p> Средний уровень безработицы, достигший максимума в 11.7% в сентябре
1997 г., снизился в декабре 1999 г. до минимального за последние семь лет
уровня – 9.6%.
В то же время различные количественные и качественные характеристики рынков
труда, такие как расходы на оплату труда, трудовое законодательство,
временная занятость, размеры и сроки выплаты пособия по безработице,
обусловливают значительный разброс по этому показателю между странами – от
2.8% в Нидерландах до 15.4% в Испании. В 1999 г. в двух европейских странах
– Люксембурге и Нидерландах – уровень безработицы был ниже, чем в США,
тогда как в четырёх странах – Испании, Франции, Италии и Финляндии –
превышал 10%. Общеё тенденцией последних лет стало создание новых рабочих
мест преимущественно в сфере услуг, в меньшей степени подверженной
изменениям мировой экономической конъюнктуры. Необходимо также отметить,
что сокращение безработицы в еврозоне в 1999 г. произошло в основном за
счёт существенного снижения этого показателя в Испании – с 18.5% до 15.4%. В 1999 году в европейских странах наметились явные позитивные сдвиги в
решении задачи бюджетной консолидации, хотя уровень государственного долга
всё ещё значительно превышает установленные Маастрихтским договором
критерии конвергенции. По оценкам Европейской комиссии, уровень
государственного долга в странах ЭВС в 1999 г. снизился на 0.9 проц. пункта
и составил 72.9% ВВП, а бюджетный дефицит сократился на 0.5 проц. пункта,
до 1.6% ВВП. Единственной страной, в которой дефицит бюджета превысил 2%
ВВП, оказалась Австрия, тогда как Ирландия, Финляндия, Люксембург и
Нидерланды завершили год с профицитом. Несмотря на то, что в разных странах
показатели бюджетного дефицита и государственного долга существенно
различаются, в среднем они выше, чем в США, но ниже чем в Японии. Государственный сектор в европейских странах заметно отличается от
американского и японского по размерам и структуре. Так доля государственных
расходов в ВВП в еврозоне достигает 49%, тогда как в США и Японии
составляет 39 и 34% соответственно. Текущие государственные трансферты
домохозяйствам в европейских странах существенно выше в силу различий в
системах социального страхования. Основу доходной части бюджетов в Европе
составляют косвенные налоги, в то время как в США и Японии бюджеты
формируются в основном за счёт прямых налогов. Введение евро оказало значительное влияние на европейские рынки
капиталов. В 1999 г. резко возросла по сравнению с предыдущими годами
эмиссия корпоративных облигаций. Усилившаяся конкуренция активизировала
слияния и поглощения в банковской сфере внутри стран, однако уже в
ближайшее время можно ожидать, что этот процесс выйдет за пределы
национальных границ. В 1999 г. значительно расширились объёмы операций в
электронной системе торговли акциями «Neue Markt» во Франкфурте, открытой в
марте 19997 г. и представляющей собой европейский аналог американской
системы NASDAQ. Европейская финансовая система продолжает ориентироваться на банковские
займы, объём которых летом 1999 г. достиг 100% ВВП, объём же внутренних
долговых обязательств, выпускаемых в основном госсектором, составил 89%.
Несмотря на то, что европейская финансовая система в отличие от
американской характеризуется меньшей ролью акций и облигаций как источников
финансирования и форм сбережений, введение единой валюты активизировало
развитие фондового рынка, капитализация которого в октябре 1999 г.
составила 71% ВВП. 3. Будущее Европы. В этой части своей курсовой работы я остановлюсь на проблемах и
перспективах дальнейшего развития европейской экономической интеграции. Перспективы европейской экономики связаны, с одной стороны, с решением
ряда сложных взаимосвязанных проблем, олицетворяющих социальные достижения
и успехи традиционной Европы, с другой – консервирующих неэффективную в
современных условиях экономическую структуру. В частности, поддержание
действующей системы социальных гарантий требует значительных
государственных расходов, что, в свою очередь, удерживает налоговые ставки
на высоком уровне и тормозит экономический рост. Другие важнейшие задачи
связаны с реформированием пенсионных систем и пересмотром политики в
отношении госсобственности и регулирования рынков. В условиях замедления темпов промышленного роста резко обострилась
проблема низкой эластичности рынка труда, сложившейся не только вследствие
низкой мобильности рабочей силы, но также из-за сильного влияния профсоюзов
на политику в отношении заработной платы. В результате снижение деловой
активности в Германии, Франции или Италии приводит к повышению уровня
безработицы без заметного уменьшения реальной заработной платы. Реформирование европейского рынка труда может оказаться длительным
процессом, тем не менее, определённый прогресс в этом направлении уже
достигнут. Это подтверждает опыт Нидерландов, где безработица составляет
около 3%, и Испании, где введение механизма индексации заработной платы
позволило снизить уровень безработицы с 24% в 1994 г. до 15% к концу
1999г. Ряд позитивных шагов предприняты во Франции, снизившей налоги на
заработную плату для низкооплачиваемых рабочих. Хотя эти изменения едва ли
способны кардинально изменить ситуацию на европейском рынке труда, на фоне
ускорения темпов экономического роста уровень безработицы может несколько
снизиться. Краткосрочные перспективы развития экономики в целом представляются
благоприятными. Страны ЭВС, успешно справившиеся с последствиями мировых
финансовых потрясений, обладают достаточным экономическим потенциалом для
обеспечения стабильного роста. К концу 1999 г. сформировались все
необходимые для этого предпосылки. Во-первых, улучшилась мировая экономическая конъюнктура, что имеет
первостепенное значение для ориентированных на экспорт стран. Преодоление
азиатского кризиса и устойчивый рост американской экономики, представляющей
собой крупнейший рынок сбыта товаров и услуг из Европы позволит расширить
внешний спрос и тем самым стимулировать промышленное производство. Во-вторых, уверенно растут такие надёжные показатели, как индексы
делового доверия. Это говорит об уверенности инвесторов в способности
политического руководства ведущих европейских стран добиться определённого
прогресса в проведении структурных реформ, в первую очередь в сфере
регулирования рынка труда, государственного пенсионного обеспечения и
либерализации сектора услуг. В-третьих, растёт объём заказов на продукцию европейских
производителей, в первую очередь на товары производственного назначения.
Это означает повышение внутреннего спроса и оживление инвестиционной
активности. В-четвёртых, представленные в Европейскую комиссию «программы
стабильности» стран ЭВС свидетельствуют о намерении финансовых властей
большинства стран проводить нейтральную бюджетную политику, не
препятствующую экономическому росту. Более того, в бюджетных программах
Германии и Нидерландов не предусматривается сокращение государственных
расходов с целью компенсации снижаемых налогов, что, фактически, означает
стимулирование деловой активности в этих странах. В-пятых, из-за сохраняющегося высокого уровня безработицы требование
профсоюзов о повышении заработной платы представляет в основном германское,
а не европейское явление и в краткосрочном периоде не станет фактором риска
для ценовой стабильности в еврозоне. Кроме того, наличие резервных
производственных мощностей будет ограничивать рост инфляции, что должно
удержать Европейский центральный банк от резкого повышения процентных
ставок. Но, несмотря на благоприятные краткосрочные перспективы, существует ряд
проблем, без решения которых дальнейшее развитие интеграционных процессов в
Европе просто не возможно. Это проблемы реформирования системы социального
обеспечения, которая складывалась в 50-60-е гг., когда число нуждающихся в
государственной поддержке было относительно невелико. Теперь под эту
категорию подпадает чуть ли не каждый четвертый. На людей старше 65 лет
приходится 15% всех граждан Европейского Союза и еще 5% – на безработных. В
то же время средний размер пенсии по старости составляет более 60%, а
пособия по безработице – более 40% среднестатистического ВВП на душу
населения. Сейчас на выплату пенсий тратится 16–20% всех государственных
расходов. Немудрено, что национальные бюджеты просто не выдерживают
увеличивающейся с каждым годом нагрузки. Также это проблемы государственного долга, который превышает половину
годового ВВП почти во всех странах ЕС, кроме Люксембурга, а Бельгии, Греции
и Италии он достигает 110–130% ВВП. Крупная государственная задолженность
«оттягивает» средства из реального сектора и подталкивает вверх процентные
ставки. Это, в свою очередь, сдерживает инвестиционную активность и,
следовательно, препятствует решению социальных проблем. Чтобы вырваться из
замкнутого круга, западноевропейским странам не остается ничего другого,
как «затянуть пояса». В противном случае ЕС не только потеряет свои позиции
в международном разделении труда, но и столкнется с бесконтрольным
нарастанием социальной напряженности. Отметим, что очень много проблем связано с введением евро в наличное
обращение. Ведь переход на евро - удовольствие не из дешёвых. Аналитики
корпорации Gartner Group полагают, что предприятиям предстоит выложить от
150 до 400 млрд. долл. (по расчетам специалистов IBM - 175 млрд. долл.). Но
и это еще не все. Нет точных правил пересчета. Как поступить, например, с
округлением в случае с лирой и испанской песетой? Цифры здесь в несколько
раз больше, чем при подсчете в немецких марках или голландских гульденах.
Экономический и Валютный союз требует проводить все подсчеты с точностью до
шестого знака после запятой, однако это может привести к весьма забавным
ошибкам после округления. Даже когда все необходимые мероприятия по
введению в оборот евро останутся позади, разрекламированные преимущества
единой валюты (в частности, возможность путешествовать, не меняя деньги и
не оплачивая каждый раз банковский комиссионный сбор) будут восприниматься
жителями континента с определенной долей скептицизма. Каждый кассовый
аппарат и торговый автомат придется перенастраивать под новые банкноты и
монеты. Это достаточно обременительно, поэтому Экономический и Валютный
союз принял решение: с 1 января 1999 года все обязаны выставлять цену на
предлагаемые товары и услуги одновременно в евро и местной валюте. Также непрост вопрос расширения Евросоюза, так как очень велики
затраты на подготовку стран-кандидатов, потому что экономические и
общественные структуры этих стран сильно отличаются от экономической и
общественной структуры стран-членов ЕС. На присоединение к ЕС претендуют:
Болгария, Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Румыния, Словакия,
Словения, Чехия и Эстония. Принципы, которыми руководствуются страны ЕС во
время подготовки стран-кандидатов к вступлению: 1. Все реформы должны быть осуществлены до вступления в ЕС (Дело в
том, что страны-члены имеют право голоса), чтобы не было вмешательства в
так называемое достояние ЕС. 2. Переговоры ведутся с каждой отдельной страной, в то же время,
каждая страна вправе сама выбирать порядок и скорость реформ. Последним результатом Берлинского саммита (по итогом Еврокомиссии 1999
года) стало то, что переговорный процесс может начаться со всеми странами,
которые желают стать кандидатами для вступления в ЕС. Но есть два
предварительных условия, касающихся Болгарии и Румынии, при выполнении
которых ЕС начнёт переговоры с этими странами: Румыния должна решить вопрос
о детях-сиротах (причём Евросоюз готов предоставить помощь в решении этого
вопроса), а Болгария должна предоставить окончательную дату закрытия своей
АЭС. Заключение. В финальной части своей работы я постараюсь подвести итог и сделать
некоторые выводы. В начале работы была рассмотрена сущность интеграции как процесса,
этапы и причины интеграции, условия при которых возможна интеграция.
Приведём три основных условия: V нужен достаточно высокий уровень развития промышленности; V экономика должна быть не командно-распределительной, а рыночной и децентрализованной; V наличие в государствах-партнерах высокоразвитой и прочно укоренившейся политической демократии, способной учитывать и обеспечивать экономические, социальные и культурные интересы различных групп населения. Так же в работе были рассмотрены причины интеграции, которых существует
большое множество, потому что каждая из участвующих в интеграционном
процессе сторон имеет свои собственные интересы и пытается решить свои
собственные проблемы. Можно выделить основные: V желание получить доступ на зарубежный рынок сбыта; V желание получить доступ к более дешёвым производственным ресурсам; V желание улучшить условия торговли; V желание сократить издержки на масштабе производства; V желание добиться устойчивого экономического роста; V желание привлечь прямые зарубежные инвестиции, которые охотнее идут на большие рынки. Также не менее важны и неэкономические цели: V налаживание более дружественных взаимоотношений со странами- соседями; V укрепление сотрудничества в культурной, научной, социальной и политической областях; V увеличение своего влияния на мировой политической и экономической арене, так как к мнению подобных сообществ прислушиваются гораздо больше, чем к отдельным странам. Кроме того, многие менее развитые страны видят в интеграции способ
приобщения к экономическому и технологическому опыту более богатых
соседей, а также гарантию политической и экономической стабильности в
процессе рыночных реформ. Помимо всего вышеперечисленного, интеграция стран создаёт несколько
эффектов, способствующих привлечению новых участников в этот процесс. Первый эффект называется демонстрационным и заключается в том, что в
государствах-участниках интеграционного процесса обычно наблюдаются
положительные экономические эффекты, такие как увеличение темпов роста и
занятости, снижение инфляции и инвестиционный бум. Это приводит к тому, что
окружающие данное объединение страны тоже хотят воспользоваться плодами
интеграции, даже не имея к тому должных предпосылок. Примером может служить
разгоревшаяся на постсоветском пространстве битва за право вступления в ЕС. Второй эффект заключается в том, что часть торговли стран-участниц
интеграционного процесса переориентируется с внешнего мира друг на друга,
что создаёт неудобства окружающим странам и вынуждает их присоединяться к
интеграционному процессу. Но для участия в интеграционном процессе мало одних добрых намерений и
желания сотрудничать. Важно иметь много общих черт во всех областях, так
называемое ядро интеграции, которое предполагает близость уровней
экономического развития и общность экономического и политического строя. Не менее важна культурная и религиозная близость объединяющихся народов,
так как без взаимопонимания и уважения традиций и обычаев друг друга любое
объединение невозможно. И конечно, свою роль играет географическая
близость стран-участников объединения, поскольку она способствует более
быстрому и выгодному налаживанию сотрудничества, культурной близости. В следующих главах были охарактеризованы основные европейские
интеграционные объединения, так как сложно говорить о проблемах и
перспективах развития интеграций, не зная истории их образования и
принципов функционирования. При этом большое внимание было уделено ЕС, так
как в настоящее время это интеграционное объединение занимает сильные
позиции в мировой экономике и международной торговле. Конкретными целями создания ЕЭС были: V устранение всех ограничений в торговле между странами-участницами; V установление общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами; V ликвидация ограничений для свободного передвижения «людей, капиталов, услуг»; V разработка и проведение общей политики в области транспорта и сельского хозяйства; V создание валютного союза; V унификация налоговой системы; V сближение законодательства; V разработка принципов согласования экономической политики. Эти цели достигались созданием таможенного, валютного союзов, созданием
единого Европейского банка с правами эмиссии единой валюты евро,
образованием единого западноевропейского пространства без внутренних
границ. Также были охарактеризованы такие объединения как: Европейская
ассоциация свободной торговли, которая в отличие от ЕС не имеет
наднациональных функций и межгосударственных координирующих институтов.
ЕАСТ во главу угла ставит экономическое сотрудничество. В первую очередь
она содействовала либерализации торговли и устранению таможенных барьеров.
И Центрально-европейское соглашение о свободной торговле. В рамках которого
вступило в силу Центрально-европейское соглашение о свободной торговле
(СЕФТА), предусматривающее постепенное взаимное снижение пошлин. Но ЕАСТ и СЕФТА не стали полноценными интеграционными группировками.
Фактически они являются своеобразными «подготовительными классами» для
новых членов ЕЭС/ЕС. Далее в работе был охарактеризован Европейский экономический валютный
союз, который состоит их стран ЕС, которые с 2001 года вводят в наличное
обращение евро. Но, так как в своей курсовой работе я должен был не просто описать
европейские интеграционные группировки, а определить перспективы и проблемы
развития европейской интеграции в целом, то в третьей части я привёл
основные из них. В заключительной части приведу некоторые из них: -- перспективы:
перспективы европейской экономики связаны, с одной стороны, с решением ряда
сложных взаимосвязанных проблем, олицетворяющих социальные достижения и
успехи традиционной Европы, с другой – консервирующих неэффективную в
современных условиях экономическую структуру. В частности, поддержание
действующей системы социальных гарантий требует значительных
государственных расходов, что, в свою очередь, удерживает налоговые ставки
на высоком уровне и тормозит экономический рост. Другие важнейшие задачи
связаны с реформированием пенсионных систем и пересмотром политики в
отношении госсобственности и регулирования рынков. > уверенно растут такие надёжные показатели, как индексы делового доверия. Это говорит об уверенности инвесторов в способности политического руководства ведущих европейских стран добиться определённого прогресса в проведении структурных реформ; > растёт объём заказов на продукцию европейских производителей, в первую очередь на товары производственного назначения. Это означает повышение внутреннего спроса и оживление инвестиционной активности; > представленные в Европейскую комиссию «программы стабильности» стран ЭВС свидетельствуют о намерении финансовых властей большинства стран проводить нейтральную бюджетную политику, не препятствующую экономическому росту. -- проблемы: > проблема низкой эластичности рынка труда, сложившейся не только вследствие низкой мобильности рабочей силы, но также из-за сильного влияния профсоюзов на политику в отношении заработной платы; > проблемы реформирования системы социального обеспечения; > проблемы государственного долга; > проблемы, связанные с введение евро в наличное обращение > большие затраты на подготовку стран-кандидатов на вступление в ЕС Даже при простом анализе экономической ситуации в Европе становится
ясно, что далеко не скоро произойдёт полное объединение европейских стран. Реальными альтернативами на ближайшие одно-два десятилетия являются
либо расширяющаяся и объединяющаяся Европа, которая преследует, хотя и
нерешительно, рывками – цель континентального единства, либо Европа,
которая не пойдет много дальше своего нынешнего состояния интеграции и
пределов географического пространства, и постепенно дробящаяся Европа, где
возобновится старое соперничество держав. Тем не менее, есть основания
полагать, что возникший экономический и валютный союз ускорит экономическую
интеграцию Европы и за пределами валютного измерения, стимулируя в
дальнейшем экономическую, политическую, правовую и социальную интеграцию. Список использованной литературы: V Борко Ю.А. «Договоры об учреждении Европейских Сообществ». - Москва. 1994 г. V Борко Ю.А. «Единый Европейский Акт. Договор о ЕС». - Москва. 1994 г. V Воронов К. «Четвертое расширение ЕС» МЭМО 1996 г. М. V Глухарев Л.И. «Европейские Сообщества: в поисках новой стратегии». - Москва. 1990 г. V Иванов И. «Расширение Евросоюза: сценарий, проблемы, последствия» МЭМО №9 М. 1998 г. V Крайний В. «Валютный союз по-европейски». - Интерфакс-АиФ. - 1996 №16 V Подколзина И. «Единая Европа: Эксперимент в реальном времени». - МЭМО 2000 г.№8.
Страницы: 1, 2, 3
|