Ответы на билеты по Экономической теории
Билеты по дисциплине «Экономическая теория»
1. Сущность и основные черты предприятия
Предприятие - это самостоятельная хозяйственная единица, имеющая статус
юридического лица и созданная с целью производства и реализации продукции,
оказания услуг.
Основные черты: 1. Цель: получение прибыли, достичь которую можно, производя какие-то товары, имеющие спрос. выпуск продукции или оказание услуг, получение max прибыли при min затратах. 2. В предпринимательстве рассматриваются субъекты и объекты. Субъекты: АО, кооперативы, государство. Объекты: различные виды деятельности (торгово- закупочная, операции с ценными бумагами) 3. Различают виды
1) Коммерческое предпринимательство, которое состоит в сделках по продаже товаров, не связано с их производством, образуется с помощью продажи товаров по другой цене (выше). Если же эти операции в рамках закона, то нельзя считать их спекуляцией.
2) Производственное предпринимательство, в данном случае выпускают товары, главная функция: производство товаров.
3) Финансовое предпринимательство, в данном случае объект купли-продажи: валюта, ценные бумаги, деньги.
4) Посредническое предпринимательство, за оказание услуг получают доход, прибыль.
Признаки: наличие имущества, может выступать в суде, имеет имущественные
права, баланс и счёт в банке.
Задачи: выпуск конкурентоспособной продукции; изучать спрос на выпускаемую
продукцию, эффективно использовать материальные ресурсы, внедрение
достижений науки и техники, производить гибкую ценовую политику.
Классификация:
характер потребительского сырья (добывающие, перерабатывающие); назначение готовой продукции (средства производства, предметы
потребления);
технологическая общность (с непрерывным и дискретным процессом
производства); время работы в течение года (сезонные и круглогодичные);
размер (крупные, средние, малые);
по уровню специализации (диверсификационные, специализированные,
комбинированные); по виду деятельности (промышленные, торговые, строительные и т.д.);
по форме собственности (государственные, муниципальные, коллективные,
совместные); в зависимости от цели (коммерческие и некоммерческие). 2. Виды и формы предпринимательской деятельности
Предпринимательство характеризуется инициативной самостоятельной
деятельностью, осуществляющейся на свой риск под имущественную
ответственность, направленную на получение прибыли. Главный признак
предпринимательства: риск. Не всякую хозяйственную деятельность можно
считать предпринимательской, а только лишь ту, которая связана с риском,
инициативой, самостоятельностью, ответственностью, предприимчивостью.
Основные черты предпринимательства:
Цель: получение прибыли, достичь которую можно, производя какие-то товары,
имеющие спрос.
В предпринимательстве рассматриваются субъекты и объекты. Субъекты: АО,
кооперативы, государство. Объекты: различные виды деятельности (торгово-
закупочная, операции с ценными бумагами)
Различают виды предпринимательства:
1) Коммерческое предпринимательство, которое состоит в сделках по
продаже товаров, не связано с их производством, образуется с помощью
продажи товаров по другой цене (выше). Если же эти операции в рамках
закона, то нельзя считать их спекуляцией.
2) Производственное предпринимательство, в данном случае выпускают
товары, главная функция: производство товаров.
3) Финансовое предпринимательство, в данном случае объект купли-продажи:
валюта, ценные бумаги, деньги.
4) Посредническое предпринимательство, за оказание услуг получают доход,
прибыль.
Формы предпринимательства.
По видам деятельности:
Коммерческие фирмы, их цель получить прибыль
Некоммерческие, у них другие задачи
По размерам предпринимательства:
Крупный
Средний
Мелкий бизнес 3. Организационные формы предприятий
Предприятие - это самостоятельная хозяйственная единица, имеющая статус
юридического лица и созданная с целью производства и реализации продукции,
оказания услуг.
Предпринимательская деятельность осуществляется предприятиями или фирмами.
Как экономическая категория фирма представляет собой основное звено
реализации производительных сил и производственных отношений,
самостоятельно принимающее экономические решения, стремящееся к
максимизации дохода и прибыли и рациональному использованию ресурсов для
снижения издержек производства. Организационно - правовые формы предприятий
в рыночной экономике: частное предприятие - это предприятие, имеющее в
одном лице и учредителя, и собственника. Все остальные лица, участвующие в
деятельности предприятия, являются наемными работниками. Полное
товарищество (общество) - объединение физических или юридических лиц,
отвечающих по обязательствам товарищества всем движимым или недвижимым
имуществом. Смешанное товарищество - отличается от полного тем, что наряду
с участниками, отвечающими по обязательствам товарищества всем своим
имуществом, есть лица, ответственность которых ограничивается размерами их
вкладов. Товарищество с ограниченной ответственностью - объединение,
формируемое на основе вкладов участников, которые несут ответственность
только в пределах своих вкладов. Акционерное общество является добровольным
объединением лиц (физических или юридических). Обязательным условием
является внесение некоторого материального вклада в уставной фонд общества.
Непременным принципом акционерного общества является ограниченная
ответственность его участников. Это означает, что акционеры не несут
никакой личной и имущественной ответственности по обязательствам общества.
Акционеры имеют право на получение ежегодного дохода - дивиденда. В
акционерных обществах личное участие может быть сведено к участию в
управлении или присутствию на общих собраниях. Акционеры отвечают по
обязательствам общества только в пределах принадлежащих им акций.
Преимущества: объединение их членами функций собственника, предпринимателя
и наемного работника. Недостаток: перераспределение долей собственности в
пользу тех, кто функции собственника и предпринимателя предпочтет наемному
труду и сумеет их реализовать. Сохраняется постоянная угроза дележа не по
индивидуальным долям и в соответствии с трудовым вкладом, а по
«справедливости», то есть по уравнительным критериям, что может вызвать
потенциальные конфликты.
Кооператив - представляет собой вариант предпринимательства, когда средства
производства являются собственностью членов коллектива производителей.
Государственное предприятие - вид хозяйственной деятельности, в которой
активным предпринимателем выступает государство, в собственности которого
находится весь основной капитал. Подразделяются на: бюджетное предприятие -
деятельность которого полностью финансируется из государственного бюджета;
государственные корпорации - предприятия, акции которых полностью
принадлежат государству; смешанные предприятия - которые образуются в виде
акционерных обществ или товариществ, акции которых принадлежат и
государству, и частным владельцам.
Типы объединений:
Картели и синдикаты охватывают только сферу обращения: предприятия,
объединяющиеся в картели договариваются о разделе рынков и единой ценовой
политике, а в рамках синдиката создается общая сбытовая контора и
предприятия договариваются о квотах.
При объединении предприятий в трест они полностью утрачивают юрид. и экон.
самостоятельность, трест несет ответственность за результаты хоз.
деятельности предприятий. Концерн: юрид. и экон. самостоятельность, но фин.
контроль головной фирмы.
Конгломерат и диверсифицированный конгломерат – многоотраслевые
объединения.
Конгломерат не имеет отраслевого ядра и в нем господствует фин. капитал.
Диверсифицированный конгломерат имеет отраслевое ядро, в нем господствует
пром. капитал. 4. Экономическое содержание, виды издержек производства
Издержки производства – это затраты на приобретение производственных
факторов, используемых для производственной и реализационной деятельности.
С экономической точки зрения издержки представляют собой стоимость всех
затраченных материалов и услуг. Это важнейшая экономическая категория, от
которой зависит:
1) Уровень цен
2) Величина прибыли
3) Конкурентоспособность
4) Положение на рынке
В издержки производства входят затраты на сырье, материалы, амортизацию
средств труда, на зарплату.
Издержки производства – это главный фактор, влияющий на объем предложения,
поэтому прежде чем решить, сколько товаров производить фирма должна
проанализировать издержки производства.
Классификация издержек производства:
Издержки обращения – связаны с процессом реализации товара. В образовании
стоимости товара участвуют только те издержки обращения, которые
представляют собой продолжение процесса производства в сфере обращения
(хранение товара, его транспортировка, упаковка).
Издержки производства в зависимости от:
1) Влияния на них объемов производства делятся на постоянные и переменные. Постоянные издержки – это те издержки, которые не зависят от объемов производства. Они должны быть оплачены даже в случае остановки предприятия. Переменные издержки – это расходы, которые зависят от количества производимой продукции. Они состоят из затрат на сырье, зарплату и по мере роста производства они возрастают. Это деление условно, так как зависит от периода, за который производится анализ. Сумма постоянных и переменных издержек – это общие (валовые) издержки.
2) Для измерения издержек на производство еденицы продукции используют средние издержки. Они важны для определения прибыльности фирмы ( если цена = ср. издержки, то фирма имеет нулевой эффект; если цена > ср. издержек, то прибыль есть)
3) В зависимости от метода оценки затрат различают бухгалтерские и альтернативные. Бухгалтерские – это фактически расход факторов производства на изготовление определенного количества продукции по ценам их приобретения. Альтернативные – это та сумма денег, которую можно получить при наиболее выгодном использовании ресурсов из всех возможных альтернативных способов. Альтернативность требует выделения 2 видов издержек: Явные – те фактические затраты на производство продукции Вмененные – это издержки упущенных возможностей из-за неиспользования ресурсов.
4) С точки зрения поступления средств издержки делятся на внешние и внутренние. Внешние издержки – это издержки, денежные затраты на приобретение сырья, оборудования. Это расходы в пользу поставщиков. Внутренние издержки – это собственные ресурсы, которые используются в производстве.
5) С целью определения макс. Выпуска продукции рассчитываются предельные издержки. Предельные издержки – это дополнительные издержки на производство каждой дополнительной единицы продукции по сравнению с данным объемом продажи. Эти издержки важны для определения стратегии фирмы. 5. Классификация издержек производства
Классификация издержек производства:
Издержки обращения – связаны с процессом реализации товара. В образовании
стоимости товара участвуют только те издержки обращения, которые
представляют собой продолжение процесса производства в сфере обращения
(хранение товара, его транспортировка, упаковка).
Издержки производства в зависимости от:
1) Влияния на них объемов производства делятся на постоянные и переменные. Постоянные издержки – это те издержки, которые не зависят от объемов производства. Они должны быть оплачены даже в случае остановки предприятия. Переменные издержки – это расходы, которые зависят от количества производимой продукции. Они состоят из затрат на сырье, зарплату и по мере роста производства они возрастают. Это деление условно, так как зависит от периода, за который производится анализ. Сумма постоянных и переменных издержек – это общие (валовые) издержки.
2) Для измерения издержек на производство единицы продукции используют средние издержки. Они важны для определения прибыльности фирмы (если цена = ср. издержки, то фирма имеет нулевой эффект; если цена > ср. издержек, то прибыль есть)
3) В зависимости от метода оценки затрат различают бухгалтерские и альтернативные. Бухгалтерские – это фактически расход факторов производства на изготовление определенного количества продукции по ценам их приобретения. Альтернативные – это та сумма денег, которую можно получить при наиболее выгодном использовании ресурсов из всех возможных альтернативных способов. Альтернативность требует выделения 2 видов издержек: Явные – те фактические затраты на производство продукции Вмененные – это издержки упущенных возможностей из-за неиспользования ресурсов.
4) С точки зрения поступления средств издержки делятся на внешние и внутренние. Внешние издержки – это издержки, денежные затраты на приобретение сырья, оборудования. Это расходы в пользу поставщиков. Внутренние издержки – это собственные ресурсы, которые используются в производстве.
5) С целью определения макс. Выпуска продукции рассчитываются предельные издержки. Предельные издержки – это дополнительные издержки на производство каждой дополнительной единицы продукции по сравнению с данным объемом продажи. Эти издержки важны для определения стратегии фирмы. 6. Экономическое содержание дохода. Доход и прибыль
Прибыль – это важнейший показатель хозяйственной деятельности предприятия;
в хоз. практике прибыль определяется как разница между денежной выручкой от
реализации продукта и полной себестоимости (себестоимость – это денежные
затраты на производство и реализацию продукта).
Прибыль выполняет редкие функции:
1) Она является источником финансирования затрат на производство и социальное развитие.
2) Прибыль – это важнейший элемент дохода госбюджета.
3) Прибыль характеризует конечные финансовые результаты деятельности предприятия.
На формирование прибыли в условиях рыночной экономики помимо издержек
производства влияет и спрос на выпускаемую продукцию.
Доход предприятия, фирмы подразделяется на общий (валовой), средний и
предельный.
Общий доход – это денежная сумма, поступающая от продажи опред. количества
товаров. Этот доход равен цене товара, умноженный на количество товара.
Средний доход – это общий доход, деленный на количество единиц продукции.
Предельный доход – это приращение общего дохода, который образуется за счет
продажи предельной, т.е. дополнительной, единицы товара.
С точки зрения количественной прибыль рассматривается как разница между
общими доходами от продажи товаров и издержками производства.
В зависимости от того что включается в состав издержек экономисты различают
бухгалтерскую и экономическую прибыль.
Бухгалтерская прибыль обязательно стоит на бухг. балансе; она получается в
результате вычета из общей суммы полученной выручки внешних издержек
производства (т.е. это ден. затраты на приобретение сырья).
Экономическая прибыль – это разница между общей выручкой от реализации
продукта и всеми – и внутренними и внешними – издержками.
Бухгалтерская прибыль меньше экономической на величину внутренних издержек. 7. Характеристика рыночных структур: совершенная и несовершенная
конкуренция
Конкуренция (от лат. «сталкиваться») - это соперничество между участниками
рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи
товаров. Конкуренция - состязательная работа между
товаропроизводителямилями за наиболее выгодные сферы приложения капитала,
рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенный механизм
стихийного регулирования пропорций общественного производства. Она
порождается объективными условиями: хоз. обособленностью каждого
производителя, его зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством с
другими товаровладельцами в борьбе за покупательский спрос.
Конкуренция имеет большое значение в жизни общества. Она стимулирует
деятельность самостоятельных единиц.
Совершенная конкуренция это соперничество многочисленных производителей,
создающих примерно одинаковые объемы идентичной продукции. Для нее
характерны следующие черты:
наличие большого числа фирм, производящих один и тот же вид товара. Фирма
должна быть относительно небольших размеров и объем производимой продукции
должен быть незначителен; возможность свободного доступа
товаропроизводителей к различным производственным секретам; однородность
продукции, производимой различными предприятиями в рамках одного
производственного сектора, состоящего из множества фирм; хорошее знание
рынка покупателями и продавцами. Все субъекты купли-продажи должны знать
цены на рынке, спрос и предложение на товары.
Совершенная, или свободная, конкуренция в экономике развитых стран была
характерна до середины XIX века. Во второй половине XIX в. и начале XX в.
появляются крупные предприятия и их объединения, которые охватывают
отраслевые рынки. Активизируется влияние государства на рынок. В силу этого
возникает несовершенная конкуренция. В отличие от совершенной она
ограничена влиянием монополий и государства.
Существуют несколько моделей несовершенной конкуренции.
Одна из моделей - монополия, для которой характерны:
Единственный продавец (одна фирма или отрасль является единственным
производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги);
Отсутствие близких продуктов-заменителей (с точки зрения покупателя это
означает, что он должен покупать продукт у монополиста или обходиться без
него, т.е. нет приемлемых альтернатив);
Диктуемая цена (чистая монополия диктует цены или осуществляет значительный
контроль над ценой); вступление в отрасль конкурентов заблокировано.
Моделью несовершенной конкуренции является монополистическая конкуренция.
Ее отличительные признаки:
Существует достаточно большое число фирм, что ограничивает контроль каждой
над ценой, отсутствует взаимозависимость и фактически невозможен тайный
сговор;
Продукты характеризуются реальными и мнимыми различиями и непохожими
условиями их продажи;
Экономическое соперничество влечет за собой ценовую и неценовую
конкуренцию;
Вступление в отрасль является относительно легким. Легкое вступление и
массовый выход фирм вызывает тенденцию к получению ими нормальной прибыли в
долговременном периоде; тип продукта дифференцированный; неценовая
конкуренция: значительный упор на рекламу, торговые знаки, торговые марки и
т.д.
Моделью несовершенной конкуренции является олигополия, для которой
характерны:
наличие нескольких фирм;
тип продукта (стандартизированный или дифференцированный); контроль над
ценой;
наличие существенных препятствий при вступлении фирм в отрасль;
неценовая конкуренция, особенно при дифференциации цен.
Олигополия в основном распространена в отраслях, где эффективнее крупное
производство и отсутствуют широкие возможности дифференциации отраслевого
продукта,
Методы конкурентной борьбы. В современных условиях используются силовые
методы конкурентной борьбы. К ним относятся такие экономические методы, как
лишение конкурента сырья, рынков сбыта, кредитов, скупка патентов, сбивание
цен, захват рынков рабочей силы, выпуск на рынок новых марок и видов
изделий и т.д. Действуют также методы прямого насилия поджоги, взрывы,
убийства опасных конкурентов, шпионаж, государственные перевороты и т.д.
Во всех странах применяются ценовые методы конкурентной борьбы. К ним
относятся применение монопольно высоких и монопольно низких цен, метод
ценовой дискриминации (разные цены в разных местностях, демпинговые,
бросовые цены).
Появляются и методы неценовой конкурентной борьбы. Эти методы в основном
подразделяются на две группы: конкуренция по продукту и конкуренция по
условиям продаж.
Конкуренция по продукту - стремление захватить часть отраслевого рынка
конкурента путем выпуска продукции нового ассортимента и качества при
сохранении примерно одной и той же цены.
Конкуренция по условиям продаж - использование многочисленных средств для
привлечения покупателей к товарам. Эта конкуренция включает рекламу, услуги
по сервисному обслуживанию, Льготы при покупке для постоянных покупателей.
Особыми методами неценовой конкуренции являются продажа товаров в
рассрочку и лизинг. Последний означает пользование средствами производства
вместо приобретения их в собственность, т.е. долгосрочная аренда матиц и
оборудования, транспортных средств, сооружений производственного
назначения. В отличие от классической аренды взаимоотношения сторон при
лизинге строятся на условиях договора купли-продажи.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|