p> В ОАО это практически невозможно. Акционеров сложно собирать на
собрание и поэтому основная тяжесть в решении управленческих вопросов
ложится на правление. Разновидностью акционерных обществ и обществ с ограниченной
ответственностью являются совместные предприятия. На них на территории
Беларуси помимо Закона "Об акционерных обществах, обществах с ограниченной
ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью"
распространяется Закон "Об иностранных инвестициях на территории Украины".
Совместные предприятия не отличаются от общества с ограниченной
ответственностью или акционерного общества, у них одинаковы юридические
права и управление. Разница состоит в том, что уставной фонд вносится
иностранным инвестором и законодательство устанавливает иной минимальный
размер уставного фонда совместного предприятия. Эти предприятия создаются в том же порядке, что и обычные общества с
ограниченной ответственностью и акционерные общества, за исключением того,
что регистрация производится не в исполкомах, а в Государственном комитете
по внешним экономическим связям Украины, при наличии согласия местного
Совета на размещение совместного предприятия на его территории. Преобразование государственного предприятия в акционерное общество
осуществляется по совместному решению трудового коллектива и
уполномоченного на то государственного органа путём выпуска акций на всю
стоимость имущества предприятия, которое определяется комиссией, состоящей
из представителей органа, принявшего решение о преобразовании
государственного предприятия в акционерное общество, финансовых органов и
трудового коллектива предприятия. На основании заключения комиссии орган приватизации учреждает
акционерное общество, утверждает его устав и состав органов управления и
контроля. Акционерное общество регистрируется в порядке, установленном
законодательством и становится правопреемником преобразованного
государственного предприятия. Акционерное общество представляет документы в Инспекцию по ценным
бумагам для государственной регистрации акций. С момента регистрации акций орган приватизации, учредивший общество,
имеет право на их продажу в установленном порядке, в том числе и по
льготной подписке. При этом 50% акций общества резервируются под именные
приватизационные чеки. Продажа акций осуществляется в несколько этапов. Вначале работникам
предприятия по цене ниже номинальной стоимости на 20%. Оставшийся пакет
акций предлагается для продажи на фондовой бирже. По законодательству Украины нет ограничений в приобретении акций
работниками АО. Особенностью такого способа преобразования государственного
предприятия является возможность увеличения уставного капитала и продажи,
вновь выпущенных акций частным субъектам. Новый выпуск акций может
распространяться как по открытой, так и по закрытой подписке. Однако, если
средства от продажи акций, принадлежащих государству, идут в бюджет, то от
продажи нового выпуска - на предприятие. Это очень важно с позиции всех
заинтересованных сторон - государства, акционерных обществ, их работников и
частных инвесторов. Имеется ряд вариантов приватизации. Необходимость обоснования
вариантов приватизации вызвана особенностями каждого конкретного
предприятия (стоимость, состав и структура имущества, финансовое положение
и др.) обусловливают своеобразие процесса его приватизации; каждому способу
приватизации присущи свои преимущества и недостатки с точки зрения
покупателя. Варианты приватизации одного и того же предприятия могут различаться
сроком начала приватизации; источниками средств на выкуп (собственные средства предприятия,
заёмные, привлечённые и личные средства) и их сочетаниями; периодом времени от внесения первого взноса в бюджет за выкупаемое
имущество до полного погашения кредитов, взятых на эти цели; составом субъектов приватизации (члены трудового коллектива, сторонние
граждане, предприятия-смежники, с участием государства и т.п.). Эффективность варианта приватизации зависит от структуры источников
средств, направляемых на выкуп. Оптимальным является такой вариант приватизации, который при
определении соответствия личных средств и кредитов, используемых на
приватизацию, обеспечивает наибольшую величину дивидендов и наименьший срок
(период) приватизации. Обосновать вариант приватизации - значит, найти из множества различных
вариантов такое соотношение между личными и заёмными средствами, при
котором обеспечивается максимальная величина дивидендов на личные средства
при минимальном сроке приватизации. 1.3. Порядок, способы и механизм приватизации Работа по приватизации предприятия начинается с изучения
законодательной базы т.е. с анализа государственных и местных программ
приватизации, который необходим прежде всего для того, чтобы убедиться, что
предприятие не попадает под какие-либо ограничения. В этой связи государственной программой определены предприятия по
отдельным группам: объекты и предприятия, приватизация которых запрещена (объекты,
деятельность которых связана с угрозой для жизни и здоровья людей, объекты,
имеющие особый режим управления и являются монополией государства и
затрагивают интересы его обороноспособности, безопасности и т.п.). Перечень
таких предприятий утверждается Верховной Радой Украины; объекты и предприятия, приватизация которых осуществляется по решению
правительства Украины; объекты и предприятия, приватизация которых осуществляется по решению
Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации
Украины с учётом мнения отраслевых министерств и ведомств; объекты и предприятия, приватизация которых допускается в соответствии
с местными программами приватизации. В системе лёгкой промышленности нет предприятий, запрещённых к
приватизации. Если инициатором приватизации выступает трудовой коллектив, то
подготовительная работа начинается с создания инициативной группы в составе
представителей планового, финансового отделов и бухгалтерии, а также
представителя профсоюзного комитета, способного активно защищать интересы
трудового коллектива. Инициативная группа проводит опрос членов трудового коллектива на
предмет выявления числа работников, согласных на выкуп предприятия и
сколько личных средств (паевых взносов) может при этом внести каждый
работник. Результаты опроса дают общее представление о ситуации в
коллективе и готовности к преобразованию предприятия. Для разработки проекта приватизации и ознакомления с ним трудового
коллектива инициативная группа с привлечением специалистов готовит
следующие основные данные: - отраслевая принадлежность предприятия; - место нахождения его; - численность работающих с разбивкой по категориям, стажу работы на
данном предприятии; - структурная характеристика предприятия; - среднемесячная заработная плата; - степень вредности и тяжести труда; (необходимо проанализировать,
какую численность работников следует сохранить, какие нужны структурные
преобразования); - балансовая, восстановительная и остаточная стоимость основных
фондов; - стоимость оборотных средств; - номенклатура выпускаемой продукции; - отчётная и прогнозируемая прибыль; - размеры фондов экономического стимулирования и других фондов,
образуемых на предприятии; - отчётная и прогнозируемая рентабельность; - экологическое состояние предприятия (после приватизации предприятие
будет самостоятельно нести всю ответственность за экологический вред,
наносимый его деятельностью). Анализ этих данных позволяет определить возможные размеры денежных
средств предприятия, аккумулируемые для первоначального взноса; перспективы
выплаты платежей при выкупе предприятия; необходимость заёмных средств и
сроки погашения кредита, а также возможные размеры дивидендов. Вторым этапом подготовительной работы для приватизации является
предварительная оценка стоимости имущества и определение выкупных платежей. Подготовительная работа завершается проведением собраний или
конференций трудовых коллективов для ознакомления с подготовленными
документами и главное с расчётами о том, что будет иметь каждый работник от
приватизации предприятия. Протоколом собрания (конференции), принявшего решение о подаче заявки
на приватизацию предприятия (с изложением вопросов одобрения проекта
приватизации, создания и персонального состава рабочей группы по
приватизации и персонального состава представителей трудового коллектива,
уполномоченных войти в комиссию по приватизации, создаваемую
государственными местными органами приватизации; о размерах личных средств,
вносимых членами трудового коллектива на приватизацию предприятия)
завершается подготовительная работа на предприятии, и готовятся документы -
предложения в соответствующие органы о приватизации предприятия. В частности, представляется выписка из протокола общего собрания или
конференции трудового коллектива. В предложении на приватизацию указываются
наименование предприятия, сроки приватизации, предварительная оценка
стоимости имущества, источники средств для выкупа, направления
использования объекта после приватизации. Предложение рассматривается
органом приватизации лишь в тои случае, когда за него проголосовало не
менее 2/3 работников предприятия. К предложению на приватизацию прилагается
чек-формат, являющийся коммерческим паспортом предприятия. Чек-формат содержит: общие сведения о приватизируемом предприятии,
такие, главным образом, как номенклатура и ассортимент производимой
продукции; сведения об активах предприятия, определяющих его количественную
и качественную характеристику; территориальную характеристику предприятия
(площадь занимаемой территории, характеристика строений); характеристику
рынка сбыта продукции и рынка основных видов потребляемого сырья и
материалов; важнейшие экономические показатели (прибыль, рентабельность и
т.д.); бухгалтерский баланс на момент подачи предложения на приватизацию и
за два предшествующих года. На основании заключения комиссии Мингосимущества о преобразовании
государственного предприятия в акционерное общество орган приватизации
учреждает акционерное общество и утверждает его устав. Акционерное общество
регистрируется в порядке, установленном законодательством и становится
правопреемником преобразованного государственного предприятия. Кроме такого способа акционирования предусмотрены и такие способы
приватизации как продажа предприятия на аукционе и продажа по конкурсу. Продажа на аукционе - это такой способ приватизации, при котором
предприятия государственной собственности продаются с аукционных торгов. Предприятие переходит в собственность того покупателя, который
предложил самую высокую цену. Этот способ приватизации используется в тех случаях, когда от
покупателя не требуется выполнения каких-либо условий по дальнейшему
использованию приватизированного предприятия. Продажа по конкурсу - это способ приватизации, при котором покупатель
приватизируемого предприятия определяется на основе конкурсного отбора.
После оплаты стоимости объекта покупатель становится его новым
собственником. Этот способ приватизации применяется в тех случаях, когда от
покупателя требуется выполнение определённых условий по дальнейшему
использованию предприятия. Для проведения конкурса необходимо не менее двух
покупателей. Условия конкурса предусматривают: - сохранение на определённый срок профиля предприятия и обязательств
по производству конкретных видов товаров; - проведение природоохранных мероприятий; - обеспечение безопасных условий труда; - сохранение или создание новых рабочих мест; - финансирование или порядок использования в течение определённого
срока объектов социальной сферы, входящих в имущественный комплекс
предприятия. Могут предъявляться и другие требования по усмотрению комиссии по
приватизации. Выполнение условий конкурса обязательно. Право собственности на объект передаётся победителю конкурса,
предложение которого отвечает условиям конкурса и наилучшим образом
соответствует критериям, устанавливаемым органом приватизации. В качестве
критерия конкурса используются показатели, определяющие перспективу
развития предприятия. При определении критерия конкурса учитывается
специфика приватизируемого предприятия. Для трудового коллектива продажа на аукционе, по конкурсу наименее
предпочтительна, так как снижается вероятность приобретения объектов в
собственность трудовым коллективом вследствие роста их цены. На аукционах и по конкурсу, как правило продаются в первую очередь
небольшие убыточные и низко рентабельные предприятия. Учредительные документы обществ, их особенности Под учредительными документами акционерных обществ понимается устав, а
обществ с ограниченной ответственностью и обществ с дополнительной
ответственностью - устав и учредительный договор о совместной деятельности
по созданию общества. В соответствии с закона "Об акционерных обществах, обществах с
ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью"
устав должен содержать такие основные сведения как: вид общества; цели его
деятельности; наименование и местонахождение; состав участников общества;
размер уставного фонда; порядок образования имущества и распределения
прибыли; структура и компетенция органов управления и контроля общества,
прав и обязанностей участников общества; порядок принятия решения; порядок
реорганизации и ликвидации общества. Устав акционерного общества, кроме того, должен содержать сведения о
категориях выпускаемых акций, их номинальной стоимости и количестве акций,
приобретаемых учредителями. Учредительные документы общества с ограниченной ответственностью
должны содержать сведения о каждом из участников, размере, составе и
порядке внесения ими вкладов. В устав могут быть включены и иные положения, не противоречащие
законодательству Украины. Учредительные документы (устав или договор о совместной деятельности
по созданию общества) должны содержать сведения о размере долей каждого из
участников, о размере, составе и порядке внесения ими вкладов. Устав и договор должны отражать специфику деятельности общества,
содержать положение, конкретизирующее статьи закона, предусматривать то,
что чаще вызывает затруднения в практической деятельности общества. Если в учредительных документах общества не указан срок его
деятельности, общество признаётся созданным на неопределённый срок. Общество приобретает права юридического лица с момента его
регистрации. Для регистрации представляются: заявление о регистрации общества;
нотариально заверенные копии учредительных документов, а также копия
совместного решения трудового коллектива и уполномоченного на то
государственного органа. Уставный фонд - это сумма вкладов собственников или участников в
имущество предприятий, акционерных обществ, обществ с ограниченной
ответственностью, обществ с дополнительной ответственностью для обеспечения
их деятельности. Размер уставного фонда определяется учредительными
соглашением и фиксируется в уставе. 5. Права, льготы и гарантии трудового коллектива при приватизации,
предусмотренные законодательством Украины. Трудовой коллектив может выступать инициатором приватизации
предприятия, подав предложение на приватизацию в соответствующие органы. Члены трудового коллектива имеют первоочередное право приобретать
акции акционерных обществ, созданных путём преобразования государственных и
арендных предприятий, как за денежные средства, так и за приватизационные
чеки. Трудовые коллективы арендных предприятий имеют первоочередное право
выкупа арендуемого имущества. Трудовой коллектив может не принимать участие в приватизации своего
предприятия. В этом случае его приобретает другой собственник. Члены трудового коллектива имеют право на некоторые льготы при участии
в приватизации своих предприятий. Юридические лица, образованные трудовыми
коллективами с целью приватизации своих предприятий, приобретают их по цене
на 20% меньше той сумы, которая подлежит оплате деньгами. Эта льгота
применяется и в том случае, если государственное или арендное предприятие
преобразуется в акционерное общество. Члены трудового коллектива
приобретают акции за счёт денежных средств со скидкой в размере
установленной льготы, т.е. на 20% ниже номинальной стоимости. Суммы заработной платы, направляемые на выкуп имущества
государственных предприятий, приобретение акций и погашение кредитов,
выданных на эти цели, не облагаются подоходным налогом. Эта льгота
распространяется и на дивиденды, полученные по акциям и направляемые на
приобретение акций акционерного общества или предприятий, от которых эти
дивиденды получены. Эта льгота действует до тех пор, пока гражданин владеет
указанным имуществом и акциями. При их продаже доходы, ранее освобождённые
от налогообложения, подлежат обложению налогом на общих основаниях.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|