Меню
Поиск



рефераты скачать Объекты управления экономикой

Объекты управления экономикой

Реферат на тему:

Объекты управления экономикой

Введение

Управление экономикой - главная задача не только государства, но и каждой, отдельно взятой организации. Под управлением экономикой обычно понимают систему сознательного, целенаправленного, планомерного воздействия со стороны управляющего органа воздействия на объекты управления (или на процессы) с целью сохранения их качественной специфики, нормального функционирования, приспособления к изменяющимся условиям внешней среды, получения установленного результата, а также согласования и корректировки действий исполнителя.

Объекты управления представляют собой управляемое звено (элемент или совокупность элементов) системы управления, воспринимающие управляющее воздействие со стороны другого (других) элементов.

В то же время субъект управления представляет собой управляющее звено (элемент или совокупность элементов) системы управления, воздействующий на другие (другой) элемент. В зависимости от целей исследования может рассматриваться и как объект управления - для звена, вышестоящего в иерархии.

Основная часть

В качестве субъектов управления выступают социальные институты, организации, группы людей и отдельные индивиды, осуществляющие управленческие действия, т.е. принимающие решения и организующие их реализацию. Различают два вида субъектов управления: непосредственный и главный. Управление в общественных системах всегда носит двойственный характер. С одной стороны, оно является функцией непосредственно процесса производства, т.е. функцией комбинированного процесса труда, порождаемой кооперацией труда. В этом проявляется организационно-техническая сторона управления. С другой стороны, управление является функцией собственности на средства производства. Это социально-экономическая сторона управления. Именно она определяет цели, характер и инструментарий управленческой деятельности.

В условиях рыночного хозяйства особое значение приобретает такая функция управления, как регулирование развития национальной экономики. Указанные проблемы призвано решать государство посредством использования различных форм вмешательства в процессы, происходящие в обществе.

Государственное регулирование экономики – это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государством с целью приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. Инструментами государственного регулирования экономики являются бюджетно-финансовая, кредитно-денежная, внешнеэкономическая и социальная политика, ускоренная амортизация, индикативное и стратегическое планирование.

Прямое воздействие государство осуществляет средствами бюджетной политики. Среди методов государственного регулирования преобладают формы безвозвратного целевого финансирования, субвенции и субсидии, доплаты из бюджетных и внебюджетных фондов общенационального и регионального уровня, а также льготное кредитование. Целью таких методов является достижение государственных приоритетов развития, защита общественно необходимых секторов экономики и групп населения.

Прямое воздействие государство осуществляет также через инвестиции в определенные отрасли хозяйства. При этом воздействие может идти по двум направлениям: субсидирование предприятий государственного сектора и развитие государственного предпринимательства.

Налоговая политика используется для стимулирования экономического роста и научно-технического прогресса, осуществления структурных преобразований, повышения экспортной конкурентоспособности отечественных товаров. Существуют две группы методов, с помощью которых решаются эти проблемы: а) изменения в системе налогов на уровне налоговых ставок и б) предоставление прямых и косвенных льгот предпринимателям и физическим лицам с целью воздействия на размеры их инвестиционной деятельности.

Социальная политика государства предусматривает перераспределение доходов через налоговую систему, разнообразную помощь малоимущим, безработным в рамках специальных государственных программ, сфере образования, здравоохранения, предоставление кредитов и т.д.

Внешнеэкономическая политика – набор специальных инструментов непосредственного воздействия на связи с зарубежными странами, стимулирование экспорта товаров, услуг, капитала, регулирование валютного курса и т.п.

Ускоренное амортизационное списание основного капитала в современных условиях является главным средством стимулирования накопления, структурных изменений в экономике и важным воздействием на хозяйственный цикл, занятость и НИОКР.

В социально-ориентированной экономике наибольшее распространение получили косвенные методы воздействия. Косвенные методы государственного регулирования опираются в основном на товарно-денежные рычаги и воздействуют на интересы субъектов хозяйственной деятельности. Среди средств денежно-кредитного регулирования наибольшее распространение в странах с рыночной экономикой имеют: изменение учетной ставки центрального банка, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом валютном и фондовом рынке.

Кроме перечисленных средств регулирования, государство использует и другие, такие, как платежи за ресурсы, финансирование работ по восстановлению природных ресурсов и природоохранной деятельности, стимулирование рационального природопользования.

В постиндустриальную эпоху прогнозирование, программирование и индикативное планирование вышли за рамки предприятий и приобрели общегосударственное значение.

Планирование превращается в важнейший инструмент государственного регулирования экономики.

Индикативное планирование как форма государственного планирования носит целевой рекомендательно-стимулирующий характер. Оно является средством реализации социально-экономической политики государства. Его важнейшими задачами являются систематизация информации о деловой конъюнктуре предлагаемых инвестиций государства и расходов государственного бюджета с тем, чтобы содействовать принятию эффективных решений. Другой целью такого планирования является разработка системы показателей (индикаторов) экономической деятельности, достижение которых определяет меру государственного воздействия на социальные и экономические процессы. В качестве индикаторов используются показатели, характеризующие динамику структуры, эффективность экономики, занятость, уровень жизни народа, внешнеэкономические связи. Индикативное планирование является наиболее совершенной формой организации взаимодействия всех звеньев федеральных органов управления, как между собой, так и с региональными органами. В системе индикативного планирования на основе научных прогнозов и целевых программ разрабатываются государственные, региональные и корпоративные планы. Оно могло бы заинтересовать частный сектор. В индикативном плане имеет место малая степень детализации показателей. Для привлечения внимания предпринимателей к участию в реализации индикативного плана государство использует различные экономические стимулы: прямые и косвенные субсидии, льготные амортизационные списания, различные формы целевого кредита и т.д. В наибольшей степени индикативному планированию поддается стадия производства, а в наименьшей – стадия формирования потребностей и потребления. Индикативное планирование широко применяется во Франции, Японии, Китае.

Особое место в системе государственного регулирования социального рыночного хозяйства занимает стратегическое планирование. Оно позволяет, во-первых, получить представление о состоянии экономики и уровне решения социальных проблем на конкретный момент времени; во-вторых, спрогнозировать на будущее современные тенденции в развитии экономики и социальных отношений; в-третьих, наметить цели, к достижению которых должны стремиться соответствующие субъекты управления.

Наибольшее распространение среди форм стратегического планирования получили: прогнозирование, программирование, планирование на макроэкономическом уровне. Государство, используя названные формы, стремится ускорить прогрессивные сдвиги в пропорциях воспроизводства, предотвратить негативные социальные процессы и экономические явления. Применяя прогнозирование, программирование и планирование, оно не только воздействует на экономические, социальные процессы, но и поддерживает стабильный уровень макроэкономического развития.

Для экономики России на этапе перехода к рынку государственное стратегическое планирование особенно актуально. По мере стабилизации ситуации в экономике, возможности для выявления закономерностей и тенденций социально-экономического развития расширяются, повышается степень предсказуемости изменений в экономике и поведения разных субъектов хозяйственных отношений. Усиливается потребность в более глубокой и всесторонней проработке долговременной и многоплановой экономической политики. С переходом к новому этапу рыночных реформ на всех уровнях управления возрастает роль специалистов, умеющих принимать оптимальные решения, относящиеся к будущему, постоянно согласовывать текущую деятельность со стратегическими целями. Развитию навыков стратегического мышления и способствует изучение курса “Стратегическое планирование”.

Опыт развития современной цивилизации свидетельствует о том, что система рыночных отношений позволяет обеспечивать более эффективное функционирование всех аспектов жизнедеятельности общества по сравнению с командно-административной, бюрократической системой. Вместе с тем этот опыт дает основания для другого вывода – все страны, базирующиеся на системе рыночных отношений, широко используют методы государственного регулирования. Современное рыночное хозяйство ориентировано на удовлетворение многообразных потребностей человека. Одновременно во многих промышленно развитых странах оно  обеспечивает высокую степень защищенности своих граждан посредством государственного вмешательства в процессы (перераспределение создаваемых благ, налоговая политика, правовое обеспечение и т.п.). Это дало основание для определения такого хозяйства, как социально-рыночного.

Основоположником концепции социально-рыночного хозяйства и организатором хозяйственной реформы в послевоенной Германии (ФРГ) является Людвиг. Содержание этой концепции было раскрыто в опубликованной им книге “Благосостояние для всех” (Л.Эрхард использовал на практике идею А.Мюллера-Армака). Так, социально-рыночное хозяйство он определял как “хозяйство, базирующееся на принципах свободной конкуренции, свободного выбора предметов потребления, свободы раскрытия и процветания личности”. Оно обеспечивает стремление к рационализации, к капиталовложениям, готовность к расширению потребления.

Общим для всех национальных вариантов благосостояния является то, что здесь рыночное начало в экономике дополнено социальным началом в иных сферах. Поэтому современную смешанную экономику нередко называют социальным рыночным хозяйством. Необходимо отметить, что любая экономика по самому своему определению социальна, поскольку она просто не может не быть социальным институтом. То же самое верно и в отношении рыночной экономики. При этом под социальной рыночной экономикой понимается вполне конкретный тип хозяйственной системы, возникшей в ХХ в., особенно после  второй мировой войны в индустриально развитых странах Запада.

Социальное рыночное хозяйство предполагает, что экономика одновременно служит и индивиду, и обществу. Как отмечалось, рынок сам по себе не учитывает социальные аспекты общественной жизни и самой экономики.

Эти проблемы призвана решать социальная политика. Государство, которое должно гарантировать минимальный жизненный уровень людям, еще не вступившим в процесс труда, временно или же окончательно. Производственная конкуренция и социальное обеспечение должны быть одновременными, взаимодополняющими процессами.

Концепция социальной рыночной экономики предусматривает синтез гарантированных правовым государством политических свобод, экономической свободы и идеалов социального  государства, гарантирующего социальную защищенность граждан и социальную справедливость. Здесь понятие “социальное” означает, что рыночное хозяйство в силу своей эффективности создает материальные предпосылки для обеспечения того или иного  уровня благосостояния для всех слоев населения. В то же время оно гарантирует комплекс свобод и прав, среди которых с рассматриваемой точки зрения,  важное  значение имеют свобода экономической деятельности, или свобода экономического выбора, свобода конкуренции, равенство возможностей и т.д. Это понятие предполагает ограничение рынка там, где он приводит к нежелательным для жизнеспособности социального порядка результатам.

Центральное место в теории государственного благосостояния занимает идея обеспечения приемлемых для данного общества жизненных стандартов. Личное благосостояние, помимо чисто экономических критериев (таких, например, как занятость, уровень дохода и др.), зависит и от степени гарантии в государстве политических свобод, и от таких показателей, как социальная защищенность, устроенная семейная жизнь, возможность продвижения по службе и т.д.

Поэтому общественное благосостояние предполагает наличие “общественных благ”, к которым экономическая наука и хозяйственная практика относят те товары и услуги, которые рыночная система вообще не намерена производить, поскольку их особенности резко противоположны особенностям товаров “индивидуального потребления”: будучи потребленными одним субъектом, они остаются для потребления другими.

К общественным благам относят услуги национальной обороны, органов безопасности, структур по профилактике и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природно-климатического и техногенного характера. К ним примыкают услуги, предоставляемые автомагистралями, учреждениями и организациями здравоохранения, народного образования, культуры, которые хотя и могут быть реализованы посредством рыночных механизмов, однако не способны в полной мере обеспечить удовлетворение общественных потребностей в них. В структуре национального продукта их удельный вес оказывается недостаточным, что и требует перелива ресурсов в сферу производства общественных благ.

Таким образом, в современном мире концепция социального рыночного хозяйства рассматривается, как попытка добиться синтеза между пониманием неизбежности процессов, происходящих на рынке, и старанием совместить их с социальным и общественным прогрессом.

Социальное рыночное хозяйство – это социально-экономическая система, функционирующая на основе многообразия всех форм собственности, экономической свободы производителей товаров и услуг, обеспечивающая с помощью государства справедливое распределение валового внутреннего продукта в соответствии с трудовым вкладом каждого гражданина и предоставляющая социальные гарантии незащищенным слоям населения.

Основные задачи государства состоят в следующем:

–формирование и поддержание надежного правопорядка в стране;

–обеспечение внутренней и внешней безопасности;

–обеспечение стабильности национальной валюты;

–развитие отраслей социальной инфраструктуры (образования, здравоохранения, науки и искусства, общественного транспорта и т.д.);

–осуществление контроля законодательства в области конкурентной борьбы;

–обеспечение социальных гарантий и гарантий в области трудового права для более слабых членов общества;

–разработка и реализация требований, запретов на использование рыночных стимулов для охраны окружающей среды;

–определение правил действия в области налогового и социального права, а также внешнеэкономических отношений;

–макроэкономическое управление рамках возможностей рыночного хозяйства.

Решение этих задач государством в социальном рыночном хозяйстве позволяет обеспечить достижение следующих целей:                   а) повышение уровня и качества жизни; б) обеспечение стабильного уровня цен; в) обеспечение высокого уровня занятости; г) поддержание социальной справедливости и эффективно функционирующей системы социального обеспечения.

Российская Федерация взяла курс на формирование в стране социального рыночного хозяйства. Эта цель зафиксирована в ее Основном Законе (Конституции РФ), в статье 7 которого говорится, что: “Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека”. Общими предпосылками достижения указанной цели является успешное решение таких проблем, как: создание правового государства, укрепление отечественной валюты, сокращение бюджетного дефицита, проведение активной структурно-инвестиционной политики, поддержка малого бизнеса, создание необходимых условий экономического роста и формирование благоприятного инвестиционного климата, разработка и реализация различных программ в сфере социальной защиты населения и некоторых других.

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.