1. В Российской
Федерации устанавливается система взаимосвязанных
государственных (федеральных и региональных) и местных нормативов бюджетного финансирования реализации государственного стандарта
общего образования (далее - нормативы бюджетного финансирования).
2. Федеральные органы государственной власти субъектов Российской
Федерации устанавливают федеральные нормативы
бюджетного финансирования реализации государственного стандарта общего
образования.
3.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации
устанавливают региональные нормативы
бюджетного финансирования реализации государственного стандарта общего
образования, которые не могут быть ниже соответствующих федеральных.
4.
Органы местного самоуправления устанавливают
местные нормативы бюджетного финансирования реализации
государственного стандарта общего образования, которые не могут быть ниже
соответствующих региональных.
5. Порядок
бюджетного финансирования реализации государственного образовательного стандарта общего образования при очно-заочной
(вечерней), заочной форме обучения, при семейном образовании,
экстернате, а также в негосударственных общеобразовательных
учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, определяется Правительством
Российской Федерации, если иное не установлено федеральным законом, а в части,
не урегулированной федеральными нормативно-правовыми актами - субъектами
Российской Федерации. [32]
Федеральный норматив бюджетного финансирования реализации государственного
стандарта общего образования:
1.
Федеральный норматив бюджетного
финансирования реализации государственного стандарта общего
образования (далее федеральный норматив) ежегодно утверждается федеральным
законом «О федеральном бюджете».
2.
Федеральный норматив является показателем
минимальной стоимости реализации государственного стандарта общего образования в
расчете на одного обучающего в год.
3.
На основе федерального норматива рассчитывается и предоставляется
финансовая помощь из федерального бюджета
бюджету субъекта Российской Федерации при условии недостаточности средств в
консолидированном бюджете субъекта Российской Федерации на реализацию
государственного стандарта общего образования в пределах федерального норматива.
4.
В расчетную величину федерального норматива
включаются текущие расходы, необходимые для реализации государственного
стандарта общего образования.
5.
Методика расчета федерального норматива
утверждается в порядке,
устанавливаемом
Правительством Российской Федерации.
Региональный норматив бюджетного финансирования реализации государственного
стандарта общего образования:
1. Региональный
норматив бюджетного финансирования реализации государственного стандарта общего
образования (далее региональные нормативы) включает в себя федеральный
норматив.
2. За счет средств
собственных бюджетов органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливать
региональный норматив в размерах, превышающих федеральный норматив.
3. Региональный норматив утверждается ежегодно в порядке, определяемом органами
государственной власти субъекта Российской Федерации, и
является обязательным для исполнения в бюджете субъекта Российской
Федерации и в соответствующих бюджетах органов местного самоуправления.
4. На основе регионального
норматива рассчитывается и предоставляется финансовая помощь
из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету при условии недостаточности
средств в местном бюджете на реализацию государственного стандарта общего
образования в пределах регионального норматива.
Местный
норматив бюджетного финансирования государственного стандарта общего образования:
1.
Местный норматив бюджетного финансирования государственного
стандарта общего образования (далее -
местный норматив) включает в себя региональный норматив.
2.
За счет средств собственных бюджетов органы
местного самоуправления могут устанавливать местный норматив в размерах,
превышающих региональный норматив бюджетного
финансирования реализации государственного стандарта общего образования.
3.
Местный норматив утверждается ежегодно в
порядке, определяемом органом местного самоуправления. [27]
В 2003
и 2004 годах сохраняется значительная дифференциация удельных
показателей расходов на образование по регионам России. В сфере общего образования дифференциация в расходах между субъектами Российской Федерации снизилась до уровня 10,9 раза в 20
году по сравнению с 2001, и 2002, годом, но снова
увеличилась до 13,3 раза в 2003 году. Тем не менее, дифференциация расходов на
одного учащегося с учетом региональных коэффициентов, отражающих удорожание
стоимости бюджетных услуг в зависимости от
природно-климатических и социально-экономических
факторов, неуклонно снижается в течение последних лет. В 2004году она составляет 3,95 раза, что более чем в
2 раза ниже, чем в 2001 году. В
2001 году дифференциация составляла 8,4 раза. Это позволяет сделать вывод о
том, что несмотря на сохраняющуюся дифференциацию, видна положительная динамика
выравнивания расходов на общее образование в Российской Федерации (Таблица 2).
Таблица
2
Показатели
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
Фактические расходы на общее образование в консолидированных бюджетах
субъектов РФ в расчете на 1 учащегося
|
|
|
|
|
Среднее значение по субъектам РФ, тыс. руб.
|
8,0
|
10,0
|
10,8
|
12,0
|
Минимальное значение, тыс. руб
|
3,2
|
4,4
|
6,7
|
6,8
|
Максимальное значение, тыс. руб.
|
44,8
|
64,4
|
73,5
|
90,4
|
Уровень дифференциации
|
14,5
|
14,6
|
10,9
|
13,3
|
Расходы на общее образование в консолидированных бюджетах субъектов
РФ в расчете на 1 учащегося с учетом региональных коэффициентов удорожания
стоимости бюджетных услуг
|
|
|
|
|
Среднее значение по субъектам РФ, тыс. руб
|
4,6
|
7,2
|
10,3
|
9,1
|
Минимальное значение, тыс. руб
|
1,6
|
2,5
|
4,2
|
4,4
|
Максимальное значение, тыс. руб.
|
13,4
|
18,6
|
19,3
|
17,4
|
Уровень дифференциации
|
8,4
|
7,5
|
4,6
|
3,95
|
Таким образом, за последние годы
средние расходы на 1 учащегося по регионам России выросли в 1,5 раза,
минимальный уровень расходов на 1 учащегося вырос на 212%. Максимальный уровень
расходов на 1 учащегося также вырос, но темп его роста снизился в последние 2
года. В результате за счет более резкого повышения расходов на
общее образование в регионах с низким уровнем по сравнению
с регионами с высоким уровнем расходов на 1 учащегося
произошло сокращение уровня дифференциации между регионами.
Следует отметить, что доля
оплаты труда в местных бюджетах последние три года (с 2001по 2003) нарастала -
40,2%, 43,1% и 49,9% соответственно.
Следовательно, в 2003 году в местных бюджетах оплата труда вместе с
начислениями составила 67,3%, т.е. практически совпала с рациональной нормой 70% от общих расходов.
Дальнейшее увеличение доли заработной платы в структуре расходов местных
бюджетов нецелесообразно, т.к. может поставить под угрозу качество
учебного процесса. Уровень недофинансирования
учебных расходов, затрат на приобретение оборудования, текущий и капитальный
ремонт не позволяет далее экономить на них,
поскольку чреват резким повышением аварийности и отставанием учебного
процесса от современных требований.
Оплата коммунальных услуг в
структуре местных бюджетов сохраняется практически на
прежнем уровне: 2001г. - 15,7%, 2002г. - 16,4%, 2003
г. 13,3%. Некоторое снижение в 2002 году нельзя пока считать устойчивой
тенденцией, связанной с использованием режима экономии коммунальных расходов в
результате перехода на сберегающие технологии. Этот эффект достигнут структурной сдвижкой в бюджетах в связи с принятой на федеральном уровне мерой по повышению
заработной платы работникам бюджетной
сферы. Повышение доли заработной платы в структуре расходов практически
до половины обусловило снижение всех остальных
статей.
С учетом сказанного в
качестве основных направлений совершенствования оплаты труда учителей следует
отметить:
- переход
на нормативные принципы подушевого финансирования
при расчете субвенций из региональных бюджетов для оплаты
труда
учителей в общем образовании;
- адресные меры
поддержки, стимулирующие повышение качества, снижение зон неэффективности
в оплате труда,
- переход на новую систему
оплаты труда, позволяющий «отвязать» зарплату учителей от аудиторной
нагрузки.
Нормативные принципы расчета зарплаты определены
ФЗ-№123 от 07.07.03г. «О внесении изменений и дополнений в отдельные
законодательные акты РФ в части, касающейся финансирования
общеобразовательных учреждений» и методическими рекомендациями к нему, утвержденными совместным письмом Минфина (№ 100208 от 07.10.03) и Минобразования (№ 20-51-28-39/20-01 от 18.09.03). Реализация закона
уже началась в ряде субъектов РФ, а в 2005 году
большинство регионов перешло на эту
систему, что безусловно дало свои результаты. Судя по мониторингу регионов, в
направлении реализации положений этого закона идет большая работа по инвентаризации, подтверждению
необходимости финансирования коррекционных классов, индивидуального обучения
на дому. Это приводит к повышению эффективности за счет снижения необоснованных
расходов.
К адресным мерам поддержки можно отнести стимулирование
дополнительной оплаты труда за качество, внедрение инноваций в учебный процесс и т.д. за счет снижения зон неэффективности. К зонам неэффективности в
финансировании оплаты труда в школьном образовании относятся:
- заниженное соотношение учащийся/учитель;
- заниженная доля учителей в структуре занятых в школьном
образовании.
Кардинальная мера по «отвязыванию»
оплаты труда от аудиторной нагрузки предлагаемая новая штатно-окладная,
система оплаты труда учителей взамен традиционной урочно-почасовой
системы. Новая система предполагает отказ от
Единой тарифной сетки, изменение норм труда и режима работы учителей с
учетом выполняемых ими функций.
Переход к оптимизации бюджетных расходов вовсе не
означает их сокращение на школьное образование, а знаменует собой переход к справедливому и эффективному использованию
бюджетных средств, которые общество ежегодно готово тратить на образование.
[33]
2.2 Санкционирование
расходов и доходов бюджетов разных уровней Федеральным казначейством
В
настоящее время Федеральный закон от 28 декабря 2004г. №182-ФЗ «О внесении
изменений в Бюджетный кодекс РФ в связи с образованием Федерального
казначейства включил в статью 166 Бюджетного кодекса РФ раздел, устанавливающий
бюджетные полномочия Федерального казначейства.
Органы
Федерального казначейства играют значительную роль в проведении бюджетной
реформы. Они не только учитывают доходы бюджетов всех уровней, но и контролируют
использование бюджетных средств бюджетополучателями.
Полномочия органов Федерального казначейства.
Согласно
статье 219 Бюджетного кодекса РФ санкционирование расходов бюджетов состоит из
следующих этапов:
1.
Доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей
и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов
распорядителям бюджетных средств и бюджетным учредителям.
2.
Доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до
распорядителей и получателей бюджетных средств.
3.
Подтверждение и выверка исполнения денежных средств.
Именно
на этих этапах органы Федерального казначейства проводят предварительный и
текущий контроль.
Федеральное
казначейство подтверждает денежное обязательство Федерального бюджета и
совершает разрешительную надпись на право осуществления расходов федерального
бюджета в рамках выделенных получателям бюджетных средств лимита бюджетного
обязательства.
Конкретный
вариант санкционирования определяется в соглашении, заключаемом между органом
Федерального казначейства и финансовым органным субъекта РФ (местной
администрации). О заключении такого соглашения сказано в пункте 3.1 Порядка
кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов
территориальными органами Федерального казначейства, утвержденного приказом
Федерального казначейства от 22 марта 2005 года №1н.
Санкционирование
расходов Федерального бюджета.
Органы Федерального
казначейства санкционируют исключительно денежные обязательства федеральных
бюджетных учреждений, что определено в статье 251 Бюджетного кодекса РФ.
Если бюджетное
учреждение представило платежные документы на оплату денежных обязательств,
органы Федерального казначейства проверяют эти документы, а также документы,
подтверждающие выполнение работ (оказанию услуг) или поставку товаров и услуг
согласно договору (пункт 49 инструкции №142н).
В платежных
документах проверяется:
- правильно ли они
оформлены;
- соответствуют ли подписи
образцам подписей в карточке получателя средств;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|