Меню
Поиск



рефераты скачать Проблема привлечения инвестиций в экономику России

p> Вместо прямой финансовой помощи иногда эффективнее использовать механизм государственных гарантий по инвестиционным проектам, осуществляемым в приоритетных отраслях. Государство оказывает помощь инновационному бизнесу через страхование инвестиционных рисков в высокотехнологичных отраслях, а так же предоставление гарантий по возврату займов инвесторам, но используются эти инструменты достаточно редко.

Во внешнеэкономической сфере главной задачей остается предотвращение вывоза капитала, стимулирование прямых иностранных инвестиций и технологического импорта. Действенной мерой может стать регламентация вывоза капитала, и в первую очередь предприятиями ТЭК. В последнее время ведущие экспортные производства осуществляют крупные инвестиционные проекты за рубежом. С учетом государственных интересов можно ограничить рост иностранных активов предприятий, используя права акционера, а также механизм выдачи лицензий на инвестирование за границей. Важную роль в оживлении машиностроительного производства сыграет ужесточение условий при разработке месторождений в рамках соглашения о разделе продукции в отношении освоения инвестиций в большей степени за счет приобретения отечественных машиностроительных изделий./15/

Значительные финансовые ресурсы находятся в «теневом» секторе экономики. Для их привлечения необходимо принять государственную программу легализации этой части капитала и прав собственности на него, сосредоточив внимание на финансовых инструментах для его возврата. И первые шаги в этой области производятся. Стимулирование технологического импорта возможно путем применения льготного налогообложения (снижение налогов на платежи по импортным технологиям, установление тарифных льгот на оборудование, не производимое внутри страны)./10/

Среди других инструментов инвестиционной политики, используемых федеральным центром, можно назвать следующие.

1)Управление процессами амортизации капитала для наращивания инвестиционных возможностей предприятий за счет собственных средств.
Используется слабо. Для более интенсивного использования в амортизационной политике необходимо осуществить правильный учет сроков физического и морального старения основного капитала, порядка амортизационных списаний, а также сроков и величины предоставляемых инвестиционных налоговых кредитов и льгот.

2)Усиление валютного регулирования, направленного на аккумулирование в стране валютных ресурсов. Значительная часть их должна конвертироваться в рубли и тем самым способствовать увеличению кредитного и инвестиционного потенциала экономики с целью пополнения оборотных средств предприятий для оживления производства и роста инвестиций. Наибольший объем денежных ресурсов находится у экспортеров. Необходимы такие правовые условия, чтобы доходы от экспорта преобразовывались в инвестиции внутри страны.
Аккумулирование финансовых ресурсов экспортеров достигнуто в рамках принятия правительством решения о продаже большей части валютной выручки.
Эта мера привела к росту у экспортеров рублевых остатков, расширению их инвестиционных возможностей и платежеспособного спроса на продукцию инвестиционных отраслей (особенно создающих средства производства для ведущих экспортеров) и развитию импортозамещающих производств. /12/

3)Повышение государственного контроля за распределением прибыли предприятий, находящихся полностью или частично в государственной собственности, и преобразование ее в инвестиции внутри страны в соответствии с национальными приоритетами развития экономики при использовании прав собственности. Так, если экспортеры в результате обязательной продажи большей части валютной выручки получат избыточную рублевую массу, то целесообразно предусмотреть возможность ее частичного размещения на счетах государственных банков (например для «Газпрома» в объеме дивидендов, причитающихся на акции государства). Далее эти средства могут использоваться в рамках государственных программ для инвестиций в машиностроение с целью выпуска современного оборудования для реконструкции предприятий ТЭК. Кроме того, управлять распределением избыточной рублевой массы и прибыли экспортеров можно, в частности, через установление в правовом порядке ограничений, в соответствии с которыми инвестиции в основной капитал должны осуществляться в размере до 70 % за счет продукции отечественных предприятий, а до 30 % - за счет импорта. Этот инструмент инвестиционной политики почти не используется российским правительством./9/

4)Снижение налогового бремени для увеличения объема собственных средств предприятий, которые они смогут направлять на модернизацию производства /18/.

Иллюстрируя деятельность федерального центра в законодательной сфере, можно сказать, что в июле 1998 года Государственной Думой принят в третьем чтении Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР
«Об иностранных инвестициях», была разработана и принята Правительством
Российской Федерации «Государственная программа защиты прав инвесторов на
1998–1999 годы». Утвержден постановлением Правительства Российской
Федерации от 3 сентября 1998 года № 1020 «Порядок предоставления государственных гарантий по осуществлению лизинговых операций», 12 февраля
1998 года Государственная Дума преодолела вето Президента Российской
Федерации и приняла законопроект «Об инвестиционной деятельности в
Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Принято постановление Правительства Российской Федерации от 5 сентября 1998 года
«Об организации Российской выставки инвестиционных проектов», 23 декабря
1998 года одобрен Советом Федерации закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции». В то же время ряд важнейших законопроектов остается на стадии разработки, в том числе: «О перечне отраслей, производств, видов деятельности и территорий, в которых запрещается или ограничивается деятельность иностранных инвесторов», «О концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами»./12/

В целом можно сказать, что федеральный центр проводит недостаточно активную инвестиционную политику. В связи с этим бремя привлечения инвестиций в большей мере ложится на региональные власти.

3.2.И н в е с т и ц и о н н а я п о л и т и к а р е г и о н о в

По данным Минэкономики РФ, к середине 1999 г. 69 регионов в рамках своей компетенции приняли законы, направленные на поощрение инвестиций, создание зон наибольшего благоприятствования, предоставление налоговых льгот, государственную поддержку кредитованием строительства, предоставление земли, лизинговую деятельность. В общей сложности субъекты
Федерации разного уровня - республики, края, области, автономные образования приняли 80 законодательных и нормативно-правовых актов, в том числе 50 законов. Только в 1999 г. приняты региональные законодательные и нормативно-правовые акты по вопросам государственной поддержки и стимулирования инвестиционной деятельности в Смоленской,
Тамбовской и Новосибирской областях, Краснодарском крае. Разрабатывается законодательство, направленное на активизацию притока иностранных инвестиций, в Карачаево-Черкесской республике, республике Хакасия,
Орловской, Рязанской, Тверской, Читинской, Камчатской, Сахалинской областях./5/

Анализ ряда региональных актов свидетельствует о том, что инвестиционная политика регионов развивается по линии системного улучшения положений федеральных нормативных актов в рамках компетенции местных властей. В целом большинство принятых в регионах нормативных актов предусматривают: гарантии равной защиты прав, интересов и имущества инвесторов; формирование и использование залоговых фондов, обеспечивающих гарантии по предоставленным колитам и инвестициям отечественными и иностранными инвесторами; предоставление налоговых льгот региональными государственными органами.

Лидерами в разработке собственной инвестиционной политики, как известно, в 1993-1994 гг. выступили республики Коми, Саха-Якутия,
Татарстан. Их усилия были направлены на привлечение иностранных инвесторов, что выразилось в принятии законов, определяющих благоприятные условия деятельности зарубежного капитала /20/.

С небольшим отставанием к этому процессу подключились отдельные области России, продвинувшись в стратегии решения инвестиционной проблемы: их законодательство было направлено в равной мере на стимулирование всех потенциальных инвесторов. Так, Нижегородская область в конце 1996 года приняла закон «О гарантиях частных инвестиций в Нижегородской области», распространяющийся на отечественных и иностранных инвесторов. Суть его в необходимых гарантиях сохранности капитала, источниками которых служат средства областного бюджета, активы областных внебюджетных фондов, природно- сырьевые ресурсы и недвижимость, находящиеся в собственности области./11/

Периодические издания регулярно публикуют материалы об инвестиционной привлекательности тех или иных регионов, уровне их рейтингов, перечни разработанных инвестиционных проектов. Регионам нужны инвестиции, существуют потенциальные инвесторы, однако процесс инвестирования развивается вяло.

Основными элементами сформировавшейся за это десятилетие в субъектах
Федерации инвестиционной политики являются:

- принятие собственного законодательства, регулирующего инвестиционный процесс;

- предоставление (в пределах своих полномочий) инвесторам различных льгот и стимулов финансового и нефинансового характера, соответствующих современной мировой практике;

- создание организационных структур по содействию инвестициям;

- содействие инвесторам в получении таможенных льгот;

- гарантии области и поручительств банкам под выделенные ими средствам для реализации инвестиционных проектов, отобранных на конкурсной основе; аккумуляция средств населения путем выпуска муниципальных займов и др./21/

Во многих российских регионах, испытывающих нехватку финансовых средств для реализации тех или иных проектов, также используются косвенные формы поддержки:

- освобождение на определенных условиях от уплаты в региональный бюджет налога на прибыль и налога на имущество (снижение их ставок). В 1997 г. налоговые льготы для инвесторов существовали в 39 субъектах Федерации.
Налоговые льготы применяются и на муниципальном уровне;

- отсрочки по налогам и арендным платежам;

- предоставление зданий и земли (право распоряжения которыми принадлежит региональным или муниципальным администрациям);

- гарантии местных органов власти. /19/

Стройная и последовательная система стимулирования инвестиций в регионе дает положительные результаты. Новгородская область, не богатая запасами природных ресурсов, в 90-е годы создала систему привлечения и сопровождения инвесторов, сопоставимую с мировой практикой. Система налоговых льгот и законов, закрепляющих их, складывалась поэтапно, начиная с 1994 года, а в 1998 году в области вступил в силу «Закон об инвестиционной деятельности в Новгородской области», в котором сведены все ранее введенные «правила игры» для инвесторов.

Иностранные инвесторы пока отказываются кредитовать предприятия российских регионов: риски и неопределенность слишком велики. Для них наиболее приемлемы гарантии, предоставляемые на уровне руководства субъектов Федерации, и такие гарантии получают распространение. Комплекс гарантий, например, со стороны администрации Новгородской области по обеспечению иностранных инвестиций включает в себя: гарантийный фонд, предусмотренный статьей 21 «Закона о бюджете» области; полное бесплатное информационное обеспечение потенциальных инвесторов; сопровождение перспективных проектов областным экономическим комитетом и оказание помощи в разрешении проблем, касающихся федеральных органов власти /19/.

Регионы прилагают большие усилия по организационному обеспечению инвестиционного процесса. Создаются банки реконструкции и развития, привлекающие денежные средства населения и юридических лиц для осуществления инвестиционных проектов (например, в Поволжье). Активно формируются специальные структуры (Центр содействия инвестициям в
Татарстане, Агентство развития и привлечения инвестиций в Новгородской,
Самарской областях), задачи которых - разработка инвестиционных программ, поиск инвесторов, предоставление необходимой информации и т.п. В Рязанской области создана информационная система ИКАР (информационный компьютерный атлас региона), помогающий инвесторам быстро получить полную и точную информацию об экономическом потенциале области, выбрать привлекательные для инвестиций объекты .

Как правило, все указанные структуры финансируются из бюджета, и их возможности ограничены, поэтому в дополнение к ним создаются коммерческие структуры (финансово-промышленные или инвестиционные компании), привлекающие финансовые средства для подготовки инвестиционной документации, кредитования самих проектов, проведения консультаций, обучения, финансового аудита, маркетинговых исследований и т.п./12/

Таким образом, многие регионы за короткий срок сформировали более цельную и последовательную, чем на федеральном уровне, инвестиционную политику.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В целом инвестиционная ситуация в России характеризуется, как неблагоприятная для нормального развития производства и дальнейшего закрепления наблюдающегося экономического роста. Но, несмотря на это, федеральный центр не уделяет должного внимания развитию инвестиционной деятельности, перекладывая решение этой проблемы на региональные власти.

Преодоление инвестиционного кризиса и восстановление нормального воспроизводственного процесса в стране - сложная общеэкономическая задача, которая требует максимальных совместных усилий и Центра и регионов для создания благоприятных условии инвестирования в реальный сектор.

Однако самая продуманная инвестиционная политика может дать эффект только вместе с совокупностью изменений в государственной бюджетной, налоговой, промышленной политике, и с этой точки зрения акценты должны быть смещены на федеральный уровень. /22/

В связи с этим можно предложить ряд первоочередных мер, принятие которых позволило бы увеличить инвестиционную активность:

- ограничение суммарного налогового бремени, а так же реальная жесткая регламентация перечня налогов, которые могут вводить субъекты Федерации и местные органы власти;

- в методике начисления налога на добавленную стоимость (НДС) для конечной продукции целесообразно перейти на мировую практику: облагать экспорт по нулевой ставке. Для сырья и энергоносителей предпочтительно временно сохранить существующий порядок начисления НДС;

- улучшить информирование налогоплательщиков, сократить возможности сотрудников фискальных служб произвольно толковать неопределенные положения налогового законодательства.

- необходимо последовательно устранять неопределенность и противоречивость в законодательстве, оставляющие возможности разных толкований и связанных с ними злоупотреблений. Следует устранить противоречивость и дублирование трех основных законов – «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации», «Об иностранных инвестициях в
Российской Федерации», «Об осуществлении инвестиций в форме капитальных вложений», регламентирующих инвестиции, для чего, может быть, следует принять единый закон об инвестициях;

- требуется ужесточение борьбы с коррупцией и активизация деятельности правовых органов по защите прав инвесторов. Особое внимание нужно уделить защите прав интеллектуальной собственности;

- необходимо упростить порядок, регламентирующий процедуру и количество согласований, лицензий и выдачи технических условий на реализацию инвестиционных проектов;

- необходимо принять ряд мер по защите прав собственности. В частности законодательно расширить права меньшинства акционеров, особенно в вопросах доступа к информации, организации собраний акционеров и представительства в совете директоров;

- существенного совершенствования требует валютное регулирование;

- в кратчайшие сроки нужно реализовать программу реструктуризации банковской системы, включающую банкротство несостоятельных коммерческих банков, недопущение их деятельности после отзыва лицензии; создание благоприятных условий для увеличения присутствия в России иностранных банков; повышение прозрачности банковской системы, совершенствование системы банковского надзора, предупреждения банкротств банков;

- ускорить принятие закона о гарантиях вкладов граждан;

- необходимо создать полноценную инвестиционную инфраструктуру, прежде всего распределительную и накопительную системы: банки, страховые компании, паевые и пенсионные фонды, фондовый рынок и т.д. Инвесторам необходимо дать возможность управлять рисками, для чего требуется предоставить им адекватные финансовые инструменты;

- неэффективные предприятия не должны поддерживаться государством и местными властями. Напротив, предпочтение должно оказываться сильным, более эффективным компаниями, чтобы ускорить процесс обновления экономики;

- наконец, необходима стабилизация темпов инфляции и уровня цен в стране./21/

Принятие вышеизложенных мер позволило бы активизировать инвестиционную деятельность, что закрепило бы наблюдаемый в России последние два года экономический рост и увеличило бы его темпы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Петров В. Инвестиционный кризис // Ресурсы. Информация. Снабжение.

Конкуренция.-1999.-№1.- С.15-19
2. Толстобородов И. Инвестиции в производство: Реальность и перспективы //

Консультант директора.-1999.-№19.-С.16-22
3. Шарп У., Александер Г., Бейли Дж. Инвестиции: пер. с англ. М.:
ИНФРА-М,1998.-1028с.
4. Инвестиционная деятельность в России: условия, результаты, инвестиционная привлекательность отдельных отраслей промышленности (По материалам Госкомстата) // Вопросы статистики.-2000.-№1.-С.69-76
5. Зелтынь А.С. Инвестиционный процесс и структурная политика // ЭКО.-2000.-
№6.-С.10-29
6. Зелтынь А.С. Инвестиционная активность в России // ЭКО.-1998.-№10.-С.30-
35
7. Коссов В. Инвестиции в российской экономике: новые условия и подходы //
Проблемы теории и практики управления.-2000.-№1.-С.29-31
8.Ульянов И.С. Регрессивный анализ некоторых показателей инвестиционной деятельности // Вопросы статистики.-1999.-№6.-С.84-86
9. Игонина Л.Л. Государственное участие в инвестиционной деятельности //
Финансы.-1999.-№11.-С.20-22
10. Корнюхина Н.Б. Источники инвестиционных ресурсов в России // ЭКО.-2001.-
№1.-С.76-84
11. Грицина В., Курнышева И. Особенности инвестиционного процесса //
Экономист.- 2000.- №3.-С.8-19
12.Борисова Е.В. О государственно-правовом регулировании инвестиционного процесса в России // Закон иправо.-2000.-№8.-С.23-26
13. Инвестиционный климат в России (Доклад экспертного института) //
Вопросы экономики.-1999.-№12.-С.4-33
14. Крылов В.И. О мерах по улучшению инвестиционного климата в России //
Внешнеэкономический бюллетень.-2000.-№5.-С.46-49
15. Новицкий Н. Ориентиры инвестиционной и инновационной деятельности //
Экономист.-1999.-№3.-С.27-34
16. Глазьев С. Пути преодоления инвестиционного кризиса // Вопросы экономики.-2000.-№4.-С.13-26
17. Федеральная адресная инвестиционная программа на 2001 год. //
Российская газета .-2001.-4 янв.-С.5-7
18. Пансков В. Налоги и налоговая политика // Российский экономический журнал. – 1996.-№ 1.-С.21-25
19. Чебанов С. Иностранные инвестиции: тенденции 90-х годов // Мировая экономика и международные отношения.-1997.- №3.-С.19-23
20. Инвестиции в экономику России (по данным Госкомстата) // Вопросы статистики.-1999.-№2.-С.49-53
21. Мухетдинова Н. Инвестиционная политика: диалектика федерального и регионального уровней // Российский экономический журнал.-2000.-№1.-С.49-56
22. Воронцовский В. Инвестиции и финансирование. - СПб.: Издательство санкт- петербургского университета, 1998.-528с.



Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.