Меню
Поиск



рефераты скачать Предельные издержки

p> Сельское хозяйство ближе всего отражает понятие совершенной конкуренции по определению, совершенная конкуренция наблюдается в тех отраслях, где многие компании производят однородный (стандартизованный) продукт. Покупатели хорошо осведомлены о том, кто пытается продать свое зерно по самой низкой цене. Подобное положение не позволяет отдельной фирме заметно влиять на цену, варьируя выпуск продукции. Фактически в таких отраслях у фирмы нет выбора по какой цене продавать свой товар: она может продавать только по сложившейся цене. Если фермер попытается продать зерно дороже установившейся цены, он не найдет покупателей. Продавать дешевле ему также нет смысла, так как он может продать все зерно по более высокой цене.

Кроме того, новым производителям достаточно легко влиться в такую отрасль, а старым — прекратить свое существование. Многие эмпирические расчеты показывают, что это условие важнее для развития конкуренции в отрасли, чем большое количество компаний в ней. Согласно наблюдениям, возможны ситуации, когда даже при незначительном количестве компаний возможность быстрого прорыва новых производителей на сложившийся рынок чрезвычайно обостряет конкуренцию и не позволяет старым компаниям устанавливать высокие цены.

Ситуация, когда отдельная фирма не может влиять на цену, т. е. воспринимает ее как заданную, означает, что спрос, с которым сталкивается эта фирма, совершенно эластичен, так что крайне малое увеличение цены может привести к полному исчезновению спроса на продукцию фирмы, а крайне малое падение цены — к необозримому росту спроса. Заметим, что выпуск отдельной фирмы крайне мал в сравнении с уровнем предложения и спроса в отрасли, так что увеличение или уменьшение количества произведенной продукции отдельной фирмы не влияет на цену.

Поскольку отдельный производитель не может влиять на цену товара, ему остается продавать свою продукцию по установившейся рыночной цене. Если цена тонны зерна на американском рынке составляет 5 долл. за бушель, то доход отдельной фермы равняется произведению: 5 долл. умножить на количество проданного зерна. Это означает, что с каждой дополнительной единицей продукции валовой доход фермера увеличивается на 5 долл.
Следовательно, в условиях совершенной конкуренции валовой доход фермера прямо пропорционален росту выпускаемой продукции. При объеме производства, в частности, в 31,6 тыс. бушелей валовой доход фермы составит 5 долл. х 31
600 =158 000 долл.

Издержки сельскохозяйственной фермы изменяются более "замысловато".
Постоянные издержки не зависят от объема производства В нашем примере, на типичной американской зерновой ферме они составляют порядка 60 тыс. долл.
Это — постоянные издержки, которые, как отмечалось выше, включают в себя не только издержки на покрытие амортизации зданий и оборудования, не только сумму процентных платежей по кредитам, но и нормальный доход на собственный капитал владельца фермы, а также затраты на оплату услуг управляющего фермой.

К постоянным издержкам добавляются переменные издержки, объем которых прямо связан с объемом производства. Они включают в себя затраты на семена, удобрения, водоснабжение и оплату труда наемных рабочих. При объеме производства в 31,6 тыс. - бушелей валовые издержки фермы составят 140 тыс. долл.

Следует обратить внимание на то, что темпы роста валовых издержек не совпадают с темпами роста продукции, как было в случае валового дохода.
Сначала издержки растут медленнее, чем объем продукции, затем примерно одинаково, а в конце и вовсе обгоняют его. Особенно издержки растут, после того, как уровень производства начинает превышать 25 тыс. бушелей зерна. В чем же здесь дело? На помощь вновь приходит маржинальный анализ.

Напомним, что предельные издержки (ПИ) равны приросту валовых издержек при увеличении объема производства на единицу. Если производство 25 тыс. бушелей зерна обходится фермеру в 115 тыс. долл, а производство 26 тыс. бушелей — в 120 тыс. долл, то предельные издержки 26-й тысячи равны 5 тыс. долл. Как видно из графика, предельные издержки 27-й тысячи равны уже 7 тыс. долл. (127 - 120).

Экономические исследования показали, на начальном этапе наращивания производства предельные издержки снижаются, а затем начинают возрастать. В чем причина такого поведения предельных издержек? Чтобы это понять, введем еще одно важное различие: возможности фирмы в течение короткого и длительного периодов времени.

Короткий период — отрезок времени, в течение которого фирма не может изменять (увеличивать, или уменьшать) количество всех факторов, используемых в производстве. Так, фирма не может изменять общих размеров своих сооружений, количества машин и оборудования, а в случае сельского хозяйства - и размеров земельных угодий. Это -постоянные факторы производства. Пытаясь удовлетворить растущий спрос, компания обычно нанимает больше рабочих, а также закупает больше сырья.

Длительный период - отрезок времени, в течение которого фирма получает возможность изменять количество всех факторов производства, т. е. все они становятся переменными.

Мы рассматриваем фирму в течение короткого отрезка времени, когда часть факторов производства постоянна, а часть меняется. Именно это обстоятельство приводит к тому, что предельные издержки со временем начинают возрастать. Допустим, что единственным переменным фактором являются затраты труда. Введем новое определение - предельный физический продукт (переменного} фактора (ПФПФ), в данном случае труда. ПФПФ равняется приросту объема выпускаемой продукции при изменении количества применяемого труда на единицу. Если 10 рабочих производят 20 пар обуви, а 11 рабочих -
23 пары, то предельный продукт 11-го рабочего - 3 пары (23 - 20). Легко подсчитать, что если подключение одного рабочего дает 3 дополнительные единицы продукции, то для производства одной дополнительной единицы необходимо привлечь лишь третью часть тех трудозатрат (1/3), которые были использованы выше.

В общем случае дополнительный объем труда, который необходим для производства дополнительной единицы продукции, равняется I/ ПФПФ. Умножив этот показатель на заработную плату, получим значение предельных издержек, которые, по определению, равны приросту расходов (в данном случае расходов на заработную плату, ведь труд -единственный переменный фактор), необходимых для производства дополнительной единицы продукции:

В нашем примере при заработной плате в 3000 руб. в час и предельном продукте - 3 пары обуви — предельные издержки производства 1 пары равны
1000 руб.

Формула ясно показывает, что причиной изменения предельных издержек является изменение предельного физического продукта фактора, причем ПИ и
ПФПФ движутся в разных направлениях. Не случайно, период где предельные издержки снижаются, называется периодом возрастающей производительности
(возрастающего ПФПФ), а тот , где предельные издержки увеличиваются, периодом убывающей производительности (убывающего ПФПФ).

Принцип, в соответствии с которым утверждается, что если часть факторов фиксирована, то со временем требуется все больше и больше других, переменных, факторов для производства дополнительной единицы продукции, получил название закона убывающей предельной производительности.
Он и лежит в основе того явления, что, начиная с некоторого уровня производства, валовые издержки растут быстрее, чем объем выпускаемой продукции.

Возвращаясь к примеру с американской зернофермой, мы наблюдаем тот же самый процесс. Однако главную роль в нем играют ограниченные запасы земли.
Именно тот факт, что земельные угодья ограничены и невозможно для наращивания выпуска зерна увеличивать посевные площади, заставляет фермера искать другие пути: использовать больше удобрений, воды, нанимать больше рабочих, т. е. интенсивнее использовать имеющуюся землю. В конце концов общие затраты начнут повышаться столь быстро, что станут обгонять рост выпускаемой продукции.

Как мы уже говорили, динамика валовых издержек (ВИ) и динамика валовых доходов (ВД) определяет движение прибыли (П): П = ВД — ВИ. Уровень производства, при котором валовые издержки равны валовому доходу, называется точкой перелома. Деятельность фирмы экономически оправдана лишь при тех объемах производства, которые лежат в интервале между точками перелома, так как только в этом случае она получает положительную прибыль. Фирма достигает максимума прибыли тогда, когда производит такой объем продукции, при котором валовой доход в максимальной степени превышает валовые издержки.

Из нашего примера видно, что зерновая ферма начинает получать положительную прибыль только после того, как объем ее производства достигает 18 тыс. бушелей зерна. Это нижняя точка перелома для фермы.
Прибыль вновь становится отрицательной после того, как производство превысит верхнюю переломную точку — 40 тыс. бушелей зерна. Оставаясь в интервале между 18 и 40 тыс. бушелей, ферма получает положительную прибыль, т. е. ее валовой доход превышает валовые издержки. Однако максимальной прибыли ферма сможет добиться только если объем выпускаемой продукции достигнет 31,6 тыс. бушелей. Именно в этой точке валовой доход (158 тыс. долл) в максимальной степени превышает валовые издержки (140 тыс. долл) и прибыль равняется 18 тыс. долл.

Поскольку валовые издержки включают в себя ожидаемый нормальный доход, который фермер получил бы, вложив свои деньги в другое дело, а также оплату его услуг в качестве менеджера, 18 тыс. долл — это чистая экономическая прибыль данного вида бизнеса. Она отражает ту благоприятную экономическую ситуацию, в которой фермеры находились в конце 70-х гг. Однако такое положение не может продолжаться долго.

В условиях совершенной конкуренции, когда доступ новых производителей в отрасль достаточно прост, любое превышение отраслевой прибылью нормального уровня привлекает новые фирмы. Увеличение предложения, в свою очередь, заставляет цену на продукцию снижаться 1.

Когда цена была 5 долл. за бушель фермеры получали довесок к нормальной прибыли — экономическую прибыль. Затем предложение зерна возросло. Равновесие на рынке было достигнуто при более низкой цене 4,3 долл за бушель. Данная цена позволяет фермерам лишь покрыть издержки, которые, однако, включают в себя нормальную прибыль на капитал.

При такой цене, да и то при определенном уровне производства, валовой доход лишь равняется валовым издержкам фирмы. Отсутствие экономической прибыли не стимулирует приток новых фермеров на рынок, и предложение стабилизируется. Такое положение называется долгосрочным равновесием фирмы в условиях совершенной конкуренции. Оно складывается, когда производители могут лишь покрыть свои издержки, включающие нормальную прибыль на вложенный капитал. Производители, в данном случае фермеры, достигают этого лишь при таком объеме производства, который обеспечивает- минимум затрат на единицу выпускаемой продукции. Если какие-то фирмы функционируют при более высоких издержках, то они терпят банкротство и покидают рынок.

Эффективность распределения ресурсов в условиях совершенной конкуренции Экономисты всегда отдавали предпочтение рынку совершенной конкуренции. Они даже использовали данную структуру в качестве точки отсчета при анализе других видов рыночной структуры. В чем же заключается смысл модели совершенной конкуренции? В том, что она идеальна с точки зрения общественного распределения и использования ресурсов.

В долгосрочной перспективе силы конкуренции заставляют фирмы минимизировать свои средние издержки производства, поскольку установившаяся на рынке цена столь низка, что позволяет только покрыть издержки
(включающие среднюю прибыль на вложенный капитал), да и то лишь у наиболее эффективных производителей. Все фирмы в отрасли, если они хотят выжить, должны функционировать с минимальными средними издержками при оптимальном объеме производства. Потребители только выиграют от этого, так как получат максимально возможный объем товаров при наименьших издержках. Такая ситуация, когда цена равна средним издержкам, называется эффективностью производства.

Существует также понятие эффективности распределения ресурсов
("аллокационная" эффективность), когда наблюдается идеальное распределение ограниченных ресурсов для производства наиболее нужных потребителям товаров и услуг (при определенном доходе) 1 . Считается, что эффективность максимальна тогда, когда никакое перераспределение ресурсов между различными видами деятельности не может принести пользу одному потребителю без нанесения ущерба другому. А это возможно лишь если все рынки находятся в состоянии долгосрочного равновесия в условиях совершенной конкуренции.

Правило максимизации прибыли в условиях совершенной конкуренции, устанавливающее равенство предельного дохода и предельных издержек, а следовательно, цены и предельных издержек, служит гарантией того, что произведен оптимальный набор товаров и достигнуто идеальное распределение ресурсов.

Действительно, рыночная цена отражает оценку потребителями необходимости выпуска дополнительной единицы товара. Предельные издержки отражают стоимость ресурсов для производства дополнительной единицы продукции в альтернативных видах деятельности. Если цена превышает предельные издержки, значит, потребители ценят его больше, чем альтернативный товар, и производство данного товара нужно увеличить. Если цена меньше предельных издержек, то потребители ценят его меньше, чем другой товар, и производство нужно свернуть. Если в каждом виде деятельности цена равняется предельным издержкам, то производится ровно столько каждого из товаров, сколько нужно потребителям.

В условиях монополии цена превышает предельные издержки, что указывает на неэффективность данного вида рыночной структуры с точки зрения эффективности распределения ресурсов. Объем производства товара занижен по сравнению с общественной потребностью в нем.

2. Несовершенная конкуренция

Под ней понимается рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой (совершенной) конкуренции.

На большинстве реальных рынков подавляющая часть продукции предлагается ограниченным числом фирм. Крупные корпорации, сосредоточившие в своих руках значительную часть рыночного предложения, оказываются в особых отношениях с рыночной средой. Во-первых, занимая господствующее положение на рынке, они могут существенно влиять на условия реализации продукции. Во-вторых, меняются и отношения между участниками рынка: производители внимательно следят за поведением своих конкурентов, и реакция на их поведение должна быть своевременной.

Конкурентные отношения такого типа называются несовершенной конкуренцией, которую принято подразделять на три основные вида:

9. монополистическую конкуренцию,

10. олигополию,

11. чистую монополию.

Монополистическая конкуренция подразумевает такую рыночную ситуацию, при которой относительно большое число небольших производителей предлагают похожую, но не идентичную продукцию. Например, персональные компьютеры, которые различаются мощностью аппаратуры, программного обеспечения, графического вывода информации и степени их "ориентированности на потребителя".

Для монополистической конкуренции не требуется присутствие сотен и тысяч фирм, достаточно сравнительно большого их числа:

20, 30, 50. Из наличия такого числа фирм вытекает несколько важных признаков монополистической конкуренции: каждая фирма обладает относительно небольшой долей всего рынка, поэтому она имеет очень ограниченный контроль над рыночной ценой; тайный сговор, направленный на согласование действий фирм с целью искусственного повышения цен, почти невозможен; при многочисленности фирм в отрасли отсутствует взаимная зависимость между ними. Каждая фирма определяет свою политику, не учитывая возможную реакцию со стороны конкурирующих с ней фирм.

В противоположность чистой конкуренции одним из основных признаков монополистической конкуренции является дифференциация продукта, которая может принимать ряд различных форм: качество продукта, продукты могут различаться по своим физическим или качественным параметрам; услуги и условия, связанные с продажей товара. Это обходительность и услужливость служащих магазина, репутация фирмы по сервисному обслуживанию покупателей, гарантии послепродажной эксплуатации товаров и др.; размещение, под которым понимается удобство и доступность для покупателей в приобретении товаров. Например, расположение бензозаправочных вблизи автомагистралей; стимулирование сбыта и упаковка.

Сюда включается реклама, использование торговых знаков и торговых марок, форма упаковки и т.п.

Одним из важных значений дифференциации продукта является то, что покупатель привязывается к определенному товару и конкретному продавцу
(например, запчасти к определенному автомобилю), а значит теряет часть свободы. Продавец в свою очередь может в некоторой степени влиять на цены.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.