Меню
Поиск



рефераты скачать Ответы на ГОС по Мировой экономике

p> 52. Сравнительная характеристика эк. развития двух корейских государств.
Эк. политика Северной Кореи базируется на социалистических производственных отношениях. Предпосылки для послевоенного развития экономики: 1. промышленная база 2. дешевая рабочая сила 3. экономическая помощь СССР.
Преобладающие отрасли экономики: 1. тяжелая промышленность (металлургич., хим., строительство ГЭС, автомобильная (грузовые машины по технологиям
СССР), 2. судостроение. 3. рыболовная пром-ть, 4. пищевая пром-ть – рис, 5.
ВПК (военно-пром. комплекс) – от 70-80% от ВВП. Современная Ю. Корея – ВПК
– 1-2% от ВВП. Северная Корея неофициально обладает ядерным оружием.
Характерной чертой экономического развития С. Кореи явл. определяющая роль гос-ва во всех секторах, в т.ч. и социальный. С 1974 года в стране упразднены все налоги. Квартплата вместе с оплатной за коммунальные услуги не превышает 3% от ЗПП. Мед. обслуживание и образование бесплатные. С 1975 г. введено всеобщее обязательное 11-летнее обучение. До 2002 года в стране сохранялась система нормированного снабжения населения продуктами питания и пром. товарами. На совр. этапе можно выделить след. основные проблемы северо-корейской экономики: 1. Большие расходы на армию. Армия объявлена главной силой в строительстве народного хоз-ва, способной максимально мобилизовать имеющиеся материальные и человеческие ресурсы. 2. Низкий уровень доходов населения, отсюда низкий платежеспособный спрос.
Среднемесячная з/п рабочих – 120-140 «народных вон» (менее 1$). 3. экономику отягощает бремя просроченного внешнего долга в размере 1 млрд. долларов. 4. утрата фактора материальной помощи со стороны СССР. 5. стихийные бедствия 90-х г.г. осложнили положение с обеспечением продовольствием. Крупнейшими донорами явл. США, КНР, Республика Корея и ЕС.
6. отмена карточной системы. 7. отмена субсидий и перевод предприятий на самоокупаемость. При такой системе могут выжить только конкурентоспособные предприятия. В процессе экономического развития С. Корея опирается на строительство трансконтинентальных железных дорог из Европы, ж/д на счет С.
Кореи не строится, а за счет инвестиций. Развитие экономики – по китайской модели: политическая власть остается в руках ком. партии, отсутствие демократич. преобразований, либерализация экономики с опорой на иностр. инвестиции.

Ю. Корейская практика показала ошеломляющий результат реализации: экспортной ориентации, когда объем торговли был расширен в немыслимых пределах, а Ю. К. стала одной из крупнейших торговых держав мира. Основой для формирования совр. экономики Ю. К. стали предпосылки: в 1937 г. в связи с реализацией Японией плана на развитие С. Кореи произошло углубление разделения труда и специализацией м/у севером и югом корейского полуострова. Север стал обладателем капитала, производственных мощностей и сырья, а Юг – с/х угодий и дешевой рабочей силы. На Севере было размещено
84% химической, 90% - металлургической, 64% - энергетики и газа. Юг продолжал специализироваться на с/х продукции, рыбного и лесного хоз-ва. На юге сохранилась преимущество по ряду отраслей обрабатывающей пром-ти, 72% - машиностроение, 85% - текстильной, 65% - лесозаготовок, 89% - полиграфической, 65% - пищевой. После обретения независимости в 1945 г. и образования в 1948 г. Республики начались преобразования. Иностранная помощь служила важным источником ресурсов для индустриализации. Экономика
Ю. Кореи развивалась по плану. Экономика оч. сильно монополизирована. Ю.
Корейская экспортная модель базировалась на экстенсивных формах: увеличение вливания капитала, осуществление мобилизации населения трудоспособного возраста. Таким образом, имел место так называемый феномер «отверточных технологий», формирующихся на основе индустриальной модернизации, преимущественно аграрной экономики. Отличительной чертой экономического развития Ю. Кореи стали высокие темпы экономического роста ВВП: существенные изменения произошли и в структуре нар. хоз-ва: доля с/х уменьшилась с 40 до 7%, выросла доля промышленности с 30 до 43%, и сектора услуг с 30 до 50%.

53. Монголия: природные ресурсы, экономика, связи с Россией.

Численность населения 2 617 тыс. чел. (1999 г.). Этнический состав: монголы 90%, казахи 4%, китайцы 2%, русские 2%, остальные этнические группы
2%.

В начале 1990-х годов экономика Монголии пережила тяжелые времена: с падением коммунистического режима страна отказалась от плановой централизованной экономики и начала переход к рыночной модели экономики. В социалистические времена кредиты из СССР составляли в бюджете от 1/3 до 1/2 всей доходной части. Стал стремительно расти внешний долг страны, а ВНП на душу населения стал стремительно снижаться. Валовой национальный продукт в
1998 г. составил 995 млн. долл. Валовой внутренний продукт в 1998 г. составил 1 042 млн. долл. Монголия обладает значительными минеральными ресурсами. Ведется добыча угля, железной руды, олова, меди, золота, серебра, вольфрама и молибдена. Северные реки Монголии обладают значительным гидроэнергетическим потенциалом. На протяжении всего 20 в. в стране интенсивно развивалось животноводство - его продукция составляет в экспорте страны значительную часть. Доля животноводства в сельском хозяйстве доходит до 70%. Свыше 90% всех сельскохозяйственных угодий - естественные пастбища и луга. Животноводство базируется на миллионном поголовье домашнего скота, включающего овец, коз, крупный рогатый скот, лошадей, верблюдов. Коневодство и мясное животноводство традиционно развито в северо-западных и центральных областях, в то время как в засушливых западных и южных районах разводят верблюдов и овец. Большая часть скота принадлежит кооперативам: еще в 1955 - 1959 гг. коммунистическое правительство провело компания по созданию крупных животноводческих объединений (аратов). Монголы исторически являются кочевниками, и растениеводство не прижилось в стране. Кроме того, климат в Монголии полузасушливый с долгими и холодными зимами. Под выращивание сельскохозяйственных культур занято около 1% всех земель. Большинство этих земель сосредоточено на Севере страны, где выпадает больше осадков, и в низинах рек Селенга, Керулен, Кобдо. Дополнительно используется часть земель с искусственным орошением. Около 4/5 всего урожая приходится на пшеницу, остальное на ячмень, овес и фураж. Доходы от выращиваемых культур низки и колеблются из года в год. Совсем небольшую долю в сельском хозяйстве составляют овощеводство. 4/5 всего урожая приходится на государственные хозяйства, остальное на кооперативы. Промышленность
Монголии представлена двумя направлениями: горнодобывающая, пищевая и легкая отрасли, сосредоточенные на обработке сельскохозяйственной продукции. Монголия очень богатая полезными ископаемыми. Медные, молибденовые руды и флюориты добываются на экспорт, в небольших количествах ведется добыча золота и вольфрама. Добыча угля ведется в Монголии в двух районах - к Юго-Востоку от Дархана и к Юго-Востоку Улан-Батора. С 1983 г. в стране действует медно-молибденовый горно-обогатительный комбинат
"Эрдэнэт". Хотя правительство затратило много средств и усилий на индустриализацию страны, большинство предприятий занято переработкой сельхозпродукции: выпускаются мясные и молочные продукты, изделия из кожи и шерсти, древесины. Улан-Батор является центром легкой промышленности, а
Сухэ-Батор - центром деревообрабатывающей промышленности. Экспорт в 1998 г. составил 316,8 млн. дол. и состоял из меди, живого скота, мяса, кашемира, шерсти, кожи, флюоритов, цветных металлов. Страны-экспортеры: Китай,
Швейцария, Россия, Республика Корея, США. Импорт в 1998 г. составил 427,4 млн. дол. и состоял из машин и оборудования, топлива, продовольствия, промышленных потребительских товаров, продукции химической промышленности, стройматериалов, сахара, чая. Страны-импортеры: Россия 30,6%, Китай 13,3%,
Япония, Республика Корея, США.

Связи с Россией. Общий исторический фон взаимоотношений двух стран всегда был положительным. Но в начале 90-х годов, после распада СССР, наступил кризис отношений - экономический и политический. В 1993 году был заключен договор о дружбе и сотрудничестве между новой Россией и Монголией. Торговля развивалась очень медленно, в последние годы – рост товарообмена.
Существует проблема долга Монголии перед Россией.

Товары экспорта: животноводство, прод-я горнодобыв. и легкой промышленности, мин. сырье и топливо, уголь, кож. изделия, мясо и мяс. продукты, ковры, стройматериалы. Возможности для экспорта: руды цвет. мет., урана, необработанных полудраг. камней, кожевенного сырья и др.

54. Платежный баланс и его структура.

ПБ – соотношение сумм платежей, произведенных данной страной за границей и поступлением из-за границы за определенный период времени. Он представляет собой количественное и качественное выражение структуры характера внешнеэкономических связей страны (ВЭС). Операции Центрального
Банка Р.Ф. отражаются в сводном балансе, в котором к активам относят: золото, ин.валюта, наличные деньги в кассах, кредиты Мин. финансов Р.Ф., операции с ценными бумагами, кредиты, межгосударственные расчеты и прочие активы. К пассивам относятся: уставный капитал, резервные фонды, валютные счета, наличные деньги в обращении, средства коммерческих банков, средства бюджетов и клиентов, средства в расчетах и прочие пассивы (казначейство открывает соотв. счета, через которые осуществ. кассовые операции).

Платежный баланс состоит из 2-х частей: 1. Баланс текущих операций;
2.Баланс движения капиталов. Баланс текущих операций включает торговый баланс и баланс услуг. В отличие от других балансов международных расчетов платежный баланс внешнеарифметически уравновешен, т.к. любая сделка регистрируется по методу двойной записи, как определенная форма экономических отношений с одной стороны, и как указатель источника средств с другой, за счет которой возникает денежное требование и обязательства в данном периоде. Баланс движения капиталов и кредитов выражается отношением ввоза и вывоза за опред. период времени капитала.

Структура платежного баланса:

I. Баланс текущих операций: 1) Торговый баланс: а. экспорт б. импорт.
2)Баланс услуг и некоммерч. платежей – баланс «невидимых» операций. II.
Баланс движения капиталов и кредитов.

Баланс «невидимых» операций объединяет платежи и поступление по различным по форме и экономическому содержанию услугам и некоммерческим операциям. В их числе: транспортные перевозки, связь, страхование, комиссионные операции, международный туризм, деловые поездки, культурный обмен, лицензии, тех.помощь, гонорары, изобретения, военные расходы за границей и др.

Баланс движения капиталов и кредитов – соотношение платежей и поступлений по ввозу и вывозу частных и государственных капиталов, по полученным и предоставленным кредитам. Движение предпринимательского капитала осущ. в форме прямых заграничных инвестиций (в предприятия) и портфельных капитальных вложений (в ценные бумаги). Межд. движение ссудного капитала происходит в форме долгосрочных, среднесрочных, краткосрочных кредитов.

55. Торговый баланс. Т.Б. – соотношение стоимости экспорта товаров из страны со стоимостью импорта за опред. промежуток времени. Показатели внешней торговли традиционно занимают важное место в платежном балансе.
Поскольку значит. часть внешней торговли осущ. в кредит, сущ. различия между показателями торговли, платежей и поступлений фактически произведенных за соответствующий период. Экономическое значение актива или дефицита торгового баланса применительно к конкретной стране зависит от ее положения в мировом хоз-ве, характера ее связей с партнерами и общеэкон. политики. Для стран, отстающих от лидеров по уровню экон. развития, активный торговый баланс необходим, как источник валютных средств для оплаты международных обязательств по другим статьям платежного баланса. Для ряда промышленно развитых стран – Японии, Германии активное сальдо торгового баланса используется для создания второй экономики за рубежом.
Пассивный торговый баланс считается нежелательным и обычно оценивается как признак слабости внешнеэкономических позиций страны. Это правильно для развивающихся стран, испытывающих нехватку валютных поступлений. Для промышленно развитых стран это может иметь иное значение. Например, дефицит торгового баланса в США с 1971 г. объясняется активным продвижением на их рынок международных конкурентов (Зап. Европы, Японии, Гонконга, Тайваня, Ю.
Кореи и др.) по производству товаров все большей сложности. В результате складывающегося МРТ более эффективно используются ресурсы в мировых масштабах. Зеркальным отражением дефицита внешней торговли США служит активное сальдо по этим операциям у упомянутых партнеров, которые используют валютные поступления для заграничных капиталовложений, в т.ч. в
США. Пассивное сальдо торгового баланса возникает, если импорт превышает экспорт товаров.

56. Государственное регулирование ВЭД в России. Во всех странах ВЭД рассматривается как часть внешней политики государства, а также национально- экономической политики, поэтому подлежит регулированию со стороны государства. Основные принципы гос. регулирования ВЭД в РФ: 1. Единство внешнеэкон-й политики как части внешней политики России. 2. Единство системы госрегулирования в ВЭД и контроля за ее осуществлением. 3. Единство таможенной территории РФ. 4. Приоритет экономических мер регулирования. 5.
Равенство всех участников ВЭД и их недискриминация. 6. Защита государством прав и законных интересов участников ВЭД. 7. Исключение неоправданного вмешательства гос-ва и его органов во ВЭД, нанесение ущерба ее участникам и экономики страны в целом. Гос. регулирование ВЭД осущ. с помощью широкого круга мер, число которых постоянно растет. Все разнообразие применяемых государством инструментов влияния на внешнеэкономические связи может быть систематизировано: 1) от направленности действия: а) протекционистские, б) либерализационные. Протекционистские направлены на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Либерализационные в противоположность этому направлены на снятие, снижение ограничений во внешней торговли, что приводит к росту конкуренции со стороны иностранных компаний. В современной мировой экономике и политике государств эти 2 противоречивые тенденции. 2)
От характера воздействия на экономические процессы делятся на: а) административные б) экономические. Административные – меры прямого ограничения экспорта или импорта (установление квот, лицензий, эмбарго).
Экономические – меры, которые воздействуют на экономические процессы через экономические интересы участников (установление тамож. пошлин, акцизов, сборов, система налогообложения, банковская процентная ставка, курс валют).
В России происходит постепенный отказ от административных мер и переход к экономическим. 3) От характера и разновидности приемов меры делятся на: таможенно-тарифные и нетарифные. Таможенно-тарифные меры регулируются
Таможенным кодексом РФ, Законом РФ «О таможенном тарифе».

57. Нормативно-законадательная база в РФ. В России приняты федеральные законы, регулирующие отношения внешней торговли: 1. Федеративный закон от
13.10.1995 г. «О госрегулировании внешнеторговой деятельности с изменениями и дополнениями, внесенными федеративными законами №96-ФЗ от 8.07.1997 г., и
№32-ФЗ от 10.02.1999 г.». 2. Федеративный закон от 14.04.1998 г. «О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами». 3. Федеративный закон от 9.07.1999 г. «Об иностранных инвестициях в РФ». 4. Федеративный закон от 18.07.1999 г. «Об экспортном контроле». 5. Закон РФ от 9.10.1992 г. «О валютном регулировании и валютном контроле» в редакции федеративных законов №192 ФЗ от 29.12.1998 г.» и №128
ФЗ от 5.07.1999 г. 6. Таможенный кодекс РФ и др. 7. Постановление
Правительства РФ №479 от 1.04.1996 г. «Об отмене вывозных таможенных пошлин, изменении ставок акциза на нефть и дополнительных мерах по обеспечению поступления доходов в федеральный бюджет» и др. постановления.
Внешнеторговая деятельность в РФ регулируется Конституцией РФ, федеральными законами и иными правовыми актами РФ, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ. Целями этих законодательных актов являются: защита экономического суверенитета, 2.
Обеспечение экономической безопасностью РФ, 3. Стимулирование развития национальной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности. 4.
Обеспечение условий эффективной интеграции экономики РФ в мировую экономику. Основными принципами госрегулирования внешнеторговой деятельности в РФ явл.: 1. Единство внешнеторговой политики, 2. Единство системы гос. регулирования ВТД (внеш. торг. деят-ть). 3. Единство политики экспортного контроля. 4. Единство тамож. территории РФ, 5. Равенство участников ВТД. Президент РФ в соотв. с Конституцией РФ и Федеративными законами: 1) осущ-ет руководство государственной внешнеторговой политикой
РФ, 2) Включает раздел о государственной внешнеторговой политике в ежегодное послание Федеральному Собранию РФ о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. 3) регулирует сотрудничество в военно-технической области 4) определяет порядок экспорта драг. металлов, камней и др. 5) в праве вводить признанные междунар. правом экономические санкции. Правительство РФ: 1) Обеспечивает проведение в РФ единой гос. Внешнеторг. политики РФ и осуществл. меры по ее реализации. 2) Разрабатывает и представляет на утверждение Федеральному собранию РФ федеральную программу развития ВТД. 3) Принимает временные меры по защите внутреннего рынка РФ. 4. Вводит количественные ограничения экспорта и импорта.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.