Меню
Поиск



рефераты скачать Особенности финансирования образовательного учреждения

Особенности финансирования образовательного учреждения

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

         ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3

         ГЛАВА I СОСТОЯНИЕ ОТРАСЛИ ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ…………………………………………………………......6

1.1     Образование, как  фактор развития общества в современных социально-экономических условиях………………………………....6

1.2     Современное мировое образовательное пространство………….10

1.3     Проблемы финансирования отросли образования на современном этапе…………………………………………………...............13

         ГЛАВА  II  МНОГОУРОВНЕВОЕ    И    МНОГОКАНАЛЬНОЕ               ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ….16

2.1     Роль бюджетного  финансирования для системы образования в новых экономических условиях…………………………………16

2.2     Санкционирование расходов и доходов бюджетов разных уровней Федеральным казначейством…………….………………….29

2.3     Внебюджетные источники финансирования общеобразовательных учреждений…………………………………………………..34

2.4     Механизм привлечения дополнительных источников финансирования общеобразовательных учреждений………………..…..42

ГЛАВА III ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ №4 г. САТКИ……...48 

3.1     Общая характеристика средней общеобразовательной школы №4………………………………………………………………….48

3.2 Права и обязанности муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №4………………50

3.3    Финансово-хозяйственная  деятельность средней общеобразоват. школы №4…………………………………………………………52

3.4 Анализ работы Программы развития Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №4 на 2005-2008 гг. …………………………………………………...56

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………….69

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..70

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

 

 

         В процессе социально-экономических преобразований, перехода к рыночной экономике одним из  важнейших факторов стабильности, сохранения общественного спокойствия, является эффективное функционирование системы образования.

         Доступность, качество, эффективность – эти главные задачи поставлены перед системой образования в одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.01 г. № 1756-р  Концепции модернизации образовании на период до 2010 года.

         В данное время констатируются такие факты, как:

1.     Противоречие действующей законодательной базы и практики финансирования.

2.     Преобладание субъективных факторов при принятии решений, формировании, утверждении и исполнении бюджетов.

3.     Дифференциация финансовой обеспеченности по регионам и внутри регионов.

4.     Органы управления образованием теряют один из главных рычагов управления – финансовый.

         На первом этапе модернизации образования стоит задача восстановления ответственности государства в сфере образования, в том числе путем изменения порядка финансирования общеобразовательных учреждений.

         Объектом исследования работы является финансирование учреждений сферы образования.

         В Российской Федерации действует широкая сеть учреждений образования различного уровня, в которых обучается свыше 33,8 млн человек и работает около 6,0 млн человек. В России действует свыше 7 тыс. гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением предметов. Примерно в 662 негосударственных общеобразовательных учреждениях обучается 65,9 тыс. человек.

         Основным этапом в процессе обучения является первая ступень - начальное образование, так как оно является основой получения и применения знаний и навыков в дальнейшем процессе обучения.

         Предмет исследования: Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4.

         Основной целью экономической стратегии развития образования должны быть стабилизация и укрепление финансово – экономического положения общеобразовательных учреждений.

         Нужно сформировать эффективные экономические отношения в сфере образования, новые механизмы ресурсного, в первую очередь финансового обеспечения учреждений образования.

         Цель работы: рассмотреть и проанализировать особенности финансирования учреждений начального образования.

         Основными задачами являются:

1.     Рассмотреть разработку новых принципов формирования и исполнения бюджетов всех уровней в сфере образования.

2.     Доказать рациональное использование внутрисистемных ресурсов, в первую очередь бюджетных.  

3.     Показать механизм привлечения в систему образования дополнительных финансовых ресурсов.

4.     Рассмотреть планомерное повышение оплаты труда, премий, поощрений работников и их выплата из бюджета субъекта федерации.

5.     Изучить создание единого информационного пространства в области нормативно-методического обеспечения образовательных учреждений.


         Для изучения и решения указанных задач необходимо рассмотреть финансово-экономическое положение в стране. Выявить проблемы финансирования образовательных учреждений, основываясь на определенные законодательные акты. Рассмотреть и проанализировать пути выхода из кризиса в сфере образования. Для достижения конечного результата необходимо комплексное решение указанных задач. 

 























                            ГЛАВА I  СОСТОЯНИЕ ОТРАСЛИ ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

 

1.1        Образование – как фактор развития общества в современных социально-экономических условиях

 

          «Образование – это целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися определенных государственных образовательных уровней – цензов.» 

     Российский Закон «Об образовании»

 

         Образование – это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей. Содержание образования черпается и пополняется из наследия культуры и науки, а также из жизни и практики человека.

         Образования становится необходимым и важным фактором развития как отдельных сфер (экономики, политики, культуры), так и всего общества. Мир объединяет усилия в сфере образования, стремясь воспитать гражданина мира и всей планеты.

         Интенсивно развивается мировое образовательное пространство. В мировом сообществе высказываются требования формирования глобальной стратегии образования человека.

         Образование представляет собой процесс трансляции культурно-оформленных образцов поведения и деятельности, а также устоявшихся форм общественной жизни.

         Образование проявляет себя как практика социализации человека и преемственности поколений  людей. В разных социально-политических условиях  (и в период реформ) образование выступает стабилизирующим фактором между новыми социальными представлениями и идеалами предшествующих поколений. Образование  позволяет удерживать процесс воспроизводства и передачи опыта и одновременно закреплять в сознании молодого поколения новые политические и экономические реалии, новые ориентиры общественного развития.

         В условиях радикального изменения идеологических воззрений, социально-экономических представлений именно образование выполняет стабилизирующую функцию и способствует адаптации человека к новым жизненным условиям.

         Образование является социальным институтом, через который передаются и воплощаются культурные базовые ценности и цели развития общества. [7]

         В процессе постановки целей и задач для конкретных образовательных систем, необходимо уточнение социального заказа в рамках всей системы образования страны.

         В 1970 – 80-е годы перед отечественной системой образования ставилась задача подготовки творческого, интеллектуального и духовно развитого человека. В 90-е годы приоритет отдается подготовке предприимчивого коммуникабельного человека. В настоящее время образование тесно связано с политическими и экономическими факторами.

         Функционирование любой образовательной системы подчинено той или иной цели.

         Образовательные цели – это сознательно определенные ожидаемые результаты, которых стремиться достичь данное общество, страна, государство, с помощью сложившейся системы образования в целом, в настоящее время и в ближайшем будущем. Эти цели социально зависимы от различных условий:    

от характера общества, от государственной образовательной политики, от уровня развития и воспитания граждан в стране. В современных условиях при отборе целей учитываются как социальный запрос государства и общества, так и цели отдельного человека, желающего получить образования.

         Знания, усвоенная информация помогают человеку сориентироваться в окружающем мире. Усвоенные способы деятельности, умения, обеспечивают воспроизведение человеком окружающего мира. Система образования может рассматриваться в масштабах всей страны, на уровне отдельного региона (области, края, республики), города и отдельного района.

         Система образования в России – непрерывно развивающаяся система.

         В России с 1917 года по настоящее время образование претерпело ряд изменений; от системы, обеспечивающей грамотностью каждого гражданина Советской России, к системе обязательного начального образования, восьмилетнего и обязательного среднего образования и далее вплоть до реформ 1980 – 90 годов. С 1991 г. в России в рамках закона «Об Образовании» принято обязательное девятилетнее образование, а с 1998 года Россия переходит к системе двенадцатилетнего образования. С 1991 года в России стали возрождаться гимназии, лицеи, частные школы, появились новые образовательные системы.

         Современное образование развивается в разных направлениях и характеризуется следующими свойствами: гуманизация, дифференциация, диверсификация, стандартизация, многоуровневость, компьютеризация, информатизация, непрерывность.

         Образовательный процесс имеет диалектический характер. Развитие образовательного процесса возможно как через разрешение противоречий, так и эволюционным путем – через совершенствование сложившейся образовательной системы. В качестве главного противоречия образовательного процесса выступает противоречия между социальным требованием к образованности человека и его уровнем образования, качеством и типом образования. [3]

         Основания для развития образования – это новые концепции и модели образования на уровне государства или конкретного региона и отдельных образовательных учреждений; новые государственные образовательные стандарты; нормативно-правовые документы; новые источники, механизмы и формы финансирования; новые системы подготовки и переподготовки специалистов для образовательной сферы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2    Современное мировое образовательное пространство

 

         Мировое образовательное пространство объединяет национальные образовательные системы разного типа и уровня, отличающиеся в постановке целей и задач, своему качественному состоянию.

         В мировой системе образования XX – XXI вв.  выделяют определенные глобальные тенденции:

1) стремление к демократической системе образования, то есть доступность образования всему  населению страны и преемственность его ступеней и уровней, предоставление автономности и самостоятельности учебным заведениям;

2) обеспечение права на образование всем желающим (возможность и равные шансы для каждого человека получить образование в учебном заведении любого типа);

3) значительное влияние социально-экономических факторов на получения образования;

4) разрастание рынка образовательных услуг;

5) в сфере управления образованием поиск компромисса между жесткой централизацией и полной автономией;

6) образование становится приоритетным объектом финансирования в развитых странах мира;

7) поиск дополнительных ресурсов для образования.

         Мировое образование полиструктурно: для него характерны пространственная (территориальная) и организационная структуры.

         В решении проблем мирового образования важное значение приобретают крупные проекты и программы, поскольку они с необходимостью предполагают участие различных образовательных систем.

         К концу XX века выделяются регионы, в которых по ряду экономических, политических, социальных причин нарушаются последовательность образовательных и интеграционных процессов. К таким регионам относятся арабские страны, Восточная Европа и страны бывшего СССР.

         В странах Восточной Европы и бывшего СССР в связи с политической нестабильностью, экономическим кризисом и общественной дезинтеграции наблюдается спад в развитии образования. Последнее финансируется по остаточному принципу при тенденции к диверсификации источников финансирования средней и высшей школы. Влияние США и других стран привело к поэтапному переходу высшей школы на многоуровневую систему образования. Система образования в России осуществило «перестройку», основывающуюся на стремление к демократизации. В 1980-90-е годы в России сформировалось массовое инновационное движение в области школьного образования. Оно проявилось в поисках нового: моделей школы, содержания образования, образовательных технологий.

         Формированию единого мирового образовательного пространства способствует развитие дистанционных форм обучения. Системы дистанционного обучения основаны на использовании компьютерной сети и спутниковой связи. Они позволяют решать образовательные задачи в масштабах целых континентов. Так реализуется проект единой Европейской обучающей среды. В мире функционируют глобальные системы дистанционного обучения: «Глобальный лекционный зал», «Университет мира», обеспечивая обмен информации в оперативном режиме. [28]

         В России за последние двести лет сформировалась уникальная система школьного и высшего образования. К началу XXI века она насчитывает свыше 900 вузов всех форм собственности (федеральные, региональные и частные). Число российских преподавателей составляет 25% от численности преподавателей вузов всего мира. В среднем  по стране на одного учителя государственной общеобразовательной школы приходится 14 учащихся, частной школы – 4 человека, на одного преподавателя государственного вуза – 11 человек.

         Для мирового образования характерны важные тенденции, особенно ярко проявляющиеся в конце XX – начале XXI вв.

         Первая тенденция – это повсеместная ориентация большинства стран на переход от элитного образования к высококачественному образованию для всех.

         Вторая тенденция  заключается в углублении межгосударственного сотрудничества в области образования. Активность развития данного процесса зависит от потенциала национальной системы образования и от равных условий партнерства государств и отдельных участников.

         Третья тенденция  предполагает существенное увеличение в мировом образовании гуманитарной составляющей в целом, а также за счет введения новых человекоориентированных научных и учебных дисциплин: политологии, социологии, эргономики, экономики. [11]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.