Меню
Поиск



рефераты скачать Протекционизм и фритредерство, следует ли искать "золотую середину"?

5.7. Некоторые итоги

Аргументов в пользу протекционизма много, но они неосновательны. В соответствующих условиях ар­гумент о необходимости защиты молодых отраслей промышленности выступает как справедливое ис­ключение, имеющее экономическое оправдание. Ар­гумент в пользу самообеспеченности может исполь­зоваться для обоснования протекционизма с воен­но-политических позиций. Однако оба эти аргумен­та заслуживают серьезнейшей критики. Оба они игнорируют возможность использовать альтерна­тивные средства для поощрения промышленного развития и военной самообеспеченности. Большин­ство других аргументов является во многом эмоциональными призывами, основанными на полуправ­де и явных вымыслах. Эти аргументы отмечают только непосредственные и прямые последствия за­щитных пошлин. Они игнорируют простую истину, что в конечном счете страна должна импортировать для того, чтобы экспортировать.

Имеются также убедительные исторические до­казательства, которые подтверждают, что свобод­ная торговля ведет к процветанию и росту, а протек­ционизм приводит к противоположным результа­там. Вот несколько примеров.

1. Конституция США запрещает отдельным штатам взимать пошлины, превращая Америку в огромную зону свободной торговли. Специалисты по экономической истории признают, что это важ­нейший позитивный фактор в экономическом раз­витии страны.

2. Действия Великобритании в поддержку более свободной международной торговли в середине де­вятнадцатого столетия имели важное значение как средство стимулирования ее индустриализации и развития.

3. Создание "Общего рынка" в Европе после первой мировой войны, как мы вскоре увидим, во многом способствовало устранению пошлин между странами-членами. Экономисты сходятся на том, что создание такой зоны свободной торговли яви­лось важным фактором, обеспечившим процветание Западной Европы в последние десятилетия.

4. В целом тенденция к снижению пошлин с сере­дины 30-х годов явилась стимулом роста послевоен­ной мировой экономики.

5. Как мы уже отмечали, высокие пошлины, введенные в соответствии с законом Смута-Хаули 1930 г., и порожденные им ответные меры, усугуби­ли "великую депрессию 30-х годов".

6. Исследования слаборазвитых стран в подав­ляющем большинстве случаев показывают, что те страны, которые для защиты своих национальных отраслей полагались на импортные ограничения, довольствовались более медленным ростом по сравнению с теми странами, которые проводили более открытую экономическую политику.

6. Международная торговая политика

Как показано на рисунке 4, пошлины США то поднимались, то снижались. На протяжении боль­шей части своей истории Америка, как правило, была страной с высокими пошлинами. Следует от­метить, что законом о пошлинах Смута-Хаули, принятым в 1930 г., вводились самые высокие по­шлины в истории США.

Если пошлины экономически нежелательны, почему конгресс с такой готовностью использовал их? Как уже отмечалось в этой главе, ответ кроется в политических реалиях, связанных с про­цессом установления пошлин, а точнее, с по­следствиями особых интересов. Небольшая группа отечественных производителей, которые получат большой экономический выигрыш от пошлин и квот, с помощью хорошо оплачиваемых и хо­рошо информированных лоббистов будет энер­гично бороться за введение протекционистских санкций. Большинство потребителей, каждый из которых в отдельности понесет незначительные убытки, останутся в целом непосвященными и безразличными. Общественность может поддер­жать эту политику не только благодаря энергич­но проведенной кампании, но и в связи с явной подтасовкой фактов ("Сократите импорт и ис­чезнет безработица внутри страны") и патриотическими призывами протекционистов ("Поку­пайте американское!"). Выгоды, якобы прино­симые пошлинами, представляются общественно­сти немедленными и четко обозначенными. Негативные же результаты, на которые ссылают­ся экономисты, выглядят неопределенными и сильно распыленными по всей экономике. К тому же общественность скорее всего не заметит ошибочности толкования: "Если квота на японские автомобили сохранит прибыли и занятость в американской автомобильной промышленности, то как это может оказаться вредным для всей экономики в целом?" Когда к этому добавляется еще и практика взаимной поддерж­ки  — "Ты поддержи пошлины для отрас­ли X в моем штате, а я сделаю то же са­мое для отрасли Y в твоем штате", — то как результат могут появиться защитные пошлины и квоты.


Рисунок 4. Таможенные пошлины в США в 1820—1988 гг.


6.1. Закон о взаимной эквивалентной торговле и ГАТТ

Первым законом, вызвавшим тенденцию к сниже­нию уровня пошлин, стал Закон о взаимных торговых соглашениях 1934 г. Будучи специ­ально направленным на снижение пошлин, закон включал два основных положения.

1. Полномочия по ведению переговоров. Закон о взаимной эквивалентной торговле наделял прези­дента правом вести переговоры и заключать согла­шения с иностранными державами о снижении аме­риканских пошлин до 50% от существующего уров­ня. Снижение тарифов зависело от готовности дру­гих стран идти на взаимные уступки, направленные на снижение пошлин на американский экспорт.

2. Общее снижение пошлин. Если бы снижение пошлин было достигнуто в результате включения в эти соглашения положения о режиме наи­большего благоприятствования, оно отно­силось бы не только к определенной стране, ведущей переговоры с США, но приняло бы всеобщий харак­тер. Однако закон о взаимной торговле дал начало только двусторонним переговорам (между двумя странами). Этот подход был расширен в 1947 г., когда 23 страны, включая США, подписали Генеральное соглашение о  тарифах и торговле (ГАТТ). ГАТТ основано на трех кардинальных принципах: 1) равный, недискримина­ционный режим для всех стран-участниц; 2) сниже­ние пошлин путем проведения многосторонних пере­говоров; 3) устранение импортных квот. По сущест­ву, ГАТТ есть не что иное, как форум для ведения переговоров по тарифным барьерам на многосто­ронней основе. В настоящее время в ГАТТ входят почти 100 стран, и нет ни малейшего сомнения в том, что оно явилось важным фактором в развитии тенде­нции либерализации торговли. Под его эгидой в по­слевоенный период были проведены семь раундов переговоров по снижению торговых барьеров.

В 1986 г. в Уругвае начался восьмой раунд перего­воров в рамках ГАТТ. В повестку дня "уругвайского раунда" были включены следующие предложения: 1) устранение торговых барьеров и субсидий в сельском хозяйстве; 2) снятие барьеров в торговле услугами (на услуги приходится около 20% международной торго­вли); 3) уничтожение ограничений на иностранные инвестиции; 4) внедрение на международной основе патентных, авторских прав, прав на торговую марку.

6.2. Экономическая интеграция

Другим решающим сдвигом в сторону либерализа­ции торговли стала экономическая интегра­ция — объединение рынков двух и более стран в зону свободной торговли. Примерами экономи­ческой интеграции являются Европейское экономи­ческое сообщество (ЕЭС) и Американо-канадское соглашение о свободной торговле.

Общий рынок. Наиболее ярким примером экономи­ческой интеграции является   Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) или, как его часто называют, "Общий рынок". Возникнув в 1958 г., ЕЭС сейчас включает 13 западноевропейских стран.

Цели. "Общий рынок" выступает за: 1) постепен­ную отмену пошлин и импортных квот на все товары, которыми торгуют между собой 13 стран-участниц; 2) установление общей системы пошлин в отношении всех товаров, получаемых из стран, не входящих в "Общий рынок"; 3) достижение в конечном счете свободного движения капитала и рабочей силы в рам­ках "Общего рынка" и 4) разработку общей политики по ряду других экономических аспектов, вызываю­щих взаимный интерес, например по сельскому хо­зяйству, транспорту, ограничительной деловой прак­тике.

Итоги. Мотивы, которые привели к созданию "Общего рынка", имели как политический, так и экономический характер. Основным экономичес­ким мотивом, конечно, было стремление стран-участниц к получению преимуществ от свободной торговли. Крайне сложно определить, в какой степе­ни ЕЭС обязано своим процветанием и ростом имен­но экономической интеграции; но ясно одно: интег­рация создает массовые рынки, столь необходимые для достижения отраслями стран "Общего рынка" экономии на масштабах производства. Более эффек­тивное производство, характерное для крупномасш­табных рынков, дает возможность отраслям промы­шленности европейских стран добиться более низких издержек, которые исторически были недостижимы в условиях узких обособленных рынков.

Влияние на третьи страны, такие, как США, представляется менее определенным. С одной сто­роны, миролюбивый и процветающий "Общий ры­нок" делает страны-участницы более выгодными потенциальными покупателями американского экс­порта. С другой стороны, американские фирмы сталкиваются с пошлинами, которые затрудняют конкуренцию на рынках ЕЭС. Например, до созда­ния "Общего рынка" американские, западногер­манские, французские автомобилестроители имели дело с одинаковыми пошлинами при продаже своих изделий, скажем, в Бельгии. Однако с введением свободной торговли между странами — членами ЕЭС бельгийские пошлины на западногерманские "фольксвагены" и французские "рено" были сведены к нулю. В то же время в отношении американских "шевроле" и "фордов" продолжает действовать внешний тариф. Это, безусловно, ставит американс­кие фирмы и фирмы других стран, не входящих в ЕЭС, в крайне невыгодное положение.

Устранение этого невыгодного положения яв­ляется одним из мотивов, побуждающих США выступать через ГАТТ за более свободную то­рговлю. Действительно, с точки зрения снижения тарифов, переговоры в рамках так называемого "Раунда Кеннеди", завершившегося в 1967 г., и "Ра­унда Токио", закончившегося в 1979 г., были успешными. В частности, к 1987 г. импортные по­шлины на промышленные товары в индустриально развитых странах в среднем составляли менее 5% по сравнению с 30-ми годами, когда в период своего пика они достигали в среднем 50%.

Американо-канадское соглашение о свободной тор­говле. Вторым и более свежим примером экономичес­кой интеграции является Американо-канадское соглашение о свободной торговле, подпи­санное президентом Рейганом и премьер-министром Малруни в 1988 г. Несмотря на то, что к 1988 г. 3/4 объема товарооборота между США и Канадой не облагались пошлинами, данное американо-канадское соглашение является крайне важным: оно создает крупнейшую в мире зону беспошлинной торговли. В соответствии с положениями соглашения все виды торговых ограничений, такие, как пошлины, квоты и нетарифные барьеры, будут устранены в течение десятилетнего периода. Канадские предприниматели получат доступ на рынок, в 10 раз превышающий по своим размерам канадский рынок, в то время как американские потребители выиграют от снижения вен на канадские товары. В свою очередь, Канаде придется в большей степени снизить свои пошлины, чем США, поскольку уровень канадских пошлин выше американских. Снижение канадских пошлин поможет американским производителям и канадским потребителям.

Канада является крупнейшим торговым партнером США. Точно так же США являются основным покупателем канадс­кого экспорта. Следовательно, потенциальные вы­годы от американо-канадского соглашения для каж­дой страны значительны. Было подсчитано, что, когда соглашение полностью вступит в силу, каждая страна благодаря ему получит ежегодные доходы в размере от 1 до 3 млрд. дол.

Американо-канадское соглашение имеет глобаль­ное значение. Так, ожидается, что оно ускорит много­стороннее снижение пошлин в рамках ГАТТ. Проще говоря, страны, которые не охвачены соглашениями о свободной торговле, не захотят оказаться в относи­тельно менее выгодных условиях при продаже своих товаров в США и Канаде. В этой связи америка­но-канадский договор также ставит обе страны в вы­игрышное положение при ведении переговоров о сни­жении торговых барьеров со странами "Общего рын­ка". Доступ на обширный североамериканский рынок так же важен для стран "Общего рынка", как и до­ступ на европейский рынок для США и Канады. Наконец, соглашение с Канадой содействовало нача­лу серьезных переговоров между США и Мексикой по вопросу о путях снижения или устранения торго­вых барьеров между этими двумя странами.

6.3. Возрождение протекционизма

Несмотря на заметный прогресс в снижении и устра­нении тарифов, многое еще предстоит сделать. Под­тверждением тому служит повестка дня ранее упомянутого "уругвайского раунда". В прошлом пере­говоры в рамках ГАТТ в основном касались изде­лий обрабатывающей промышленности, в то время как другие аспекты международной торговли и фи­нансов были обойдены вниманием. К областям, остававшимся вне поля зрения ГАТТ, относятся сельское хозяйство, услуги (например, транспорт, страхование, банковская деятельность) и междуна­родные инвестиции, патенты и авторские права, а также проблема интеграции в систему ГАТТ мно­гих развивающихся стран, не являющихся членами этой организации. Но еще более угрожающее явле­ние — это мощное возобновление протекционистс­кого нажима в 1980-е годы. Нетарифные барьеры продолжают оставаться серьезной проблемой: мно­жатся случая применения импортных квот и произ­вольных ограничений экспорта.

Причины. Новое наступление протекционизма объясняется целым рядом факторов. Во-первых, бо­рьба за введение защитных мер отчасти является ответной реакцией на снижение торговых барьеров в прошлом. Отрасли промышленности и рабочие, чьи прибыли и рабочие места пострадали от либера­лизации торговли, пытаются восстановить протекци­онизм. С этим тесно связано и то, что американская экономика является намного более открытой, чем 10 лет тому назад (табл. 2), и поэтому больше фирм и рабочих могут подвергнуться неблагоприятному воздействию усиливающейся иностранной конкурен­ции. Во-вторых, другие страны действительно стали серьезными конкурентами американских производи­телей. В конце 70—80-х годах темпы роста произво­дительности труда в Японии и значительной части Западной Европы превысили темпы роста произво­дительности труда в США. Результатом этого стали более низкие издержки труда на единицу продукции в этих странах и более низкие относительные цены на импортируемые оттуда товары. Проявила себя также конкуренция со стороны целого ряда так называемых "новых индустриальных стран", таких, как Корея, Тайвань, Гонконг и Сингапур. Наконец, за последние несколько лет американский импорт в значительной степени превышал экспорт. Растущий импорт оказы­вал отрицательное влияние на производство и заня­тость в тех отраслях отечественной промышленно­сти, продукция которых напрямую конкурировала с импортными товарами. Пострадавшие отрасли и группы рабочих пытаются получить государствен­ную поддержку в форме установления торговых ба­рьеров. Устойчивый внешнеторговый дефицит дейст­вительно предоставляет собой удобный аргумент для введения протекционистских мер в целях оказания помощи пострадавшим отраслям. Более того, дефи­цит торгового баланса помог обеспечить обществен­ную поддержку предложениям о проведении ответ­ных санкций в отношении торговых партнеров, кото­рые ограничивают продажу американских товаров на своем внутреннем рынке.

Издержки. Во что обходятся протекционистские меры США американскому потребителю? Издержки для потребителей от торговых ограничений можно рассчитать, определив, каково их воздействие на цены защищенных товаров. В частности, протекци­онизм приводит к повышению цен на продукты тремя способами. Во-первых, возрастает цена им­портного продукта (табл. 3). Во-вторых, более высокая цена на импортные товары заставляет не­которых потребителей переключиться на покупку более дорогих товаров местного производства. На­конец, цены на отечественные товары могут под­няться в связи с ослаблением конкуренции со сто­роны импорта.

Ряд исследований говорит о том, что издержки, которые ложатся на потребителей защищенных по­шлинами продуктов, поразительно велики. Одно из исследований, в котором обследовался 31 класс за­щищенных изделий, обнаружило, что общие ежегод­ные потери потребителей от протекционистских мер составляют около 82 млрд. дол. Особенно велики ежегодные потери от торговых ограничений потре­бителей продукции швейной промышленности (27 млрд. дол.), нефтепродуктов (6,9 млрд. дол.), углеро­дистой стали (6,8 млрд. дол.), автомобилей (5,8 млрд. дол.), молочной продукции (5,5 млрд. дол.). Подобные огромные издержки указывают на то, что тор­говые барьеры являются весьма дорогостоящим способом сохранения рабочих мест. В частности, по оценочным данным, издержки от торговых ограни­чений на каждое сохраненное рабочее место состав­ляют 750 тыс. дол. в производстве углеродистой стали, 550 тыс. дол. в производстве метизов, 220 тыс. дол. в молочной промышленности, 240 тыс. дол. в производстве апельсинового сока, 200 тыс. дол. в стекольной промышленности. Поскольку за­работная плата составляет лишь часть этих сумм, то протекционизм вряд ли можно назвать подарком.

Другие исследования показывают, что импорт­ные ограничения затрагивают в большей степени семьи с низкими доходами, чем с высокими. При­нимая во внимание, что пошлины и квоты имеют много общего с налогом с продаж, нет ничего уди­вительного в том, что эти торговые ограничения приводят к негативным последствиям. Например, было выявлено, что издержки от протекционизма, которые несут группы населения с низким уровнем дохода (доходы ниже 10 тыс. дол. в год), в 7 раз превышают издержки групп с наивысшими дохода­ми (доходы свыше 60 тыс. дол. в год).

Но, может быть, выгоды, получаемые амери­канскими предпринимателями, и доходы государст­ва от пошлин, взятые вместе, перевешивают выпа­вшее на долю потребителей тяжкое бремя издержек от торгового протекционизма? Ответом является твердое "нет". Исследования показывают, что выго­ды от торговых ограничений с лихвой перекрывают­ся их издержками, которые перекладываются на плечи потребителей. Более того, чистые потери от торговых барьеров, как правило, превышают поте­ри, определяемые статистическими исследованиями. Причины здесь две. Во-первых, пошлины и квоты порождают множество дорогостоящих, с трудом поддающихся количественному учету побочных эф­фектов. Например, ограничения на импорт стали взвинтили цены на сталь для всех американских покупателей этой продукции, в частности для аме­риканских автомобилестроителей. Их издержки производства повысились, а продукция стала менее конкурентоспособна на мировых рынках. Во-вто­рых, предприниматели используют экономические ресурсы в огромных количествах для оказания воз­действия на конгресс в целях проталкивания и со­хранения протекционистских законов. В той мере, в какой эти усилия отвлекают ресурсы от задач, имеющих большую общественную значимость, об­щество взваливает на себя дополнительный груз издержек, связанных с торговыми ограничениями. Повторим: авторитетные исследователи приходят к заключению, что выгоды, которые получают защищаемые отрасли от введения торговых барьеров, достигаются ценой гораздо больших потерь для эко­номики в целом.

7. Резюме

1. Международная торговля важна для большинства стран как в количественном, так и во всех других аспектах. Международ­ная торговля жизненно необходима Соединенным Штатам по нескольким причинам: а) абсолютные объемы американского экспорта и импорта превышают аналогичные показатели любой другой страны; б) по некоторым видам товаров и материалов, которые не могут быть получены внутри страны, США целиком и полностью зависят от международной торговли; в) изменения в объемах чистого экспорта могут оказать значительное влияние на уровни внутреннего производства и доходов.

2. Международная и внутренняя торговля отличаются друг от друга тем, что: а) ресурсы на международном уровне менее мобильны, чем внутри страны; б) каждая страна ис­пользует свою валюту; в) международная торговля более подвержена политическому контролю.

3. В основе мировой торговли в конечном счете лежат два обстоятельства: а) экономические ресурсы распределя­ются между странами неравномерно; б) эффективное произ­водство различных товаров требует определенных техноло­гий или комбинаций ресурсов.

4. Взаимовыгодная специализация и торговля между любыми двумя странами возможна до тех пор, пока внутрен­ние соотношения издержек для любых двух продуктов раз­личаются. Специализируясь в соответствии со сравнитель­ными преимуществами, страны могут получать большие ре­альные доходы при фиксированных объемах ресурсов. Усло­вия торговли определяют, каким образом этот прирост мирового производства будет поделен между торгующими странами. Растущие издержки ставят границы выгодам от специализации и торговли.

5. Торговые барьеры выступают в форме защитных пошлин, квот, нетарифных барьеров и "добровольных" огра­ничений экспорта. Анализ спроса и предложения обнаружива­ет, что защитные пошлины приводят к повышению цен и снижают объемы товаров, на которые эти пошлины рас­пространяются. Иностранные экспортеры обнаруживают, что продажа их товаров сократилась. Местные производители, однако, выигрывают от роста цен и увеличения объема продаж. Пошлины ведут к менее эффективному размещению внутренних и мировых ресурсов.

6. В определенных случаях наиболее сильными аргумен­тами в пользу защитных мер выступают ссылки на нераз­витость промышленности и необходимость самообеспечен­ности в оборонных отраслях. Большинство других аргумен­тов в пользу протекционизма являются полуправдой, эмоци­ональными призывами либо неверными утверждениями, которые, как правило, подчеркивают немедленный эффект от введения торговых барьеров и игнорируют долгосрочные последствия. Можно привести много исторических примеров, которые показывают, что, в то время как свободная торгов­ля стимулирует экономический рост, протекционизм этому процессу не способствует.

7. Закон о взаимных торговых соглашениях 1934 г. положил начало тенденции к снижению американских пошлин. В 1947 г. было создано Генеральное соглашение о тарифах и торговле: а) с целью стимулирования применения недискриминационного режима для всех торгующих стран, б) для снижения уровня пошлин, в) для устранения импортных квот.

8. Экономическая интеграция является важным сред­ством либерализации торговли. Самым ярким примером яв­ляется европейский "Общий рынок", в котором отменены внутренние торговые барьеры, применяется общая система пошлин в отношении третьих стран и предусматривается свобода движения рабочей силы и капитала.

9. В последние годы наблюдается возрождение протекцио­низма, однако, эмпирические данные показывают, что издерж­ки протекционистской политики перевешивают ее выгоды.


 

 Список использованных источников

1. Макконелл Кэмпбелл Р., Брю Стэнли Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. – М.: Республика, 1995.



Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.