Меню
Поиск



рефераты скачать Объекты управления экономикой

Важным шагом на пути практического решения задач, намеченных основным Законом страны, должны явиться основные направления социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу, разрабатываемые Министерством экономического развития и торговли РФ в соответствии с поручением Правительства. Проекты основных направлений социально-экономической политики широко обсуждаются в настоящее время, где концепция преобразования социальной сферы является первым и приоритетным разделом. Сценарий модернизации, основанный на высвобождении частной инициативы и усилении роли государства в обеспечении благоприятных условий хозяйствования, включая финансовую и социальную стабильность, предполагает создание “субсидиарного” государства, которое обеспечивает социальные гарантии в той мере, в которой общество не может сделать этого самостоятельно.

Роль планирования в жизни общества, его отдельных подсистем и элементов, определяется положением, которое планирование занимает в системе управления.

Поскольку планирование есть органически неразрывный структурный элемент управления, его важнейшая функция, то вполне обоснованно говорить о том, что планирование – центральное звено в системе управления любой экономической системой.

Планирование - форма общественной практики людей, являющаяся одной из приоритетных функций управления и состоящая в определении целей развития управляемого хозяйственного объекта, методов и способов их достижения, обосновании и разработке управленческих решений его оптимального развития в форме прогнозов, проектов, программ и планов различной степени детализации, в обеспечении проверки их выполнения.

В бывшем СССР существовала общегосударственная система планирования, пронизывающая сверху донизу деятельность всех субъектов управления и хозяйственных органов, жестко регламенти-рующая все аспекты их жизнедеятельности. Планы всех уровней и временных горизонтов приобретали силу закона, а виновные в невыполнении их заданий наказывались административно и экономически.

С переходом к рыночным отношениям ситуация изменилась коренным образом. Рыночные отношения полностью независимы в правовом и экономическом отношениях от органов государственной власти и управления. Хозяйственная деятельность коммерческих организаций регламентируется лишь существующим в стране законодательством и договорными отношениями со своими контрагентами.

Современный рынок не отменяет необходимости планирования. Следует обратить внимание еще на одно важное обстоятельство. Планирование рыночной экономики ведется в условиях риска и неопределенности. Такая экономика может быть вероятностной и хаотичной, объективной и субъективной, различаться по исходной базе (в экономической, нормативно-законодательной, технико-технологической, внутренней среде).

Кроме того, мировая практика хозяйствования показала, что чем выше уровень неопределенности, порождаемый нестабильностью, тем значительнее роль планирования, в ходе которого должны быть обоснованы различные варианты хозяйствования, адекватные соответствующим прогнозным сценариям развития. Так, развитие экономики Запада сопровождается усилением её организованности, планомерности. Крупные корпорации, масштабы которых соизмеримы с совокупной экономикой ряда стран, тратят все больше средств на совершенствование планирования и традиционных методов руководства.

Роль государства в регулировании экономики характеризуется отношением расходов госбюджета к валовому национальному продукту. В первой трети 20 в. в передовых странах оно составляло 8-10%, сейчас возросло до 30-35% в США и Японии, до 40-55% - в Западной Европе и Канаде, 60-70% - в скандинавских странах и Ирландии.

Имеются объективные обстоятельства, обусловливающие потребность макроэкономического планирования в рыночном хозяйстве. К ним следует отнести:

1. Неспособность механизма свободного рынка обеспечить устойчивость национальной экономики, преодолеть циклические колебания производства, валового дохода, занятости и т.д.

2. Рост в общем объеме потребления доли коллективного или общественного потребления. Так как коллективное потребление товаров и услуг в значительной мере регулируется не обычным рыночным механизмом, а государством, то увеличивается и доля совокупных ресурсов страны, распределяемых им с помощью внерыночных механизмов.

3. Рост масштабов воздействия человеческой деятельности (как производственной, так и потребительской) на среду обитания, наличие отрицательных “внешних эффектов” экономической деятельности.

4. Появление более сложных и важных форм взаимодействия друг с другом хозяйствующих субъектов и целых секторов экономики в результате расширения интеграционных процессов.

5. Обострение глобальных проблем современности (продо-вольственной, истощение невоспроизводимых природных ресурсов, ухудшение состояния окружающей среды и др.) обуславливает все усиливающийся интерес общества, государства к проблемам долгосрочного развития.

6. Возникновение чрезвычайных ситуаций (войны, экономические кризисы, стихийные бедствия и необходимость ликвидации их последствий), стимулирующих деятельность в области планирования.

В современных условиях макроэкономическое планирование представляет собой научную категорию, связанную в первую очередь с межотраслевым способом производства, характерным для мировой экономики. При этом для основной части промышленно-развитых стран сфера макроэкономического планирования сформировалась в виде мощного государственно-корпоративного сектора национальной экономики, включающего государственные и смешанные корпорации. В следствие этих процессов воспроизводство становится в определенной мере общественным как по форме организации и регулированию, так и по конечным результатам.

В этой связи объектом макроэкономического планирования становится интегральный кругооборот совокупного продукта воспроизводства как единство движения товарной и денежной массы.

В качестве субъекта макроэкономического планирования следует рассматривать ассоциированного макроэкономического собственника.

Формы планирования многообразны. Они определяются  многоаспектностью управления. Централизованное макроэкономическое планирование включает разработку концепции развития долгосрочных прогнозов, целевых программ, государственного плана по сферам ведения. Например, в Южной Корее сильное централизованное планирование с использованием средне- и долгосрочных планов и целевых программ, с установлением объектами порой децентрализованных производственных заданий, сочетается со строгой системой мониторинга хозяйственной деятельности и безжалостной экономической и административно-командной отбраковкой неудачников, - и все это встроено в рынок.

Исходные предпосылки планирования синтезируются в модели воспроизводственного процесса, в которой фиксируется тип хозяйственного роста, темпы, пропорции развития единого народно-хозяйственного комплекса страны. Экономическая модель представляет собой систему взаимосвязанных балансов - межотраслевых, материальных финансовых, трудовых. В наиболее формализованном виде такая модель была представлена в 60-х - 70-х годах в системе оптимального функционирования экономики, которая предусматривала рациональное построение системы хозяйственных отношений, экономических интересов и мотивации. Все виды ресурсов оценивались в ней с позиции вклада в конечную цель - удовлетворения потребностей общества.

Управление постиндустриальным типом экономики невозможно без стратегического замысла.

Стратегическое планирование представляет собой особый вид плановой работы, состоящей в разработке стратегических решений (в форме прогнозов, проектов программ и планов), предусматривающих формирование таких целей и стратегий поведения объектов управления, реализация которых обеспечивает их эффективное функционирование в долгосрочной перспективе, быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды.

Стратегическому планированию присущи следующие характерные черты:

– адаптивный характер, то есть способность предвидеть изменения внешней и внутренней среды планируемого объекта;

– ориентация на решение определяющих для планируемой системы целей, от достижения которых зависит ее выживание;

– увязка намеченных целей с объемом и структурой ресурсов, требующихся для их достижения.

Предметом науки стратегического планирования является изучение возможностей использования в практической деятельности при составлении стратегических прогнозов, проектов программ и планов объективных законов, определяющих развитие рыночной экономики, разработка методологии и методики решения разнообразных проблем стратегического планирования.

Стратегической целью макроэкономического планирования становится обеспечение динамического экономического роста, согласованного с требованиями долгосрочной макроэкономической конкурентоспособности, сбалансированности и устойчивости развития национальной экономики, включая социальный и экономический аспекты.

В связи с таким подходом необходимо провести корректировку стратегии реализации экономической политики государства. Соответственно, концепция развития должна ориентироваться не на приумножение финансового капитала, а на обеспечение реального роста национальной экономики и благосостояния народа, всестороннее развитие личности. Как свидетельствует мировой опыт, перестройка планирования должна осуществляться на всех иерархических уровнях управления, прежде всего, за счет смещения центра тяжести с экономики, особенно на определение общих тенденций развития национальной экономики и формирование стратегии экономического роста, обеспечение тесной связи общегосударственной и региональной стратегии, долговременной и текущей макроэкономической политики.

В теории стратегического планирования выделяют три важных аспекта. Первый из них – социально-экономический. Он состоит в изучении конкретных закономерностей, определяющих развитие социально-экономических процессов. Второй – методология стратегического планирования. Третий аспект науки стратегического планирования – организационный. Он охватывает комплекс вопросов, связанных с постановкой задач, решаемых системой органов, принимающих участие в процессе стратегического планирования, определении функций выполняемых ими, организации их работы, а также придания определенной организационной формы конечным результатам стратегического планирования.

Содержанием стратегического планирования является обоснование и выработка способов и методов регулирующего воздействия государства на будущую траекторию развития национальной экономики, планомерная организация регулирования развития национальной экономики, ее отдельных подсистем, планирование деятельности коммерческих структур. Речь идет, прежде всего, о регулировании с помощью макроэкономического стратегического планирования динамики национальной экономики и структурных сдвигов в ней, занятости населения, решения других социальных проблем (уровня качества жизни, развития отраслей социальной инфраструктуры), осуществления мероприятий в сфере экологии, поддержки науки, направления финансовых потоков в стране и т.д.

Наука стратегического планирования тесно связана с наукой управления и, прежде всего, с менеджментом, экономической теорией, философией, социологией, финансовыми науками, политологией. В процессе стратегического планирования экономического и социального развития используются выводы, фактические данные и методы исследования, применяемые функциональными науками и отраслевыми экономиками, такими, как статистика, анализ хозяйственной деятельности и аудит, бухгалтерский учет и т.д. Наука стратегического планирования опирается на математику, технические и естественные науки.

Содержание стратегического планирования раскрывают его процедуры. Основными процедурами стратегического планирования в макроэкономике являются: стратегическое прогнозирование (стратегические прогнозы); программирование (проекты стратегических программ); проектирование (проекты стратегических планов различных уровней национальной экономики).

Процедура стратегического прогнозирования. В условиях рыночной экономики существенно возрастает роль такой процедуры стратегического планирования, как прогнозирование по двум причинам. Во-первых, в связи с тем, что рыночное хозяйство отличается постоянными колебаниями конъюнктуры, которые непосредственно отражаются на доходах и судьбе каждого продавца и покупателя товаров или услуг. Во-вторых, в рыночной экономике стратегическое прогнозирование выступает как исходный пункт при обосновании проектов долгосрочных программ и планов. Это обусловлено тем, что многие процессы, охватываемые программами и планами, развития важнейших факторов воспроизводства (природные процессы и зависящие от них колебания продуктивности сельского хозяйства, изменения численности и структуры населения страны), имеют чрезвычайно высокую степень неопределенности. Поэтому можно лишь прогнозировать их динамику и воздействие на социально-экономическое развитие.

 Прогнозирование является методом вероятностного планирования, состоящим в научном предвидении состояния объекта прогнозирования в определенный момент будущего, основанное,  либо на анализе тенденций социально-экономического развития объекта (генетический подход), либо на использовании нормативных расчетов (нормативный или целеполагающий подход). В этом контексте сущность национального прогнозирования заключается в определении допустимого спектра возможных вариантов развития национальной экономики для формирования оптимального решения. Содержанием стратегического прогнозирования является разработка селективных, долгосрочных и среднесрочных прогнозов, касающихся национальной экономики в целом, ее составных подсистем и элементов.

                                                

Заключение


Под стратегическим прогнозом понимается эмпирическое или научно обоснованное суждение, гипотеза о возможных состояниях объекта прогнозирования в будущем, характеризующих это состояние показателях об альтернативных путях развития и сроках его существования. Таким образом, национальный прогноз отражает комплекс аргументированных предположений, выраженных в качественной и количественной формах, о будущих параметрах развития национальной экономики.

Стратегическое прогнозирование выступает в качестве важнейшего связующего звена между теорией и практикой регулирования всех областей жизни общества. Оно выполняет две функции. Первая из них – предсказательная или описательная. Предсказательная функция состоит в описании возможных или желательных перспектив, состояний прогнозирования в будущем.

Функции стратегического прогнозирования состоит в подготовке проектов решения различных проблем планирования, использовании информации о будущем в целенаправленной деятельности различных субъектов управления.

Классификация прогнозов может строиться в зависимости от различных критериев и признаков, целей, задач, объектов прогнозирования и методов его организации. К числу наиболее важных из них относятся: масштаб прогнозирования, время и характер решаемых проблем, характер объекта, функция прогноза.

По масштабу прогнозирования выделяют:

а) макроэкономические (развитие национальной экономики в целом) и структурные (межотраслевые и межрегиональные) прогнозы;

б) прогнозы развития отдельных комплексов национальной экономики (топливно-энергетического, агропромышленного, инвестиционного, производственной и социальной инфраструктуры, финансово-кредитного и т.д.);

в) прогнозы отраслевые и региональные;

г) прогнозы деятельности хозяйствующих субъектов и их ассоциаций, а также отдельных производств и продуктов.


Список использованной литературы


1. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. - М.: Инфра-М, 2001.

2. Прокопчук А.О., Козырев А.А. Стратегическое планирование: Конспект лекций. - СПб.: Питер, 2000.

3. Стратегическое планирование / Под ред. Петрова А.Н. Учебное пособие. - СПб.: Знание, ГУЭФ, 2003.

4. Виссема Х. Стратегический менеджмент и предпринимательство. - М.: Дело и сервис, 2004.

5. Новикова В.Ф. Стратегическое планирование. Основные понятия стратегического планирования. Стратегическое планирование на макроуровне. Юнита 1. - М.: СГИ, 2002.

6. Управление организацией. / Под ред. Поршнева А.Г., - М.:      Инфра-М, 2001.

7. Шамхалов Ф. Государство и экономика, основы взаимодействия: Учебник. - М.: Инфра-М, 2000.


Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.