руб.; NniCbi - плановый выпуск сравнимой
товарной продукции по себестоимости отчетного периода; NniCni - то же, по
себестоимости планового периода; n - число видов сравнимой товарной
продукции. По показателю затрат на 1 руб. товарной продукции. Абсолютная экономия
от снижения себестоимости товарной продукции в планируемом периоде
рассчитывается по формуле: [pic] Исходя из тех же данных определяют процент снижения затрат на 1 руб.
товарной продукции в планируемом периоде в сравнении с отчетным периодом
(S’тп): [pic] [pic] где Зтпб - затраты на 1 руб. товарной продукции в отчетном периоде,
коп.; Зтпп- то же, в плановом периоде; ТП - стоимость товарной продукции в
плановом периоде, тыс. руб. Следует иметь в виду, что на уровень затрат оказывает влияние целый ряд
факторов, в том числе изменение норм расхода и цен на материалы, рост
производительности труда, изменение объема производства и др. В связи с
этим при расчете необходимо определить влияние каждого из них в общем
эффекте . 1.6. Издержки производства и основные направления их снижения 1.6.1.Сущность и классификация издержек. Главный мотив деятельности любой фирмы в рыночных условиях -
максимизация прибыли. Реальные возможности реализации этой стратегической
цели во всех случаях ограничены издержками производства и спросом на
выпускаемую продукцию. Поскольку издержки это основной ограничитель прибыли
и одновременно главный фактор, влияющий на объем предложения, то принятие
решений руководством фирмы невозможно без анализа уже имеющихся издержек
производства и их величины на перспективу. Современная экономическая теория исходит из редкости используемых
ресурсов и возможности их альтернативного использования. Под альтернативным
использованием понимается, например, возможность производства из дерева
строительных материалов, мебели, бумаги, ряда химических продуктов. Поэтому
когда фирма решает производить какой-то определенный товар, например мебель
из дерева, то она тем самым отказывается от производства из дерева блоков
для дачных домиков. Отсюда делается вывод, что экономические, или
вмененные, издержки определенного ресурса, используемого в данном
производстве равны его стоимости (ценности) при наиболее оптимальном
способе его использования для производства товаров. Таким образом
экономические издержки - это плата поставщику, осуществляемая фирмой, или
доходы поставщика ресурсов, обеспечиваемые фирмой, а также внутренние
издержки на то, чтобы ресурсы были применены именно данной фирмой и для
определенного варианта производства. Классификация издержек. Прежде всего выделяются внешние и внутренние
издержки. Внешние - фирма оплачивает работников, топливо, комплектующие
изделия, т.е. все то, что она не производит сама для создания данного
изделия. Внутренние - владелец данной фирмы получает так называемую
нормальную прибыль. В противном случае он не будет заниматься этим делом.
Получаемая им прибыль (нормальная) составляет элемент издержек. Принято
выделять еще чистую (экономическую) прибыль, которая равна общей выручке за
вычетом внешних и внутренних издержек, включая и нормальную прибыль.
Бухгалтерская прибыль равна общей выручке минус внешние издержки. Практика свидетельствует, что величина издержек зависит от объема
выпускаемой продукции. В связи с этим существует деление издержек на
зависимые и не зависимые от величины производства. Постоянные издержки не
зависят от объема производства продукции. Они определяются тем, что
стоимость оборудования фирмы должна быть оплачена даже в случае остановки
предприятия. К постоянным издержкам относятся плата по облигационным
займам, рентные платежи, часть отчислений на амортизацию зданий и
сооружений, страховые взносы, часть которых обязательна, а также заработная
плата высшему управленческому персоналу и специалистам фирмы, оплата охраны
и т.п. Переменные издержки непосредственно зависят от количества
производимой продукции. Они состоят из затрат на сырье, материалы, энергию,
заработная плата работникам, транспорт. Сумма постоянных и переменных
издержек составляет валовые издержки. Для управления производством важно
знать величину издержек в расчете на единицу продукции. В связи с этим
рассчитываются средние издержки как частное от деления величины издержек на
количество единиц продукции, произведенной фирмой. Таким же образом
рассчитываются средние постоянные и переменные издержки. Так как целью
функционирования фирмы является максимизация прибыли, то предметом расчетов
выступает объем производства, что, в свою очередь, вызывает необходимость
использования категории предельных издержек. Предельные издержки - это
издержки на производство каждой дополнительной единицы продукции
относительно фактического или расчетного объема производства. 1.6.2. Основные направления снижения издержек производства. Систематическое снижение издержек - основное средство повышения
прибыльности функционирования фирмы. В условиях рыночной экономики, когда
финансовая поддержка убыточных предприятий является не правилом, а
исключением, как это было при административно-командной системе,
исследование проблем уменьшения издержек производства, разработка
рекомендаций в этой области - один из краеугольных камней всей
экономической теории. Можно выделить следующие основные направления снижения издержек
производства во всех сферах национальной экономики: -использование достижений НТП; -совершенствование организации производства и труда; -государственное регулирование экономических процессов. Прежде чем рассматривать основные направления экономии издержек,
необходимо сделать одно существенное замечание. Дело в том что сама
деятельность предприятия по обеспечению экономии затрат в подавляющем
большинстве случаев требует затрат труда, капитала и финансов. Затраты по
экономии издержек тогда эффективны, когда рост полезного эффекта (в самых
разнообразных формах) превысит затраты на обеспечение экономии.
Естественно, что возможен и пограничный вариант, когда уменьшение издержек
на производство изделия не изменяет его полезных свойств, но позволяет
снизить цену в конкурентной борьбе. В современных условиях типичным
является не сохранение потребительских качеств, а экономия на издержках в
расчете на единицу полезного эффекта или других важных для потребителя
характеристик. На практике это часто принимает такие формы, как,
например, снижение стоимости единицы производственной мощности
оборудования. Реализация достижений НТП заключается, с одной стороны, в более
полном использовании производственных мощностей, сырья и материалов, в том
числе и топливно-энергетических ресурсов, а с другой - в создании новых
эффективных машин, оборудования, новых технологических процессов. Наиболее
характерная черта НТП второй половины XX столетия - переход к принципиально
новому технологическому способу производства. Его преимущество не только в
более высокой экономической эффективности, но и в возможности производить
качественно новые материальные блага, услуги, которые существенно изменяют
весь уклад жизни, приоритеты жизненных ценностей. Что касается совершенствования организации производства и труда, то
этот процесс, наряду с экономией на издержках за счет сокращения потерь,
практически во всех случаях обеспечивает повышение производительности
труда, т.е. экономию затрат живого труда. На нынешнем этапе экономического
развития экономия живого труда в сравнении с экономией общественного труда
дает более весомые результаты, о чем свидетельствуют исследования
экономического роста на основе использования производственной функции. 2. анализ деятельности комбината ОАО "Майкопхлебопродукт" 2.1. Общая характеристика предприятия. 2.1.1.История развития. Майкопский хлебозавод N2 был построен в 1979 году. В его состав
входили кондитерский и хлебный цеха. В 1993 году к хлебозаводу
присоединилось соседнее хлебоприемное предприятие, и образовался
"Майкопхлебопродукт". В 1995 году комбинат приобрёл статус ОАО
«Майкопхлебопродукт» . 1996 г. для открытого акционерного общества «Майкопхлебопродукт»
стал годом проведения крупных по техническому перевооружению и
организационному развитию. В 1996 году Общество провело успешное размещение акций новой
эмиссии, в результате чего получило значительные средств, которые были
направлены на финансирование мероприятий по техническому
перевооружению. Главенствующее право приобретения акций принадлежало работникам
комбината (мужчины, проработавшие на предприятии до 10 лет, женщины
до 7 лет, а также пенсионеры), которыми было приобретено 51 % всех
акций . 20% акций осталось в руках государства, около 24 % - куплено
сельхозпроизводителями, 5 % - ФАРП (фонд акций работников предприятия). В настоящий момент в состав комбината входят следующие
производственные цеха: мельница, хлебный и кондитерский цеха, а также линия
по производству макаронных изделий и гречневый цех. На комбинате хранится зерновой фонд Республики Адыгея и составляет 15
тыс. тонн. Уставный капитал ОАО Комбината "Майкопхлебопродукт" составляет 126410
тыс. рублей. Высшим органом управления общества является Совет директоров.
Генеральный Директор осуществляет оперативное руководство деятельностью
общества и наделяется в соответствии с законодательством Российской
Федерации всеми необходимыми полномочиями для выполнения этой задачи.
Общество располагает акциями в количестве 126410 штук наличной стоимостью
1000 рублей, которые распределяются следующим образом: 51% - у работников
предприятия, 20% - у администрации города, 29% - у заинтересованных
предприятий. 2.1.2. Структура управления предприятия
Структура управления предприятия имеет следующий вид:
2.1.3. Краткая характеристика технологии. Технологический процесс приготовления хлебных изделий состоит из
следующих стадий: 1. Подготовка сырья 2. Замес теста. 3. Брожение теста. 4. Выпечка хлеба. 5. Охлаждение и хранение хлеба. На комбинате "Майкопхлебопродукт" вырабатывается более 20 наименований
хлебобулочных изделий и более 40 лучших кондитерских изделий. В качестве примера рассмотрим схему приготовления торта "Майкоп".
Производится по технологическим инструкциям ТИ - 10 - 78 - 9134 - 039 -
094. 1. Подготовка сырья. Сырье к пуску в производство подготавливают согласно сборнику
"Технологические инструкции по производству лучших кондитерских изделий" г.
Москва 1992 г. и "Инструкции по предотвращению попадания посторонних
предметов в продукцию на кондитерских предприятиях МПП РФ. 2. Приготовление полуфабрикатов. Полуфабрикаты готовятся по утвержденным рецептурам: заварной
полуфабрикат - по рецептуре N22 , суфле - N105 , крем сливочный - N46.
Тесто для полуфабриката готовят в две стадии в заварочной машине: сначала
заваривают муку в кипящем масле (маргарине) с солью, после охлаждения массы
до 70 - 75 град. перемешивают ее с меланжем. Влажность теста - 52 - 54
град., температура 35 - 38 град. Тесто сразу отсаживается на листке в виде
сеточек с помощью отсадочного листка и выпекается в печи ПХЭ - 3 в течение
7 - 8 минут при температуре 260 - 280 град. 3. Приготовление торта. Сеточки заварного полуфабриката укладываются в металлические формы и
заливаются теплым, не ниже 40 - 50 град. суфле. После охлаждения и
окончательной выстойки в транспортировочных вагонетках в течение 1,5 - 2 ч.
освобождаются из форм. Поверхность отделывается какао порошком по
трафарету; сливочным кремом и орехом, жареным, дробленным. Мукомольное производство. Технологические и транспортные операции при производстве муки,
обслуживаются основными рабочими. Технологический процесс в мукомольном производстве выглядит следующим
образом: 2.1.4. Ассортиментный план. В ассортиментный план ОАО Комбината "Майкопхлебопродукт" входят более
20 наименований хлебобулочных изделий, среди которых наибольшим спросом
пользуются: хлеб пшеничный, 1с.; хлеб с отрубями, 1с.; хлеб пшеничный,
2с.; хлеб столичный, ржаной; хлеб Бородинский, ржаной. Из 35 наименований кондитерских изделий наибольшим спросом пользуются:
торт «Майкоп»; торт «Фирменный»; пирожное «Болгарское», Пирожное
«Картошка». Полный перечень ассортимента выпускаемой продукции см. в приложении. 2.2. Анализ производственно – хозяйственной деятельности предприятия
Технико-экономические показатели.
|Показатели |1997 |1998 |1999 |
|Выпуск продукции в натуральном | | | |
|выражении, т. |8827 |8485 |7270,3 |
|В том числе: | | | |
|Хлеба и хлебобулочных изделий, т. |5765 |5536 |5035,6 |
|Кондитерских изделий, т. |125 |89,1 |64,7 |
|Отрубей, т. |2937 |2860 |2170 |
|Стоимость фактически выпущенной | | | |
|продукции, т.р. |15286 |15137 |19554 |
|В том числе: | | | |
|Хлеба и хлебобулочных изделий, | | | |
|т.р. |12936 |13189 |17159,2 |
|Кондитерских изделий, т.р. |2017 |1661 |1881,3 |
|Отрубей, т.р. |333 |287 |513,5 |
|Среднегодовая стоимость ОПФ, т.р. |12510 |12209 |11859 |
|Объем производства, т.р. |21116 |19074 |20810,8 |
|Себестоимость товарной продукции, | | | |
|т.р. |15695 |14509 |19129 |
|Объем товарной продукции | | | |
|реализованной, т.р. |21123 |19072 |20773 |
|Затраты на 1 рубль выпущенной | | | |
|продукции. |0,74 |0,76 |0,92 |
|Балансовая прибыль, т.р. |1642 |1104 |2296 |
|Среднегодовая стоимость оборотных | | | |
|средств, т.р. |33027 |19013 |18409,5 |
|Рентабельность, % |3,6 |3,5 |3,2 |
|Фондоотдача, % |2,29 |2,05 |1,75 |
|Чистая прибыль, т.р. |1191 |1104 |1645 |
Проанализировав данные таблицы можно сделать вывод, что выпуск
продукции в натуральном выражении в 1999 году по сравнению с 1997 годом
снизился примерно на 20%, так как спрос на продукцию уменьшился, однако из-
за повышения цен балансовая прибыль увеличилась почти на 40%. Анализ итогов деятельности предприятия показал, что в целом по
сравнению с 1997 годом показатели работы предприятия ухудшились. На это
указывает снижение рентабельности предприятия. После введения в эксплуатацию новой мельницы и 1997 году комбинату
удалось уменьшить себестоимость выпускаемой продукции более, чем на 7%.
Однако вследствие дальнейшего экономического кризиса предприятию не удалось
сохранить данную ситуацию под контролем. После 17 августа 1998 года положение на рынке хлебобулочных изделий
кардинально изменилось. Из-за подорожания муки резко подскочила
себестоимость продукции, и это привело к тому, что большинство мини пекарен
закрылось, С Майкопского рынка ушли Шовгеновский и Кошехабльский
хлебозаводы. Это послужило причиной того, что правительство обратилось с
просьбой к оставшимся предприятиям об увеличении выпуска хлебобулочных
изделий. Тем не менее такая ситуация продолжалась недолго. В 1999 году
закупочные цены на зерно в Республике Адыгея составили от 1500 р. до 2100
р. за тонну, тогда как в Краснодарском Крае они составили от 750 р. до 900
р. за тонну. Множество мелких фирм завалило местный рынок более дешевым
Краснодарским хлебом. Соответственно доля рынка, которую занимает комбинат,
уменьшилась, и сократился объем продаж. Из таблицы видно, что объем
реализованной продукции в 1999г. по сравнению с 1998г. увеличился всего
лишь на 8%, тогда как уровень цен на продукцию увеличился довольно
значительно. Затраты на 1 рубль выпускаемой продукции увеличились на 21%,
соответственно увеличилась себестоимость более чем на 30%, рентабельность
производства уменьшилась на 8%.
2.3. Формирование Республиканского фонда зерна.
В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея ОАО
Комбинат «Майкопхлебопродукт» определено государственным заказчиком по
формированию Республиканского фонда сельскохозяйственной продукции, сырья,
продовольствия на 1999 год с установлением квоты по закупке в
продовольственный фонд 15 000 тонн зерна пшеницы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|