Меню
Поиск



рефераты скачать Правовые основы лицензирования деятельности предприятий

Стоит отметить, что в некоторых случаях, предусмотренных законом, этот срок может быть продлен. Так, например, при лицензировании розничной торговлей алкогольной продукцией, в случае необходимости проведения дополнительной, в том числе независимой, экспертизы решение принимается в 15-дневный срок после получения экспертного заключения, но не позднее чем через 60 дней со дня подачи заявления с необходимыми документами. Также, в отдельных случаях, в зависимости от сложности и объема подлежащих экспертизе материалов, руководитель органа лицензирования, срок принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии может дополнительно продлить до 30 дней, о чем сообщается заявителю.

После принятия заявления и рассмотрения возможности выдачи лицензии соискателю, лицензирующий орган обязан уведомить соискателя лицензии о принятии решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в течение трех дней после принятия указанным органом соответствующего решения.

Уведомление о выдаче лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием реквизитов банковского счета и срока оплаты лицензионного сбора.

Уведомление об отказе в выдаче лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа.

Выдача документа, подтверждающего наличие лицензии, проводится в течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего оплату лицензионного сбора.

В случае если лицензиат в течение трех месяцев не уплатил лицензионный сбор, лицензирующий орган, выдавший лицензию, вправе аннулировать указанную лицензию.

Основанием для отказа в выдаче лицензии является:

  наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;

  несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.

Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отказ лицензирующего органа в выдаче лицензии или бездействие лицензирующего органа.

При обжаловании в административном порядке соискателем лицензии отказа лицензирующего органа в выдаче лицензии соискатель лицензии имеет право требовать проведения независимой экспертизы. Порядок проведения независимой экспертизы и ее оплаты определяется в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности.

         

2.5.  Порядок приостановки и аннулирования лицензии.


Закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" содержит существенные новации относительно порядка аннулирования лицензий. Этому вопросу посвящена ст.13 Федерального закона.

Основное новшество заключается в том, что теперь лицензия может быть аннулирована только решением суда на основании заявления лицензирующего органа, тогда как ранее аннулирование лицензии осуществлял сам такой орган. Что касается приостановления действия лицензии, то эта функция, как и прежде, осталась в компетенции лицензирующего органа.

Статья 13 Закона фактически не содержит никаких указаний на порядок, процедуру действий лицензирующего органа и суда по приостановлению и аннулированию лицензий, в связи с чем возникает целый ряд процессуальных вопросов - подведомственность, подсудность, процессуальные сроки, обжалование и т.д. Вряд ли есть необходимость доказывать, насколько они важны.

Разрешение этих проблем представляется возможным только на основе выяснения правовой природы, юридической сущности приостановления и аннулирования лицензии.

Юридический анализ отношений по лицензированию отдельных видов деятельности позволяет сделать вывод о том, что эти отношения, в том числе приостановление действия и аннулирование лицензий, являются административно-правовыми. Это основной, базисный вывод, из которого логически вытекают все остальные.

Общие основания для приостановления и аннулирования лицензии указаны в ст.13 Закона. Конкретные основания для приостановления и аннулирования лицензий по отдельным видам деятельности установлены соответствующими нормативными актами. Так, например, для лицензий на производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции основанием для их приостановления или аннулирования является совершение лицензиатом деяния (действия или бездействия) из числа перечисленных соответственно в п.1 или п.3 ст.20 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. (в редакции от 7 января 1999 г.) "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"[9][9]. Эти деяния являются, во-первых, противоправными, поскольку их совершение запрещено Законом, и, во-вторых - наказуемыми, поскольку такое запрещение обеспечивается возможностью применения неблагоприятных для лицензиата последствий в виде приостановления либо аннулирования лицензии. Условие виновности деяния для возможности применения таких последствий является общим положением законодательства.

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что в пп.1 и 3 ст.13 Закона от 25 сентября 1998 г. и в пп.1 и 3 ст.20 Закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" перечислены составы административных правонарушений, за совершение которых установлена административная ответственность в виде приостановления или аннулирования лицензии.

Статья 13 Закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" не совсем четко различает способы утери лицензией юридической силы. Более удачной в этом плане представляется редакция ст.20 Закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", которая различает приостановление (п.1), прекращение (п.2) и аннулирование (п.3) лицензии.

Анализ текста этих пунктов приводит к выводу о том, что, во-первых, аннулирование есть принудительное прекращение лицензии.

В результате аннулирования лицензиат помимо своей воли несет неблагоприятные для себя последствия в виде лишения права заниматься данным видом деятельности.

Во-вторых, приостановление действия лицензии есть по своей сути такое же ее аннулирование, только временное (на срок не свыше 6 месяцев). Таким образом, приостановление действия и аннулирование лицензии подпадают под определение административно-правовой санкции.

Такая правовая оценка юридической природы приостановления и аннулирования лицензии находит подтверждение в нормах Кодекса РСФСР об административных правонарушениях[10][10]. Так, п.5 ст.24 и ст.30 этого Кодекса указывают среди видов административных взысканий лишение специального права на срок до трех лет. Думается, приостановление лицензии вполне подпадает под этот вид взыскания. Более того, ст.157.3 Кодекса прямо указывает в качестве административной санкции приостановление либо аннулирование специального разрешения (лицензии).

Исходя из этого, приостановление и аннулирование лицензий должно осуществляться в порядке, определенном в разделе IV КоАП РСФСР.

Такой вывод ставит перед правоприменителем новые вопросы. Как уже указывалось выше, теперь аннулирование лицензии осуществляется по судебному решению. Эта функция суда как органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях, далеко не нова. Также не ново для российского законодательства признание юридического лица (лицензиата в данном случае) в качестве субъекта административной ответственности.

Совершенно новым является соединение этих двух моментов - на сегодня суд признан в качестве органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами. И вот здесь возникает вопрос подведомственности таких дел.

При разрешении этого вопроса нельзя руководствоваться ни ст.22 АПК РФ, ни ст.25 ГПК РСФСР, поскольку в данном случае речь идет об административном процессе, о производстве по делам об административных правонарушениях. Поэтому при определении подведомственности следует исходить из положений ст.194 КоАП РСФСР, которая не называет арбитражные суды в числе органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Такими уполномоченными органами в разбираемой ситуации являются на сегодня только районные (городские) суды. Точно так же и при определении подсудности следует исходить из норм ст.9 КоАП РСФСР, которая устанавливает, что лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности по месту совершения правонарушения. Этот вопрос имеет значение в тех случаях, когда место совершения правонарушения и место нахождения нарушителя (юридического лица - лицензиата) не совпадают.

Подытоживая сказанное, можно сделать следующие выводы. Приостановление действия и аннулирование лицензии на право осуществления определенной деятельности есть виды административных взысканий и их применение производится в порядке, определенном в разделе IV КоАП РСФСР. Органами, уполномоченными рассматривать дела о совершении правонарушений, за которые предусмотрена ответственность в виде приостановления действия лицензии, являются соответствующие лицензионные органы. Составлять протоколы о совершении данных административных правонарушений вправе лицензирующие органы, государственные надзорные и контролирующие органы, иные органы государственной власти в пределах их компетенции. Органами, уполномоченными рассматривать дела о совершении правонарушений, за которые предусмотрена ответственность в виде аннулирования лицензий, являются районные (городские) суды по месту совершения правонарушения. Составлять протоколы (заявления) о совершении данных правонарушений вправе лицензирующий орган, выдавший лицензию, а также органы государственной власти в соответствии с их компетенцией.

Закон прямо не указывает, должен ли срок действия лицензии, определенный в соответствии со ст.8 Закона от 25 сентября 1998 г., продлятся на срок приостановления действия лицензии. Этот правовой пробел можно толковать с учетом того, что приостановление действия лицензии есть вид административного взыскания, примененного за виновное совершение лицензиатом противоправного наказуемого деяния. Следовательно, в данном случае срок действия лицензии продлятся не должен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение


Итак,  в данной работе мною была рассмотрена тема "Правовое положение лицензирования в Российской Федерации". Какие я сделал выводы?

Прежде всего, институт лицензирования - это важный гражданско-правовой институт - направленный на непосредственно защиту интересов граждан и интересов самого государства.

Я считаю, что институт лицензирования в настоящее время в Российской Федерации достаточно хорошо регламентирован: действует Закон, устанавливающий виды деятельности подлежащие лицензированию,  порядок лицензирования, а также действует множество иных нормативных актов регулирующих порядок лицензирования каждого конкретного вида деятельности.

Наибольшую проблему в области лицензирования представляет собой несоответствие республиканского законодательства Федеральному, но будем надеяться, что в ближайшее время данная проблема будет разрешена.







 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ:


1.  Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) Текст Конституции опубликован в "Российской газете" от 25 декабря 1993 года.

2.  Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ. Принята Государственной Думой 21 октября 1994 года. Текст части первой опубликован в "Российской газете" от 8 декабря 1994 г., Собрании законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г., N 32, ст. 3301.

3.  Федеральный закон от 25 сентября 1998 г. N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изм. и доп. от 26 ноября 1998 г.) Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 3 октября 1998 г.

4.  Кодекс РСФСР об административных правонарушениях от 20 июня 1984 г. (действующая редакция). Текст Кодекса в редакции от 20 июня 1984 г. опубликован в Ведомостях Верховного Совета РСФСР от 5 июля 1984 г., N 27, ст. 909.

5.  Федеральный закон от 10 января 1997 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции". Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 21 января 1997 г., Собрании законодательства Российской Федерации от 20 января 1997 г. N 3, ст. 359.

6.  Постановление Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. N 1418 "О лицензировании отдельных видов деятельности". Текст постановления опубликован в "Российской газете" от 6 января 1995 г., Собрании законодательства Российской Федерации от 2 января 1995 г., N 1, ст.69.

7.  Договор Российской Федерации и Республики Татарстан "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан" (Москва, 15 февраля 1994 г.) Текст договора опубликован в "Российской газете" от 17 февраля 1994 г.

8.  Положение о лицензировании розничной торговли алкогольной продукцией (утв. постановлением Правительства РФ от 19 августа 1996 г. N 987) (с изменениями от 14 июля 1997 г.) Текст  постановления опубликован в "Российской газете" от 28 августа 1996 г.

9.  Постановление Правительства РФ от 12 декабря 1995 г. N 1222 "О лицензировании международной туристической деятельности". Текст постановления опубликован в "Российской газете" от 25 января 1996 г., Собрании законодательства Российской Федерации от 18 декабря 1995 г. N 51, ст. 5069.

10.       Постановление Правительства РФ от 6 мая 1994 г. N 482 "Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации". Текст постановления опубликован в "Российской газете" от 20 мая 1994 г., Собрании законодательства Российской Федерации от 23 мая 1994 г., N 4, ст. 365.

11.       Постановление Правительства РФ от 27 апреля 1999 г. N 472 "О лицензировании отдельных видов аудиторской деятельности в Российской Федерации". Текст постановления опубликован в "Ведомственном приложении к Российской газете" от 22 мая 1999 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 10 мая 1999 г., N 19, ст. 2342.

12.       Закон РТ от 24 марта 1999 г. N 2054 "О лицензировании". Текст Закона опубликован в газете "Республика Татарстан" N 78 от 20 апреля 1999 г.

13.       Закон РТ N 1701 "Об административной ответственности за нарушения в сфере торговли (выполнения работ, оказания услуг), сертификации, лицензирования, порядка обязательного штрихового кодирования и государственной дисциплины цен", 03.07.98. Закон введен в действие Постановлением ГС РТ N 1475 от 21.01.98. со дня опубликования; принят повторно Постановлением ГС РТ N 1702 от 03.07.98.Текст Закона опубликован в газете "Республика Татарстан" N160 от 8 августа 1998 г.

УЧЕБНАЯ И НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1.  Коммерческое право. Учебник. Под ред. В. Ф. Попондопуло, В. Ф. Яковлевой. Спб. 1998 г.

2.  "Порядок приостановления и аннулирования лицензий". Мозговой И. "Российская юстиция", 1999, N 6.



[1][1] Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 3 октября 1998 г.

[2][2] Постановление Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. N 1418 "О лицензировании отдельных видов деятельности". Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 2 января 1995 г., N 1, ст.69.

[3][3] Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 10 мая 1999 г., N 19, ст. 2342.  

[4][4] Текст постановления опубликован в собрании законодательства Российской Федерации от 23 мая 1994 г., N 4, ст. 365.

[5][5] Здесь и далее, под Законом следует понимать Федеральный закон от 25 сентября 1998 г. N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

[6][6]  Под объектами понимаются здание, сооружение, а также оборудование и иные технические средства, с помощью которых осуществляется лицензируемый вид деятельности.

[7][7] Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 18 декабря 1995 г. N 51, ст. 5069.

[8][8] Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4553.

[9][9] Текст Федерального закона опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 20 января 1997 г. N 3, ст. 359.

[10][10] Текст Кодекса в редакции от 20 июня 1984 г. опубликован в Ведомостях Верховного Совета РСФСР от 5 июля 1984 г., N 27, ст. 909.


Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.