Меню
Поиск



рефераты скачать Ответы на билеты по Экономической теории

Ответы на билеты по Экономической теории

Билеты по дисциплине «Экономическая теория»
1. Сущность и основные черты предприятия
Предприятие - это самостоятельная хозяйственная единица, имеющая статус юридического лица и созданная с целью производства и реализации продукции, оказания услуг.
Основные черты:
1. Цель: получение прибыли, достичь которую можно, производя какие-то товары, имеющие спрос. выпуск продукции или оказание услуг, получение max прибыли при min затратах.
2. В предпринимательстве рассматриваются субъекты и объекты. Субъекты: АО, кооперативы, государство. Объекты: различные виды деятельности (торгово- закупочная, операции с ценными бумагами)
3. Различают виды
1) Коммерческое предпринимательство, которое состоит в сделках по продаже товаров, не связано с их производством, образуется с помощью продажи товаров по другой цене (выше). Если же эти операции в рамках закона, то нельзя считать их спекуляцией.
2) Производственное предпринимательство, в данном случае выпускают товары, главная функция: производство товаров.
3) Финансовое предпринимательство, в данном случае объект купли-продажи: валюта, ценные бумаги, деньги.
4) Посредническое предпринимательство, за оказание услуг получают доход, прибыль.
Признаки: наличие имущества, может выступать в суде, имеет имущественные права, баланс и счёт в банке.
Задачи: выпуск конкурентоспособной продукции; изучать спрос на выпускаемую продукцию, эффективно использовать материальные ресурсы, внедрение достижений науки и техники, производить гибкую ценовую политику.
Классификация: характер потребительского сырья (добывающие, перерабатывающие); назначение готовой продукции (средства производства, предметы потребления); технологическая общность (с непрерывным и дискретным процессом производства); время работы в течение года (сезонные и круглогодичные); размер (крупные, средние, малые); по уровню специализации (диверсификационные, специализированные, комбинированные); по виду деятельности (промышленные, торговые, строительные и т.д.); по форме собственности (государственные, муниципальные, коллективные, совместные); в зависимости от цели (коммерческие и некоммерческие).

2. Виды и формы предпринимательской деятельности
Предпринимательство характеризуется инициативной самостоятельной деятельностью, осуществляющейся на свой риск под имущественную ответственность, направленную на получение прибыли. Главный признак предпринимательства: риск. Не всякую хозяйственную деятельность можно считать предпринимательской, а только лишь ту, которая связана с риском, инициативой, самостоятельностью, ответственностью, предприимчивостью.
Основные черты предпринимательства:
Цель: получение прибыли, достичь которую можно, производя какие-то товары, имеющие спрос.
В предпринимательстве рассматриваются субъекты и объекты. Субъекты: АО, кооперативы, государство. Объекты: различные виды деятельности (торгово- закупочная, операции с ценными бумагами)
Различают виды предпринимательства:
1) Коммерческое предпринимательство, которое состоит в сделках по продаже товаров, не связано с их производством, образуется с помощью продажи товаров по другой цене (выше). Если же эти операции в рамках закона, то нельзя считать их спекуляцией.
2) Производственное предпринимательство, в данном случае выпускают товары, главная функция: производство товаров.
3) Финансовое предпринимательство, в данном случае объект купли-продажи: валюта, ценные бумаги, деньги.
4) Посредническое предпринимательство, за оказание услуг получают доход, прибыль.
Формы предпринимательства.
По видам деятельности:
Коммерческие фирмы, их цель получить прибыль
Некоммерческие, у них другие задачи
По размерам предпринимательства:
Крупный
Средний
Мелкий бизнес

3. Организационные формы предприятий
Предприятие - это самостоятельная хозяйственная единица, имеющая статус юридического лица и созданная с целью производства и реализации продукции, оказания услуг.
Предпринимательская деятельность осуществляется предприятиями или фирмами.
Как экономическая категория фирма представляет собой основное звено реализации производительных сил и производственных отношений, самостоятельно принимающее экономические решения, стремящееся к максимизации дохода и прибыли и рациональному использованию ресурсов для снижения издержек производства. Организационно - правовые формы предприятий в рыночной экономике: частное предприятие - это предприятие, имеющее в одном лице и учредителя, и собственника. Все остальные лица, участвующие в деятельности предприятия, являются наемными работниками. Полное товарищество (общество) - объединение физических или юридических лиц, отвечающих по обязательствам товарищества всем движимым или недвижимым имуществом. Смешанное товарищество - отличается от полного тем, что наряду с участниками, отвечающими по обязательствам товарищества всем своим имуществом, есть лица, ответственность которых ограничивается размерами их вкладов. Товарищество с ограниченной ответственностью - объединение, формируемое на основе вкладов участников, которые несут ответственность только в пределах своих вкладов. Акционерное общество является добровольным объединением лиц (физических или юридических). Обязательным условием является внесение некоторого материального вклада в уставной фонд общества.
Непременным принципом акционерного общества является ограниченная ответственность его участников. Это означает, что акционеры не несут никакой личной и имущественной ответственности по обязательствам общества.
Акционеры имеют право на получение ежегодного дохода - дивиденда. В акционерных обществах личное участие может быть сведено к участию в управлении или присутствию на общих собраниях. Акционеры отвечают по обязательствам общества только в пределах принадлежащих им акций.
Преимущества: объединение их членами функций собственника, предпринимателя и наемного работника. Недостаток: перераспределение долей собственности в пользу тех, кто функции собственника и предпринимателя предпочтет наемному труду и сумеет их реализовать. Сохраняется постоянная угроза дележа не по индивидуальным долям и в соответствии с трудовым вкладом, а по
«справедливости», то есть по уравнительным критериям, что может вызвать потенциальные конфликты.
Кооператив - представляет собой вариант предпринимательства, когда средства производства являются собственностью членов коллектива производителей.
Государственное предприятие - вид хозяйственной деятельности, в которой активным предпринимателем выступает государство, в собственности которого находится весь основной капитал. Подразделяются на: бюджетное предприятие - деятельность которого полностью финансируется из государственного бюджета; государственные корпорации - предприятия, акции которых полностью принадлежат государству; смешанные предприятия - которые образуются в виде акционерных обществ или товариществ, акции которых принадлежат и государству, и частным владельцам.
Типы объединений:
Картели и синдикаты охватывают только сферу обращения: предприятия, объединяющиеся в картели договариваются о разделе рынков и единой ценовой политике, а в рамках синдиката создается общая сбытовая контора и предприятия договариваются о квотах.
При объединении предприятий в трест они полностью утрачивают юрид. и экон. самостоятельность, трест несет ответственность за результаты хоз. деятельности предприятий. Концерн: юрид. и экон. самостоятельность, но фин. контроль головной фирмы.
Конгломерат и диверсифицированный конгломерат – многоотраслевые объединения.
Конгломерат не имеет отраслевого ядра и в нем господствует фин. капитал.
Диверсифицированный конгломерат имеет отраслевое ядро, в нем господствует пром. капитал.

4. Экономическое содержание, виды издержек производства
Издержки производства – это затраты на приобретение производственных факторов, используемых для производственной и реализационной деятельности.
С экономической точки зрения издержки представляют собой стоимость всех затраченных материалов и услуг. Это важнейшая экономическая категория, от которой зависит:
1) Уровень цен
2) Величина прибыли
3) Конкурентоспособность
4) Положение на рынке
В издержки производства входят затраты на сырье, материалы, амортизацию средств труда, на зарплату.
Издержки производства – это главный фактор, влияющий на объем предложения, поэтому прежде чем решить, сколько товаров производить фирма должна проанализировать издержки производства.
Классификация издержек производства:
Издержки обращения – связаны с процессом реализации товара. В образовании стоимости товара участвуют только те издержки обращения, которые представляют собой продолжение процесса производства в сфере обращения
(хранение товара, его транспортировка, упаковка).
Издержки производства в зависимости от:
1) Влияния на них объемов производства делятся на постоянные и переменные.
Постоянные издержки – это те издержки, которые не зависят от объемов производства. Они должны быть оплачены даже в случае остановки предприятия.
Переменные издержки – это расходы, которые зависят от количества производимой продукции. Они состоят из затрат на сырье, зарплату и по мере роста производства они возрастают.
Это деление условно, так как зависит от периода, за который производится анализ. Сумма постоянных и переменных издержек – это общие (валовые) издержки.
2) Для измерения издержек на производство еденицы продукции используют средние издержки. Они важны для определения прибыльности фирмы ( если цена
= ср. издержки, то фирма имеет нулевой эффект; если цена > ср. издержек, то прибыль есть)
3) В зависимости от метода оценки затрат различают бухгалтерские и альтернативные.
Бухгалтерские – это фактически расход факторов производства на изготовление определенного количества продукции по ценам их приобретения.
Альтернативные – это та сумма денег, которую можно получить при наиболее выгодном использовании ресурсов из всех возможных альтернативных способов.
Альтернативность требует выделения 2 видов издержек:
Явные – те фактические затраты на производство продукции
Вмененные – это издержки упущенных возможностей из-за неиспользования ресурсов.
4) С точки зрения поступления средств издержки делятся на внешние и внутренние.
Внешние издержки – это издержки, денежные затраты на приобретение сырья, оборудования. Это расходы в пользу поставщиков.
Внутренние издержки – это собственные ресурсы, которые используются в производстве.
5) С целью определения макс. Выпуска продукции рассчитываются предельные издержки.
Предельные издержки – это дополнительные издержки на производство каждой дополнительной единицы продукции по сравнению с данным объемом продажи. Эти издержки важны для определения стратегии фирмы.

5. Классификация издержек производства
Классификация издержек производства:
Издержки обращения – связаны с процессом реализации товара. В образовании стоимости товара участвуют только те издержки обращения, которые представляют собой продолжение процесса производства в сфере обращения
(хранение товара, его транспортировка, упаковка).
Издержки производства в зависимости от:
1) Влияния на них объемов производства делятся на постоянные и переменные.
Постоянные издержки – это те издержки, которые не зависят от объемов производства. Они должны быть оплачены даже в случае остановки предприятия.
Переменные издержки – это расходы, которые зависят от количества производимой продукции. Они состоят из затрат на сырье, зарплату и по мере роста производства они возрастают.
Это деление условно, так как зависит от периода, за который производится анализ. Сумма постоянных и переменных издержек – это общие (валовые) издержки.
2) Для измерения издержек на производство единицы продукции используют средние издержки. Они важны для определения прибыльности фирмы (если цена = ср. издержки, то фирма имеет нулевой эффект; если цена > ср. издержек, то прибыль есть)
3) В зависимости от метода оценки затрат различают бухгалтерские и альтернативные.
Бухгалтерские – это фактически расход факторов производства на изготовление определенного количества продукции по ценам их приобретения.
Альтернативные – это та сумма денег, которую можно получить при наиболее выгодном использовании ресурсов из всех возможных альтернативных способов.
Альтернативность требует выделения 2 видов издержек:
Явные – те фактические затраты на производство продукции
Вмененные – это издержки упущенных возможностей из-за неиспользования ресурсов.
4) С точки зрения поступления средств издержки делятся на внешние и внутренние.
Внешние издержки – это издержки, денежные затраты на приобретение сырья, оборудования. Это расходы в пользу поставщиков.
Внутренние издержки – это собственные ресурсы, которые используются в производстве.
5) С целью определения макс. Выпуска продукции рассчитываются предельные издержки.
Предельные издержки – это дополнительные издержки на производство каждой дополнительной единицы продукции по сравнению с данным объемом продажи. Эти издержки важны для определения стратегии фирмы.

6. Экономическое содержание дохода. Доход и прибыль
Прибыль – это важнейший показатель хозяйственной деятельности предприятия; в хоз. практике прибыль определяется как разница между денежной выручкой от реализации продукта и полной себестоимости (себестоимость – это денежные затраты на производство и реализацию продукта).
Прибыль выполняет редкие функции:
1) Она является источником финансирования затрат на производство и социальное развитие.
2) Прибыль – это важнейший элемент дохода госбюджета.
3) Прибыль характеризует конечные финансовые результаты деятельности предприятия.
На формирование прибыли в условиях рыночной экономики помимо издержек производства влияет и спрос на выпускаемую продукцию.
Доход предприятия, фирмы подразделяется на общий (валовой), средний и предельный.
Общий доход – это денежная сумма, поступающая от продажи опред. количества товаров. Этот доход равен цене товара, умноженный на количество товара.
Средний доход – это общий доход, деленный на количество единиц продукции.
Предельный доход – это приращение общего дохода, который образуется за счет продажи предельной, т.е. дополнительной, единицы товара.
С точки зрения количественной прибыль рассматривается как разница между общими доходами от продажи товаров и издержками производства.
В зависимости от того что включается в состав издержек экономисты различают бухгалтерскую и экономическую прибыль.
Бухгалтерская прибыль обязательно стоит на бухг. балансе; она получается в результате вычета из общей суммы полученной выручки внешних издержек производства (т.е. это ден. затраты на приобретение сырья).
Экономическая прибыль – это разница между общей выручкой от реализации продукта и всеми – и внутренними и внешними – издержками.
Бухгалтерская прибыль меньше экономической на величину внутренних издержек.

7. Характеристика рыночных структур: совершенная и несовершенная конкуренция
Конкуренция (от лат. «сталкиваться») - это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Конкуренция - состязательная работа между товаропроизводителямилями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенный механизм стихийного регулирования пропорций общественного производства. Она порождается объективными условиями: хоз. обособленностью каждого производителя, его зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством с другими товаровладельцами в борьбе за покупательский спрос.
Конкуренция имеет большое значение в жизни общества. Она стимулирует деятельность самостоятельных единиц.
Совершенная конкуренция это соперничество многочисленных производителей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной продукции. Для нее характерны следующие черты: наличие большого числа фирм, производящих один и тот же вид товара. Фирма должна быть относительно небольших размеров и объем производимой продукции должен быть незначителен; возможность свободного доступа товаропроизводителей к различным производственным секретам; однородность продукции, производимой различными предприятиями в рамках одного производственного сектора, состоящего из множества фирм; хорошее знание рынка покупателями и продавцами. Все субъекты купли-продажи должны знать цены на рынке, спрос и предложение на товары.
Совершенная, или свободная, конкуренция в экономике развитых стран была характерна до середины XIX века. Во второй половине XIX в. и начале XX в. появляются крупные предприятия и их объединения, которые охватывают отраслевые рынки. Активизируется влияние государства на рынок. В силу этого возникает несовершенная конкуренция. В отличие от совершенной она ограничена влиянием монополий и государства.
Существуют несколько моделей несовершенной конкуренции.
Одна из моделей - монополия, для которой характерны:
Единственный продавец (одна фирма или отрасль является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги);
Отсутствие близких продуктов-заменителей (с точки зрения покупателя это означает, что он должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него, т.е. нет приемлемых альтернатив);
Диктуемая цена (чистая монополия диктует цены или осуществляет значительный контроль над ценой); вступление в отрасль конкурентов заблокировано.
Моделью несовершенной конкуренции является монополистическая конкуренция.
Ее отличительные признаки:
Существует достаточно большое число фирм, что ограничивает контроль каждой над ценой, отсутствует взаимозависимость и фактически невозможен тайный сговор;
Продукты характеризуются реальными и мнимыми различиями и непохожими условиями их продажи;
Экономическое соперничество влечет за собой ценовую и неценовую конкуренцию;
Вступление в отрасль является относительно легким. Легкое вступление и массовый выход фирм вызывает тенденцию к получению ими нормальной прибыли в долговременном периоде; тип продукта дифференцированный; неценовая конкуренция: значительный упор на рекламу, торговые знаки, торговые марки и т.д.
Моделью несовершенной конкуренции является олигополия, для которой характерны: наличие нескольких фирм; тип продукта (стандартизированный или дифференцированный); контроль над ценой; наличие существенных препятствий при вступлении фирм в отрасль; неценовая конкуренция, особенно при дифференциации цен.
Олигополия в основном распространена в отраслях, где эффективнее крупное производство и отсутствуют широкие возможности дифференциации отраслевого продукта,
Методы конкурентной борьбы. В современных условиях используются силовые методы конкурентной борьбы. К ним относятся такие экономические методы, как лишение конкурента сырья, рынков сбыта, кредитов, скупка патентов, сбивание цен, захват рынков рабочей силы, выпуск на рынок новых марок и видов изделий и т.д. Действуют также методы прямого насилия поджоги, взрывы, убийства опасных конкурентов, шпионаж, государственные перевороты и т.д.
Во всех странах применяются ценовые методы конкурентной борьбы. К ним относятся применение монопольно высоких и монопольно низких цен, метод ценовой дискриминации (разные цены в разных местностях, демпинговые, бросовые цены).
Появляются и методы неценовой конкурентной борьбы. Эти методы в основном подразделяются на две группы: конкуренция по продукту и конкуренция по условиям продаж.
Конкуренция по продукту - стремление захватить часть отраслевого рынка конкурента путем выпуска продукции нового ассортимента и качества при сохранении примерно одной и той же цены.
Конкуренция по условиям продаж - использование многочисленных средств для привлечения покупателей к товарам. Эта конкуренция включает рекламу, услуги по сервисному обслуживанию, Льготы при покупке для постоянных покупателей.
Особыми методами неценовой конкуренции являются продажа товаров в рассрочку и лизинг. Последний означает пользование средствами производства вместо приобретения их в собственность, т.е. долгосрочная аренда матиц и оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения. В отличие от классической аренды взаимоотношения сторон при лизинге строятся на условиях договора купли-продажи.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.