p> 1) свободную 2) регулируемую. По методам ведения конкуренция делится на : - ценовая, - неценовая.[11, c.112] В вопросах содержания и форм конкуренции существуют разные подходы. Марксизм о конкуренции. Имея в виду капиталистическую конкуренцию, Ф.
Энгельс определял ее как наиболее полное выражение господствующей в
современном гражданском обществе войны всех против всех. Закон капиталистической конкуренции, по Марксу, основывается на
разнице между стоимостью товара и издержками производства. Он различал две
формы капиталистической конкуренции: - внутриотраслевую, - межотраслевую. Внутриотраслевая конкуренция — конкуренция между предпринимателями,
производящими однородные товары, за лучшие условия их производства и сбыта,
за получение сверхприбыли. Товары реализуются исходя из общественно
необходимых затрат, которые образуют общественную, рыночную стоимость.[13,
c. 246] Общественная стоимость товаров, устанавливающуюся в результате
внутриотраслевой конкуренции на рынке, К. Маркс называл рыночной
стоимостью. Рыночная стоимость отличается от рыночной цены. На величину
последней влияет спрос и предложение товаров. Если спрос выше предложения
рыночная цена устанавливается выше стоимости , а если предложение больше
спроса ,то рыночная цена ниже стоимости.[12, c. 179] Внутриотраслевая
конкуренция сводит различные индивидуальные стоимости к рыночной стоимости
и рыночной цене, обусловливает неравенство индивидуальных норм прибыли
предпринимателей различных отраслей производства.[13, с. 246] Стимулируя
технический процесс и повышение производительности труда на предприятиях,
она в то же время выступает как тормоз их развития , т. к. порождает
коммерческую тайну, отвлекает крупные средства на спекуляцию , рекламу и
другие непроизводительные цели.[12, c. 179] Различают следующие формы внутренней конкуренции : - Предметная – это конкуренция между фирмами , производящую одинаковую продукцию, но эта продукция отличается ценой и качеством; - Видовая – это конкуренция между фирмами, которые приозводят разные типы продукции, удовлетворяющие одну и ту же потребность человека.Она осуществляется через обновление продукции, разнообразие ассортимента продукции. Межотраслевая конкуренция - это конкуренция между предпринимателями,
занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения
капитала, перераспределения прибыли, т.е. ведется еще и борьба за
потребителя, чтобы он тратил свои доходы на покупку продукции данной фирмы.
Поскольку на норму прибыли влияют разные факторы, то ее величина в
различных отраслях различна. Однако каждый предприниматель независимо
оттого, где применяется его капитал, стремится получить на него прибыль не
меньшую, чем остальные предприниматели. Это приводит к переливу капиталов
из одних отраслей в другие: из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с
высокой нормой. В ходе такого движения капиталов нормы прибыли сфер
производства выравниваются путем конкуренции в единую общую норму прибыли,
представляющую собой среднее из этих различных норм прибыли. Прибыль,
получаемая по средней норме на авансированный капитал, называется средней
прибылью. Образование средней прибыли означает перераспределение совокупной
прибыли между предпринимателями различных отраслей по принципу:
равновеликая прибыль — на равновеликий авансированный капитал, вложенный в
эти отрасли. .[13, с.246] Превращение прибыли в среднюю прибыль приводит к тому , что товары
продаются не по стоимости , а по цене производства , которая состоит из
издержек производства и средней прибыли на овансированный капитал[12, с.
179] Однако не надо полагать, что, осуществив инвестиции в любую сферу
хозяйственной деятельности, предприниматель обеспечивает себе получение
прибыли в соответствии со сложившейся средней нормой прибыли. Это достижимо
лишь в том случае, если дело организовано как минимум на среднем уровне
технологических, технико-экономических, организационно-экономических и
социально-управленческих требований, предъявляемых к производству. [13,с.
246 ] Кроме этого, в экономике принято разделять конкуренцию по ее методам
на ценовую и неценовую. Ценовая конкуренция происходит, как правило, путём искусственного
сбивания цен на данную продукцию. При этом широко используется ценовая
дискриминация, которая имеет место тогда, когда данный продукт продаётся по
разным ценам и эти ценовые различия не оправданы различиями в издержках.
Ценовая дискриминация возможна при трёх условиях: 1. Продавец должен быть монополистом или обладать некоторой степенью
монопольной власти; 2. Продавец должен быть способен выделять покупателей в группы,
которые имеют разную покупательскую способность; 3. Первоначальный покупатель не может перепродавать товар или услугу. Ценовая дискриминация наиболее часто применяется в сфере услуг
(врачей, адвокатов, гостиниц и т.д.), при оказании услуг по транспортировке
продукции; при реализации товара, который не поддаётся перераспределению с
одного рынка на другой (транспортировка скоропортящихся продуктов с одного
рынка на другой). Неценовая конкуренция проводится, главным образом, посредством
совершенствования качества продукции и условий её продажи, «сервизации»
сбыта. Повышение качества может осуществляться по двум основным
направлениям: 1) совершенствование технических характеристик товаров; 2) улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителей. Неценовая конкуренция посредством улучшения качества продукции
получила название конкуренции по продукту. Этот вид конкуренции
основывается на стремлении захватить часть отраслевого рынка путём выпуска
новых товаров, которые либо принципиально отличаются от своих
предшественников, либо представляют модернизированный вариант старой
модели. Например, в США продается одновременно 10 тыс. сортов муки, более
4 тыс. видов консервированной кукурузы, 50 сортов горчицы. [12, c. 182]
Конкуренция, основанная на повышении качества, имеет противоречивый
характер. С одной стороны, повышение качества служит способом скрытого
снижения цен и расширения сбыта; с другой – «качество – это субъективная
оценка, которая открывает возможность фальсификации качества путём рекламы
и красивой упаковки. Неценовая конкуренция путём сбыта продукции получила название
конкуренции по условиям продаж. Этот вид конкуренции основывается на
улучшении сервиса обслуживания покупателя. Сюда входит воздействие на
потребителя через рекламу, совершенствованье торговли, установление льгот
по обслуживанию покупателей после приобретения товара, т.е. в процессе его
эксплуатации. [14, c. 18] Особыми методами неценовой конкуренции является товаров в рассрочку и
лизинг. Последнее означает пользование средствами производства вместо их
приобретения в собственность, т.е. долгосрочная аренда машин и оборудования
, транспортных средств, сооружений производственного назначения. В отличии
от классической аренды взаимоотношение сторон при лизинге строится на
условиях договора купли-продажи .
[12, с. 182] Сильнейшим орудием неценовой конкуренции всегда была реклама, сегодня
ее роль возросла многократно. С помощью рекламы фирмы не только доносят до покупателей информацию о потребительных свойствах своих
товаров, но и формируют доверие к своей товарной, ценовой, сбытовой
политике, стремясь создать образ фирмы, как «хорошего гражданина» той
страны, на рынке которой предприниматель выступает во внешней торговле. К незаконным методам неценовой конкуренции относятся: - промышленный шпионаж, - переманивание специалистов, владеющих производственными секретами, - запрет доступа к определенным источникам, - распределение сложной информации, - выпуск товаров, внешне ничем не отличающихся от изделий- подлинников, но существенно худших по качеству, а поэтому обычно на 50% более дешевых, закупка образцов с целью их копирования. [14, c. 18] В современных условиях на рынках труда преобладает неценовая
конкуренция, т.к. фирмы при найме на работу обращают внимание не только на
заработную плату, но и на квалификацию. А учитывая то, что происходит
процесс усложнения технологий , квалификация приобретает серьезное
значение. Кроме этого, фирмы, действующие на рынке, обладают достаточными
финансовыми возможностями, чтобы на достаточно длительный период времени
снижать цену, и соответственно, более привлекательно для потребителей на
фоне своих конкурентов. А также учитывая, что потребности потребителей
постоянно растут, фирмам необходимо постоянно обновлять и расширять
ассортимент выпускаемой продукции. Современные подходы к конкуренции. Современные экономисты считают
конкуренцию одной из причин эффективности производства. Именно конкуренция
заставляет фирмы внедрять научно-технические достижения, совершенствовать
технологию производства. В западной литературе большое внимание уделяется
формам конкуренции. В частности, различают следующие основные формы
конкуренции: - совершенная, - несовершенная. Совершенная конкуренция — это соперничество многочисленных
производителей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной продукции.
[13, c. 247] Для нее характерны следующие черты: - наличие большого числа фирм, производящих один и тот же вид товара. Фирма должна быть относительно небольших размеров и объем производства в производимой продукции должен быть незначителен; - возможность производственного доступа к различным производственным секретам; - однородность продукции , производимой различными предприятиями в рамках одного производственного сектора, состоящего из множества фирм; - хорошее знание рынка покупателями и продавцами. Все субъекты купли- продажи должны знать цены на рынке, спрос и предложение на товары. [12, c. 180] Совершенная, или свободная, конкуренция в экономике развитых стран
типична была до середины XIX в. Во второй половине XIX— начале XX в.
появляются крупные предприятия и их объединения. Эти процессы привели к
существенному изменению конкурентной борьбы на рынках. Наряду с совершенной
конкуренцией появились ее новые виды, и прежде всего, несовершенная
конкуренция. Несовершенная конкуренция в отличие от свободной, совершенной
конкуренции ограничена влиянием монополий и государства. Существуют несколько моделей несовершенной конкуренции. Эти модели
хорошо раскрывают К.Р. Макконнелл и С.Л. Брю в книге "Экономикс". Первая модель несовершенной конкуренции — монополия. Ей присущи следующие черты: - единственный продавец: одна фирма или отрасль является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги; - нет близких заменителей. Продукт монополии уникален в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей. С точки зрения покупателя это означает, что он должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него, т.е. нет приемлемых альтернатив; - диктуемая цена: чистая монополия диктует цены или осуществляет значительный контроль над ценой; - заблокированное вступление: вступление в отрасль кон курентов в условиях чистой монополии заблокировано. Критерием оценки степени монополизации служит доля хозяйственной
единицы в производстве и на рынке. В соответствии с законодательством ФРГ
доминирующее положение предприятия или группы предприятий на рынке
возникает, если на одно предприятие приходится свыше 1/3 всего оборота на
рынке. В США в течение нескольких десятилетий этот показатель
устанавливался исходя из доли четырех крупнейших фирм. Монополизм в
производстве и на рынке также проявляется в установлении монопольных цен —
завышенных при продаже и заниженных при покупке товаров. По происхождению выделяют два основных вида монополий: 1) естественную, которая существует по объективным причинам (энергетика, железные дороги, газоснабжение, связь и т.д.); 2) искусственную — специально созданная путем концентрации в чьих-то руках определенной хозяйственной деятельности (картели, синдикаты, тресты, концерн и т.д.). Можно также сказать: монопольное положение фирмы может быть ”естественным", когда она владеет редкими, уникальными невоспроизводимыми ресурсами, но может быть создано и искусственно, когда фирма сама путем организационных приемов образует монополию. Монополия снижает уровень риска в процессе конкуренции. Это
обусловлено тем, что: 1. она обладает довольно точной информацией о потребителях и конкурентах; 2. более доступна реклама; 3. монополия через каналы финансовых и политических связей оказывает влияние на заказчика в лице государственных учреждений. [13, c. 248] Следующий моделью несовершенной конкуренции является монополистическая
конкуренция. Ее отличительные признаки: 1) существует достаточно большое число фирм, что ограничивает контроль каждой над ценой, отсутствует взаимная зависимость, и тайный сговор фактически невозможен; 2) продукты характеризуются реальными и мнимыми различиями и различающимися условиями их продажи; 3) экономическое соперничество влечет за собой и ценовую, и неценовую конкуренцию; 4) вступление в отрасль является относительно легким. Легкое вступление и массовый выход фирм вызывает тенденцию к получению ими нормальной прибыли в долговременном периоде; 5) тип продукта дифференцированный. [12, c. 180] На практике предприниматель, действующий в условиях монополистической
конкуренции, стремится к такой особой комбинации цены, продукта и
стимулирующей сбыт деятельности, которая будет максимизировать его прибыль.
Монополистическая конкуренция утверждается там, где эффективными могут быть
и небольшие предприятия и особенно там, где много возможностей изменения
товара (его модификации, качества, внешнего вида и т.д.). Третья модель несовершенной конкуренции — олигополия. Ее признаки,
характерные черты: 1) наличие нескольких фирм; 2) тип продукта, стандартизированный или дифференцированный; 3) контроль над ценой: ограниченный взаимной зависимостью, значительный при тайном сговоре; 4) наличие существенных препятствий при вступлении в отрасль; 5) очень типична неценовая конкуренция, особенно при дифференциации цен. Олигополия более распространена в отраслях, где эффективнее крупное
производство и отсутствуют широкие возможности дифференциации отраслевого
товара. В зависимости от типа продукции различают олигополию: 1) чистую, 2) дифференцированную. Предприятия чистой олигополии производят однородный
стандартизированный продукт: алюминий, цемент, продукцию химической или
сталелитейной промышленности. Идентичность этих товаров определяет и единую
цену на них. Дифференцированные олигополии обычно специализируются на выпуске
товаров потребительского назначения (автомобили, покрышки и камеры,
электробытовая техника, сигареты).[13, c. 249] 1.3 Концепция пяти сил конкуренции ( по М. Портеру). Интенсивность конкуренции резко отличается на разных рынках. В одних
отраслях почти все компоненты получают высокую прибыль, для других же –
типичны убытки, и лишь отдельные фирмы оказываются способными избежать их.
Соответственно, в благополучных отраслях конкуренция носит мягкий характер.
Фирмы могут позволять себе поступать по принципу : “Живи и дай жить
другим”. Напротив, в неблагополучных отраслях идет ожесточенная борьба,
нацеленная на полное вытеснение конкурентов с рынка, ибо для каждой из фирм
победа над соперником – это вопрос жизни и смерти. [ 7, c.43] Ни одно предприятие не может достичь превосходства над конкурентами по
всем коммерческим характеристикам товара и средствам его продвижения на
рынке. Необходим выбор приоритетов и выработка стратегии, в наибольшей
степени соответствующей тенденциям развития рыночной ситуации и наилучшим
способом использующей сильные стороны деятельности предприятия. В отличие
от тактических действий на рынке стратегия конкуренции должна быть
направлена на обеспечение преимуществ над конкурентами в долгосрочной
перспективе, оцениваемой в 3-5 лет. Конкурентный анализ включает два основных этапа: • определение главных конкурентных сил в отрасли; • формулирование основных вариантов конкурентных стратегий. Признанным лидером разработки конкурентного анализа является профессор
Гарвардской школы бизнеса М. Портер, автор основных моделей по определению
главных сил конкуренции и вариантов конкурентных стратегий. Доля рынка, уровень прибыли фирмы определяются тем, насколько
эффективно компания противодействует следующим конкурентным силам (схема
1.): 1) проникающим в отрасль новым конкурентам, выпускающим подобные товары;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|