p> 13. Глобальные экологические проблемы. Экологич. проблемой наз.
неудовлетворит. состояние природной среды с точки зрения человеч. общества,
причем такое, что улучшить его простыми мерами невозможно. Глобальные –
проблемы мирового масштаба, связаны с процессами, происходящими по всей
Земле или на большей ее части. Вторая половина 20 в. – время высоких темпов
экономич. развития. Однако оно во все большей мере стало осуществл-ся без
надлежащего учета возможностей окруж. прир. среды, допустимых хоз. нагрузок
на нее. Характеризуя общее состояние окр. среды, ученые употребляют такие
термины, как деградация глобальной экологической системы, разрушение
природных систем жизнеобеспечения и т.д. Условно всю проблему делят на 2
сост. части: деградация окр. среды в рез-те нерационального
природопользования и загрязнение ее отходами человеческой деятельности.
Нерациональное природопользование – как пример: обезлесение территорий,
истощение земельных ресурсов. В наст. время обезлесение лесов продолжается
быстрыми темпами: вырубки, запашки земель, пожары по вине человека. В рез-
те нерационального землепользования наступает опустынивание, эрозия земель.
Из загрязнения продуктами жизнедеятельности наиб. опасность представляют
химическое загрязнение природной среды (отходы, хим. в-ва и т.п.),
загрязнение ядерными отходами в ходе катастроф и военных испытаний яд.
оружия, нефтяные загрязнения земель и мирового океана и т.п. Все это
представляет огромную угрозу дальнейшему существованию человечества на
Земле. 14. Понятие трудовых ресурсов, проблемы трудоизбыточности и
трудодефицитности. Трудовые ресурсы – это люди - товар на рынке труда.
Структура трудовых ресурсов (половозрастная, образовательная,
профессиональная, квалификационная). К трудовым ресурсам относится та
часть населения, которая может быть занята в экономике. К ним
относится всё население, относящееся к официально утверждённому в
данной стране трудоспособному возрасту (16 - 50 у мужчин) + те, кто
не входит в этот возраст, но работает. Наиболее ярким примером миграции по экономическим причинам является
перемещение рабочей силы внутри Европы. До начала 1970-х в благополучные
западноевропейские страны на заработки переехали миллионы работников из
отсталых регионов, так называемые “гастарбайтеры”. Феномен гастарбайтера наглядно иллюстрирует как положительные, так и
отрицательные стороны международной трудовой миграции. Страны, имеющие в
избытке трудовые ресурсы, но нехватку капиталов, могут импортировать
капиталоемкие товары или занимать капитал за границей, а с относительно
избыточным капиталом могут импортировать трудоемкие товары или прибегнуть к
найму рабочих-мигрантов. В межстрановом аспекте перераспределение трудовых ресурсов ведет к
выравниванию заработной платы. В странах, где наблюдается их избыток,
работники получают меньшую зарплату, по сравнению с теми, где ощущается
нехватка рабочих рук. Вместе с тем отъезд за рубеж приводит к сокращению
занятости, способствуя тем самым повышению уровня оплаты труда. И если бы
не существовали препятствия для перемещения, могло бы произойти полное
выравнивание цены труда. Однако, несмотря на общий выигрыш некоторые группы эмигрантов оказываются
в проигрыше. Так, если отъезжающие на заработки за рубеж выигрывают в
заработной плате, то трудящиеся в странах, принимающих их, теряют,
поскольку рынок труда мгновенно реагирует на повышение предложения рабочей
силы, соответственно понижается цена на труд. В то же время на родине
мигрантов падает предложение труда и работодатели вынуждены искать более
неприхотливых работников. По мнению ряда специалистов, международная подвижность рабочей силы,
предоставляя определенные принципиальные преимущества, на деле приводит и к
уменьшению благосостояния общества. Ведь в большинстве случаев иммигранты
соглашаются на непривлекательную для местных жителей работу, поэтому
немногие из них смогут стать высококвалифицированными специалистами, а в
итоге уменьшается потенциал своей страны. В этом случае применяется государственное регулирование иммиграционных
потоков. Существует огромное количество ограничений на перемещение трудовых
ресурсов. Нестабильность в Восточной Европе, война в бывшей Югославии и
распад Советского Союза заставили многие европейские страны ужесточить
иммиграционное законодательство. В 1993 году Франция ограничила въезд
желающих, Германия приняла решение не предоставлять вид на жительство
претендентами на въезд и не признавать права гражданства за детьми
иммигрантов, работающих по контракту. В основном, это относится к туркам,
которые раньше имели по закону такие права. Ужесточили иммиграционное
законодательство Австрия, Италия, Испания и Португалия. Получая от экспорта трудовых ресурсов миллиарды долларов, многие
государства поддерживают подобную специализацию, ставшую для них не только
важнейшим источником валютных поступлений, но и условием социальной
стабильности. Кроме того, по мнению специалистов, развитие экспорта рабочей
силы улучшает положение национальной валюты. Турция и бывшая Югославия
смогли сделать свою валюту конвертируемой в значительной степени благодаря
тому, что их платежные балансы постоянно ориентировались на пополнение за
счет трудовых переводов из-за рубежа. Существует и ряд других причин, побуждающих отдельные страны (Италия,
Португалия, Греция, а в последнее время и Канада) обращаться к экспорту
рабочей силы. Дело в том, что при переводе части заработной платы на родину
иммигранты сдают в банк свободно конвертируемую валюту, а дома их семьи
получают переводы в отечественной валюте, как правило, обладая пониженной
покупательной способностью по сравнению с валютой перевода. 15. Система показателей динамики населения. В экономике население играет
двоякую роль: 1. население - трудовые ресурсы, 2. население – конечная цель
функционирования всей экономики. 3. Население – потребители, экономика сущ-
ет именно для потребителей. Население Земли в 20 веке увеличилось с 1,5 до
6 млрд. человек. Рост населения в отдельных странах и регионах происходит
весьма неравномерно. Темпы прироста населения в развитых странах остаются в
послед. 2 десятилетия стабильно низкими. Резко замедлились темпы прироста в
гос-вах с переходной экономикой, а в России, ряде стран СНГ, Балтии и Вост.
Европе наметился процесс естественно убыли населения. Замедлились темпы
роста населения и в развивающихся странах, рост идет в основном за счет
стран Вост. Азии, включая Китай, Юго-Восточной Азии и Лат. Америки.
Показатели, характеризующие население: 1. Численность (плотность населения
на 1 квадр. км), 2. Динамика (рождаемость, смертность), складывается из:
естественное движение, механическое движение. Естественное движение хар-ся
след. показателями: 1. Кол-во родившихся за опред. период. 2. Рождаемость –
кол-во родившихся за опред. период на 1000 жителей, измеряется в %. 3.
Смертность – кол-во умерших на 1000 человек. 4. Естественный прирост –
разница м/у кол-вом родившихся и умерших. Естественный прирост бывает
отрицательным при войнах, эпидемиях, резком снижении рождаемости. 5. Темпы
естественного прироста – разница м/у рождаемостью и смертностью (на 1000
человек). Механическое движение хар-ся 3 показателями: кол-во прибывших,
кол-во выбывших, и сальдо миграции. Сумма естественного прироста и сальдо
миграции образуют прирост населения. Также можно рассматривать темпы
прироста населения – прирост на 1000 человек. 16. Половозрастная структура и типы воспроизводства населения. Одним из
показателей, характеризующих население, явл. структура населения, в т.ч.
половозрастная. Половая и возрастная структуры рассматриваются в комплексе:
а) потому что именно в комплексе они опред-ют перспективы воспроизводства
населения, б) в комплексе они определяют численность и перспективы
воспроизводства трудовых ресурсов. К трудовым ресурсам относится та часть
населения, которая может быть задействована в экономике – т.е. население
трудоспособного возраста, который в разных странах определяется по-разному.
В РФ начинается с 14 лет, заканчивается: для женщин в 55 лет, для мужчин –
в 60. При более точных подсчетах из этого количества вычитаются
нетрудоспособные лица и инвалиды и добавляются фактически работающие лица
пенсионного возраста и подростки. Возрастная структура населения мира
влияет на долю и численность экономически активного населения. Выделяются 2
осн. типа возрастной структуры: 1 тип характерен для большинства
развивающихся стран, отличается очень высокой долей детских возрастов и
небольшой долей людей пожилого возраста (65 лет и больше). 2 тип характерен
для промышленно развитых стран и государств с переходной экономикой.
Отличен пониженной долей детских возрастов и высокой долей пожилых людей.
Как демографическое омоложение население (1 тип), так и демографическое
старение (2 тип воспроизводства) влекут за собой ряд негативных последствий
для динамики трудовых ресурсов. Ввиду чрезвычайно высокой доли детей и
подростков в населении развивающихся стран, для них характерен низкий
удельный вес лиц трудоспособного возраста. В индустриальных странах, а
также в странах с переходной экономикой усиливается демографическое
старение населения. В соответствии с критерием ООН, население считается
демографически старым, если доля лиц в возрасте 60 лет и старше составляет
12% и выше по отношению ко всему населению. Эта доля достигла в Швеции
22,1%, в Германии – 20,1%, Японии – 19,9%, России – 16,6%. 17. Урбанизация в современном мире. Важное практическое значение имеет
анализ расселения, т.е. размещение людей по населенным пунктам разного
типа. В наши дни размещение населения все более определяется географией
городов. Города играют ведущую роль в экономической, политической и
культурной жизни народов мира. Процесс роста городов и численности
городского населения, повышение их роли в развитии общества наз-ся
урбанизацией. Главным критерием по отнесению нас. пунктов к числу городских
является численность их населения, которая в разных странах варьируется от
200 человек в Дании до 100 тыс. в Китае. В России начальная численность
населения города сост. 12 тыс. человек. Классификация городов по степени
людности: малые (до 20 тыс. жителей), средние – от 20 до 200 тыс., большие
– от 100 до 500 тыс., крупные – от 500 тыс. до 1 млн., крупнейшие – более 1
млн. человек. Численность населения некоторых крупнейших городов достигает
10 млн. и выше. За исключением Австралии и Океании, такие города есть во
всех регионах мира. Нью-Йорк и Лос-Анджелес в Северной Америке, Мехико, Сан-
Паулу и Рио-де-Жанейро (Бразилия), Буэнос-Айрес (Аргентина) – в Латинской
Америке. Каир (Египет) – в Африке, Шанхай, Чунцин и Пекин (Китай), Сеул,
Джакарта (Индонезия), Токио и Осака (Япония), Бомбей и Калькутта (Индия) –
в Азии, Лондон и Париж – в Европе. Москва в СНГ. Для современного этапа
урбанизации характерны след. особенности: 1. Быстрые темпы развития (в 1900
г. в городах проживало около 14% нас. мира, сейчас – 50%). 2. Концентрация
населения в больших городах (1/3 жителей нашей планеты), 3. Переход от
простых к групповым формам городского расселения, т.е. от обычных
«точечных» городов к их территориальным скоплениям – городским агломерациям
(Токийская, Нью-Йоркская, Большой Мехико), где население превышает 20 млн.
человек. Нловек.ская, Нью-Йоркская, Большой Мехико), где население
превышает 20 млн.ия), Буэнос-Айрес - в от 200 человек в дании Мьянма,овые
формы урбанизации – мегаполисы, явл. результатом слияния агломераций в
пределах территории, соседствующих районов, зон, стран. Крупнейшие
мегаполисы – Токкайдо, объединяющий 20 агломераций, от Токио до Осаки с
населением 60 млн. человек. Востваш – 40 агломераций от Бостона до
Вашингтона – 50 млн. человек; Английский – от Лондона до Ливерпуля – 30
млн. человек (30 агломераций). Наиболее высокий уровень урбанизации в
развитых странах мира. В Великобритании и ФРГ он превышает 90%, Швеция –
88%, Франция – 79% и т.д. В большинстве развивающихся уровень урбанизации
невысок. 18. Междунар. миграция рабочей силы: сущность, причины, формы. Под
международной (внешней) трудовой миграцией понимается перемещение населения
через гос. границы для того, чтобы вступить в трудовые отношения с
работодателями др. стран. К трудовым мигрантам не относятся коммерсанты-
челноки, а также лица, выезжающие за рубеж в служебные командировки (при
отсутствии контракта с иностранным работодателем). Внешняя миграция рабочей
силы подразделяется на: 1. трудовую эмиграцию – выезд трудоспособ.
населения из страны пребывания для долговременного или постоянного в др.
стране. 2. Трудовую иммиграцию – приезд рабочей силы в данную страну из-за
границы. Виды трудовой миграции: 1. Безвозвратная, при которой мигранты
выезжают на постоянное место жительства в принимающей стране; 2. временно-
постоянная – когда миграция ограничена сроком пребывания в стране въезда от
одного года до 6 лет. 3. сезонная миграция, которая связана с
кратковременным (в пределах 1 года) выездом для работы в тех отраслях
хозяйства, которые имеют сезонный характер (сельское хоз-во, рыболовство,
сфера услуг). Разновидностью сезонной миграции явл. кочевничество,
сохранившееся в Африке и в Зап. Азии. 4. Маятниковая (челночная,
приграничная) – ежедневный переезд из 1 страны в другую и обратно
мигрантов, пересекающих границу для работы в соседней стране – называют
рабочими-фронтальерами. 5. Нелегальная – незаконный въезд в др. страну в
поисках работы или прибытие в нее на законных основаниях (по частным
приглашением в кач-ве туриста и т.д.) с последующим нелегальным
трудоустройством. 6. «Утечка умов» - международ. миграция высококвалиф.
кадров – ученых, редких специалистов, иногда звезд искусства и спорта. Межстрановая миграция населения и трудовых ресурсов возникает при наличии
значительного контраста в уровнях экономического и социального развития и
темпах естественного демографического прироста стран, принимающих и
отдающих рабочую силу. Географическими центрами иммиграции являются
наиболее развитые страны, такие, как США, Канада, Австралия, большинство
западноевропейских стран, а также страны с высокими доходами от продажи
нефти и бурным экономическим ростом (Саудовская Аравия, Бахрейн, Кувейт,
Объединенные Арабские Эмираты и т.д.). 19. Виды транспорта и структура мирового рынка транспортных услуг.
Междунар. хозяйственные отношения обуславливают громадные потоки
передвижения товаров из одних стран в другие. Сама по себе транспортная
сеть сформирована в рамках национальных экономических систем. Все виды
транспорта, за исключением морского, имеют, прежде всего,
внутрихозяйственные цели для своего функционирования. Вместе с тем они
обслуживают и международные перевозки. По мере расширения и углубления
международной торговли развиваются и международные транспортные связи.
Важнейшими факторами их постоянного роста и качественного совершенствования
явл.: 1. Темпы и объемы ВЭД. 2. Научно-тех. прогресс, использование
достижений которого непосредственно влияет на качество транспортных связей. Транспортное обслуживание международных экономических отношений осущ. в 2
направлениях: 1) Перевозка товарных грузов 2) Перевозка пассажиров. За
последние 20-25 лет наметилась тенденция к сокращению объемов перевозимых
грузов. Этот факт свидет. не о падении темпов междунар. торговли, а о
качественных переменах в структуре товарообмена, где сократилась доля
топливно-сырьевой продукции как наиболее «транспортоемкой». Среди всех
видов транспорта самым распр. в междунар. торговле явл. морской транспорт.
Этот вид транспорта обеспеч. примерно 65% объема перевозок. Осн.
ассортимент перевозок сост. наливные и навалочные грузы, т.е. все те же
топливно-сырьевые товары, сост. около 40% объема морских перевозок.
Остальные 60% приходятся на генеральные грузы (готовая промышленная
продукция, потребительские товары, продовольствие). На железнодорожный
транспорт приходится примерно 15-17% объема междунар. перевозок. Он
используется для внутриконтинентальных перевозок. Серьезным конкурентом
морскому транспорту за посл. 30-40 лет стал воздушный транспорт. Учитывая
преимущества последнего в скорости перемещения, он стал лидером в
международных пассажирских перевозках. С внедрением скоростных и
широкофюзеляжных самолетов провозная способность резко увеличилась. Но этот
транспорт относительно дорогостоящий. Наименьшее значение в транспортном
обслуживании и внешнеэкономич. связей занимают автомобильный и речной
транспорт. На них в целом приходится около 5% объема внешнеторг. грузовых
перевозок. Эти виды транспорта более локальны. Автомоб. и речные пути
обеспечивают движение грузов, как правило, между гос-вами-соседями. Немалая
роль принадлежит трубопроводному транспорту. Его назначение связано с
систематической и бесперебойной доставкой нефти, нефтепродуктов, природного
газа. Низкая себестоимость обслуживания, 7-8% всех грузовых перевозок – на
нем.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|