Меню
Поиск



рефераты скачать Проблема привлечения инвестиций в экономику России

p> Основной приток прямых инвестиций пришелся на топливную (прежде всего нефтяную) и пищевую отрасли, что совершенно естественно: первая наиболее эффективна, а вторая имеет короткий срок окупаемости.

В мировой практике одним из основных источников финансирования капитальных вложений считается эмиссия акций (облигаций). В России имеющийся у большинства предприятий акционерный капитал, который в большинстве случаев сформирован в результате почти бесплатной ваучерной приватизации, недостаточен для осуществления полного и качественного обновления производства. Большинство акций приватизированных предприятий пользуется невысоким спросом. Наибольшую ценность и ликвидность имеют акции базовых, инфраструктурных и экспортно-ориентированных производств, а также предприятий электроэнергетики, нефтегазовой и нефтедобывающей, лесной и автомобильной промышленности, металлургии, транспорта и связи ./11/

2.ПРИЧИНЫ ИНВЕСТИЦИОННОГО КРИЗИСА В РОССИИ

Ситуация в инвестиционном процессе слишком сложна, чтобы рассчитывать на его значительное улучшение без которого длительный экономический рост не возможен.

2.1. Н е д о с т а т к и п р а в о в о й и з а к о н о д а т е л ь н о й с ф е р ы

Особое значение для инвесторов имеет правовая система, позволяющая ориентироваться на законодательство страны, в которую осуществляются инвестиции. Правовая система России ни в каком отношении не обеспечивает такой защищенности. Правовые нормы, будь то законы или подзаконные правовые акты, часто вступают в силу без необходимой публикации. Поэтому часто даже специалисты не имеют возможности своевременно получить информацию об изменении законодательства. Во многих случаях правовые нормы имеют обратную силу.

Наряду с Конституцией и законами в законодательстве Российской
Федерации существует огромное количество подзаконных нормативных актов.
Различные правовые нормы, регулирующие одни и те же правоотношения, часто противоречат друг другу. При этом отсутствует четкая иерархия нормативных актов. В итоге планирование инвестиций в значительной мере затрудняется, поскольку последствия конкретных решений и связанные с этим расходы, становятся непредсказуемыми, значительно увеличивая инвестиционные риски.

Многими законами Российской Федерации в недостаточной степени учитываются экономические правоотношения, которые они призваны регулировать. Вместо такого всеобъемлющего учета они поддерживают интересы только отдельных экономических групп. Рекомендации экспертов часто игнорируются, что приводит к оттоку капитала из инвестиционной сферы./12/

Не менее, если не более важным, чем существование надежных правовых положений, является применение на практике существующих правовых норм.
Административная практика в Российской Федерации отличается полным произволом. Часто российские исполнительные органы не применяют существующие законы и международные договоры, заключенные Российской
Федерацией. В частности, это имеет место тогда, когда предметом этих законов и договоров является предоставление льгот для иностранных инвесторов.

Российская экономика страдает от особенно высокой экономической преступности. Тем не менее, компетентные российские органы, в частности, прокуратура, даже при наличии явных подозрений, не начинают расследования преступлений вообще или же, даже если расследования начинаются, проводят их недостаточно эффективно. Причинами этого часто являются ответственных чиновников. В результате во многих случаях экономическая преступность остается безнаказанной. Во многих случаях чиновники являются и соучастниками в противозаконных действиях./13/

Одним из наиболее значительных препятствий в практике инвестиций является российское налоговое и таможенное законодательство. Управляющие и собственники акционерных обществ не могут обеспечить оздоровление производства из-за того, что существующее фискальное налоговое бремя слишком велико. Налоги нередко поглощают даже амортизационные отчисления и не возвращаются в виде инвестиционной подпитки предприятий. Основными препятствиями для иностранных инвесторов являются неудовлетворительный механизм правового регулирования и применение основных правил российскими налоговыми и таможенными органами./12/

Задержки с принятием и вступлением в силу ряда основополагающих законопроектов, касающихся инвестиционной деятельности, лишь усугубляет влияние последствий финансово–экономического кризиса и тормозит процесс восстановления доверия отечественных и иностранных инвесторов, а также может привести к дальнейшему снижению инвестиций в экономику России.

В связи с этим можно напомнить, что до сих пор остаются не принятыми важные законы для активизации инвестиционной деятельности такие, как: «О перечне отраслей, производств, видов деятельности и территорий, в которых запрещается или ограничивается деятельность иностранных инвесторов», «О концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами». /13/

2.2. В ы с о к и е и н в е с т и ц и о н н ы е р и с к и

Остаются запредельно высокими риски вложений в промышленность. Особенно это касается капиталоемких инвестиционных проектов. В настоящее время кредитование промышленных предприятий, которое призвано, как правило, возместить временную нехватку оборотных средств, носит краткосрочный характер и осуществляются или под контрольные экспортные поставки, или под готовую ликвидную продукцию. Степень риска долгосрочных капитальных вложений остается несовместимой с потенциально возможной нормой прибыли от этих вложений. Причина слишком высоких рисков кроется в том, что большинство предприятий попросту не готовы к приему инвестиций. Имеется в виду привлечение инвестиций на принятых во всем мире условиях, когда инвестор требует эффективного освоения средств, финансовой “прозрачности” предприятия, передачи прав по распоряжению имуществом в рамках, адекватных объему выделенных средств, и т.д. Немалая часть руководителей предприятий по-прежнему желает привлечь финансовые ресурсы со стороны и не нести за это экономической ответственности./14/

Значительно криминализованная хозяйственная среда, финансовые трудности большинства предприятий, большие долги многих из них перед бюджетом, внебюджетными фондами, поставщиками и другими субъектами, неконкурентоспособность дезинтегрированных товаропроизводителей лишенных в основном инновационной базы и преимуществ крупномасштабного производства
– все это настораживает инвесторов, так как повышает риски капиталовложений./15/

2.3. П а с с и в н о с т ь г о с у д а р с т в а к а к и н в е с т о р а

Уход государства из инвестиционной сферы в целом, негативно сказывается на инвестиционном климате. Слабое участие государства в инвестиционном процессе, прежде всего на федеральном уровне, во многом объясняется истощением бюджета за годы радикальных экономических реформ, лишивших его традиционных источников пополнения. Улучшение наполняемости бюджета в последнее время принципиально не меняет положение. Наряду с этим государство не доверяет предпринимательской среде им же созданной за годы реформ. В результате либеральных преобразований государство почти утратило права и возможности распоряжаться собственным капиталом в материальном производстве, первоначально отданном на неэффективное использование, бросовую или незаконную приватизацию. При этих обстоятельствах было бы не разумно вкладывать в неуправляемую хозяйственную стихию значительные суммы из бюджетных средств, особенно в виде прямых инвестиций. Как кредитор государство также не может не учитывать большой риск невозвратности одалживаемых денег./7/

Влияние пассивности государства на инвестиционную ситуацию в России проявляется как в подрыве доверия к инвестиционному процессу со стороны частных инвесторов, так и в разрушении механизма «запуска» инвестиций. Идея правительства и Минэкономики о том, что каждый рубль государственных инвестиций способен привлечь 4 рубля негосударственных средств, претворяется в жизнь, но с обратным знаком. Каждый рубль недофинансирования со стороны государства приводит к бегству из инвестиционной сферы нескольких рублей средств потенциальных негосударственных инвесторов. Если государство не хочет брать на себя инвестиционные риски и не находит для этого средств, то почему негосударственный сектор должен брать на себя такую инициативу и какие-либо обязательства.

2.4. С л а б о с т ь б а н к о в с к о г о с е к т о р а

Эксперты московского представительства Всемирного банка считают основной проблемой российской экономики отсутствие в банковском секторе механизмов направления потоков инвестиций в наиболее эффективные отрасли экономики.

В настоящее время банки не являются ни аккумулятором заметных инвестиционных ресурсов, ни их эффективным оператором. Более того, ряд факторов, в целом благоприятных с точки зрения макроэкономики, оказывает на развитие кредитных организаций довольно противоречивое влияние. Так, существенное замедление темпов инфляции, падение доходности государственных ценных бумаг, порой отрицательная доходность валютного и фондового рынков приводят к ухудшению финансового положения кредитных организаций.
Распространенная логика, что в таких условиях свободные финансовые ресурсы, а за ними и все банки устремятся в реальный сектор экономики, на практике дает сбой. Падение доходности на финансовых рынках уменьшает инвестиционные возможности банков, делает неустойчивым их финансовое положение ./10/

Следует также отметить, что и при условии относительно благополучной экономической конъюнктуры совокупные финансовые ресурсы значительной части российских кредитных организаций недостаточны для обеспечения серьезных капитальных вложений в экономику. Причины такого положения многообразны. Во- первых, население не доверяет свои сбережения банкам, особенно при отсутствии твердых гарантий сохранности вкладов, предпочитая хранить их в иностранной валюте. После банковского кризиса процесс восстановления доверия населения к сберегательным учреждениям протекает с большими трудностями. При сохранении высокой доли сбережений в неорганизованных формах и отсутствии механизма их трансформации в инвестиции национальная экономика несет существенные потери от недоиспользования накопленного инвестиционного потенциала. Другая проблема - широкомасштабный вывоз капитала из России, который мог бы аккумулироваться в банках и использоваться для инвестирования ./12/

Неустойчивость общеэкономической ситуации в полной мере проявляется в банковском секторе. При высоких рисках сектор кредитных и банковских услуг практически не проявляет интереса к проектам инвестиций в реальный сектор экономики. Банки, озабоченные состоянием текущей ликвидности, не склонны к инвестиционным проектам. Они ограничиваются главным образом краткосрочными кредитами, избегая финансирования строительства и промышленного производства. Их опасения небезосновательны, если учесть размах неплатежей, состояние фактического банкротства многих предприятий, отсутствие достаточной помощи со стороны государства, диктат криминала и алчность коррумпированного чиновничества, безответственное отношение управленцев и собственников к акционерной и государственной собственности. /14/

С учетом сказанного очевидно, что причины недостаточности участия банков в инвестиционной деятельности - отнюдь не просто в нежелании банков смещать акценты в своей работе. Если будут созданы возможности для нормального извлечения прибыли в реальном секторе экономики, деньги действительно туда пойдут, и банки не будут препятствовать этому процессу.

Несмотря на вышеизложенные факты, потенциально Россия могла бы стать одной из самых привлекательных стран для вложения инвестиций благодаря богатым запасам природных ресурсов, достаточно высоким уровнем образования населения, емкому рынку. При этом не стоит переоценивать дешевизну рабочей силы в России, поскольку во многих развивающихся странах (например, в Юго-
Восточной Азии) стоимость рабочей силы ниже, а работники более дисциплинированны. Но для широкомасштабного привлечения капитала требуется четкая, недвусмысленная инвестиционная политика государства ./9/

3.ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

По мнению Центра экономической конъюнктуры, для системного подхода к стимулированию инвестиционной деятельности среди неотложных мер, наряду с нормализацией финансовой и денежно–кредитной системы, совершенствованием налогового законодательства, должны быть и такие:

- определение конкретных направлений инвестиционной деятельности с целью восстановления воспроизводственных процессов в экономике и повышения конкурентоспособности отечественной продукции;

- рациональное использование государственных инвестиций, совершенствование механизма формирования федеральных инвестиционных программ;

- содействие со стороны государства институциональным преобразованиям, в том числе по восстановлению рынка ценных бумаг и созданию эффективной системы трансформации сбережений в инвестиции;

- реорганизация банковской сферы с целью усиления инвестиционной направленности банков;

- продолжение работ по созданию эффективной системы гарантирования инвестиций, направляемых в сферу производства;

- проведение мероприятий по снижению размеров задолженностей хозяйствующих субъектов, вытеснению из платежного оборота квазиденежных средств, совершенствование амортизационной политики с целью увеличения собственных средств предприятий на инвестиционные вложения ./16/

3.1. И н в е с т и ц и о н н а я п о л и т и к а ф е д е р а л ь н о г о ц е н т р а

Инвестиции для технического перевооружения действующих предприятий и выпуска ими конкурентоспособной продукции могут быть привлечены за счет средств федерального бюджета на возвратной и безвозвратной основе. В законе
«О федеральном бюджете на 2000 год» регламентировались основные условия формирования и использования финансовых ресурсов страны для финансирования, кредитования и гарантийного обеспечения инвестиционных проектов./15/

Государственная поддержка реализации этих проектов за счет средств
Бюджета развития Российской Федерации как части федерального бюджета осуществляется только на конкурсной основе по следующим направлениям:

- выделение средств из федерального бюджета на возвратной и платной основах для осуществления высокоэффективных проектов при условии, что в структуре источников финансирования собственные и заемные средства составляют от 50 до 80 % (в зависимости от категории проектов - экспортоориентированные, импортозамещающие), при этом собственные - не менее 20 %;

- предоставление гарантий до 60 % от объема заемных средств, вкладываемых кредитными организациями, в реконструкцию действующих или создание новых производств. Необходимое условие при этом - также наличие собственных средств у организации, реализующей проект в объеме пятой части его стоимости;

- привлечение ссуд за счет внешних заимствований на закупку импортного оборудования под гарантии правительства в размере 85 % цены контракта сроком на 5-9 лет в зависимости от категории проекта при средней процентной ставке 7-9 %. Обязательными в этом случае являются уплата предприятиями аванса в размере 15 % суммы контракта, таможенных пошлин и сборов (5,15 % стоимости оборудования), НДС на оборудование (20 %) и наличие финансовых ресурсов для осуществления строительно-монтажных работ и приобретения оборотных активов, прочих затрат, которые не включаются в сумму кредита.

Средства федерального бюджета на безвозвратной основе предоставляются только тем предприятиям, которые включены в состав федеральной адресной инвестиционной программы. Начиная с 1997 г., количество финансируемых государством целевых программ было значительно сокращено. Бюджетные средства на безвозвратной основе предоставляются негосударственным коммерческим организациям только при условии передачи ими в федеральную собственность дополнительно выпускаемых акций, стоимость которых эквивалентна размеру государственной поддержки. /17/

Важным источником пополнения инвестиционного потенциала экономики является кредитная политика государства. Кредитование реального сектора ведется с помощью следующих мер: проведения политики низких процентных ставок путем формирования системы льготного кредитования приоритетных предприятий с целью минимизации их финансовых издержек, а также создания преимуществ в получении кредитов для инвестиций в оборудование, импорта передовой технологии; индивидуального определения Банком России условий рефинансирования для каждого кредитного учреждения в зависимости от его инвестиционной программы, с тем чтобы стимулировать работу коммерческих банков с реальным сектором./11/

Несколько слов о механизме льготного кредитования предприятий.
Например, давно сложилась практика предоставления льготных кредитов предприятиям сельского хозяйства и пищевой промышленности. В то же время значительные потери урожая связаны с износом сельскохозяйственной техники.
Тракторное и сельскохозяйственное машиностроение находится в упадке, а на льготные кредиты покупается импортная сельскохозяйственная техника. Поэтому в программе финансовой помощи сельскому хозяйству целесообразно предусмотреть заключение государственных заказов на производство отечественных сельскохозяйственных машин. Выдачу льготных кредитов производителям сельскохозяйственной продукции следует заменить продажей им сельскохозяйственной техники с дотациями к цене или на льготных условиях аренды. Аналогично надо переориентировать финансовые потоки на поддержку машиностроения для легкой и пищевой промышленности. /2/

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.