p> Второй этап (середина 70-х – середина 80-х гг.) вошел в историю ЕС тем,
что удалось принять программу европейского валютного сотрудничества,
создать механизм внешнеполитических консультаций. Все же проявившиеся
негативные тенденции привели в этот период к серьезному кризису
западноевропейской экономической интеграции. Этот кризис получил название
«евросклероз». В 70-х и начале 80-х гг. разрыв в уровнях развития между
странами ЕС увеличился. С вступлением в ЕС Греции в 1981 г. эта тенденция
проявилась еще более отчетливо, поскольку экономика этой страны находилась
на значительно более низком уровне по сравнению с другими участниками
Сообщества. Третий этап (вторая половина 80-х – начало 90-х гг.) – этап дальнейшего
расширения состава Сообщества. В 1986 г. присоединение Испании и Португалии
привело к обострению ранее существовавших межстрановых диспропорций. На
момент вступления в ЕС душевой доход в Португалии составлял примерно
половину среднего по ЕЭС, в Испании – около 3/4. В новых странах-участницах
примерно один из пяти работал в сельском хозяйстве, в то время как в ЕЭС –
один из тринадцати. Вместе с тем именно этот период характеризуется новыми
импульсами в развитии западноевропейской интеграции, связанными прежде
всего с принятием Единого Европейского Акта (ЕЕА). В ЕЕА подтверждалась общая цель стран – участниц Сообщества – создание
Европейского союза – объединения, которое представляет собой политический
альянс участников Сообщества и предусматривает не только высокую степень их
экономического, валютно-финансового, гуманитарного сотрудничества, но и
согласование внешней политики, включая обеспечение безопасности.
Центральным положением ЕЕА явилась зафиксированная в нем цель создания
единого экономического пространства, в котором разные страны – члены ЕЭС
составляли бы единый хозяйственный организм. С принятием ЕЕА усилились
интеграционные процессы стран – членов Сообщества в области микро- и
макроэкономики, политики и права, науки и экологии, регионального развития,
социальных отношений. В начале 90-х гг. страны – члены ЕС практически
завершили создание основ единого рынка и вплотную приблизились к
формированию валютно-экономического и политического союзов. Четвертый этап (середина 90-х гг. XX в. – начало XXI в.). В соответствии
с Единым Европейским Актом с 1 января 1993 г. было введено свободное
передвижение факторов производства внутри границ Сообщества. Фактически в
рамках Сообщества возникло единое экономическое пространство, что означало
вступление ЕС в качественно новый этап экономической интеграции.
На основании Маастрихтского договора (февраль 1992 г.) с 1 января 1994 г.
ЕЭС трансформировалось в Европейский союз с числом стран-участниц,
возросшим до 15. В рамках ЕС осуществляется создание полностью единого
внутреннего рынка. Провозглашены цели дальнейшего интеграционного
сотрудничества. Они включают создание единого Европейского банка с правами
эмиссии единой валюты евро, образование единого западноевропейского
пространства без внутренних границ. Состоящий ныне из 15 государств-членов,
Европейский союз является наряду с США и Японией одним из главных в мире
производителей и потребителей. На его долю, по данным Евростата, приходится
57% мирового экспорта и 55% импорта, В то же время доля стран ЕС в мировой
торговле за последние два десятилетия падала, несмотря на увеличение числа
членов Союза. Размер годового ВВП на душу населения, рассчитанный с учетом
паритета покупательной способности, в среднем составляет для стран ЕС 17,3
тыс. ЭКЮ. При достаточно весомых социально-экономических достижениях ЕС,
его население составляет лишь 7% мирового. Поступательное развитие ЕС отнюдь не означает отсутствия противоречий и
трудностей у Союза. Выше уже отмечались межстрановые и внутристрановые
диспропорции, возникшие в результате присоединения новых членов ЕС.
Значительные проблемы возникали и возникают в процессе осуществления единой
аграрной политики, единых централизованных цен на основные виды
сельскохозяйственной продукции. Тревожит идеологов Евросоюза и падение
конкурентоспособности европейских товаров на международных рынках,
сокращение доли ЕС в мировой торговле, отставание от США в компьютеризации
и др. С существенными проблемами может столкнуться Евросоюз и в связи со
вступлением в него новых членов. В марте 1998 г. начались активные
переговоры с группой стран – претендентов на вступление в ЕС. ЕС
поворачивается лицом к Восточной Европе. Будущими новыми членами ЕС могут
стать Кипр, Чехия, Венгрия, Словения, Эстония. Активизировалась Турция в ее
стремлении вступить в ЕС. С января 1996 г. вступило в силу соглашение о
таможенном союзе Турции с ЕС. Все новые претенденты на членство в ЕС, за
исключением Кипра и Турции, представляют еще только реформирующийся на
рыночный и демократический лад постсоциалистический регион Центральной и
Восточной Европы. Переговорный процесс по вступлению новых «восточных»
членов в ЕС будет, как считают эксперты Евросоюза, достаточно напряженным и
длительным. А затраты по адаптации стран-кандидатов к вступлению в ЕС будут
весьма высокими. На первых порах ЕС будет ежегодно на эти цели выделять
около 1,7 млрд. долл. в год. Начиная с 2000 г. эта сумма удваивается. В
основном средства пойдут на модернизацию отсталого сельского хозяйства,
развитие транспорта, полную перестройку служб по охране окружающей среды,
на обеспечение безопасности АЭС и финансирование других отраслей. Теоретики
западноевропейской интеграции под эгидой ЕС выдвинули концепцию развития
экономической интеграции «на разных скоростях» и «Европы концентрических
кругов». Что касается концепции «Европы разных скоростей», то
интеграционные процессы в Европе движутся, по крайней мере, на пяти
скоростях. Самая быстрая — это 11 членов валютного союза. Затем идут
Великобритания, Швеция, Дания, Греция, которые на первом этапе воздержатся
от введения евро. За ними следуют «пять плюс один» самых достойных из 11
претендентов, последним из которых является Турция. 2.2 Европейская ассоциация свободной торговли. Экономическая интеграция в Западной Европе не ограничивается только
территорией ЕС: с начала 60-х гг. существует Европейская ассоциация
свободной торговли (ЕАСТ). ЕАСТ в отличие от ЕС не имеет наднациональных
функций и межгосударственных координирующих институтов. ЕАСТ во главу угла
ставит экономическое сотрудничество. В первую очередь она содействовала
либерализации торговли и устранению таможенных барьеров. Страны – члены
ЕАСТ (в 80-х гг. их было семь, в середине 90-х гг. – четыре – Норвегия,
Исландия, Лихтенштейн, Швейцария) добровольно присоединяются к тому или
иному торгово-экономическому соглашению с третьими странами, причем каждый
из участников ЕАСТ вправе устанавливать в отношении этих стран любые
таможенные тарифы. В торговле между странами – членами ЕАСТ режим
свободного беспошлинного торгового оборота действует только в отношении
промышленных товаров, так как действие конвенции ЕАСТ не распространяется
на сельскохозяйственную продукцию. В 1972 г. каждое государство, входящее в
ЕАСТ, подписало соглашение с ЕЭС/ЕС, в соответствии с которым постепенно
были снижены пошлины и количественные ограничения на промышленные товары.
Беспошлинная торговля между этими странами базируется на системе сложных
правил, разработанных в зависимости от происхождения товара. Из-за
отсутствия единого таможенного тарифа внутри ЕАСТ свобода беспошлинной
торговли существует только для товаров, произведенных в странах-членах.
В 1994 г. ЕАСТ и ЕС подписали соглашение об образовании «единого
экономического пространства» (ЕЭП), в которое из западноевропейских стран
не вошла только Швейцария. Основополагающий принцип соглашения – свободное
перемещение капиталов, товаров, услуг и физических лиц. Следует
подчеркнуть, что ЕЭП не является таможенным союзом. Входящие в него
государства в рамках структур ЕС и ЕАСТ не имеют ни единой торговой
политики, ни общих таможенных тарифов по отношению к третьим странам. ЕЭП
возглавляет Совет, состоящий из министров государств – участников
соглашения. Несмотря на высокий уровень развития входящих в нее государств
и взаимных экономических связей между ними, ЕАСТ не стала полноценной
интеграционной группировкой. Фактически она явилась своеобразным
«подготовительным классом» для новых членов ЕЭС/ЕС. В настоящее время
многие члены ЕАСТ рассматривают ее как потенциальную зону свободной
торговли между восточноевропейскими и западноевропейскими странами. ЕАСТ приветствовала создание в начале 1996 г. центрально-европейской
зоны свободной торговли из 12 стран. Не исключено, что со временем эти
государства пополнят ряды ЕАСТ, членство в которой станет для них первым
шагом на пути в ЕС. Экономическая мощь ЕС, динамичность его расширения и
сильная зависимость отдельных стран Западной Европы от торговли с ним, в
ближайшем будущем поставят перед остальными странами альтернативу: либо
вступить в ЕС и частично отказаться от своего суверенитета, но зато
воспользоваться всеми возможностями крупнейших рынков мира, либо оставаться
в стороне, отрезать себе путь к участию в процессе объединения Западной
Европы со всеми отрицательными последствиями для собственной экономики. 2.3 Центрально-европейское соглашение о свободной торговле. После прекращения деятельности интеграционной группировки бывших
социалистических государств – Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ)
бывшие члены этой организации не отказались от углубленного сотрудничества.
В 1990 г. они образовали свою интеграционную группировку – «Вышеградскую
тройку», в которую вошли Венгрия, Польша и Чехословакия. После распада
Чехословакии эта группировка преобразовалась в «Вышеградскую четверку». С 1
марта 1993 г. в рамках этой группировки вступило в силу Центрально-
европейское соглашение о свободной торговле (СЕФТА), предусматривающее
постепенное взаимное снижение пошлин. Этот шаг был продиктован тем, что,
несмотря на специальные «европейские соглашения» с ЕС каждой из стран
«Вышеградской четверки», их торгово-экономические отношения развиваются в
целом малоудовлетворительно. Поэтому для сохранения и преумножения
наработанных за последние десятилетия торгово-экономических связей
Центральной Европы и была создана эта интеграционная группировка. При подписании договора в 1992 г. предполагалось ликвидировать все
таможенные барьеры между участвующими странами к 2001 г. Однако позднее
было принято решение ускорить этот процесс. Уже шесть государств
(дополнительно к учредителям присоединились Румыния и Словения) намерены
активизировать торговлю в регионе. С сентября 1995 г. СЕФТА приобрела
статус открытой организации. Важным принципом деятельности СЕФТА стало то,
что «внутренние рынки открываются не для конкуренции, а чтобы дополнять
друг друга». К договору может присоединиться любое государство при условии
его членства в ВТО и наличии у него договоров о свободной торговле с ЕС и
каждым из участников СЕФТА. По прогнозам экспертов, к началу XXI в. в СЕФТА
могут войти Болгария, Литва, Латвия, Эстония, Украина. Население,
проживающее в этой зоне, составит свыше 120 млн. человек. При этом только
30% товаров, циркулирующих в рамках СЕФТА, будет облагаться налогами. Уже
сейчас большая часть торговли промышленными товарами в рамках СЕФТА носит
свободный характер. Сложнее обстоит дело в сельскохозяйственном секторе. В
той или иной степени все страны «шестерки» пытаются защитить национальные
рынки от иностранных конкурентов. Помимо либерализации товарных рынков
(«видимых» товаров) стороны решают вопросы либерализации рынков услуг и
капитала. Вместе с тем шесть государств СЕФТА отказались от принятого ранее
обязательства о взаимной поддержке в переговорах о вступлении в ЕС. 2.4 Европейский экономический валютный союз. (экономическая ситуация в странах еврозоны) Деятельность Экономического и валютного союза (ЭВС) в 1999 году нельзя
назвать удачным: евро не удалось потеснить доллар и обеспечить себе позиции
резервной валюты. Впрочем, такой результат не стала неожиданностью.
Введение единой европейской валюты происходило в условиях ухудшения мировой
экономической конъюнктуры, с одной стороны, и роста американской экономики,
с другой. В то же время во второй половине 1999 года наметился ряд
позитивных сдвигов, позволяющих прогнозировать успешное развитие
европейской экономики в будущем. Реализация механизма проведения единой
кредитно-денежной политики стала новым этапом на пути европейской
интеграции, тогда как введение единой валюты стимулировало развитие
финансовых рынков и обострило проблему структурных дисбалансов. Экспортная ориентированность Германии, Франции и Италии, на долю
которых приходится более половины ВВП еврозоны, стала одной из причин
замедления темпов её экономического роста во второй половине 1998 – начале
1999 года в связи с усилением негативных тенденций в мировой экономике и
сокращением мирового спроса. Ситуация заметно улучшилась во втором квартале
1999 года, когда прирост ВВП составил 0.5%. Одновременно происходило
сближение темпов экономического роста стран еврозоны. В третьем квартале
ВВП увеличился на 0.9% по сравнению с предыдущим кварталом и на 2.3% по
сравнению с аналогичным периодом 1998 года. Темпы роста ВВП на четвёртый
квартал составили 0.9%. Стабилизация европейской экономики во второй половине 1999 года была
обусловлена рядом факторов. Среди них: проведение Европейским центральным
банком стимулирующей денежной политики, улучшение мировой экономической
конъюнктуры, восстановление объёмов экспорта, расширение внутреннего спроса
и ослабление евро. Наибольшие темпы роста были характерны для стран второго
эшелона – Ирландии, Люксембурга, Испании, Финляндии, Нидерландов. Впервые
за семь лет средний уровень безработицы в еврозоне был ниже 10%, тогда как
реальный доходы населения увеличились. В то же время, согласно данным
Евростата, темпы роста промышленного производства в конце 1999 года
несколько замедлились, составив 1.1% в четвёртом квартале по сравнению с
1.4% в третьем. Тем не менее, показатель доверия предпринимателей,
публикуемый Европейской комиссией, в последние месяцы 1999 г. продолжал
уверенно расти. По оценкам прирост ВВП европейских стран в 1999 году
превысил 2%. В 2000 году доля еврозоны в общем объёме мирового экспорта достигла
19.5%, превысив аналогичные показатели США (15%) и Японии(8.5%). Но,
несмотря на заметное расширение объёмов экспорта во второй половине 1999
г., одновременный рост импорта и дефицита в торговле услугами вызвал
сокращение положительного сальдо торгового баланса с 1.1% ВВП в 1998 г. до
0.9% в 1999г. Сразу же после введения курс единой европейской валюты по отношению к
доллару начал снижаться. Несколько укрепившись в июле и августе, евро
продолжал терять свои позиции в конце 1999 г., а в начале 2000 г. опустился
ниже психологически важного уровня – 1 долл. за евро. Ослабление евро в
значительной степени объясняется стабильным развитием американской
экономики, её высокими темпами роста на фоне подавленной инфляции. Несмотря
на то, что темпы экономического роста в ЭВС почти вдвое ниже американских,
а безработица – в два раза выше, Европейский центральный банк (ЕЦБ), так же
как и Федеральная резервная система (ФРС) в США, дважды повысил процентные
ставки в конце 1999 г. – начале 2000 г. Дело в том, что слабый евро может
угрожать ценовой стабильности. В целом с момента своего введения до марта
2000 г. евро потерял около 18%. Тем не менее, в результате снижения его
курса относительно доллара европейские компании получили некоторые
конкурентные преимущества, обусловившие, в свою очередь, рост европейской
экономики. В противном случае замедление экономического роста могло быть
ещё больше и продолжительнее. По оценкам ОЭСР, удержание курса евро на
первоначальном уровне – около .17 долл. – привело бы в 1999 г. к снижению
темпов роста ВВП еврозоны с 2 до 1%. Ослабление евро имело и отрицательные последствия: цены на импортные
товары повысились, что в свою очередь, может привести к росту
потребительских цен. В январе годовые темпы роста инфляции составили 2% по
сравнению с 0.8% годом ранее. Усиление инфляционного давления стало в
основном результатом роста цен на нефть, тогда как уровень инфляции без
учёта на энергоносители составил 1%. Тенденция к повышению инфляции во
второй половине 1999 г. наблюдалась в большинстве стран еврозоны, за
исключением Нидерландов и Португалии, при этом уровень инфляции
варьировался от 1% в Австрии и Франции до 3% в Ирландии. Следует отметить, что годовые темпы роста денежного предложения
остаются довольно высокими, существенно превышая установленный ЕЦБ уровень
в 4.5%. Рассматривая высокую ликвидность банковской системы в качестве
потенциального фактора усиления инфляционного давления в среднесрочном
периоде, в условиях оживления экономической активности ЕЦБ перешёл к
ужесточению кредитно-денежной политики. Впрочем, подобная реакция на
улучшение мировой экономической конъюнктуре была характерна для
центробанков практически всех ведущих стран. Это отражало общий взгляд
банкиров на перспективы мировой экономики, стабилизация которой является
одним из факторов повышения цен. Учитывая временной лаг в реакции рынков на
изменение направления кредитно-денежной политики, в ноябре 1999 г. ЕЦБ
повысил основную ставку рефинансирования до 3%, в начале февраля 2000 г.
установил её на уровне 3.25%, а в середине марта поднял до 3.5%. Ответная
позитивная реакция рынков на повышение ставок свидетельствовала об
уверенности инвесторов в том, что ЕЦБ удастся удержать инфляцию в пределах
2%.
Страницы: 1, 2, 3
|