Особенности финансирования образовательного учреждения
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
ГЛАВА I СОСТОЯНИЕ ОТРАСЛИ ОБРАЗОВАНИЯ НА
СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ…………………………………………………………......6
1.1 Образование, как фактор
развития общества в современных социально-экономических
условиях………………………………....6
1.2 Современное мировое
образовательное пространство………….10
1.3 Проблемы финансирования
отросли образования на современном этапе…………………………………………………...............13
ГЛАВА II МНОГОУРОВНЕВОЕ И
МНОГОКАНАЛЬНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ….16
2.1 Роль бюджетного
финансирования для системы образования в новых экономических
условиях…………………………………16
2.2 Санкционирование расходов и
доходов бюджетов разных уровней Федеральным казначейством…………….………………….29
2.3 Внебюджетные источники
финансирования общеобразовательных учреждений…………………………………………………..34
2.4 Механизм привлечения
дополнительных источников финансирования общеобразовательных
учреждений………………..…..42
ГЛАВА III ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ШКОЛЫ №4 г. САТКИ……...48
3.1 Общая характеристика средней
общеобразовательной школы №4………………………………………………………………….48
3.2 Права и
обязанности муниципального общеобразовательного учреждения средней
общеобразовательной школы №4………………50
3.3 Финансово-хозяйственная
деятельность средней общеобразоват. школы №4…………………………………………………………52
3.4 Анализ работы
Программы развития Муниципального общеобразовательного учреждения средней
общеобразовательной школы №4 на 2005-2008 гг. …………………………………………………...56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
……………………………………………………….69
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..70
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В процессе социально-экономических
преобразований, перехода к рыночной экономике одним из важнейших факторов
стабильности, сохранения общественного спокойствия, является эффективное
функционирование системы образования.
Доступность, качество,
эффективность – эти главные задачи поставлены перед системой образования в
одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.01 г. №
1756-р Концепции модернизации образовании на период до 2010 года.
В данное время
констатируются такие факты, как:
1. Противоречие действующей
законодательной базы и практики финансирования.
2. Преобладание субъективных
факторов при принятии решений, формировании, утверждении и исполнении бюджетов.
3. Дифференциация финансовой
обеспеченности по регионам и внутри регионов.
4. Органы управления
образованием теряют один из главных рычагов управления – финансовый.
На первом этапе модернизации
образования стоит задача восстановления ответственности государства в сфере
образования, в том числе путем изменения порядка финансирования общеобразовательных
учреждений.
Объектом исследования работы
является финансирование учреждений сферы образования.
В Российской Федерации
действует широкая сеть учреждений образования различного уровня, в которых
обучается свыше 33,8 млн человек и работает около 6,0 млн человек. В России
действует свыше 7 тыс. гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением
предметов. Примерно в 662 негосударственных общеобразовательных учреждениях
обучается 65,9 тыс. человек.
Основным этапом в процессе
обучения является первая ступень - начальное образование, так как оно является
основой получения и применения знаний и навыков в дальнейшем процессе обучения.
Предмет исследования:
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
№4.
Основной целью экономической
стратегии развития образования должны быть стабилизация и укрепление финансово
– экономического положения общеобразовательных учреждений.
Нужно сформировать
эффективные экономические отношения в сфере образования, новые механизмы
ресурсного, в первую очередь финансового обеспечения учреждений образования.
Цель работы: рассмотреть и
проанализировать особенности финансирования учреждений начального образования.
Основными задачами являются:
1. Рассмотреть разработку новых
принципов формирования и исполнения бюджетов всех уровней в сфере образования.
2. Доказать рациональное
использование внутрисистемных ресурсов, в первую очередь бюджетных.
3. Показать механизм привлечения
в систему образования дополнительных финансовых ресурсов.
4. Рассмотреть планомерное
повышение оплаты труда, премий, поощрений работников и их выплата из бюджета
субъекта федерации.
5. Изучить создание единого
информационного пространства в области нормативно-методического обеспечения
образовательных учреждений.
Для изучения и решения
указанных задач необходимо рассмотреть финансово-экономическое положение в
стране. Выявить проблемы финансирования образовательных учреждений, основываясь
на определенные законодательные акты. Рассмотреть и проанализировать пути выхода
из кризиса в сфере образования. Для достижения конечного результата необходимо
комплексное решение указанных задач.
ГЛАВА
I СОСТОЯНИЕ ОТРАСЛИ
ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
1.1 Образование – как
фактор развития общества в современных социально-экономических условиях
«Образование – это
целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества,
государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися определенных
государственных образовательных уровней – цензов.»
Российский Закон «Об образовании»
Образование – это процесс
передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей. Содержание
образования черпается и пополняется из наследия культуры и науки, а также из
жизни и практики человека.
Образования становится
необходимым и важным фактором развития как отдельных сфер (экономики, политики,
культуры), так и всего общества. Мир объединяет усилия в сфере образования,
стремясь воспитать гражданина мира и всей планеты.
Интенсивно развивается
мировое образовательное пространство. В мировом сообществе высказываются
требования формирования глобальной стратегии образования человека.
Образование представляет
собой процесс трансляции культурно-оформленных образцов поведения и
деятельности, а также устоявшихся форм общественной жизни.
Образование проявляет себя
как практика социализации человека и преемственности поколений людей. В разных
социально-политических условиях (и в период реформ) образование выступает
стабилизирующим фактором между новыми социальными представлениями и идеалами
предшествующих поколений. Образование позволяет удерживать процесс
воспроизводства и передачи опыта и одновременно закреплять в сознании молодого
поколения новые политические и экономические реалии, новые ориентиры
общественного развития.
В условиях радикального
изменения идеологических воззрений, социально-экономических представлений
именно образование выполняет стабилизирующую функцию и способствует адаптации
человека к новым жизненным условиям.
Образование является
социальным институтом, через который передаются и воплощаются культурные
базовые ценности и цели развития общества. [7]
В процессе постановки целей
и задач для конкретных образовательных систем, необходимо уточнение социального
заказа в рамках всей системы образования страны.
В 1970 – 80-е годы перед
отечественной системой образования ставилась задача подготовки творческого,
интеллектуального и духовно развитого человека. В 90-е годы приоритет отдается
подготовке предприимчивого коммуникабельного человека. В настоящее время
образование тесно связано с политическими и экономическими факторами.
Функционирование любой
образовательной системы подчинено той или иной цели.
Образовательные цели – это
сознательно определенные ожидаемые результаты, которых стремиться достичь
данное общество, страна, государство, с помощью сложившейся системы образования
в целом, в настоящее время и в ближайшем будущем. Эти цели социально зависимы
от различных условий:
от характера общества, от
государственной образовательной политики, от уровня развития и воспитания
граждан в стране. В современных условиях при отборе целей учитываются как
социальный запрос государства и общества, так и цели отдельного человека,
желающего получить образования.
Знания, усвоенная информация
помогают человеку сориентироваться в окружающем мире. Усвоенные способы
деятельности, умения, обеспечивают воспроизведение человеком окружающего мира. Система
образования может рассматриваться в масштабах всей страны, на уровне отдельного
региона (области, края, республики), города и отдельного района.
Система образования в России
– непрерывно развивающаяся система.
В России с 1917 года по
настоящее время образование претерпело ряд изменений; от системы, обеспечивающей
грамотностью каждого гражданина Советской России, к системе обязательного
начального образования, восьмилетнего и обязательного среднего образования и
далее вплоть до реформ 1980 – 90 годов. С 1991 г. в России в рамках закона «Об
Образовании» принято обязательное девятилетнее образование, а с 1998 года
Россия переходит к системе двенадцатилетнего образования. С 1991 года в России
стали возрождаться гимназии, лицеи, частные школы, появились новые
образовательные системы.
Современное образование
развивается в разных направлениях и характеризуется следующими свойствами:
гуманизация, дифференциация, диверсификация, стандартизация, многоуровневость,
компьютеризация, информатизация, непрерывность.
Образовательный процесс
имеет диалектический характер. Развитие образовательного процесса возможно как
через разрешение противоречий, так и эволюционным путем – через
совершенствование сложившейся образовательной системы. В качестве главного
противоречия образовательного процесса выступает противоречия между социальным
требованием к образованности человека и его уровнем образования, качеством и
типом образования. [3]
Основания для развития
образования – это новые концепции и модели образования на уровне государства
или конкретного региона и отдельных образовательных учреждений; новые
государственные образовательные стандарты; нормативно-правовые документы; новые
источники, механизмы и формы финансирования; новые системы подготовки и
переподготовки специалистов для образовательной сферы.
1.2 Современное мировое образовательное пространство
Мировое образовательное
пространство объединяет национальные образовательные системы разного типа и
уровня, отличающиеся в постановке целей и задач, своему качественному
состоянию.
В мировой системе
образования XX – XXI вв. выделяют определенные
глобальные тенденции:
1) стремление к демократической
системе образования, то есть доступность образования всему населению страны и
преемственность его ступеней и уровней, предоставление автономности и
самостоятельности учебным заведениям;
2) обеспечение права на образование
всем желающим (возможность и равные шансы для каждого человека получить
образование в учебном заведении любого типа);
3) значительное влияние
социально-экономических факторов на получения образования;
4) разрастание рынка образовательных
услуг;
5) в сфере управления образованием
поиск компромисса между жесткой централизацией и полной автономией;
6) образование становится
приоритетным объектом финансирования в развитых странах мира;
7) поиск дополнительных ресурсов для
образования.
Мировое образование
полиструктурно: для него характерны пространственная (территориальная) и
организационная структуры.
В решении проблем мирового
образования важное значение приобретают крупные проекты и программы, поскольку
они с необходимостью предполагают участие различных образовательных систем.
К концу XX века выделяются регионы, в которых
по ряду экономических, политических, социальных причин нарушаются
последовательность образовательных и интеграционных процессов. К таким регионам
относятся арабские страны, Восточная Европа и страны бывшего СССР.
В странах Восточной Европы и
бывшего СССР в связи с политической нестабильностью, экономическим кризисом и
общественной дезинтеграции наблюдается спад в развитии образования. Последнее
финансируется по остаточному принципу при тенденции к диверсификации источников
финансирования средней и высшей школы. Влияние США и других стран привело к
поэтапному переходу высшей школы на многоуровневую систему образования. Система
образования в России осуществило «перестройку», основывающуюся на стремление к
демократизации. В 1980-90-е годы в России сформировалось массовое инновационное
движение в области школьного образования. Оно проявилось в поисках нового: моделей
школы, содержания образования, образовательных технологий.
Формированию единого
мирового образовательного пространства способствует развитие дистанционных форм
обучения. Системы дистанционного обучения основаны на использовании
компьютерной сети и спутниковой связи. Они позволяют решать образовательные
задачи в масштабах целых континентов. Так реализуется проект единой Европейской
обучающей среды. В мире функционируют глобальные системы дистанционного
обучения: «Глобальный лекционный зал», «Университет мира», обеспечивая обмен информации
в оперативном режиме. [28]
В России за последние двести
лет сформировалась уникальная система школьного и высшего образования. К началу
XXI века она насчитывает
свыше 900 вузов всех форм собственности (федеральные, региональные и частные).
Число российских преподавателей составляет 25% от численности преподавателей
вузов всего мира. В среднем по стране на одного учителя государственной
общеобразовательной школы приходится 14 учащихся, частной школы – 4 человека,
на одного преподавателя государственного вуза – 11 человек.
Для мирового образования
характерны важные тенденции, особенно ярко проявляющиеся в конце XX – начале XXI вв.
Первая тенденция –
это повсеместная ориентация большинства стран на переход от элитного
образования к высококачественному образованию для всех.
Вторая тенденция заключается
в углублении межгосударственного сотрудничества в области образования.
Активность развития данного процесса зависит от потенциала национальной системы
образования и от равных условий партнерства государств и отдельных участников.
Третья тенденция предполагает
существенное увеличение в мировом образовании гуманитарной составляющей в
целом, а также за счет введения новых человекоориентированных научных и учебных
дисциплин: политологии, социологии, эргономики, экономики. [11]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|