Меню
Поиск



рефераты скачать Проблемы экономического роста, микро и макроэкономические проблемы Российской экономики, международн...

Экстенсивный экономический рост происходит благодаря простому наращиванию применяемых факторов: средств производства и рабочей силы. Как уже было сказано, экстенсивный экономический рост является  исторически первоначальным путем расширенного воспроизводства. Поэтому  он  имеет  ряд отрицательных характеристик, которые являются последствием несовершенства данного типа. Очень важно будет рассмотреть проблемы связанные с экстенсивным экономическим ростом, т.к. являясь  первой  моделью  расширенного  воспроизводства ,этот тип есть еще и базис  для  дальнейшего экономического развития. Поэтому необходимо осветить эти проблемы, для того чтобы исключить ошибки в будущем.

Экстенсивный путь, благодаря привлечению в  производство  все  больше рабочей  силы, способствует сокращению уровня безработицы, обеспечению наибольшей  занятости  рабочих  ресурсов. Программа  восстановления и поддержания  в разумных  масштабах полной занятости  является  неоспоримым  средством ускорения  темпов роста. Тем  не  менее, здесь следует сделать несколько оговорок. Если мы уменьшим уровень безработицы с 6 до 3%, то это  уменьшение  представляется значительным. И с точки зрения людей оно таким и является. Однако в переводе на продукцию это означает, что мы  перешли с  уровня  занятости в 94% к уровню занятости в 97%. Это соотношение - 97/94 или 3/94 - нельзя игнорировать, и оно дает более  точное  представление, нежели  соотношение 3/6 или 50%, об  увеличении производства, которое может быть достигнуто посредством политики высокой занятости. Кроме того, сократив безработицу с 6 до 3%, мы можем дополнительно увеличить годовой темп  роста  на 3% (или 3/94), доведя его, например, с обычных 4 до 7% в год. Но такие высокие  темпы  по своей  природе  временны. Состояние  полной  занятости не может  восстанавливаться  заново ежегодно. В  следующем году  рост будет происходить снова прежним темпом в 4% из-за отсутствия свободной рабочей  силы, которую можно было бы использовать в воспроизводстве. Рассматривая такой фактор, как рабочая сила, следует отметить, что образование и  профессиональная подготовка работников повышают производительность труда, а, следовательно, ускоряют темп экономического роста. Инвестиции в  человеческий  капитал – важное средство повышения производительности труда. По оценкам Денисона, улучшение качества рабочей силы определило 14% прироста реального национального дохода в США.

Следующая проблема, при экстенсивном типе, которую следует рассмотреть - это застой, при котором количественное увеличение выпуска продукции не  сопровождается  технико-экономическим прогрессом. Но технический прогресс является важным  двигателем экономического  роста; им определяется 28% прироста реального национального дохода  в период 1929 -1982 гг. в США. По определению, технический прогресс включает в  себя не только совершенно  новые  методы  производства, но также и новые формы управления и организации производства. Вообще  говоря, под  техническим прогрессом подразумевается открытие новых знаний, позволяющих по-новому комбинировать данные ресурсы, данные ресурсы  с  целью  увеличения конечного выпуска продукции. На практике технический прогресс  и  капиталовложения  тесно  взаимосвязаны: технический прогресс часто влечет за собой инвестиции в новые машины и оборудование. При экстенсивном экономическом росте выпуск продукции повышается в той же степени, в какой  возрастают  величины используемых производственных основных фондов, материальных ресурсов  и  численности  работников, следовательно, на неизменном уровне остаются значение такого экономического показателя  как фондоотдача и другие, иначе говоря, общая эффективность производства  остается, в лучшем случае неизменной. Следовательно, не хватает средств на обновление  основных производственных фондов (здания, оборудование), фактически не  внедряются  новейшие научно-технические разработки. Так, в бывшем СССР износ производственных основных фондов возрос за 1986-1990 гг. с 38% до 41%.

Экстенсивный тип экономического роста позволяет быстро осваивать природные ресурсы. Но вследствие того, что использования этих ресурсов при экстенсивном типе идет нерационально, происходит быстрое истощение рудников, пахотного слоя земли, полезных  ископаемых. При экстенсивном экономическом росте такой показатель как материалоемкость остается фактически неизменной, а так как производство растет, то неизбежно истощается невосполнимая сырьевая база. Следовательно, приходится расходовать все больше труда  и средств производства для добычи каждой тонны топлива и сырья. Проблема развития природных ресурсов сливается с проблемой усовершенствования техники для более рационального использования ресурсов ,снижения материалоемкости продукции и с проблемой  обеспечения оборудования и орудий для использования и обнаружения этих ресурсов. Примерно 19% - почти 1/5 - ежегодного прироста реального национального дохода США за период 1929-1982 гг. определялось увеличением  капиталовложений. Неудивительно, что  производительность  труда работника повысится, если им будет использоваться больше основного капитала. Нужно подчеркнуть, что объем  основного  капитала, приходящийся  на одного работника, является решающим фактором, определяющим динамику производительности  труда. За данный  период  времени вполне можно увеличить совокупный объем капитала, но если численность рабочей силы возрастает  быстрее, производительность труда падает, т.к. сокращается фондовооруженность каждого работника. При экстенсивном пути экономического  роста  как  раз возникает эта проблема. Основные  фонды изнашиваются и в условиях полной занятости населения, фондовооруженность  работника сокращается. Яркий пример - бывший  СССР, где  фактически  существовала абсолютная занятость населения, а уровень и морального и физического износа основных фондов превышал  десятки  лет, из-за этого вводилась посменная работа, люди работали во 2-ую, 3-ю смены. Инфраструктура  Российской федерации (шоссейные дороги, мосты, общественный транспорт, система водоочистки и муниципального водоснабжения, аэропорты и т.д.) все  чаще сталкивается с проблемами морального  и  физического износа, кроме  того, развитие  инфраструктуры  недостаточно  для  решения  задач экономического роста в будущем. Понадобится существенно увеличить инвестиции государства  в  эту отрасль, чтобы  ускорить  экономический рост. Замедление экономического роста  в  период СССР в значительной  степени объясняется недостатком капиталовложений в развитие инфраструктуры.

Государственное регулирование экономического роста.

Государство играет значительную роль в регулировании экономического роста и следует рассмотреть такие меры государственного регулирования, которые наилучшем образом могут стимулировать этот процесс.

1.      Кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с точки зрения факторов спроса. Обычно они объясняют низкие темпы роста неадекватным уровнем  совокупных расходов, которые не обеспечивают необходимого прироста ВНП. Поэтому они проповедуют низкие ставки процента (политику “дешевых денег”) как  средство  стимулирования капиталовложений. При  необходимости  финансово-бюджетная политика может использоваться для ограничения правительственных расходов и потребления, с тем,  чтобы  высокий уровень капиталовложений не приводил к инфляции.

2.      В  противоположность  кейнсианцам, сторонники “экономики  предложения”  делают упор  на  факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. В частности, они призывают к снижению налогов как к средству, стимулирующему  сбережения и капиталовложения, поощряющему трудовые усилия и предпринимательский риск. Например, снижение или отмена налога на доход от процентов приведет к увеличению отдачи от сбережений. Аналогичным образом, если облагать подоходным налогом суммы, идущие на  выплаты  по  процентам, это приведет  к  ограничению потребления и стимулированию сбережений. Некоторые экономисты выступают за введение единого налога на потребление в качестве  полной или частичной замены личного подоходного налога. Смысл этого  предложения состоит в ограничении потребления и стимулировании сбережений. В  отношении капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог  на прибыли корпораций, в частности предоставить значительные налоговые льготы на инвестиции. Было бы правомерно сказать, что кейнсианцы уделяют  больше  внимания  краткосрочным целям, а именно поддержанию высокого уровня реального ВНП, воздействия на совокупные расходы. В отличие от них, сторонники “экономики предложения”  отдают  предпочтения долгосрочным перспективам, делая упор на факторы, обеспечивающие рост  общественного  продукта  при полной занятости и полной загрузке производственных мощностей.

3.      Экономисты  разных  теоретических направлений рекомендуют и другие возможные методы  стимулирования  экономического роста. Например, некоторые ученые пропагандируют  индустриальную  политику, посредством  которой  правительство взяло бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста. Правительство могло бы принять меры, ускоряющие развитие высокопроизводительных  отраслей и способствующие  перемещению  ресурсов из низко производительных  отраслей. Правительство  также  могло бы увеличить  свои расходы на фундаментальные  исследования  и разработки, стимулируя технический прогресс. Рост расходов на образования также может способствовать повышению качества рабочей силы и  росту  производительности труда.

При  всей  многочисленности и сложности  возможных методов стимулирования экономического  роста  большинство  экономистов едины в том, что увеличение темпов экономического роста является весьма непростой задачей, - капиталоемкость и склонность  к  сбережениям нелегко поддаются мерам регулирования.

Фискальная политика государства.

Фискальная (лат. fiscalis – казенный) политика – со­вокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных доходов и расхо­дов. Она значительно видоизменяется в зависимости от поставленных стратегических задач, как. например, антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с инфляцией.

Современная фискальная политика определяет основные направле­ния использования финансовых ресурсов государства, методы финан­сирования и главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности. Вместе с тем в странах Запада используется общий набор мер. Он включает прямые и косвенные финансовые мето­ды регулирования экономики.

К прямым относятся способы бюджетного регулирования. Средст­вами государственного бюджета финансируются:

Ø      затраты на расши­ренное воспроизводство;

Ø      непроизводительные расходы государст­ва;

Ø      развитие инфраструктуры, научных исследований и т.п.;

Ø      проведение структурной политики;

Ø      содержание военно-промышленно­го комплекса и т.п.

С помощью косвенных методов государство воздействует на финан­совые возможности производителей товаров и услуг и на размеры потре­бительского спроса. Важную роль здесь играет система налогообложе­ния. Изменяя ставки налогов на различные виды доходов, предоставляя налоговые льготы, снижая необлагаемый минимум доходов и т.п., госу­дарство стремится добиться возможно более устойчивых темпов эконо­мического роста и избежать резких взлетов и падений производства.

К числу важных косвенных методов, содействующих накоплению капитала, относится политика ускоренной амортизации. По существу, государство освобождает предпринимателей от уплаты налогов с части прибыли, искусственно перераспределяемой в амортизационный фонд. Так, в ФРГ в начале 70-х годов по ряду отраслей промышленности на амортизацию разрешалось списывать до 20—30% стоимости основного капитала в год. В Великобритании в первый год введения в эксплуата­цию нового оборудования можно было отчислять в фонд амортизации 50% стоимости новых орудий производства.

Однако в этих случаях амортизация списывается в размерах, зна­чительно превышающих действительный износ основного капитала, вследствие чего повышаются цены на производимую с помощью этого оборудования продукцию. Если ускоренная амортизация расширяет финансовые возможности бизнесменов, то одновременно она ухудша­ет условия реализации продукции и сокращает покупательную способ­ность населения.  В зависимости от характера использования прямых и косвенных финансовых методов различают два вида фискальной политики госу­дарства:

Ø      дискреционную;

Ø      недискреционную.

Дискреционная фискальная политика.

Дискреционная (лат. discrecio – действующий по своему усмотре­нию) политика означает следующее. Государство сознательно регули­рует свои расходы и налогообложение в целях улучшения экономичес­кого положения страны. При этом правительство учитывает следующие проверенные на практике функциональные зависимости между финан­совыми переменными величинами.

Первая зависимость: рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос (потребление и инвестиции). Вследствие этого воз­растает выпуск продукции и занятость трудоспособного населения. Важно учесть, что государственные расходы влияют на совокупный спрос так же, как и инвестиции (действуют как мультипликатор инвес­тиций, который разработал Дж. Кейнс): мультипликатор государст­венных расходов МG показывает, насколько возрастает валовой нацио­нальный продукт D ВНП в результате увеличения этих расходов DG:

DВНП=DG ´ MG

Естественно, что при уменьшении государственных затрат G сокращается  объем ВНП.

Другая функциональная зависимость показывает, что увеличение суммы налогов уменьшает личный располагаемый доход домашних хозяйств. В этом случае сокращаются спрос и объем выпуска продукции и занятость рабочей силы. И наоборот: снижение налогов ведет к возрастанию покупательских расходов, выпуска продукции и занятости.

Изменение налогообложения дает мультипликационный эффект. Между тем мультипликатор налогов меньше мультипликаторов инвестиций и государственных расходов. Дело в том, что каждая единица прироста инвестиций (и государственных расходов) прямо воздейству­ет на увеличение объема ВНП. При уменьшении же налогов растет располагаемый доход, однако, часть его идет на потребление, а оставшаяся доля расходуется на сбережения.

Указанные функциональные зависимости используются в дискреционной политике государства для воздействия на экономический цикл. Разумеется, эта политика различается на разных фазах цикла.

Например, при кризисе проводится политика экономического роста. В интересах роста ВНП увеличиваются государственные расходы, снижаются налоги, причем рост расходов сочетается с уменьшением налогов так, чтобы мультипликационный эффект государственных затрат был больше мультипликатора налогов. Итогом является уменьшение спада производства.

Когда происходит инфляционный рост производства (подъем, вы­званный избыточным спросом), правительство проводит политику сдер­живания деловой активности – сокращает государственные расходы, увеличивает налоги. Эти меры сочетаются таким образом, чтобы мультипликационный эффект уменьшения расходов был больше, чем мультипликатор роста налогов. В результате снижается совокупный спрос и соответственно уменьшается объем ВНП.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.