Меню
Поиск



рефераты скачать Правовые основы лицензирования деятельности предприятий

Правовые основы лицензирования деятельности предприятий









ПРАВОВЫЕ  ОСНОВЫ  ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПРЕДПРИЯТИЙ
















СОДЕРЖАНИЕ


Введение.                                                                                                     

ГЛАВА 1. Правовое положение лицензирования.            

           1.1. Правовое регулирование лицензирования.                                

           1.2. Правовое регулирование лицензирования в Республике Татарстан.

           1.3. Проблема противоречия республиканского и федерального законодательства.           

                   Коллизия норм.                                                                         

ГЛАВА 2. Общие вопросы лицензирования.

           2.1. Понятие лицензирования. Критерии и принципы лицензирования.      

           2.2. Понятие лицензии. Требования, условия и содержание лицензии.

           2.3. Лицензирующие органы.                                                            

           2.4. Порядок получения лицензии.                                                   

           2.5. Порядок приостановки и аннулирования лицензии.                 

Заключение                                                                                                

Список использованной литературы.

                                                                                                                        

ВВЕДЕНИЕ.

В руководящих нормативных правовых актах закреплено, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (Гражданский кодексе Российской Федерации (п. 1, абз. 3 ст. 49)). Больше норм, непосредственно регулирующих  лицензирование, в кодексе не содержится. Однако статья содержит ссылку на "закон". Итак, моей курсовой работой будет "Правовое регулирование лицензирования", потому что:

Во-первых, лицензирование - это сравнительно новый гражданско-правовой институт. И все нормативные акты, регулирующие вопросы лицензирования - "свежие". Взять хотя бы Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", - он принят 25 сентября 1998 г., и на практике применяется немногим больше года.

Во-вторых, лицензирование - это важный гражданско-правовой институт, ставящий своей задачей защиту прав граждан и безопасности страны в целом.

В-третьих, в виду "свежести" нормативной базы, лицензирование -  это мало рассмотренный в учебной литературе институт, и поэтому вызывает особый интерес.

Кроме того, необходимо отметить, что лицензионные сборы - занимают не последнюю строку бюджетов различных уровней.

В данной работе, опираясь большей частью, на федеральное законодательство, я раскрою такие вопросы, как: понятие лицензирования, принципы лицензирования, лицензионные требования и условия, понятие лицензии, и ее содержание, порядок получения лицензии, порядок ее приостановления и аннулирования, а также виды лицензирующих органов. На примере лицензирования розничной торговли алкогольной продукции я рассмотрю отдельные вопросы лицензирования.

Также в работе, я рассмотрю проблему, противоречия законодательства Российской Федерации и Республики Татарстан,  а также пути выхода из нее. Она вытекает из того, что Республикой Татарстан был принят Закон "О лицензировании", которым на территории Республики Татарстан, были введены дополнительные виды деятельности подлежащие лицензированию. Суть данного противоречия, и из каких норм оно вытекает, я рассмотрю в своей работе. Однако работа будет преимущественно строиться на законодательстве Российской Федерации.

















Глава 1. Правовое положение лицензирования.

 

1.1.         Правовое регулирование лицензирования.

 

Основным нормативным актом, регулирующим порядок лицензирования в Российской Федерации, является Федеральный закон от 25 сентября 1998 г. N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"[1][1]. Данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, и направлен на обеспечение единой государственной политики при осуществлении лицензирования, при регулировании и защите прав граждан, защите их законных интересов, нравственности и здоровья, обеспечении обороны страны и безопасности государства, а также на установление правовых основ единого рынка.

Вкупе с Законом, в части на противоречащей ему, при регулировании лицензирования, применяется Постановление Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. N 1418 "О лицензировании отдельных видов деятельности"[2][2] (с последними  изменениями от 1 декабря 1997 г.). Данным постановлением наряду с перечнем деятельности подлежащей лицензированию, закрепляется также перечень органов уполномоченных на ведение лицензионной деятельности.

По сути, Закон и Постановление содержат лишь общие положения, касающиеся  общих вопросов лицензирования отдельных видов деятельности, а также перечень видов деятельности, которые подлежат лицензированию. Непосредственно же порядок и условия лицензирования каждого отдельно взятого вида деятельности регулируется отдельными - специальными нормативными актами. Так, например, Закон (ст. 17) устанавливает, что в числе многих других видов деятельности, лицензированию подлежит аудиторская деятельность. Непосредственно же лицензирование аудиторской деятельности регулируется двумя постановлениями правительства РФ: Постановлением Правительства РФ от 27 апреля 1999 г. N 472 "О лицензировании отдельных видов аудиторской деятельности в Российской Федерации"[3][3] и Постановлением Правительства РФ от 6 мая 1994 г. N 482 "Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации"[4][4] (с изм. и доп. от 21 июля 1997 г., 27 апреля 1999 г.).

Отдельные виды лицензируемой деятельности регулируются, как правило, специальными  положениями утвержденными постановлениями правительства или специальными законами.

Несмотря на то, что Гражданское законодательство в соответствии с Конституцией РФ, находится в исключительном ведении Российской Федерации, отдельные субъекты России, в противоречие Конституции принимают свое законодательство направленное не только на регулирование порядка лицензирования, но и вводят своим законодательством  дополнительные виды деятельности подлежащие лицензированию.

Здесь считаю необходимым отметить, что законодательство о лицензировании состоит из гражданских норм - регулирующих понятие лицензирования, общие вопросы о лицензиях, а также устанавливающее виды деятельности подлежащие лицензированию, и административных норм - регламентирующих, например, порядок взимания лицензионных сборов на территории субъектов.

Таким образом, можно так разграничить полномочия "центра" и субъекта. "Центр" (Федеральное законодательство) устанавливает "какие виды деятельности подлежат лицензированию", а субъекту предоставлена возможность "урегулирования" административной стороны лицензионных отношений.

В Республике Татарстан, был принят свой закон - вводящий дополнительные виды деятельности подлежащие лицензированию в республике Татарстан.

Для того чтобы выяснить могли ли нормотворческие органы Республики Татарстан, принять такой закон, обратимся к Договору Российской Федерации и Республики Татарстан "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан". Данный договор, разграничивает полномочия "центра" и субъекта. Итак, п. 13 ст. 4 Договора устанавливает что гражданское законодательство находится в исключительно ведении Российской Федерации". В совместном же ведении РФ и Республики Татарстан (п. 21 ст. 3 Договора) находятся административные правоотношения. Выводы ясны, - субъектом были нарушены положения не только Договора, но и положения Конституции Российской Федерации, и Гражданского кодекса, нарушено экономическое единство рынка Российской Федерации.

 

  1.2. Правовое регулирование лицензирования в Республике Татарстан.


Итак, в республике Татарстан, наряду с федеральным законодательством и зачастую в противоречии ему применяется Закон Республики Татарстан.

Данный закон был принят после Федерального Закона, а именно 24 марта 1999 г. и введен в действие постановлением Государственного Совета Республики Татарстан от 24 марта 1999 г.

Сам факт уже того, что Закон вводится в действие постановлением Государственного Совета Республики Татарстан, вызывает недоумение.

Статья 2 Республиканского Закона, устанавливает, что отношения в области лицензирования в Республике Татарстан регулируются настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами, действующими на территории Республики Татарстан. Причем в Законе совсем нет речи о Федеральном Законе, как таковом и о Федеральном законодательстве о лицензировании вообще.

Предметом регулирования Законом, определены отношения между органами государственного управления Республики Татарстан и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, возникающие в связи с осуществлением отдельных видов деятельности, подлежащих лицензированию в соответствии с законодательством Республики Татарстан.

Несмотря на то, что Республиканский Закон, напрямую - своим существованием нарушает принцип единства экономического пространства Российской Федерации, в нем говорится, что он направлен на обеспечение единой государственной политики при осуществлении лицензирования, в целях регулирования прав граждан, защиты их законных интересов, нравственности, жизни и здоровья, а также на установление правовых основ единого рынка. Надо думать, что под рынком, в Законе РТ понимается рынок в рамках республики Татарстан.

Как я уже отмечал - само существование такого Закона является нарушением Конституции Российской Федерации и гражданского законодательства.

Считая республиканское законодательство в области лицензирования (прежде всего, непосредственно Закон вводящий "дополнительные виды" лицензируемой деятельности) - не имеющим права на жизнь, в дальнейшем - в своей работе, рассматривая вопросы лицензирования, я буду отталкиваться только от законодательства Российской Федерации.

 

 1.3. Проблема противоречия республиканского и федерального законодательства. Коллизия норм.

 

Таким образом, возникает этакая "коллизия" норм Республиканского и Федерального законодательства. В правовом государстве, конечно такой коллизии бы не возникло, но... Но, так или иначе, в Республике Татарстан, закон применяется.

В связи с чем возникают такие вопросы: Какое законодательство применять судам? Как поступать предпринимателям?

Какой выход из сложившейся ситуации?

Гражданским кодексом Российской Федерации предусмотрена такая форма защиты гражданских прав, как самозащита. То есть, в данном случае предприниматели не должны подчиняться - незаконным действиям органов требующих лицензирования "дополнительных" видов деятельности.

С моей точки зрения, можно попробовать создать комитет заинтересованных предпринимателей для борьбы с нарушением их прав. В конце концов почему этот закон не обжалуют в Конституционном Суде Российской Федерации?

Хотя на практике я с этой проблемой не сталкивался, но ведь надо же с ней как-то бороться. Ведь правовое государство, к которому стремиться Россия и каковым провозглашает себя в Конституции, не может быть таковым!


      

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Общие вопросы лицензирования.

           2.1. Понятие лицензирования. Критерии и принципы лицензирования.


Легальное определение лицензирования дается в статье 2 Закона [5][5]. Итак, под лицензированием понимаются  мероприятия, связанные с выдачей лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и аннулированием лицензий и надзором лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

Итак, из этого определения можно выделить следующие элементы: лицензирование - это мероприятия государства связанные непосредственно с его функциями - защитой интересов и прав граждан.

Федеральным законом выделяются объекты лицензирования - лицензируемые виды деятельности. То сеть лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с  Законом.

Следует оговориться, что специальные нормативные акты (регулирующие лицензирование конкретного вида деятельности) конкретизируют и определяют непосредственные объекты лицензирования. Так, например, объектом лицензирования розничной торговли алкогольной продукции, является розничная торговля алкогольной продукцией. К алкогольной продукции же  относятся спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки (бренди), кальвадос, вино виноградное, вино плодово-ягодное и иная пищевая продукция с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, более полутора процентов от объема единицы алкогольной продукции.

Тогда возникает вопрос: какая деятельность подлежит лицензированию, а какая нет. Законом (ст. 4) по этому поводу выделяется ряд критериев. В соответствии с Законом к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Таким образом, деятельность подлежащая лицензированию - это прежде всего такая деятельность, которая грозит нанесением ущерба нравственного или физического гражданам или угрожает безопасности государства.

При осуществлении лицензирования, государство в лице надлежащих органов  руководствуется рядом принципов:

    защита свобод, прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечение обороны страны и безопасности государства;

    обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;

    утверждение единого перечня лицензируемых видов деятельности и единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;

    гласность и открытость лицензирования;

    соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

Таким образом, лицензирование - это инструмент используемый государством в лице полномочных органов, для защиты непосредственно интересов граждан и самого государства.

Обратимся теперь к понятию лицензии, требованиям и условиям ее выдачи.

          

2.   Понятие лицензии. Требования, условия и содержание лицензии.


Лицензия - разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Законодатель говорит о лицензионных требованиях. Среди них в соответствии с законодательством можно выделить обязательные и специальные  требования и условия.

К обязательным лицензионным требованиям и условиям при осуществлении лицензиатами лицензируемых видов деятельности законодатель относит:

 соблюдение законодательства Российской Федерации, экологических, санитарно-эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил, а также положений о лицензировании конкретных видов деятельности.

Так, например, в соответствии с федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а именно статьей 40 "Особенности лицензирования отдельных видов деятельности (работ, услуг), представляющих потенциальную опасность для человека", говорится, что отдельные виды деятельности (работы, услуги), представляющие потенциальную опасность для человека, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. При чем обязательным условием для принятия такого решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам представляющих потенциальную опасность для человека следующих видов деятельности (работ, услуг). Законодатель относит в том числе к видам деятельности представляющих потенциальную опасность для человека следующих видов деятельности: производство и реализация продовольственного сырья и пищевых продуктов, в том числе этилового спирта, алкогольной продукции.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.