p> 2) угрозе со стороны товаров-заменителей (субститутов); 3) компаниям-конкурентам, уже закрепившимся на отраслевом рынке; 4) воздействию продавцов (поставщиков); 5) воздействию покупателей (клиентов). 1. Новые конкуренты. Их появление в отрасли могут предупредить
следующие входные барьеры: - экономия на масштабе и опыте производства уже обосновавшихся в отрасли фирм помогает удерживать издержки на таком низком уровне, который недоступен потенциальным конкурентам; - дифференциация продуктов и услуг, то есть опора на торговые марки, подчеркивающие уникальность товара и признание его покупателями (например, трудно конкурировать с уникальными свойствами изделий народных промыслов - Палеха, Гжели. Само появление многочисленных товаров-подделок подчеркивает практическую непревзойденность этих торговых марок); - потребность в капитале. Очень часто эффективная конкуренция требует крупных первоначальных инвестиций; - издержки переориентации, связанные со сменой поставщиков, переобучением персонала, научными и проектными разработками нового продукта и т.д.; - необходимость создания новой системы каналов распределения. Так, из- за отсутствия хорошо налаженных каналов распределения фирма "Эпл" не смогла широко внедриться со своими персональными компьютерами на российский рынок; - политика государства (правительства), не способствующая проникновению на рынок, например установление высоких таможенных пошлин для иностранных конкурентов или отсутствие льготных государственных субсидий для новичков.[14, c. 114] 2. Товары-заменители. Обострить конкуренцию может появление товаров,
эффективно удовлетворяющих те же потребности, но несколько иным способом.
Так, конкуренцию производителям сливочного масла могут составить
предприятия, выпускающие маргарин, у которого есть свои конкурентные
преимущества: это диетический продукт с низким уровнем холестерина. Препятствиями на пути товаров-субститутов могут стать: - проведение ценовой конкуренции, которая переключает внимание покупателя с проблемы качества на снижение цены; - рекламные атаки на потребителей; - производство новых, привлекательных продуктов. Например, ощущая конкуренцию со стороны изготовителей колбасных изделий, производители сыра начинают выпуск новых, оригинальных сортов с разнообразными добавками; - улучшение качества обслуживания при продаже и распространении товара. 3. Внутриотраслевая конкуренция и ее интенсивность. Интенсивность конкуренции может колебаться от мирного сосуществования
до жестких и грубых способов выживания из отрасли. Наиболее сильно
проявляет себя конкуренция в отраслях, для которых характерны: - большое число конкурентов; - однородность выпускаемых товаров; - наличие барьеров снижения издержек, например стабильно высокие постоянные затраты; - высокие выходные барьеры (когда фирма не может выйти из отрасли, не понеся при этом значительных убытков); - зрелость, насыщенность рынков (эта ситуация сегодня характерна для мирового компьютерного рынка, столкнувшегося с насыщением потребностей покупателей). Одним из способов уменьшить давление внутриотраслевой конкуренции
является использование сравнительных преимуществ, которыми обладает фирма. 4. Сила воздействия поставщиков. Фирма конкурирует, то есть ведет
экономическую борьбу, не только с себе подобными производителями, но и со
своими контрагентами-поставщиками, конкурентами. Сильные поставщики могут: - повышать цену на свои товары; - снижать качество поставляемых продуктов и услуг. Сила поставщиков определяется: - наличием крупных компаний-поставщиков; - отсутствием заменителей поставляемых товаров; - ситуацией, когда отрасль, куда осуществляются поставки, - один из неглавных заказчиков; - решающим значением поставляемых товаров в ряду необходимых экономических ресурсов; - способностью присоединить фирму-покупателя путем вертикальной интеграции. 5. Сила воздействия покупателя. Конкуренция со стороны покупателей выражается: - в давлении на цены в целях их снижения; - в требованиях более высокого качества; - в требованиях лучшего обслуживания; - в сталкивании внутриотраслевых конкурентов друг с другом. Сила покупателя зависит от: - сплоченности и концентрированности группы потребителей; - степени важности продукции для покупателей; - диапазона ее применения; - степени однородности продукции; - уровня информированности потребителей; - других факторов. Разрабатывая конкретную стратегию, фирмы стремятся найти и воплотить
способ выгодно и долговременно конкурировать в своей отрасли. Универсальной
конкурентной стратегии не существует; только стратегия, согласованная с
условиями конкретной отрасли промышленности, навыками и капиталом, которыми
обладает конкретная фирма, может принести успех.[7, c. 43-46] Таким образом, концепция пяти сил конкуренции – это инструмент,
позволяющий практически анализировать степень интенсивности конкуренции на
конкретных рынках. Собственно говоря, так и поступают фирмы перед принятием
стратегических решений о вторжении в новую для себя отрасль или об уходе из
ставшей бесперспективной. Для этого они последовательно оценивают ситуацию
в отрасли с точки зрения действия каждой из пяти сил. Взвешивают свои
возможности противостоять выявленным угрозам. И принимают обоснованное
решение.
2 глава. Проблема формирования конкурентной среды в РБ. 2.1 Формирование конкурентной среды РБ. Особенность переходной экономики Республики Беларусь состоит в том,
что рыночные преобразования в ней осуществляются медленно и противоречиво.
Структурные диспропорции, наличие элементов административно-командной
системы, отсутствие традиций рыночной экономики, сильное влияние
уравнительно-коллективистской психологии, распад единого хозяйственного
комплекса СССР делают переход к рынку в стране более длительным и
болезненным. В республике существует гипертрофированная хозяйственная
система с господством псевдорыночных отношений и государственного
монополизма, высшей формой проявления которого выступает монополия
управленческой власти. Процесс становления новых организационно-хозяйственных структур в
промышленности, да и в экономике в целом, практически носит искусственный и
формальный характер. В настоящее время акционерными обществами, концернами,
холдингами, финансово-промышленными группами, корпорациями и т.п. нередко
именуются структуры, далекие по природе, статусу и содержанию от подобных
формирований в рыночной экономике. Их отличают отсутствие реальной свободы,
принудительная «добровольность» формирования, осуществление жесткой
централизации управления н финансовых ресурсов, сравнительно небольшие (по
западным меркам) размеры и количество структурных единиц, административная
и финансовая зависимость от центрального звена, отсутствие необходимого
научно-технического и производственного потенциала.[3, c. 100] В настоящее время в республике преобладает капитал обращения, т.е.
денежный и товарный, что соответствует этапу его первоначального
накопления. Вместе с тем еще не созданы условия для функционирования
производительной формы капитала. Вследствие глубокого общественного кризиса
постоянно перераспределяются права собственности, имеют место
крайне неравномерный переход к рыночным отношениям, натурализация
экономических связей хозяйствующих субъектов, расширение товарообмена на
основе бартера, расчет с работниками предприятий собственной продукцией,
введение различных денежных суррогатов, криминализация экономической жизни.
Во всем этом заключается своеобразие трансформации экономики Беларуси. Для республики также характерно формальное копирование компонентов
развитых рыночных систем, активная их пропаганда. Это касается
приватизации, содержания антимонопольного закона, формирования финансово-
промышленных групп, концернов, холдингов, пенсионных и инвестиционных
фондов, трастовых компаний и целого ряда других явлений и процессов. Для их
развития должны быть созданы: так называемый критический объем частной
собственности, охрана ее неприкосновенности законом, развитой обмен,
конкуренция, достаточно крупные размеры капитала и т.д. [8, c. 243] Формирование конкурентной среды - сложный процесс с точки зрения
практики и четкости определения его содержания в экономической теории.
Конкурентную среду можно определить как исторически конкретную социально-
экономическую структуру общественного хозяйства, обеспечивающую товарно-
денежный обмен, согласно законам товарного производства. Полноценная
конкурентная среда создает предпосылки для рационального размещения
ресурсов, оптимального их использования, свободного движения факторов
производства (включая перелив капитала), для развития деловой активности.
Наличие
такой среды характерно для рыночной экономики - особой фазы в развитии
общественного производства. Известно, что не всякое товарное производство и
рынок рождают рыночную экономику. Но последняя всегда базируется на высоком
уровне развития товарного производства и товарно-денежного обращения. Формированию конкурентной среды предшествуют становление рыночной
конкуренции как таковой и столкновение частных экономических интересов,
обусловленных собственностью на факторы производства, продукт и доход. Чем
больше носителей и самих экономических интересов, тем вероятнее возможность
возникновения полноценной конкуренции как системы отношений между
экономически самостоятельными хозяйствующими субъектами, определяющими
новые способы реализации своих экономических интересов. В Беларуси рыночная конкуренция была устранена с ликвидацией частной
собственности в советский период в результате тотального огосударствления
экономики. Вместе с этим исчезли рынок и товарное производство, а также
одно из исходных условий появления конкуренции - обособленность свободных
производителей как собственников средств производства и произведенного
продукта. Характерной чертой советской экономики была конкуренция
потребителей. Они боролись за место в очередях, за доступ к закрытым
распределителям, базам и т.п. Однако ни в одной стране, где преобладает
рынок покупателей, конкуренция между ними не имеет доминирующего значения.
Основными конкурентами там выступают предприниматели. Между советскими предприятиями шла острая борьба за прикрепление к
выгодным поставщикам, за фонды и лимиты. Это была конкуренция ведомств и
организаций за ресурсы общества. В коррумпированных слоях административно-
командной системы велась борьба за выживание любой ценой. Имела место также
конкуренция руководителей за изменение собственного положения на
иерархической лестнице руководства. В результате сегодня в нашей экономике,
прежде всего в сфере материального производства, нет полноценной
конкуренции. Существующие же гипертрофированные формы конкурентных
отношений, как правило, носят недобросовестный, зачастую криминальный
характер. В трансформационной экономике Беларуси появились разнообразные виды
конкуренции в сфере товарного (оптовая и розничная торговля) и денежного
обращения, на рынке банковских и страховых услуг, среди предприятий
общественного питания и сферы услуг вместо здоровой конкуренции возникла
"теневая" - между монопольными группами "дельцов", монопольными структурами
по проведению ростовщических и спекулятивных операций (например, в торговле
- между государственными магазинами за наиболее выгодную перепродажу
дефицитных импортных товаров коммерческим организациям). Легкая
промышленность ощущает острую конкуренцию со стороны импортной продукции (в
республике ее 50 %), в экспорте - конкуренцию с дешевыми азиатскими
товарами. В настоящее время в Беларуси возникает конкуренция между
государственным и негосударственным секторами белорусской экономики. По
оценкам специалистов, в 1996-1997 гг. на 80 обследованных негосударственных
предприятиях не было падения объемов производства; 60 —имели незначительную
кредиторскую и дебиторскую задолженность, были рентабельны и обеспечены
собственными оборотными средствами, что позволило некоторым из них провести
реинвестирование. Кроме того, имеет место конкуренция между иностранными экспортерами и
белорусскими производителями на рынке производственной и бытовой
электронной аппаратуры; между самими иностранными экспортерами на
рынке транспортных средств (микроавтобусы, легковые и грузовые автомобили
малой грузоподъемности, экскаваторы) в связи с отсутствием отечественных
производителей; между ведущими автомобилестроительными фирмами республики,
что обусловило создание на Минском автозаводе ПО "Белавтомаз" дилерской
сети (здесь используются услуги посредников, системы гарантийного и
сервисного обслуживания, принимаются новые управленческие решения), а
также между действующими предприятиями по переработке сельскохозяйственной
продукции и появляющимися мелкими и средними предприятиями (цехами)
колхозов и совхозов. Однако данную конкуренцию нельзя назвать ни
совершенной, ни эффективной. Появление и развитие конкуренции на отдельных товарных рынках
(потребительских товаров, торговых, бытовых, медицинских и строительных
услуг, связи, автомобильного транспорта) обусловливает смену стратегии
поведения отдельных хозяйствующих субъектов. Возникающая конкуренция между банками за предоставление краткосрочных
кредитов способствует накоплению не производительного, а ростовщического
капитала непроизводственного происхождения, увеличению доходов коммерсантов-
финансистов без прироста товарного предложения и, как следствие, росту
неотоваренной денежной массы ограниченного числа субъектов. Это ведет к
банкротству ряда небольших коммерческих банков и укрепляет монополию
крупных.[8, c. 244-246] Сегодня на первый план в рыночной борьбе выступает уже не столько
ценовая конкуренция, сколько конкуренция новых товаров и услуг, что весьма
актуально и проблематично для предприятий текстильной промышленности
Беларуси. На большинстве предприятий есть сложности в обеспечении
производств современным оборудованием, использовании новых технологий, без
чего изначально невозможно делать конкурентоспособную продукцию. Износ
оборудования нашей текстильной промышленности составляет более 70%. Для
сравнения: в США — в среднем 15—20%. Действующий же механизм замены средств
производства на большинстве не предприятий республики не адекватен
изменившемуся характеру управления, не обладает необходимыми свойствами для
решения вопросов, связанных с обеспечением желаемого уровня качества
выпускаемой продукции, не использует все экономические резервы и
возможности. Немало производственников из-за боязни экономического риска
предпочитают применять уже испытанные технологии для производства
продукции. Получается замкнутый круг: для того, чтобы производить новую,
конкурентоспособную продукцию, нужны деньги, а чтобы их заиметь —
необходимо продать качественные изделия. В данной ситуации предприятиям
важно не столько ждать помощи от государства, сколько самим
производственникам проводить активную маркетинговую стратегию: изучать
спрос, емкость рынка, динамику конкурентоспособности аналогичных товаров,
мгновенно реагировать на изменения рынка и т.д. Однако даже в наше нелегкое для производителей товаров время можно
выделить и ряд экономически устойчивых предприятий, для которых новейшие
научные разработки в технологии производства продукции уже не теория, а
практика. Среди лидирующих предприятий легкой промышленности — ОАО «КИМ»,
гомельская промышленно-торговая фирма «8 Марта», ОАО «Брестский чулочный
комбинат», ВШПО «Витебчанка» и др. Управленцы этих предприятий
целенаправленно внедряют в производство инновации, изменяют ассортимент
товаров, находят новые рынки сбыта. Для данных предприятий характерен рост
прибыли, рентабельности: коэффициенты модернизации качества прогрессивного
обновления близки к 1. Пока же большая часть производимой предприятиями
текстильной промышленности продукции продается лишь на территории своей
республики. [1, с. 31] С развитием рыночных отношений все более ожесточенной становится
конкурентная борьба между фирмами. Кто победит — за тем более высокая
прибыль, долгосрочная выгодная сделка. Наряду с актуальностью проблемы
увеличивается и ее значимость. Но как выработать, а затем реализовать
стратегию конкуренции? Создаваемые рыночные структуры с трудом и крайне медленно справляются
с новой для себя задачей. С одной стороны, количественные показатели
эффективности растут: в 1994 г. удельный вес негосударственного сектора в
производстве был равен 22,1 %, в 1999 г. — 43,3 %; ежегодно прирост объемов
составлял 6 — 7 %, рентабельность оказалась на 3 — 5 % выше рентабельности
госсектора.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|