Меню
Поиск



рефераты скачать Предельные издержки

p> Средние издержки — издержки фирмы на единицу произведенной продукции.
По величине они равны общим издержкам производства кого- то количества продукции, деленным на количество произведенной продукции. Средние издержки точно так же можно подразделить на средние постоянные и средние переменные издержки . Следует иметь в виду, что с ростом выпуска продукции средние переменные издержки могут либо увеличиваться, либо уменьшаться; что же касается средних постоянных издержек, то они с ростом выпуска постоянно уменьшаются.

Предельные издержки — увеличение в общих расходах, связанное с ростом выпуска готовой продукции на одну дополнительную единицу. Так как постоянные издержки не меняются, то постоянные предельные издержки всегда равны нулю. Поэтому предельные издержки — это всегда предельные переменные издержки.

Средние переменные издержки достигают наименьших значений когда средний продукт максимален. Следовательно, закон неизбежности уменьшения предельного продукта можно трактовать как закон неизбежного возрастания предельных издержек.

Это значит, во-первых, что при малых объемах производства величина среднего продукта растет (соответственно средние общие издержки уменьшаются) и, во-вторых, что с некоторого момента величина среднего продукта начинает уменьшаться столь быстро, что прирост средних переменных издержек превосходит падение средних постоянных издержек1.

2.2 Издержки фирмы в долговременном периоде

Рассмотрим, как должна строиться стратегия фирмы в долговременном периоде. Вспомним, что если в рамках краткосрочного периода изменения в производственном аппарате фирмы не могут быть произведены, то в рамках долговременного периода могут измениться как объем оборудования и производственной инфраструктуры, так и их структура. Фирма может установить новые производственные мощности, соорудить новые цехи; расширить транспортные артерии и т. д. Возможен и обратный вариант — уменьшение производственных мощностей. В отрасль могут войти новые фирмы, что изменит конкурентную ситуацию. Мы будем рассматривать лишь изменения в отдельных фирмах.

Поскольку в долговременном периоде изменяются производственные мощности и адекватно этому — численность работников, то можно сделать вывод, что все издержки в условиях долговременного периода выступают в качестве переменных. При расширении фирмы произойдет изменение валовых издержек. Как и в кратковременном периоде, они сначала будут уменьшаться за счет эффекта масштаба понятие которого было раскрыто выше. Затем, когда действие эффекта масштаба производства будет исчерпано, они достигнут минимума. Затем начнется процесс увеличения валовых издержек 2 .

При анализе поведения фирмы в краткосрочном периоде мы исходили из предположения, что, желая достигнуть определенного уровня выпуска готовой продукции, фирма может изменять только один фактор производства, а остальные остаются неизменными. В долгосрочном периоде задачу выпуска того или иного объема продукции фирма может решать, меняя все вводимые факторы производства. Такие решения накладывают на предпринимателя большую ответственность, поскольку ошибка и приобретение малопроизводительных станков и оборудования чревата разорением. Кроме того, долгосрочные решения должны учитывать будущую стоимость ресурсов, возможную конъюнктуру рынка, состояние отрасли в целом.

Как мы уже отмечали, любая фирма, стремящаяся максимизировать прибыль, должна так организовать производство, чтобы издержки на единицу выпускаемой продукции были минимальны. Значит, и принимаемое долгосрочное решение должно ориентироваться на задачу минимизации издержек. Будем, как и в случае краткосрочного периода, полагать, что цены на экономические ресурсы остаются неизменными. Кроме того, для упрощения будем считать, что в производстве используются только два фактора — труд и капитал, причем в долгосрочном периоде оба они являются переменными. Сделаем еще одно допущение: сначала зафиксируем какой-то определенный объем производства и попытаемся найти оптимальное соотношение труда и капитала для данного объема продукции. Когда нам станет понятным алгоритм оптимизации использования двух факторов для определенного объема продукции, мы сможем найти принцип минимизации расходов для любого объема выпуска.

Итак, какой-то объем продукция выпускается при заданном соотношении труда и капитала. Наша задача состоит в том, чтобы выяснить, каким образом надо заменять один фактор производства другим, чтобы минимизировать издержки на единицу продукции. Фирма будет заменять труд капиталом (или наоборот) до тех пор, пока величина предельного продукта труда в расчете на один рубль, потраченный на приобретение этого фактора, не станет равной отношению предельного продукта капитала к цене единицы капитала.

Из этого следует, что если предприниматель откажется от двух единиц труда, он сократит производство и высвободит деньги. На них он может нанять одну дополнительную единицу капитала, которая возместит потери продукции .
Значит, заменяя две единицы труда одной единицей капитала (для определенного объема продукции), фирма может уменьшить общие издержки.
Следует, однако, учитывать, что уменьшение объема труда неизменно приведет к увеличению предельного продукта труда (в соответствии с законом уменьшающейся отдачи), а увеличение количества используемого капитала наоборот вызовет падение .

В долгосрочном периоде при заданном объеме производства фирма достигает равновесия в применении вводимых факторов производства и минимизирует издержки, когда любая замена одного фактора другим не приводит к уменьшению издержек на единицу продукции.

Если, положим, относительная цена труда возрастает, то это вынудит фирму применять меньше более дорогого ресурса — труда (что вызовет повышение предельного продукта и больше относительно дешевого ресурса — капитала (уменьшая тем самым предельный продукт).

Если цены на ресурсы заданы и остаются неизменными, то для каждого объема продукции мы можем найти оптимальное, с точки зрения минимизации средних издержек, сочетание труда и капитала.

При дальнейшем увеличении выпуска средние издержки вновь начинают возрастать. Если полагать, что цены на экономические ресурсы остаются неизменными, то первоначальное уменьшение средних издержек в долгосрочном периоде объясняется тем, что с расширением производства темпы прироста готовой продукции начинают обгонять скорость прироста издержек на вводимые факторы производства. Это происходит в силу действия так называемого
«эффекта экономии на масштабах. Суть его заключается в том, что на начальном этапе увеличение количества вводимых факторов производства позволяет повысить возможность специализации производства и распределения труда. Снижение средних издержек может вызываться и применением более производительной техники; снижением числа нанятых.

Однако дальнейшее расширение производства неизменно приведет к тому, что потребуются дополнительные управляющие структуры (начальники отделов, смен, цехов), возрастут расходы на административный аппарат, сложнее будет управлять производством, участятся сбои. Это вызовет увеличение издержек производства.

Планируя деятельность на будущее, предприниматель должен оценить потенциальные возможности расширения производства. Если он пойдет на риск и увеличит величину капитала, то его поначалу могут ждать потери — объем производства сократится. Но затем, используя уже в следующем краткосрочном периоде потенциальные возможности экономии на масштабах, фирма добьется увеличения производства с одновременным сокращением средних переменных издержек.

Вот где проявляются издержки упущенных возможностей, связанные с предпринимательским риском: тот предприниматель, кто побоялся рискнуть и расширить производство, упустил выгоду, равную. произведению величины полученного прироста продукции и величины уменьшения средних издержек..

Предприниматель должен каждый раз идти на риск и расширять производство, когда он уверен, что потенциальные возможности эффекта расширения производства могут уменьшить средние издержки с одновременным увеличением производства. Любая попытка фирмы добиться одновременного расширения производства и сокращения средних издержек будет безуспешна.
Возможности экономии на масштабах исчерпают себя, и тот предприниматель, который пойдет на риск дальнейшего расширения производства, потерпит неудачу 1.

2.3 Минимизация издержек. Современные трактовки мотивации деятельности фирмы

На долговременном этапе, если осуществляется увеличение производственных мощностей, перед каждой фирмой встает проблема нового соотношения факторов производства. Суть этой проблемы состоит в том, чтобы обеспечить заранее заданный объем производства продукции с минимальными издержками. любая фирма стремится принимать такие решения, которые обеспечивали бы ей получение максимально возможной прибыли. Под последней понимается разница между суммарным доходом фирмы и вмененными издержками на все вводимые факторы производства; максимизация прибыли достигается в том случае, когда фирма минимизирует свои издержки; поведение фирмы зависит от того, в каком периоде она действует. В краткосрочном периоде изменяются только вводимые переменные факторы производства, все остальные остаются фиксированными. Действуя в этом периоде, фирма (с учетом объема фиксированных ресурсов) будет вводить дополнительные единицы переменного фактора и расширять производство, стремясь достичь минимальных издержек на единицу продукции. в долгосрочном периоде меняются все вводимые ресурсы.

Предпринимателю следует расширять объем производства, пока срабатывает эффект «экономии на масштабах», т. е. в долгосрочном периоде объем выпуска продукции должен соответствовать. минимуму кривой средних издержек в долгосрочном периоде.

Фирмы функционируют в отраслях с иными рыночными характеристиками или, как принято говорить, с иной структурой рынка. Условно можно выделить четыре типа рыночных структур и хотя каждая фирма стремится максимизировать прибыль, результаты, которых она достигает, различны и связаны с тем, к какому из четырех типов относится отрасль. Это, во-первых, совершенная конкуренция, во-вторых, абсолютная, или чистая монополия 2. Между этими крайностями лежит множество вариантов организации рынка, которые можно объединить общим понятием несовершенной конкуренции. Среди рынков несовершенной конкуренции, в свою очередь, выделяют два главных типа: олигополия и монополистическая конкуренция.

Совершенная конкуренция характерна для отраслей, в которых большое число компаний производит стандартизированный продукт. Доля выпуска каждой отдельной фирмы в общем объеме отраслевого производства крайне мала, и фирма не может влиять на рыночную цену продукции.

Поскольку в условиях совершенной конкуренции цена для отдельного производителя задана, валовой доход фирмы на таком рынке прямо пропорционален росту выпускаемой продукции.

Динамика издержек фирмы при всех условиях связана с законом убывающей предельной производительности факторов производства. Он и лежит в основе того, что, начиная с некоторого уровня производства, валовые издержки растут быстрее, чем объем выпускаемой продукции и валовой доход.

Динамика валового дохода и издержек производства определяет движение прибыли. Уровень производства, при котором валовые издержки равны валовому доходу, называется точкой перелома.

Деятельность фирмы экономически оправдана при тех объемах производства, которые лежат между точками перелома, так как только в этом случае она получает положительную экономическую прибыль.

В условиях совершенной конкуренции постепенно устанавливается долгосрочное равновесие фирмы. Оно подразумевает отсутствие экономической прибыли у фирм в отрасли и достигается тогда, когда производители могут лишь покрыть свои издержки, включающие среднюю прибыль на вложенный капитал.

Производители могут этого добиться лишь при таком объеме производства, который обеспечивает им минимум затрат на единицу продукции. Если какие-то фирмы функционируют при более высоких издержках, то терпят банкротство и покидают рынок.

Фирмы в монополизированных отраслях могут влиять на цену продукции.
Валовой доход фирмы-монополиста не увеличивается пропорционально росту произведенной и проданной продукции.

Валовой доход такой фирмы, получаемый при разных ценах на товар, зависит от рыночной кривой спроса на него. Общая закономерность такова, что с ростом объема производства доход фирмы сначала растет, а потом снижается.

Поскольку главная цель фирмы - максимизация прибыли, то фирма должна доводить объем производства только до такого предела, при котором валовой доход растет теми же темпами, что и издержки. Этот уровень производства может быть намного ниже, чем тот, при котором достигается максимальный доход.

В условиях чистой монополии доступ новых производителей в отрасль затруднен и фирма-монополист может длительное время получать экономическую сверхприбыль.

В условиях равновесия рынка совершенной конкуренции цена равняется предельным издержкам. Если такое положение характерно для всех отраслей, то в экономике достигается выпуск оптимального набора товаров и идеальное распределение ресурсов, т. е. обеспечивается оптимальная эффективность распределения общественных ресурсов.

В условиях монополии цена превышает предельные издержки, что указывает на неэффективность данного вида рыночной структуры с точки зрения эффективности распределения экономических ресурсов. Объем производства товара занижен по сравнению с общественной потребностью в нем.

Олигополия — ситуация, когда рынок контролируется несколькими компаниями. При существовании формального соглашения между фирмами, касающегося ценообразования или раздела рынка, она называется картелем, или групповой монополией. Превалируют такие формы олигополии, когда явное соглашение между компаниями отсутствует.

Как и в условиях чистой монополии, сверхприбыль компаний при олигополии в течение длительного времени может поддерживаться за счет ограничения объема выпускаемой продукции.

Отрасль находится в условиях монополистической (дифференцированной) конкуренции, если в ней функционирует множество фирм, но в отличие от условий совершенной конкуренции продукция отрасли не является стандартизированной. Вследствие относительно легкого доступа в отрасли с дифференцированной конкуренцией, фирмы в этих отраслях не могут получать монопольную прибыль длительное время.

Олигополия и монополистическая конкуренция объединены общим понятием несовершенной конкуренции .

А теперь рассмотрим приведенные выше типы рыночных структур более подробно.

1. Чистая (совершенная) конкуренция

Характеризуется большим числом продавцов, конкурирующих между собой, которые предлагают стандартную, однородную продукцию многим покупателям.
Объем производства и предложения каждым отдельным производителем настолько незначителен, что ни один из них не может оказывать заметного влияния на рыночную цену. Цена на однородную продукцию на таком рынке складывается стихийно под воздействием спроса и предложения. В основе ее лежит общественная стоимость товаров, которая определяется не индивидуальными, а общественно необходимыми затратами труда на производство единицы продукции.
При данной цене потребителю безразлично, у какого продавца покупать продукт. Вследствие стандартизации продукции отсутствует основание для неценовой конкуренции, то есть конкуренции на базе различий в качестве продукции, рекламе или стимулировании сбыта.

Участники конкурентного рынка имеют равный доступ к информации, т.е. все продавцы имеют представление о ценах, технологии производства, возможной прибыли. В свою очередь покупатели осведомлены о ценах и об их изменении. В таком рынке новые фирмы могут свободно входить в него, а существующие - свободно покидать его. Для этого не существует ни законодательных, ни технологических, ни финансовых или других серьезных препятствий. Ограничителем здесь выступает лишь получаемая прибыль. Каждый предприниматель будет производить товары до той точки, в которой цена и предельные издержки не уравняются. До этой точки он будет существовать в данной отрасли, после нее - покидает отрасль, перемещая капитал в ту из них, которая приносит наивысшую прибыль. Это в свою очередь означает, что ресурсы в условиях чистой конкуренции распределяются эффективно.

Следует заметить, что совершенная конкуренция в чистом виде - явление довольно редкое. Однако изучение этой модели рынка имеет важное аналитическое и практическое значение и цель его: изучить спрос с точки зрения конкурентного продавца, понять, как конкурентный производитель приспосабливается к рыночной цене в краткосрочном периоде, исследовать природу долговременных изменений и приспособлений в отрасли, оценить эффективность конкурентных отраслей с точки зрения общества в целом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.