p> Когда в 1992 г. в России были введены свободные цены, то предполагалось, что цены вырастут, но незначительно. Однако в реальной жизни рост цен остановить не удалось во все годы реформы. Индекс потребительских цен неукоснительно рос. Об этом свидетельствуют данные табл.1. Таблица 1 Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года, раз)
| Год |1991 |1992 |1993 |1994 |1995 |1996 |1997 |1998 |
| | | | | | | | | |
|Показа| | | | | | | | |
|тель | | | | | | | | |
| |2.6 |2,6 |9,4 |3,2 |2.3 |1,2 |1,1 |1,8 | В конкретно российских условиях иначе и быть не могло. Катастрофическое падение производства, вытеснение российских товаров импортными, снижение уровня жизни народа и усиление дифференциации в уровнях доходов различных слоев населения - эти и многие другие факторы привели к тому, что чисто монетаристское воздействие на ценообразование очень быстро исчерпало себя: оно приглушило инфляцию в 1995 - 1997 гг. но не остановило ее. Сжатие денежной массы привело к сокращению до минимума оборотных средств предприятий, что в свою очередь вызвало расцвет торговли на первобытной основе — натуральный обмен товара на товар. Он явился удобным средством ухода от налогообложения и формой криминального бизнеса. Денежный рынок в 90-е годы испытывал не меньшие потрясения, чем товарный. Денежно-кредитная и финансовая политика государства трижды устраивала обвалы на денежном рынке: в 1992 г. в инфляционном пожаре были уничтожены практически все личные сбережения населения; в 1995 г. рухнули все частные финансовые пирамиды, значительная часть населения вновь оказалась ограбленной; 17 августа 1998 г. - новый острейший финансовый кризис, который нарушил все формы макроэкономического равновесия. Проводившаяся в 1992 - 1998 гг. политика открытого национального рынка России перед мировым рынком, политика свободной конвертируемости рубля на основе плавающего курса валют привели к вытеснению с национального рынка отечественных товаров, сделали страну зависимой от кредитов международных финансовых организаций, породили астрономический государственный долг, практически развалили рублевое денежное обращение внутри страны и вызвали колоссальный опок -настоящее бегство - капитала за границу. В экономической литературе фигурируют различные величины украденных у России финансовых средств - 150, 300 и даже 800 млрд. долл. Но все признают очевидное: общая величина российских капиталов, осевших за рубежом, практически сравнялась с суммой внешнего долга страны и достигла четверти ВВП. Драматичную картину оттока капитала из России дополняет процесс долларизации экономики внутри страны: возникло такое финансовое явление, когда население страны избавляется от рублевой наличности, скупая на нее иностранную валюту, и прежде всего доллары. Самые приблизительные расчеты показывают, что к 1999 г. объем наличной массы долларов внутри России превышал (и превышал значительно - в 4 - 5 раз!) объем наличной рублевой массы внебанковской системы. Утвержденный федеральный бюджет России на 1999 г. по доходам составил 473, 6 млрд. руб., исходя из прогнозируемого объема ВВП в сумме 4000 млрд. руб. и уровня инфляции 30%. При этом курс рубля был просчитан на уровне 21,5 руб. за доллар; следовательно, в долларовом выражении бюджет составил сумму в 22 млрд. долл. Таковы результаты либеральной денежно-кредитной и финансовой политики России в 90-е годы. Особое внимание в процессе экономических преобразований в России уделялось приватизации - передаче части государственных предприятии в частную собственность. Всего за 1992-1997 гг. изменили форму собственности 129,5 тыс. предприятий (объектов). Наиболее интенсивно процесс приватизации шел в 1993 г., когда было приватизировано 42 924 предприятия, И 1994 г., когда было приватизировано 21 905 предприятий. В последующие годы темпы приватизации снизились: в 1995 г. — 10 152, в 1996 г. - 4997 и в 1997 г. - 2743 предприятия. Итоги приватизации в России не оправдали надежд, которые на нее возлагались. Решения о приватизации принимались не демократично, а директивно, т. е. не трудовыми коллективами, которые хорошо знали специфику своего предприятия, а Госкомимуществом. Преобразование отношений собственности шло только в одном направлении - государственная форма превращалась в частную. Все другие формы собственности игнорировались. Российская модель приватизации совершенно не учитывала экономическую и социальную эффективность деятельности приватизируемых предприятий. В основу оценки имущества приватизируемых предприятий была положена остаточная стоимость основных фондов. При этом остаточная стоимость основных фондов оценивалась на базе оптовых цен 80-х годов. Все это привело к тому, что в условиях инфляции предприятия продавались за бесценок. Так происходит всегда и везде, где нарушаются принципы оптимального сочетания в использовании всех форм собственности — частной и государственной, индивидуальной и коллективной, национально-общенародной и смешанной. Мелкие и средние предприятия в сфере услуг, в розничной торговле и т.п. требуют иной формы собственности, чем предприятия-гиганты в металлургии, машиностроении или на железнодорожном транспорте. Важным направлением экономических преобразований в России было формирование рынка и рыночной структуры на основе разгосударствления и демонополизации экономики. В конкретно российских условиях это привело к тому, что государство оказалось отстраненным от важнейших процессов управления экономикой на макроэкономическом уровне, а его место занял монополизм худшего вида - всевластие корпорации. Государственная власть в этих условиях оказалась слабой, а обогащение олигархии, ее всемерное усиление интенсивно пошло через спекулятивную финансовую систему и криминальные операции. Опыт реформирования в России позволяет извлечь следующие уроки: 1. Опыт экономических преобразований в России еще и еще раз подтвердил очевидную истину: учиться у других народов полезно и нужно, но национальную экономику надо развивать и реформировать по-своему. Без учета национальных, государственных и социальных особенностей России все реформы, проводимые по эталонам чужеземного образца, обречены на провал. 2. При дальнейшем развитии социально-экономических преобразований в России следует учитывать, что в 90-е годы была разрушена вся государственная система управления экономикой, в том числе был ликвидирован государственный монополизм, на его место пришла не конкуренция, а монополия корпораций, которая ведет бесконечную гонку повышения цен и одновременно сокращает производство. В этих условиях необходима такая организация нормального рынка, которая не знала бы всевластия и беспредела корпоративно-мафиозного монополизма. В современных условиях России нужна такая организация рыночного хозяйства, которая служила бы интересам государства, народа, а не интересам олигархов. Не криминально-спекулятивный, а созидательно-регулируемый рынок нужен современной России. 3. В России на современном этапе ее развития исключительное значение приобретает инфляция издержек. Ценой лишения материального благополучия громадных слоев населения (низкий уровень пенсий и заработной платы, их несвоевременная выплата, отставание темпов роста заработной платы от темпов инфляции) государству в отдельные периоды удавалось приостановить рост инфляции спроса, но инфляция издержек и ныне процветает. Монопольные цены корпораций на нефть, газ, энергоносители растут уверенными темпами. Чисто монетаристские мероприятия по борьбе с инфляцией не дают должного эффекта по увеличению инвестиционного спроса и роста производства. В этих условиях назрела объективная необходимость установить над естественными монополиями более жесткий государственный контроль, а в целом ряде случаев осуществить национализацию этих корпораций. В нормальной социально ориентированной рыночной экономике национализация и денационализация (в том числе приватизация) - равноправные экономические процессы, которые имеют одинаковое право на реальное воплощение. 4. В процессе реформирования нарушенной оказалась воспроизводственная структура экономики России: доля добывающих отраслей растет, доля перерабатывающих отраслей падает (они буквально раздавлены импортной продукцией). Высокотехнологичные отечественные производства погибают. Страна превращается в сырьевую полуколонию, поставляющую на мировой рынок дешевые газ, нефть, лес, рыбу, меха и другую сырьевую продукцию. Рано или поздно государству Российскому неизбежно придется устранять чисто сырьевой аспект развития отечественной экономики, если страна хочет остаться в ряду развитых стран мира. 5. Ключевой проблемой экономических преобразований в современной России становится вопрос о том, как остановить падение производства, не ввергая страну в новый виток инфляции. Новейшая мировая история не знала еще примеров спада производства на протяжении 10 лет. Историческая перспектива России должна состоять в том, чтобы уже в самое ближайшее время поднять экономику из руин реформаторства, реально начать заботиться о национальной безопасности страны и позитивно решить целый ряд социальных проблем.
3 Течение кризиса
Во-первых, в это время не был преодолен кризис недопроизводства. 1999 г. валовой внутренний продукт составил к уровню 1990 г. (равен
100%) только 59%, объем промышленного производства— 50% и объем продукции
сельского хозяйства — 57%. Все это сказалось на положении экономики России
в системе международных координат. По величине создаваемого ВВП наша страна
замыкает десятку крупнейших стран мира, а. по размеру ВВП на душу населения
опережаем Индию и Китай, но отстаем от таких латиноамериканских стран, как
Мексика и Бразилия; по объему промышленного производства Россия находится
на 5 месте в мире (после США, Японии, Китая, Германии), однако в расчете
на каждого жителя она входит во вторую десятку. Во-вторых, внешне наблюдаемое течение кризиса недопроизводства
несколько изменилось. С одной стороны, в результате быстрого инфляционного
роста цен покупательная способность населения резко снизилась и стала
отставать от предложения товаров и услуг. С другой же стороны,
отечественное производство предметов потребления непрерывно падало.
Покупательский спрос в значительной мере покрывался за счет импорта
зарубежных товаров. С 1992 по 1998 г, товарные ресурсы для розничного
товарооборота за счет собственного производства снизились с 77 до 52% всего
объема таких ресурсов. В-третьих, если на Западе во время кризисов государство резко усиливает
свое воздействие на спрос и предложение, то в России особенно в 1992—1996
гг.) государство самоустранилось от активного противодействия спаду
отечественного производства. Ставка делалась на стихийный рынок. Но этот
расчет себя не оправдал.
4 Причины кризиса в России
Причины социально-экономического кризиса в России можно разделить на
три основные группы: 1. Причины, которые были унаследованы Россией от бывшего СССР. Перечень причин: 1. почти полное или тотальное огосударствление экономики, и, соответственно, собственности; 2. наличие глубоких диспропорций в экономике (76 % средств производства и 24% средств потребления); 3. антидемократический характер в государственном управлении собственностью и экономики, т.е. абсолютное преобладание командно-административных рычагов в управлении; 4. концентрация 96% всей собственности в руках всесоюзных министерств и ведомств; 5. отчуждение трудящихся от средств производства и результатов труда, от самого процесса труда, что проявлялось, прежде всего, в отсутствии действенных стимулов к труду, к господству "уравниловки"; 6. чрезмерная централизация при перераспределении национального дохода через государственный бюджет; 7. процветала политика ограбления села, которая выражалась в перекачивании значительной части созданного здесь национального дохода в пользу промышленности, прежде всего через механизм цен; 8. огромный физический (около 60%) и моральный износ (около 90%) основных фондов, низкая производительность труда. 2. Те причины, которые вызваны действиями "реформаторов" в 90-е гг. 1. разрыв хозяйственных связей со странами бывшего СССР; 2. отсутствие научно обоснованной стратегии трансформации административно-командной системы в более развитую и совершенную экономическую систему; 3. упразднение государственного управления и активное внедрение рыночных рычагов, которые использовались в развитых странах мира почти столетие назад; 4. доминирование идеологии свободной рыночной экономики в законодательных органах; 5. политика шоковой либерализации цен и ликвидация трудовых сбережений; 6. отсутствие комплексной военно-технической политики государства; 7. принятие многочисленных законов, постановлений, распоряжений правительства, которые в результате непосильного налогового пресса поставили в невыгодное положение производителя и в привилегированное положение посредника; 8. отсутствие надежной финансово-банковской системы, госконтроля за деятельностью коммерческих банков; 9. бездумное воплощение программ западных экспертов в практику, в том числе различных международных экономических организаций, напр., мирового банка; 10. мафиозно-номенклатурный характер разгосударствления и приватизации; 11. массовый отток капитала за границу; 12. отсутствие необходимого инвестиционного климата; 13. чрезмерное расширение управленческого аппарата; 14. чрезмерный налоговый пресс. 3. Эти причины связанные с сущностью трансформации существующей в стране экономической системы, спецификой переживаемого переходного периода, который, как свидетельствует опыт других стран, развивается в форме различных глубинных кризисов, потрясений.
5 Особенности экономического кризиса в России
Спад производства в СССР (России) начался уже в 1991 г. Однако
экономического кризиса в точном научном понимании в тот период еще не было.
Дело в том, что тогда происходили явления, диаметрально противоположные
кризису: спрос намного превышал предложение, усиливался товарный голод.
Спад в тот период возник не из-за превышения производства над спросом, а из-
за разрыва хозяйственных связей, вызванного развалом СЭВ, а затем -
разрушением СССР. Кризис в полном смысле этого слова начался в 1992 г., когда появились
трудности со сбытом продукции и неплатежи. Уже весной 1992 г. размер
неплатежей оказался столь значительным, что создалась угроза полной
остановки производства. Правительство вынуждено было пойти на проведение
взаимозачетов на основе централизованных кредитов. С 1992 г. до настоящего
времени состояние российской экономики отвечает всем критериям
экономического кризиса: усиливаются трудности с реализацией продукции,
растут неплатежи (на конец 1997 г. они превысили 700 трлн. руб.), снижается
рентабельность продукции, растет число убыточных предприятий, повышается
уровень безработицы и т. д. Кризис в России имеет существенные отличия от обычных кризисов,
свойственных капиталистической экономике: - Он начался не в результате экономического подъема и превышения
растущего производства над неуспевающим за ним спросом, а в период падения
производства вследствие того, что спрос резко упал, стал меньше предложения
и затем снижался быстрее падения производства. - Он возник не в капиталистической экономике, а в переходной к
капиталистической. - По своим масштабам российский кризис превзошел все имевшие место в
истории экономические кризисы в капиталистических странах. - В экономике России не наблюдается массового обновления основного
капитала. Напротив, идет постоянное сокращение производственных инвестиций,
которые уменьшились уже более чем в 6 раз. Это говорит о том, что
необходимые предпосылки выхода страны из кризиса не создаются, что в
ближайшее время не стоит рассчитывать на экономический подъем и что выход
из экономического спада при сохранении сложившихся тенденций будет очень
затяжным. Основной причиной, вызвавшей экономический кризис, является проведенная
рыночная реформа - не только хронологически, не только по форме, но и по
существу. Ведь сущность реформы состояла в переходе к капиталистическому
обществу в сжатые сроки. Следовательно, в считанные годы требовалось
создать класс буржуазии, который должен был стать новым хозяином
производства. (То, что в западных странах происходило в течение столетий).
Это предполагало коренное перераспределение национального богатства и
национального дохода в пользу буржуазии, за счет всего народа. Результатом
его стало резкое сокращение покупательной способности сбережений и доходов
трудящихся и невиданное обогащение (за счет приватизации, роста цен,
теневой деятельности и пр.) класса новых капиталистов.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|