p>24. Частная и общее равновесие: их сущность. Классическая и кейнсианская
модель достижения макроэкономического равновесия
Макроэкономическое равновесие является центральной проблемой общественного
воспроизводства. Различают идеальное и реальное равновесие. Идеальное -
достигается в экономическом поведении индивидов при полной оптимальной
реализации их интересов во всех структурных элементах, секторах, сферах
народного хозяйства. Достижение такого равновесия предполагает соблюдение
следующих условий воспроизводства: 1. Все индивиды должны найти на рынке
предметы потребления. 2. Все предприниматели должны найти на рынке факторы
производства. 3. Весь продукт прошлого года должен быть реализован.
Идеальное равновесие исходит из предпосылок идеальной конкуренции и
отсутствии побочных эффектов, что в принципе не реально, так как в реальной
экономике не существует таких явлений как совершенная конкуренция и чистый
рынок. Кризисы и инфляция выводят экономику из состояния равновесия.
Реальное макроэкономическое равновесие - равновесие, устанавливающееся в
экономической системе в условиях несовершенной конкуренции и при внешних
факторах воздействия на рынок. Различают частичное и полное равновесие:
Частичным называется равновесие на отдельно взятом рынке товаров, услуг,
факторов производства. Полное (общее) равновесие есть одновременное
равновесие на всех рынках, равновесие экономической системы целиком, или
макроэкономическое равновесие. Полное экономическое равновесие -
структурный оптимум хозяйственной системы, к которому общество стремится,
но никогда его полностью не достигает в связи с постоянным изменением
самого оптимума, идеала пропорциональности. На денежном рынке равновесие
достигается за счет гибкости процентной ставки, которая балансирует
количество накопленных у домохозяйств денег (сбережения) и величину спроса
со стороны предпринимателей (инвестиции). Если потребители сокращают спрос
на товары и увеличивают накопления, при данной процентной ставке появляются
нереализованные товары. Производители станут сокращать производство и
снижать цены. Одновременно начинает падать процентная ставка, поскольку
спрос на финансовые ресурсы для инвестиций сокращается. В этой ситуации
сбережения начинают сокращаться, поскольку процентная ставка сокращается, а
на рынке много дешевого товара, а инвестиции начинают расти по причине
дешевизны кредитов. В результате при новой процентной ставке общее рыночное
равновесие восстановится на прежнем уровне объема производства,
соответствующем полной занятости.
Классическая модель достижения макроэкономического равновесия:
исходит из того, что рын. система способна к автоматическому
саморегулированию. Важнейшей особенностью классической школы является
положение о том, что предложение благ порождает спрос на эти блага. Это
положение выражено в законе Сэя. Согласно этому закону каждый
предприниматель, продав свой товар на рынке должен сразу же все полученные
средства от продажи потратить на приобретение др. товаров.
Кейнсианская модель достижения макроэкономического равновесия
Из теории Кейнса: главная задача государства состоит в сохранении
макроэкономического равновесия через воздействие на сов. спрос.
Совокупный спрос - общий объем спроса на товары и услуги в стране,
определяемый как суммарный спрос потребителя на потребительские товары и
услуги предприятий, а также на инвестиционные ресурсы. Совокупный спрос
зависит от доходов населения и фирм. Совокупное предложение - общее
количество товаров и услуг, которое может быть произведено и предложено в
соответствии со сложившимся уровнем цен. Совокупное предложение обычно
приравнивается к внутреннему валовому продукту.
В этой модели важную роль играет мультипликатор. Мультипликатор – это
коэффициент, который показывает связь между изменением инвестиций и
изменением величины дохода; это соотношение между приростом дохода и
вызывающим этот прирост объемам инвестиций. Он показывает зависимость
прироста нац. дохода от прироста инвестиций. Мультипликатор увеличивается,
когда потребители склонны использовать прирост дохода для роста
потребления, и уменьшается при усилении склонности к накоплению сбережений.
В годы, когда гос-во старалось не вмешиваться в экономику(перестройка),
привели к несбалансированности экономики, то есть главная роль гос-ва –
быть регулирующим центром в развитии экономики.25. Проблемы экономического роста в России, его типы и показатели
Под экономическим ростом понимают долговременные изменения естественного
уровня реального объема производства, связанные с развитием
производительных сил на долгосрочном временном интервале.
Сущность реального экономического роста состоит в разрешении и
воспроизведении на новом уровне основного противоречия экономики: между
ограниченностью производственных ресурсов и безграничностью общественных
потребностей. Разрешается это противоречие между двумя основными
способами: во-первых, за счет увеличения производственных возможностей, во-
вторых, за счет наиболее эффективного использования имеющихся
производственных возможностей и развития общественных потребностей.
В экономической теории сложились два основных подхода к трактовке форм
проявления экономического роста. Наиболее распространенным является
понимание экономического роста как итоговой характеристики развития
национальной экономики за определенный период, измеряемый либо темпами
роста реального объема ВНП ( ВВП, НД) , либо темпами увеличения этих
показателей в расчете на душу населения. Первый способ измерения
экономического роста используется при оценке темпов расширения
экономического потенциала страны, второй - при анализе динамики
благосостояния населения или сравнении жизненного уровня в разных странах и
регионах.
Основными конечными целями экономического роста являются повышение
материального благосостояния населения и поддержание безопасности. Первое
конкретизируется в следующих основных составляющих: увеличение
среднедушевых доходов населения; увеличение свободного времени ;
улучшение распределения ВВП среди различных слоев населения; улучшение
качества и рост разнообразия выпускаемых товаров и услуг.
Под эффективностью экономического роста понимается улучшение всех
составляющих многогранного понятия “эффективность производства”. Сюда
относятся: улучшение качества товаров и услуг, повышение их
конкурентоспособности на отечественном и мировом рынках; освоение
производства новых товаров, позволяющих удовлетворить ранее не
удовлетворенные потребности или создавать возможность для их удовлетворения
наилучшим образом; освоение новых технологий, позволяющих минимизировать
затраты органических производственных ресурсов для выпуска данного объема
производства.
Факторами экономического роста называются те явления и процессы, которые
определяют масштабы увеличения реального объема производства, возможности
повышения эффективности и качества роста.
По способу воздействия на экономический рост различают прямые и косвенные
факторы. Прямые непосредственно определяют физическую способность к
экономическому росту и к ним относят: увеличение численности и повышение
качества трудовых ресурсов; рост объема и улучшение качественного состава
основного капитала; совершенствование технологии и организации
производства; повышение количества и качества вовлекаемых в хозяйственный
оборот природных ресурсов; рост предпринимательских способностей в
обществе.
Косвенные факторы влияют на возможность превращения этой способности в
действительность. Они могут способствовать реализации потенциала,
заложенного в прямых факторах, или ограничивать его. В состав косвенных
входят такие факторы предложения, как снижение степени монополизации рынка,
уменьшение цен на производственные ресурсы, снижение налогов на прибыль,
расширение возможности получения кредитов, а также факторы спроса и
распределения.
Факторы спроса определяют возможность реализации растущего объема
производства. К числу важнейших относят такие факторы спроса, как рост
потребительских, инвестиционных и государственных расходов, расширение
экспорта.
Если динамика спроса отстает от расширения естественного уровня
Современный тип экономического роста - это развитие интенсификации
производства на основе НТР.
Показатели современного типа экономического роста:
повышение качества продукции;
повышение производительности труда;
ресурсосбережения, т.е. уменьшение удельного расхода ресурсов на единицу
полезного эффекта;
динамика фондоотдачи;
снижение текущих затрат живого и овеществленного труда на единицу
продукции;
интегрированный показатель нового типа экономического роста - рост
эффективности общественного производства.
26. Цель и методы государственного регулирования в рыночной экономике
Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было
различным на разных этапах ее становления и развития. Во всех экономических
системах государство регулирует экономику. Подобное регулирование в
современных рыночных условиях осуществляется в меньших масштабах, чем в
административно-командной системе, тем не менее, экономическая роль
государства велика, особенно по сравнению с системой свободной конкуренции.
Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства
представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и
контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными
учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и
приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся
условиям. Основные функции государства: создание и регулирование правовой
основы функционирования экономики; антимонопольное регулирование;
проведение политики макроэкономической стабилизации; деятельность в сфере
распределения доходов. Функции определяют тот необходимый минимум
вмешательства государства, без которого не может нормально функционировать
рыночный механизм.
В развитии экономики государств очень часто приходится корректировать те
недостатки, которые имеет рынок.
1. Рынок не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов и защите
окружающей среды;
2. Не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему
человечеству (запасы рыбы);
3. не создает стимулов для пр-ва товаров и услуг коллективного пользования;
4. не гарантирует права на труд и доход;
5. не обеспечивает развития фундаментальных исследований в науке;
6. рынок подвержен нестабильному развитию с присущими ему инфляционными
процессами.
Поэтому государство берет на себя ответственность за создание относительно
равных условий для взаимного соперничества фирм, эффективной конкуренции,
за ограничение монопольного пр-ва.
Исторически сложились два ведущих методологических подхода к регулированию
рыночной экономики:
1. Кейнсианская школа - за регулирование хоз. механизма;
2. Доктрины консервативного направления, т. е. те, к-рые за невмешательство
государства в экономическую жизнь.
Гос. регулирование эк-ки - целенаправленный координирующий процесс
управленческого воздействия правительства на отдельные сегменты внутренних
и внешних рынков посредством микро- и макроскопических регуляторов
целедостижения равновесного роста общей экономической системы.
Генеральные цели гос. рег.:
1. достижения эконом. и соц. Стабильности;
2. обеспечение национальных эконом. преимуществ;
3. обеспечение эконом. безоп. Страны;
4. адаптация рыночного механизма к различным целям.
Типы гос. регулирования:
1. полный гос. монополизм в управлении нар. хоз-вом.
2. различные варианты сочетания рыночных и гос. регуляторов (Фр).
3. крайний либерализм, признающий эффективность только частного
предпринимательства (США).
Деятельность пр-ва:
1. обеспечение правовой базы, способствующей эффективному функционированию
рыночной системы;
2. защита конкуренции;
3. перераспределение доходов и богатства;
4. корректировка распред. ресурсов с целью изм. Структуры нац. Продукта.
5. контроль уровняня занятости и инфляции
6. стимулирование эконом-го роста отраслей пр-ва.
Комплексное использование методов и инструментов гос-го регулирования
образует макромаркетинг национальной экономики. Он является комплексным
методом, охватывающим одновременно все фазы воспроизводства и
экономического роста территорий и региональных подсистем. 27. Государственный бюджет, его структура: дефицит, профицит, госдолг
Государственный бюджет - смета доходов и расходов государства за
определенный период времени, чаще всего на год, составленная с указанием
источников поступления государственных доходов и направлений каналов
расходования средств. Государственный бюджет составляется правительством,
утверждается и принимается высшими законодательными органами. В процессе
исполнения бюджета может иметь место его частичный пересмотр.
Государственные доходы - исчисленные в денежной форме доходы государства за
счет взимания налогов, пошлин, платежей, оплаты услуг государственного
аппарата, внешнеторговых операций, иностранных кредитов, иностранной
помощи. Государственные расходы - денежные затраты государства, состоящие
из закупок товаров и услуг и трансфертов. Дефицитом бюджета - называется
превышение расходов над доходами, то есть это недостаточность средств,
ресурсов по сравнению с запланированным или необходимым уровнем.
Государственный долг - это задолженность государства внешним и внутренним
кредиторам. Различают внешний и внутренний государственный долг.
Дефицит бюджета характеризует такое его состояние, когда общие расходы гос-
го сектора превышает доходы гос-го сектора государства. В принципе дефицит
бюджета связан с циклом деловой активности. Когда происходит подъем в
экономики, и наблюдается пик развития, то налоговые поступления
увеличиваются быстро, а гос-ные расходы на пособие по безработице
сокращаются. Разница между всей стоимостью всех товаров и услуг, которые
наша страна продает другим странам и стоимостью все товаров и услуг,
которые мы покупаем у остального мира, называется внешним торговым
балансом страны. Если страна покупает у друг. гос-в больше, чем продает, то
наблюдается внешне-торговый дефицит. А если государство продает друг.
странам больше, чем покупает у них, то оно имеет активное дефицит внешне-
торгового бюджета.
Государственный долг - ценные государственные бумаги, продаваемые
предприятиям и населению страны (по которым государство выплачивает %), и
международные займы (задолженность другим государствам и международным
кредитным организациям). Чем больше гос-ный долг, внутренний и внешний, тем
выше расходы на его обслуживание и погашение, тем меньше средств остается
для инвестиций и для потребления населения. 28. Национальный доход и его распределение
НД – это часть СОП за вычетом потребленных средств производства.
НД = СОП – Фв, НД = ПП + НП
НД – это чистый продукт общества
Факторы, влияющие на рост НД: 1. увеличение численности занятых в сфере мат. производства 2. за счет роста производительности труда, этот фактор определяющий поскольку возможности роста численности ограничены
НД состоит из 2 фондов
фонд потребления – это часть, которая направлена на удовлетворение
потребностей, на зарплату рабочих мат. сферы
Фонд накопления - это часть, которая направлена на расширение производства,
на культурно-бытовое стр-во, на резервы, на содержание непроизводственной
сферы.
ЧНП – исчисляется как сумма зарплаты, прибыли, ренты, процента, косвенных
налогов (таможенные пошлины).
ЧНП – это нац. доход + косв. налоги. Они добавляются для того, чтобы
определять нац. доход по рын. ценам.
ВВП включает в себя продукцию и услуги, произведенные только внутри страны
с использованием только своих факторов производства. Различают:
Номинальный ВВП – это его физ. объем, выраженный в текущих ценах данного
года.
Реальный ВВП – это его физ. объем с поправкой на уровень изменения цен с
помощью дефлятора.
Дефлятор – это индекс цен на все товары, услуги, используемый для
соотношения ном. ВВП с целью определения его реальной величины.
Для хар-ки уровня жизни населения используется показатель «личный доход»
ЛД – это доход, который получает отдельное лицо, семья, без налогов 29. Мировая торговля: влияние внешней торговли на национальное
производство общественного продукта
Мировая торговля пред. собой наиболее простую форму реализации
международного разделения труда. Каждая страна участвует в мировом обмене
товарами и услугами. Ее участие в мировой торговле хар-ся 2 составляющими:
ввозом и вывозом товаров и услуг.
Экспорт – вывоз товаров и услуг и их реализация на внешних рынках.
Импорт - ввоз товаров и услуг и их реализация на внутреннем рынке страны.
Реэкспорт – ввоз товаров с целью не реализация их на внутренних рынке, а
вывоза в третьи страны.
Внешнеторговый баланс страны – вся совокупность внешнеторговых операций по
экспорту и импорту.
Внешнеторговый оборот страны – общая сумма экспорта и импорта.
Сальдо внешнеторгового оборота – разность между суммой экспорта и суммой
импорта.
Сальдо полож-ное, если экспорт превышает импорт, и наоборот. Соотношение
экспорта и импорта в условиях открытой экономики оказывает существ. влияние
на всю экономическую ситуацию в стране.
Экспорт, как и потребление и инвестиции, вызывает увеличение объема
производства внутри страны. А это означает появление новых рабочих мест,
увеличение занятости, рост доходов, который стимулирует расширение
отечественного производства. В случае увеличения импорта произойдет
переориентация части расходов с потребления и инвестиций на импорт. А это
повлечет сокращение спроса на продукты отеч. производства, свертывание
рабочих мест, сокращение доходов. Поэтому при измерении совокупных расходов
на выпускаемые внутри страны товары и услуги необходимо вычитать расходы на
импорт, а экспорт рассматривать как новый компонент совокупных расходов в
стране.
Из изложенного следует, что полож. сальдо ведет к возрастанию расходов и
увеличению чистого внутреннего продукта, тогда как отриц. сальдо приводит к
уменьшению ЧВП.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|