p> АРМ контролера реализует так называемый принцип "четырех глаз» и
служит для просмотра кассовых документов и документов, введенных
операционистами или операторами; печати сводных ведомостей по приходу и
расходу; проставления пометки об оплате на документах; отправления проводок
по кассе; распечатки форм отчетности. АРМ кассира-контролера обеспечивает: ввод кассовых платежных
документов; прием и обработку денежных чеков, объявлений на взнос
наличными, приходных и расходных кассовых ордеров и документов по
инкассации; формирование сводных ведомостей по приходу и расходу; ведение
кассовых журналов; подготовку проводок по кассе; получение сводной справки
по кассовым оборотам, формирование мемориальных ордеров; расчет платы
каждого клиента за кассовое обслуживание; получение отчета по кассовым
символам оборотов за период; работу со справочником символов; формирование
справки по кассе. С помощью АРМ старшего операциониста (может и не быть) оценивается
загрузка операционистов и назначаются операционисты для новых клиентов
банка; просматривается и контролируется список открытых за день лицевых
счетов. Одно из важных мест во всех банковских программных продуктах занимают
АРМ операционистов. В некоторых технологиях предусмотрено их разделение на
АРМ операциониста по платежным документам и АРМ операциониста по подготовке
отчетов либо на АРМ операциониста по работе с физическими лицами и АРМ
операциониста по работе с юридическими лицами. В крупных банках иногда
выделяют операционистов для проведения работ по открытию и закрытию счетов. Обычно же АРМ операционистов могут реализовывать открытие и закрытие
счетов; начисление, причисление к остатку вкладов и выдачу процентов по
всем видам вкладов; перевод вкладов; поиск клиента по номеру его лицевого
счета и наоборот; установление договорной процентной ставки и платы за
совершение операций и расчет дохода от проведения операций; оплату
переводов; ведение операционного дневника; аналитический и операционный
контроль за выполнением операций; ввод платежных документов; работу с
картотеками: занесение и исключение номера картотеки из счета клиента;
контроль дебетового сальдо и занесение документов в картотеку №2; погашение
задолженностей частично или единовременно по картотеке №2; просмотр и
распечатку выписок из лицевого счета, формирование остатков по счетам и
др.; контроль неоплаченных документов; обработку электронной почты (по
схеме клиент — банк), если это не выполняется в специальном АРМ. В случае
специализации операционистов по виду документов могут выделяться АРМ
операционистов по платежным требованиям и поручениям, по кассе, по работе с
аккредитивами, чековыми книжками и др. АРМ экономиста (может и не быть) осуществляет: формирование выписок из
лицевых счетов, контроль начисления процентов по лицевым счетам, контроль
остатков и проводок по лицевым счетам, расчет нормативов и показателей
работы банка, контроль за работой филиалов, формирование сведений для
налоговой инспекции. АРМ бухгалтера обеспечивает: расчет остатков по счетам на начало
следующего дня; формирование, просмотр, корректировку, печать, сохранение
баланса по балансовым и внебалансовым счетам и приложениям к нему за любой
период; ведение развернутого сальдо по любому балансовому счету для
филиала; изменение остатков счетов на начало или конец любого дня; расчет
прибыли за период; оценку рентабельности банка и формирование других
показателей работы банка; расчет процентов по лицевым счетам; изменение
плана счетов. •АРМ главного бухгалтера осуществляет: получение информации о работе
банка, его клиентах; открытие и закрытие лицевых счетов; просмотр и печать
оборотно - сальдовых ведомостей по балансовым и внебалансовым счетам, а
также ведомостей открытия, закрытия и изменения лицевых счетов; обновление
файла подписей клиентов (в некоторых БИС). АРМ администратора является крайне важным и включает несколько
различных функций, которые обеспечивают: • текущую работу по документам: • отражение оперативных проводок; • составление текущей описи документов; • выполнение текущей сверки; • составление документального баланса; • печать отчетов; • межфилиальный обмен по дискетной технологии; • планирование и завершение операционного дня банка; • планирование работ и наделение полномочиями сотрудников отдела • операционно-учетных работ: • планирование работ на требуемый день; • регистрация, удаление, изменение статуса пользователя; • контроль протокола работы пользователя; • функциональное конфигурирование рабочих мест пользователей; • поддержание санкционированного доступа к информационным ресурсам
БИС; • выполнение отката комплекса; • ведение фонда НСИ: • администрирование файлов базы данных; • организация и ведение фонда НСИ (изменение процентных ставок,
справочники МФО, таблицы балансовых и внебалансовых счетов, типов платежных
документов, кассовых символов, атрибутов банка, прейскуранта услуг, видов
операций и др.); • установление и конфигурирование рабочих мест других пользователей
БИС: • включение и выключение задач в комплексе; • настройка комплекса; • выполнение пусковых работ при внедрении БИС. Если в каких-либо БИС
состав АРМ другой, то функции сотрудников ОУР просто разделены между АРМ по-
другому, поскольку БИС лишь обеспечивает реализацию банковских учетных
технологий средствами информационных технологий, являясь некоторой моделью
системы у правления. В одном из АРМ комплекса ОУР (обычно это АРМ администратора)
содержится блок, обеспечивающий архивацию - перевод файлов операционного
дня в статус «архивный», т.е. доступный лишь по чтению. При необходимости
сотрудник банка, используя этот блок, может найти любой интересующий его
документ, проводку, регистр; войти в любой операционный день года, в любой
месячный отчет, квартальные отчеты (с накоплением с начала года и без
него), отчет за прошлый год, а также отчеты за произвольно выбранные
промежутки времени. Программные продукты, обеспечивающие автоматизацию банковской
деятельности, различаются по признаку включения или не включения в их тело
банковской технологии. Таким образом, АРМ сотрудника кредитного отдела (СКО) должен
поддерживать реализацию целей, которые выставляются сотруднику банка, и
обеспечивать его информацией для принятия решения по кредитованию и
дальнейшему обслуживанию кредита. Для этого необходимо иметь сведения о
кредитном потенциале банка, о кредитоспособности ссудозаемщика и рабочую
информацию по обслуживанию кредита. Обычно в отечественных БИС АРМ СКО обеспечивает ввод и обработку
информации о кредитных договорах и отражает технологические этапы
кредитования: заключение договора и его ведение (выдачу кредита, начисление
процентов по кредиту, расчет неустоек и выставление их на инкассо либо
получение этих сумм в порядке бесспорного платежа, контроль фактических
выплат клиентом по договору, пролонгацию договора и его закрытие, перевод
договоров в состояние просрочки). Расширение возможностей АРМ СКО может
происходить через добавление средств обработки информации договоров на
гарантии погашения кредитов и на их страхование; средств оценки
кредитоспособности заемщика; расчет платы за кредит для новых схем
кредитования и др. Комплекс АРМ СКО должен предусматривать использование компьютера для
оформления кредитной сделки и ведения кредитного договора в течение всего
периода его действия. С момента регистрации выдачи кредита до его погашения
сотрудник кредитного отдела должен быть обеспечен своевременной информацией
о размере платы за кредит, сроках ее внесения, а также иметь возможность
накапливать некоторые статистические данные по направлениям кредитования,
срокам, суммам кредита и другим параметрам. Эти данные используются как для
планирования собственной деятельности банка, так и для составления
отчетности. В ходе решения задач АРМ СКО используется ряд кодов. Код
состояния передачи средств имеет один знак и Построен по порядковой системе
(0 - не начато; 1 - не закончено; 2 - закончено; 3 - к погашению; 4 -
погашено; 5 - просрочено; 6 - переведено в состояние «просрочено»; 7 -
переведено в состояние «пролонгировано»). Код типа гашения процентов включает в себя два знака и построен по
позиционной системе: первый знак показывает характер погашения (1
-единовременное и 2 - частевое), а второй знак отражает вид погашения и
имеет состояния: еженедельно, ежедекадно, ежемесячно, ежеквартально, один
раз в год). Номер погашения процентов имеет один знак и построен по порядковой
системе. Код состояния договора содержит один знак и может принимать значения:
черновик, исполняемый условно, исполняемый реально и завершенный. Реально исполняемый договор может иметь статус нормального,
просроченного и пролонгированного. Код разрешения построен по позиционной системе и показывает факт
разрешения (0) или запрещения (1). Код признака начала действия договора имеет один знак и принимает
только два состояния: 1 - с момента поступления средств, 2 - с момента
подписания. Код степени надежности возврата устанавливается экспертом и может
изменяться от 0 до 9. Номер части погашения (к которой относится проводка) имеет один знак,
построен по порядковой системе. Если проводка осуществляет выдачу, то номер
приобретает значение 0. Код вида операции имеет два знака и построен в соответствии с
порядковой системой: 01 — полная выдача ссуды; 02 — частичная выдача ссуды; 03 — штатное гашение ссуды; 04 — перевод в состояние «просрочено»; 05 — перевод в состояние «пролонгировано»; 06 — начисление процентов за просроченную 07 — гашение долга за просроченную ссуду; 08 — списание в убыток; 09 — гашение процентов; 10 — перевод процентов в состояние «просрочено»; 11 — перевод процентов в состояние «пролонгировано; 12 — волевое гашение процентов; 13 — гашение пеней на ссуду; 14 — гашение пеней на проценты; 15 — волевое гашение пеней на ссуду; 16 — волевое гашение пеней на проценты; Для регистрации платежей применяются файлы Платежи по договору и
Справочник учреждения банков. Выдача кредита, плата за кредит и погашение
кредита регистрируются при наличии платежной документации. Платежные
поручения содержат следующие реквизиты: • номер поручения; • дата оформления; • реквизиты плательщика; • реквизиты получателя; • дебетуемый счет; • кредитуемый счет; •сумма перечисляемых средств; • вид операции (причина платежа). Платежное поручение, выписываемое клиентом, поступает в комплекс
операционно-учетных работ, где вызывает корректировку соответствующих
лицевых и синтетических счетов. Для того чтобы сотрудник кредитного отдела
мог отследить произошедшие изменения, в его АРМ из комплекса операционно-
учетных работ ежедневно поступают проводки, относящиеся к кредитному
отделу. История выполнения договора отражается в файле его состояний. Главное меню АРМ СКО содержит функции: • Работа с договором; • Работа с проводками; • Формирование отчетности; • Разное. Функция Работа с договором предполагает возможность ввода, просмотра,
контроля и корректировки договора. При этом происходят расчет платы за
кредит и формирование графика платежей. Одновременно пользователем могут
быть получены документы: распоряжение об открытии счета, мемориальный
ордер, срочное обязательство. Функция Работа с проводками осуществляет отбор проводок, касающихся
кредитного обслуживания клиентов и имеющих отношение к сотруднику
кредитного отдела, и выполнение на основе полученной информации по решению
пользователя следующих операций: • регистрация выдачи кредита в кредитном журнале; • регистрация платежей по кредиту; • перевод в просрочку; • перевод в пролонгацию; • закрытие договора. Функция/разное предусматривает работу со справочниками (например, учет
изменения процентной ставки, ее ввод, просмотр и корректировку), работу с
базой (копирование, восстановление, реорганизация), различные установки
(пароль, время, палитра, визитная карточка). В меню могут быть подсоединены такие функции, как Работа с
межбанковскими кредитами (МБК); Страхование кредитов и Работа с договорами
на гарантию, Расчет стоимости кредитного договора. Оценка
кредитоспособности заемщика. Оценка риска кредитования и др. Получаемые в ходе выполнения различных функций любые ведомости в
соответствии с принципом избирательного распределения информации должны
служить выполнению целей, поставленных руководством банка перед
сотрудником. Поэтому для поддержки принятия решения сотрудником кредитного
отдела в соответствующие функции АРМ должны быть подсоединены ведомости: • ведомость переоформленных договоров; • начисленные и уплаченные за месяц проценты . реестры плановых и
фактических платежей; • справка о выполнении договора; • платежи по договору (уплаченные проценты и неустойки) за период; • ведомость просроченных ссуд. Ведомости, носящие общий характер, объединены в общую функцию
Формирование отчетности. Сюда относятся: • анализ ссуд по экономическим секторам; • анализ поступления доходов по кредитным операциям; • реестр крупных ссуд; • справка о выполнении договора; • реестр погашенных кредитов; . справка о сроках действия договора; • статистика сумм договоров; • статистика сроков договоров; • статистика цен ссуд кредитов; • кредитный журнал; • список действующих договоров за период; • перечень клиентов и др. Эти отчеты могут быть распечатаны в виде твердых копий, выведены на
экран или в файл. На рис. 9. представлена схема данных решения задач АРМ СКО. Сотрудник
кредитного отдела, используя множество текстовых прототипов (шаблоны
договоров), составляет договор о выдаче кредита также в текстовой форме,
имеющий статус черновика. Кредитный договор как текстовый документ
содержит: наименование сторон; вид кредита; сумму; срок договора;
процентную ставку; порядок выплаты процентов; вид обеспечения; перечень
необходимых документов (по требованию банка); номер расчетного счета и
другие реквизиты банка, обслуживающего предприятие; юридические адреса
сторон. Эту информацию удобно представить в двух файлах, содержащих
расчетные данные договоров (Договор (данные)) и текстовую информацию
(Договор (текст)). [pic] Рис. 9. Схема данных решения задач АРМ СКО. Для регистрации нового кредитного договора и для вывода его на экран
при просмотре и редактировании используется соответствующий макет, на
основе которого осуществляется визуальный и логический контроль ввода. Контроль вводимой информации весьма важен, поскольку, если программные
ошибки могут быть в большинстве случаев легко устранимы программистом при
обнаружении в ходе эксплуатации, ошибки информационной базы трудно
распознаваемы и предопределяют ошибки при любых вычислениях. Такой контроль
традиционно выполняется визуальным и форматным способами. Логический же
метод контроля используется реже, так как требует от программиста
дополнительных затрат времени на его реализацию. Работа с текстовой частью договора заключается в традиционных
операциях по вводу текстовой информации, ее просмотру, полноэкранному
редактированию и удалению. Технологически договор может иметь различный статус: черновик, условно
действующий, реально действующий и завершенный. Первоначально составленный
черновик переходит в статус условно действующего при его подписании.
Договор приобретает статус реально действующего после перемещения на его
основании финансовых средств. После окончания расчетов между ссудозаемщиком
и банком договор приобретает статус завершенного. Реально действующий
договор может иметь уточненный статус: нормально действующий, просроченный
и пролонгированный. В последнем случае дата договора соответствует дате пролонгации, а его
сумма равна сумме выбранных платежей. Редактирование и удаление договоров
из базы возможно только при статусе черновика. Договоры с остальными
статусами могут только просматриваться. В связи с объемом текста договора
необходимо предусмотреть не только полнотекстовый, но и сокращенный
просмотр. При перечислении средств на ссудный счет, на расчетный счет,
пролонгации договора или переводе его на счет просроченных ссуд формируются
проводки, которые передаются в отдел операционно-учетных работ. На основе
файлов проводок и начисленных процентов формируется файл плановых платежей
по договору. Он обрабатывается совместно с файлом проводок, поступившим из
операционного дня, в результате чего образуется файл платежей по договору.
На основе последнего формируются ведомости состояния договора, кредитный
журнал и др.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|