Поэтому схема разработки
государственной политики на ближайшие годы заключается в переходе от общей
формулировки политики занятости к ее формулировкам, характерным в целом для
переходного периода и для ее отдельных этапов. Затем выбираются приоритетные
целевые установки для политики на рынке труда и содействия занятости.
Государственная политика
занятости- это часть социально-экономической политики развития страны,
которая нацелена на комплексное и взаимосвязанное с макроэкономическими
условиями решение проблем занятости в интересах полного и эффективного
использования трудового потенциала и его развитие.
Применительно к переходному периоду
политика занятости направлена на обеспечение социально-приемлемого уровня
занятости при активном содействии переливу рабочей силы по отраслям,
территориям и видам занятости в интересах структурных сдвигов и роста
производительности труда, при максимально возможной социальной поддержке
безработных.
Законодательная деятельность
государства охватывает всю гамму трудовых отношений. Оно не только предъявляет
спрос на рабочую силу в государственном секторе экономики, но и регулирует его
в частном, определяя основные параметры найма в масштабах национальной
экономики.
Современная государственная
политика не может базироваться на идее, что социальное развитие должно отойти
на второй план по отношению к экономическому благополучию. Напротив, задача
состоит в том, чтобы обеспечить одновременно и экономический, и социальный
прогресс в сочетании со стремлением к полной занятости и гибкой государственной
системе социальной поддержки населения.
При таком понимании роли социальной
и экономической составляющих развития безработица не может рассматриваться как
экономически оправданная. Сокращается покупательная способность населения,
бюджеты теряют налогоплательщиков, а предприятия- кадры, увеличивается риск
социальной изоляции, дополнительные расходы на поддержку безработных усиливают
налоговое бремя. Устранение или смягчение воздействия причин, порождающих безработицу,
становится непременным условием социальной и экономической стабильности
устойчивости развития, успеха проведения реформ.
Состояние рынка труда является
результатом влияния множества экономических и социальных факторов, равно как и
сам рынок труда становится силой, воздействующей на них. Поэтому
нейтрализация безработицы может достигаться в более широком контексте
экономических, социальных, образовательных и других направлений политики. В
частности, тесная связь занятости и экономики крайне необходима для
обеспечения стабильного роста производства и занятости.
Политика, которая улучшает
функционирование рынка труда и способствует приспособлению рабочей силы к
структурным переменам, снижает риск падения экономического роста, позитивно
влияет на возможности стабилизации развития. Соответственно, чем более
успешной будет политика, направленная на поддержание безинфляционного роста
на макроэкономическом уровне, тем лучше будут перспективы занятости и рынка
труда. Поэтому важнейшей целью является разумное сочетание всех направлений
политики, влияющих на уровень и качество спроса и предложения рабочей силы.
2.2 Программа занятости как
механизм реализации на рынке труда
Государственное регулирование рынка
труда осуществляется по трем направлениям:
-трудоустройство незанятого
населения и оказание помощи по профподготовке (биржи труда);
-стимулирование образования гибкого
рынка труда;
-социальная защита от безработицы.
Мировой опыт выработал два основных
типа воздействия на уровень занятости:
1. активный (стимулирование
создания новых рабочих мест и предложения труда, меры по сохранению и
повышению уровня занятости на предприятиях);
2. пассивный (выплата пособий
безработным).
Большое влияние на рынок труда
оказывают государственные социальные программы (помощь малоимущим, пособия по
безработице, различные социальные выплаты, пенсионное обеспечение и мн. Др).
Эти программы содействуют определенной стабилизации социально-экономического
положения трудящихся в зонах повышенного рыночного риска, смягчают
нестабильность рынка.
Социальная защита населения в
условиях рынка осуществляется через механизм перераспределения доходов на
основе введения « черты бедности» в России, как и в других странах, на уровне «
прожиточного минимума».
Значительна и посредническо-
вспомогательная роль государства на рынке труда. Она частично берет на себя
функции поиска и предоставления рабочих мест, а также создания
общенациональной сети по трудоустройству. Государственные системы обучения и
переобучения рабочей силы содействуют максимально быстрой адаптации к
меняющимся требованиям рынка.
Видное место на сегодняшний день в
регулировании рынка занимает биржа труда. Биржа труда- учреждение ,
осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении
сделки купли-продажи рабочей силы и регистрации безработных.
Рынок труда представляет собой с
социальной стороны систему общественных отношений, отражающих уровень развития
и достигнутый на данный период баланс интересов между выступающими на рынке
силами: предпринимателями, трудящимися и государством. Степень развитости рынка
труда характеризуется институциализацией противоречивых интересов этих
субъектов рынка труда- ассоциаций предпринимателей, с одной стороны, и
профсоюзов, с другой.
В широком смысле механизм
госрегулирования включает экономические, юридические, социальные и
психологические факторы, определяющие функционирование рынка труда. Они
осуществляются через систему трудоустройства- широкую сеть бюро занятости,
банки данных о рабочих местах, государственные программы переподготовки.
Меры косвенного регулирования
рабочей силы: налоговая, денежно-кредитная и бюджетная политика правительства,
совершенствование законодательства о социальном обеспечении, о трудовых
отношениях, о равных гражданских правах и т.п.
Меры косвенного регулирования рынка
рабочей силы одновременно являются и мерами общеэкономического регулирования и
воздействуют на динамику занятости и безработицы посредством воздействия на
конъюнктуру. Таким образом, современное государственное регулирование рынка
труда представляет собой комплекс экономических, административных,
законодательных, организационных и иных мер.
2.3 Рынок труда в Тюменской
области
Экономически активное население-
часть населения, обеспечивающая предложения рабочей силы для производства
товаров и услуг, которая к концу 2000 года составила 1708,9 тыс. человек, или
52,7% общей численности населения области.[10]
В их числе 1534,6 тыс. человек (89,8%) заняты в экономике и 174,3 тыс.
(10,2%) не имели занятия, но активно его искали и в соответствии со
стандартами Международной Организации Труда (МОТ) классифицировались как
безработные. Доля занятых в Ханты-Мансийском автономном округе составила 49%,
ямало-Ненецком -19%, по югу области-32%, доля безработных по МОТ
соответственно-49,4%, 13,8%, 36,8%.
Преобладающая часть занятого
населения сосредоточена на крупных и средних предприятиях. В 2000 году
среднесписочная численность работников этих организаций составила 1239,7 тыс.
человек, или 80,8 % общей численности занятых. Кроме того, привлекалось 20,4
тыс. чел. На условиях совместительства и 35 тыс. человек по договорам
гражданско-правового характера. Число замещенных рабочих мест работниками
списочного состава, совместителями и лицами, выполнявшими работы по договорам
гражданско-правового характера, в организациях составило 1295,1 тыс. и было
выше, чем в 1999 году, на 69,5 тыс., или на 5,7%.
В 2000г. на дополнительно введенные
рабочие места было принято 20,1 тыс. человек, или 4,6 % общей численности
принятых.
В течение года по –прежнему имели
место факты неполной занятости (в режиме сокращенной рабочей недели (дня)
работали 23,7 тыс. человек, что на 43,7 % меньше, чем в 1999 году.
Численность работников, имевших
вынужденные отпуска по инициативе администрации, уменьшилась на 35,5% по
сравнению с 1999 годом.
Несмотря на отдельные положительные
моменты, почти 15 тыс. человек, или 59,9% работников, имевших в 2000 году
вынужденные отпуска, не получали за период отпуска никакой денежной
компенсации. Ими потеряно 306,7 тыс. человеко-дней или в среднем по 21 дню на
каждого.
Таким образом, неполная занятость в
2000 году составила 48,5 тыс. человек. Наибольшие размеры ее отмечались на
предприятиях транспорта и в промышленности. Несколько сократилась доля
привлечения иностранных работников. Иностранная рабочая сила привлекалась
ранее из 40 стран мира.
Что касается проблемы безработицы,
то она наиболее болезненна для молодежи, вступающей в трудовой процесс после
окончания учебы или службы в армии. Каждый третий безработный- моложе 30 лет,
что ведет к отрицательным последствиям: росту пьянства, наркомании,
хулиганства.
Доля лиц предпенсионного возраста в
общем числе официально зарегистрированных безработных снизилась в 2000 году
на 0,4 процентного пункта, доля подростков увеличилась на 0,9 процентного
пункта.
Таковы факты 2000 года. Теперь перейду
от них к итогам 2003 года. Что изменилось в нашем регионе за текущие года, т.е.
с 2000 по 2003 год?
Как констатировал факты бывший
губернатор области С. Собянин,[11]
Тюменская область- субъект, не получающий дотаций из федерального центра.
Причем, если наш бюджет уменьшится в два раза, и тогда мы не сможем
претендовать на дотации из федерального центра. Это означает то, что мы проводим
свою бюджетную, финансовую политику самостоятельно. Самостоятельно и без
всякой поддержки федерального бюджета исполняем все обязательства, возложенные
на нас федеральным и региональным законодательством, несем полную
ответственность по этим обязательствам перед населением Тюменской области. В
связи с этим, как указывает статистика уровня жизни по Тюменской области,[12] за декабрь 2003 года
снизилась по сравнению с ноябрем суммарная задолженность по заработной плате
–на 20,6 процента. На 1 января 2004г. просроченная задолженность по заработной
плате снизилась по сравнению с 1 декабря 2003г. в 86 субъектах Российской
Федерации. Более 68 процентов бюджетной задолженности приходилось на отрасли
социальной сферы, 8 проц.- на промышленность, где значительная ее часть
связана с долгами организациям оборонного комплекса.
Численность экономически активного
населения к концу 2003г. составила по оценке Госкомстата, 70,9 млн. человек в
целом по стране. Большая часть работающего населения занята в крупных и
средних организациях. В конце декабря 2003 года около 8,9 проц. экономически
активного населения классифицировались в соответствии с методологией
Международной организации труда как безработные.
Что касается нашего региона, то у
нас растет безработица на селе. На этот факт указывает газета « Тюменская
область сегодня» [13],приводя
следующую статистику:
- по состоянию на конец декабря
2003 года численность зарегистрированных в службе занятости безработных
составила 9,6 тыс. человек, из них 5,3 тыс., или 55,6% , проживали в сельской
местности. В процентном отношении на 1 января 2004 года уровень регистрируемой
безработицы составил 1,5%, а в сельской местности -2%.
Несмотря на снижение темпа роста
численности безработных, проблемы занятости сельского населения становятся
все более актуальными.
С чем же это связано и кто они,
сельские безработные нашего региона?
Ответ на этот вопрос в интервью
газете « Тюменская область сегодня» помогла найти Татьяна Михайловна
Скоморохова, начальник отдела программ занятости и рынка труда департамента
федеральной государственной службы населения по Тюменской области. Она, в
частности, заметила, что среди безработных , состоящих на учете в службе
занятости на конец декабря 2003 года, женщины составили 63%, молодежь в
возрасте от 16 до 29 лет- 20%, немногим более 16%- лица предпенсионного
возраста.
Низкая заработная плата в сельском
хозяйстве, задолженность по ее выплате, наличие неполной занятости вынуждают
работников увольняться по собственному желанию и обращаться в органы службы
занятости. Велика доля граждан, уволившихся в связи с ликвидацией предприятий,
сокращением численности или штата работников -36,3%.
Наибольшие трудности в
трудоустройстве испытывают граждане с низким уровнем образования. Так, 30%
безработных на селе имеют начальное профессиональное образование, 23%
безработных- среднее.
Одной из причин роста численности
безработных является недостаток рабочих мест. Анализ данных, подготовленных
центрами занятости населения совместно с сельскими или районными
администрациями, показал, что в 146 населенных пунктах нет рабочих мест. Хотя
здесь в основном проживает трудоспособное население от нескольких человек до
нескольких десятков. Больше всего таких населенных пунктов в Тобольском районе
-57, т.е. почти в каждом втором отсутствуют какие-либо рабочие места, а в них
проживает полторы тысячи трудоспособного населения. Официально в районе
зарегистрировано 32 безработных.
В 206 населенных пунктах юга
области нет никакого производства , население занято в бюджетной сфере и других
организациях, то работодателями являются сельские администрации, школы,
детсады, больницы, магазины, почты и т.д.
Органы службы занятости населения
в рамках реализации мероприятий областной целевой программы содействия
занятости населения Тюменской области, а также территориальных программ,
которые были приняты во всех районах нашего региона, не допустили критической
ситуации на рынке труда, хотя в ряде территорий она и была очень напряженной.
Благодаря службе занятости в 2003
году трудоустроено 9,5 тыс. безработных граждан, из них в сельской местности-
5,9 тыс. человек, или 62%; организовано временное трудоустройство 2,3 тыс.
безработных, особо нуждающихся в социальной защите, из них около 1,5 тыс. –на
селе; в общественных работах приняли участие 1,8 тыс. человек, из них почти 1,2
тыс. – в сельской местности; организовано содействие в самозанятости 53
гражданам, 33 из которых являются жителями села.
Наивысший процент трудоустройства
граждан отмечался в Ярковском (80,1%) , Викуловском (79,4%), Голышмановском
(76,5%) и Аббатском (75%) районах, чего нельзя сказать об Армизонском и
Ялуторовском районах (50,8%).
В течение года более трех тысяч
человек были направлены на профессиональное обучение, из них 1325- жители
села. Среди закончивших обучение 675 человек получили профподготовку, 278
прошли переподготовку, 261 получили вторую профессию, 80 повысили
квалификацию. Из этого числа обучающихся только 17 человек (1,3%) не смогли
трудоустроиться и вновь обратились в службу занятости. В результате армия
безработных уменьшилась на 72,2%.
Процесс трудоустройства на селе
затрудняется еще и отсутствием вакансий. По состоянию на 1 января в банке
вакансий насчитывалось более шести тысяч свободных мест, из них около 400
приходится на сельскую местность, т.е. на одну вакансию в среднем на юге
области претендует 1,4 безработных, а в сельской местности- 13. В таких
районах, как Аромашевский, Бердюжский, Казанский, Сорокинский, Тобольский,
вакансии вообще отсутствуют. По одной заявленной вакансии- в Армизонском,
Вагайском, Ярковском, Уватском районах.
Такова ситуация на рынке труда в
нашем регионе.
В завершение скажу, что наряду с
территориальными программами занятости населения весомый вклад в стабилизацию
ситуации на рынке труда вносят и другие областные программы, действующие на
территории области: « Финансовое оздоровление сельскохозяйственных
предприятий», «Государственная поддержка социально- экономического развития
отдаленных труднодоступных территорий», « Кадровое обеспечение агропромышленного
комплекса « и другие.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Исследовав вопрос рынка труда
как в России, так и в непосредственно в регионе, я могу заключить, что
особенностью формирования рынка труда в России является гипертрофированное
развитие скрытой безработицы, в состав которой включаются лица, формально
занятые в народном хозяйстве, но которые в связи с сокращением объемов
производства могут быть высвобождены.
2. Из классических форм безработицы
в экономике России отмечается рост фрикционной и структурной форм. Уровень
циклической безработицы вырос после финансового кризиса в августе 1998
года, но снизился с началом промышленного подъема 1999 года. Вместе с тем
растет застойная (хроническая) безработица, связанная с низкой мобильностью и
слабой конкурентоспособностью безработных на рынке труда.
3. В последние годы наметилась
тенденция к сокращению уровня безработицы. Общий потенциал безработных в
России в 1997г. оценивался в 15% экономически активного населения, а к
середине 2001 года он снизился до 8,5%.
4. Безработица в России носит ярко
выраженный региональный характер. Это социальное явление в наибольшей мере
затронуло менее развитые, аграрные регионы и регионы с наиболее высокой долей
ВПК.
5. Государственными мерами борьбы с
безработицей в России являются:
-создание Федеральной
государственной службы занятости, основой которой являются региональные центры
занятости населения;
-поощрение государственными
субсидиями частичной занятости, выдача кредитов под заработную плату на
начальных этапах переходного периода в России;
-долгосрочный выход на пенсию
широко использовался для предотвращения безработицы среди госслужащих в начале
переходного периода;
-расширение программ переподготовки;
- социальная помощь безработным
через пособия по безработице.
В нашем регионе наряду с
территориальными программами занятости населения весомый вклад в стабилизацию
ситуации на рынке труда вносят такие областные программы, действующие на
территории области, как «Финансовое оздоровление сельскохозяйственных
предприятий», «Государственная поддержка социально-экономического развития
отдаленных труднодоступных территорий», « Кадровое обеспечение
агропромышленного комплекса» и другие.
Однако, в целом относительно
спокойное отношение государственных органов к проблемам занятости вызывает
тревогу. Плохо изученные (слабоструктурированные) скрытые виды женской и
молодежной безработицы во многих регионах становятся факторами нарастающих
социальных опасностей. Эти категории безработных, потерявшие работу
вследствие структурно- регрессивных спадов производства, кризисно-
депрессивного состояния того или иного региона, пополняют трудовые ресурсы
теневой экономики, криминальных структур (спекулянтов, рэкетиров, проституток и
т.д.)
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ:
1. Федеральный закон от 19.04.1991
№1032-1 (ред. от 22.08.2004) « О занятости населения РФ».
2. Белокрылова О.С., Михалкина Е.В.
Экономика труда: Конспект лекций.- Ростов н /Д: Феникс, 2002.-224с.
3. Введение в макроэкономику: Учебное
пособие для вузов/ М.Е. Дорошенко, Г.М. Куманин и др.; Под ред. М.Е.
Дорошенко.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.-175с.
4.Занятость и рынок труда: новые
реалии, национальные приоритеты, перспективы.- М.: Наука, 1998г.
5.Капелюшников Р.И., Аукционер С. Придерживание
рабочей силы: свидетельства « Российского экономического барометра»// К
вопросу теории и практики экономики переходного периода. М., 1996г.
6. А.Н. Лизогуб, В.И. Симоненко.
Экономическая теория (конспект лекций)-М.: « Приор- издат», 2003.- 144с.
7. Налоги. Инвестиции. Капитал.-
июль- декабрь. 2001г./ издание Администрации Тюменской области
8. Носова С.С. Экономическая теория:
Краткий курс: Учеб. пособие для студ. выс. уч. заведений.- М.: Гуманит. изд.
центр ВЛАДОС, 2003.-288с.
9. « Наши доходы опережают рост цен»
// Газета « Тюменские известия» №-6, 2004г.
10. Послание губернатора Тюменской
области областной Думе// Газета «Тюменская область сегодня» №197-24 октября.
2003г.
11. « Почему растет безработица на
селе?»// Газета « Тюменская область сегодня» №58, 31 марта 2004г.
12.Российская экономика: прогнозы и
тенденции. 1999 №72-74
13. Эренберг Р., Смит Р. Современная
экономика труда. Теория и государственная политика. М.: Из-во МГУ, 1996
[1] Занятость и рынок труда: новые реалии, национальные приоритеты,
перспективы.-М.: Наука, 1998. С. 9
[2] Занятость и рынок труда: новые реалии, национальные приоритеты,
перспективы.- М.: Наука, 1998. С.9
[3] Российская экономика: прогнозы и тенденции.1999.№72-74 С.12
[4] Капелюшников Р.И., Аукуционек С. Придерживание рабочей силы:
свидетельства « Российского экономического барометра»// К вопросу теории и
практики экономики переходного периода. М., 1996
[5] Экономическая теория (конспект лекций).-М.: « Приор-издат», 2003. С.
85
[6] Белокрылова Л.С., Михалкина Е.В.
Экономика труда: Конспект лекций.-Ростов
н/Д: Феникс, 2002. С. 33
[7] Введение в макроэкономику: Учебное пособие для вузов/ М.Е. Дорошенко,
Г.М. Куманин и др.; Под ред. М.Е. Дорошенко.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. С.133
[8] Экономическая теория: Краткий курс: Учеб. пособие для студ. высш. уч.
заведений.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. С. 260
[9] Федеральный закон « О занятости населения РФ» от 19.04.1991 №1-32-1
(ред. от 22.08.2004)
[10] Налоги. Инвестиция. Капитал. –июль-декабрь 2001г./ издание
Администрации Тюменской области С. 140
[11] Послание губернатора Тюменской области областной Думе./ Газета
«Тюменская область сегодня» .-№197 24 октября, 2003 года
[12] « Наши доходы опережают рост цен»/ Газета « Тюменские известия».- №6,
2004г.
[13] « Почему растет безработица на селе?»/ Газета « Тюменская область
сегодня»-№58, 31 марта 2004г.
Страницы: 1, 2
|