p> Кратко опишем механизм кредитования малых предприятий. Вначале
производится отбор представленных в Фонд проектов и программ. На этом этапе
главная задача - выявить проекты, которые отвечают государственным
экономическим приоритетам. В дальнейшем операции непосредственно по
кредитованию и контроль за их использованием осуществляются Фондом
совместно с Межэкономсбербанком и его банками-агентами на местах.
Межэкономсбербанк взял на себя определенные обязательства, позволяющие:
предоставлять банковские гарантии малым предприятиям для получения кредитов
в коммерческих банках; увеличивать ресурсы для кредитования малого бизнеса
за счет средств генерального банка; управлять банковской системой поддержки
предпринимательства; получать дивиденды на вложенный капитал. Банк-агент выделяет кредитные ресурсы строго в соответствии с
перечнем проектов, утвержденным в установленном порядке Фондом, и в
пределах средств кредитной линии, открытой Межэкономсбербанком. Размер
маржи, взимаемой банком-агентом, устанавливается в межбанковском договоре с
Межэкономсбербанком и не может превышать 5%. Временное положение от 25 ноября 1993 г. содержит основные
требования, которые будут предъявляться при рассмотрении заявок на
получение кредита. В частности, предусмотрено, что удельный вес кредита в
общей сумме финансирования проекта должен, как правило, составлять 50% (но
не более 70%). Остальную часть средств изыскивает предприниматель за счет
других источников, в первую очередь собственных. Чем больше доля инвестора
в финансировании проекта, тем ниже процентная ставка по кредиту.
Максимальный срок реализации проекта и погашения кредита - 1,5 года (для
отдельных проектов - до 2 лет). Заключая договоры с банками-агентами на предоставление кредитных
ресурсов, Межэкономсбербанк в целях обеспечения своевременного возврата
кредита и уплаты процентов запрещает использовать полученные банком-агентом
кредитные ресурсы для зачисления на депозитные счета, осуществления
операций по межбанковскому кредитованию, покупки свободно конвертируемой
валюты, а также отвлекать средства на другие цели, не предусмотренные
договором. Для получения кредита субъекты малого предпринимательства
предоставляют соответствующие документы в региональные органы, которые в
месячный срок, проведя независимую экспертизу проекта, выносят заключение о
целесообразности выделения на него средств. Затем на их основе формируется
региональная программа, которая направляется в исполнительную дирекцию
Фонда. Недостатком системы предоставления кредитов через Фонд является ее
громоздкость. Целесообразно, на наш взгляд, создать при Фонде совещательно-
рекомендательный совет из представителей общественных объединений малых
предприятий в лице Торгово-промышленной палаты РФ, банковских структур,
заинтересованных министерств и ведомств. Учитывая общее состояние российской экономики и значительный дефицит
государственного бюджета, единственным реальным внешним источником
финансирования малого бизнеса в настоящее время является банковский кредит.
Для объектов малого предпринимательства из-за высоких рисков, связанных с
предоставлением кредита, кредитные сделки следует оформлять под какой-либо
залог: недвижимости, товаров, ценных бумаг. Нужно более широко использовать
и нетрадиционные виды финансовых услуг. Приблизительная схема
финансирования малого предприятия при помощи лизингового кредита
заключается в следующем: предприятие хочет приобрести новое оборудование;
банк оплачивает эту услугу, то есть 100% стоимости оборудования;
предприятие либо берет его у банка в аренду, либо использует лизинговый
кредит с последующим выкупом. Срок подобного кредита составляет от 2 до 6
лет. Существует также лизинг недвижимости: строительство здания банком и
сдача его в аренду предприятию с условием его последующего выкупа. При
факторинговых операциях при неоплате требований плательщиком они
переуступаются факторинговому отделу банка, и последний платит определенный
в договоре процент от суммы требований. Таким образом, в данном случае
происходит переуступка просроченной задолженности. Функционирование малых предприятий и кредитных учреждений в рыночной
экономике, с одной стороны, требует решения проблемы выработки критериев
платежеспособности заемщика, а с другой -проведения анализа условий
предоставления кредитов и принципов их использования. Кредитное учреждение
должно быть уверено в наличии у кредитуемого предприятия средств для
расчетов, в его способности к своевременному погашению кредита. На
основании данных бухгалтерского баланса можно оценить, насколько прибыльна
деятельность предприятия и каков размер риска, принимаемого на себя банком. При расчете кредитоспособности предприятия используются следующие
показатели его финансово-хозяйственной деятельности: коэффициент
финансового покрытия - он характеризует общую кредитоспособность
предприятия - отношение текущих активов к текущим обязательствам;
коэффициент текущей ликвидности - отношение денежных средств, средств в
расчетах и оборотных активов предприятия к текущим обязательствам;
коэффициент абсолютной ликвидности - отношение денежных средств предприятия
к текущим обязательствам; коэффициент соотношения собственных средств и
привлеченного капитала - он характеризует финансовую устойчивость
предприятия; коэффициент оборотных средств - отношение собственных средств
к итогу баланса. Класс кредитоспособности клиентов определяется путем сопоставления
значений финансовых коэффициентов, полученных на основе показателей
баланса, с критериальным уровнем, характерным для данного класса их
рейтинга. В качестве показателей таких уровней должны использоваться
среднеотраслевые значения финансовых коэффициентов. На основании представленных досье клиентов и их гарантий коммерческим
банкам последним необходимо разрабатывать собственные планы финансирования
мелких и средних предприятий, устанавливая объем и сроки их кредитования.
Возможен следующий порядок предоставления им кредитов:
- составление досье клиента;
- разработка плана финансирования;
- сопоставление кредита с результатами деятельности предприятия, если
ссудой покрывается 50-80% его расходов;
- определение класса кредитоспособности предприятия;
- выбор ставки процента за кредит (она может быть постоянной или
переменной);
- расчет срока окупаемости кредита;
- принятие решения о сроке кредитования;
- определение регулярности возмещения кредита;
- составление контракта (договора о возврате);
- проверка и контроль различных этапов выполнения контракта;
- в случае задержки выполнения или невыполнения условий контракта -
совместные действия по исправлению ситуации. Создание специальной сети коммерческих банковских структур для
финансирования малых предприятий - одна из насущных проблем. Для повышения
заинтересованности банков в такой деятельности необходимо предусмотреть,
помимо общих (уменьшение ставки процента в 1,5 раза согласно Указу
президента РФ от 22 декабря 1993 г.), дополнительную систему льгот и
приоритетов, например, рекомендовать полное или частичное освобождение от
налогов прибыли банков, полученной от вложения средств в малый бизнес, а
также определить совместно с Центральным банком России порядок компенсации
коммерческим банкам льгот по целевым кредитам для предприятий малого
бизнеса. Стимулировать коммерческие банки к посредничеству и предоставлению
кредитов малому бизнесу будет появление организации по переучету займов.
Программы такого переучета привлекательны тем, что они приводят к росту
портфеля займов без излишней нагрузки на собственные ресурсы банков. Внешним внебюджетным источником финансирования малого бизнеса, помимо
коммерческих банков, является частное или спонсорское финансирование. На
Западе нередко за малой фирмой стоит крупная частная корпорация,
заинтересованная в результатах работы тех или иных предприятий, например,
венчурных компаний, которые берут на себя риск конструкторской,
технологической и проектной разработки принципиально новых технологий,
опытного и промышленного их освоения. Главный стимул венчурного инвестирования - прибыль от прироста
стоимости акций компании. Кредитор рассчитывает на то, что последняя,
быстро достигнув стадии серийного производства новой оригинальной
продукции, станет приносить повышенную прибыль. В этом случае финансист,
предоставивший кредит в обмен на акции новой фирмы, сможет с большой
выгодой реализовать свою долю ценных бумаг. Несмотря на то, что многие
венчурные фирмы терпят неудачу (и соответственно средства, предоставленные
им, приходится списывать в убытки), прибыль, полученная от успешных
проектов, с лихвой оправдывает риск. Использование венчурного капитала пока
не получило широкого распространения в российской предпринимательской
практике, хотя отечественное законодательство предусматривает возможность
участия в инвестиционной деятельности как частных лиц, так и предприятий
различных организационно-правовых форм. Еще одним внешним внебюджетным источником финансирования малых
предприятий может служить совместное инвестирование. Например, в ФРГ
банками и страховыми компаниями создаются специальные фирмы, участвующие и
капитале мелких и средних предприятий. Совместное инвестирование в нашей
стране возможно через договоры-подряды по финансированию какой-либо
разработки. В зависимости от характера выполняемых работ и достигнутых
между сторонами договоренностей финансирование производится путем частичной
предварительной оплаты (финансирования) или предоплаты. Особый интерес представляет такой внешний источник финансирования,
как привлечение капиталов с помощью выпуска и размещения акций и иных
ценных бумаг при посредничестве инвестиционных институтов. Существенным
недостатком акционирования в качестве способа привлечения дополнительных
средств является возможность частичной или полной утраты финансируемым
предприятием-эмитентом самостоятельности. Коммерческие банки могли бы организовывать сотрудничество между
отечественными финансово-промышленными группами и малым и средним бизнесом
с помощью контрактных, субподрядных, арендных отношений. Это позволило бы
соединить мобильность, гибкость, инициативу малого производства и мощь и
влияние крупных предприятий. В результате возрастет конкуренция в сфере
малого и среднего бизнеса за контракты с корпорациями. Финансированию малого бизнеса могут содействовать кредитные программы
и многочисленные региональные, городские, целевые фонды. Поскольку
деятельность самих малых предприятий ориентирована главным образом на
местный рынок, многие финансовые вопросы необходимо решать с участием
местных органов власти. Последние должны определить основные направления
поддержки предпринимательства, разработать комплекс необходимых
мероприятий, изыскать материально-технические и финансовые ресурсы для их
реализации за счет региональных источников. Согласно Федеральной программе государственной поддержки малого
предпринимательства в РФ на 1998-1998 гг. доходы от деятельности
Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, преобразованного
из Фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции и
находящегося в ведении Государственного комитета РФ по поддержке и развитию
малого предпринимательства, государственных и муниципальных фондов остаются
в их распоряжении, не подлежат налогообложению и направляются на реализацию
целей и задач, предусмотренных федеральным законом. Большую роль в организации финансирования малого бизнеса в регионах
могли бы сыграть общества взаимного кредита и торгово-промышленные палаты,
выступающие в качестве гарантов кредита. Общество взаимного кредита -
объединение страховой организации и банка для финансирования малых
предприятий. Ему предоставляется право производить все краткосрочные
банковские операции, кроме выдачи целевых кредитов, прежде всего товарно-
комиссионные, учет и обеспечение векселей. Названные общественные структуры
должны также давать коммерческим банкам или городским фондам свои
рекомендации по кредитованию отдельных предприятий после соответствующей
проверки их финансового состояния. В этих случаях кредит может выдаваться
без залога. III. Заключение: Перспективы малого бизнеса в России Одно из решающих направлений развития российской экономики -
структурная перестройка индустрии, призванная обеспечивать, в частности,
развертывание сети малых промышленных предприятий. Роль этого сектора
действительно велика, поскольку он способствует рыночно ориентированному
выпуску инвестиционных и потребительских товаров, восстановлению
технологических кооперационных “цепочек”, стимулирует дух
предпринимательства, инновационную активность, а в конечном счете
обеспечивает рост ВВП, доходов бюджетов и занятости, решение других
социально-экономических проблем. В регионы с благоприятными условиями для
развития малых предприятий, например, в Москве, структурная перестройка уже
принесла положительные результаты. Развитие российских малых промышленных предприятий (в том числе
исследовательских и конструкторских, нацеленных на технологические
инновации) имеет некоторые особенности. В числе последних обычно называют
вынужденную диверсификацию деятельности, стремление к максимальной
самостоятельности (включая пассивное отношение к участию в союзы,
ассоциациях, объединениях, обществах взаимного кредитования и в других
формы предпринимательской самоорганизации), ориентацию на производство
конечного продукта, слабость менеджмента, неразвитость инфраструктуры
поддержки, и др. Со всем этим нельзя не согласиться, однако не менее
специфичен и вопрос о том, кто именно в условиях России является или в
ближайшем будущем сумеет выступить в качестве инициатора, организатора и
инвестора промышленных проектов в сфере малого предпринимательства.
Думается, на эти роли могут в принципе претендовать три основные категории
физических или юридических лиц. Речь идет, во-первых, о носителях тех научно-технических знаний,
которые имеют перспективу реализации в продукции высокого рыночного спроса.
Как правило, это работники научно-технических организаций и промышленных
предприятий (иногда и коллективы отдельных их подразделений), обладающие
“ноу-хау”, научно-техническими заделами и т.п., приобретенными в
предшествующий период. Подобного рода “итээровские” специалисты обладают,
конечно, неким потенциалом осуществления инновационных промышленных
проектов, однако на практике он реализуется далеко не всегда в связи с
хорошо известными финансовыми, организационными, маркетинговыми,
юридическими н иными многочисленными проблемами, с преодолением которых
сопряжено открытие в России малого предприятия. Реальной помощью со стороны федеральных и местных органов в
реализации промышленных проектов для этой группы лиц способно выступить
развертывание системы бизнес-инкубаторов, предоставляющих лабораторно-
производственные площади и оказывающих технические, организационные,
информационные и прочие необходимые услуги начинающим предпринимателям.
Однако в условиях острейшего дефицита бюджетного финансирования нужд
развития малого предпринимательства соответствующие надежды весьма слабы.
Ныне бездействуют даже многие из уже созданных бизнес-инкубаторов (в
Зеленограде – 70 %). Во-вторых, инициаторами создания малых промышленных предприятий
могут выступать крупные производственные организации, а также финансово-
кредитные институты. Однако многие из первых ныне сами испытывают весьма
серьезные финансовые затруднения, и их интересы подчас вынужденно лежат
совсем в других сферы. Кроме того, в отличие от ситуации в странах с
развитой рыночной экономикой (особенно в Японии, где корпорации, как
известно, оказывают весьма ощутимую поддержку малому бизнесу, причем не
только финансовую, но и в части технологии менеджмента, маркетинга,
контроля качества и т.п.) российские крупные производства склонны к
поглощению, инкорпорированию малых предприятий в свои структуры. Положению,
характерна для второй половины 80-х годов, когда крупные предприятия
создавали малые “при себе), зачастую (извлекая при этом нелегальные доходы,
ныне в корне изменилось. Даже сравнительно успешно работающие предприятия
не проводят и, по-видимому, еще долго не будут проводить политику
“отпочкования” своих структурных подразделений в самостоятельные
производственные единицы (исключая, конечно, посреднические организации или
хотя бы линию на поощрение подобных инициатив со стороны. Действительная
поддержка малого промышленного предпринимательства со стороны крупных
производств, как известно, базируется на реальных связях по кооперации
(поставках комплектующих, нестандартного технологического оборудования и
т.п.); между тем многолетняя ориентация отечественных крупных предприятий
на собственные силы, а не на межпроизводственную кооперацию, можно
полагать, сохраняются в течение длительного времени. Для коммерческих банков в настоящее время характерны процессы
укрупнения капиталов путем слияний, поглощений и т.п. Опыт показывает, что
кредитование малых предприятий не входит в круг интересов мощных
коммерческо-банковских структур; еще менее склонны они заниматься
самостоятельным поиском и отбором инвестиционных проектов в сфере малого
предпринимательства (то же можно сказать и о других финансово-кредитных
институтах). Что касается выдачи малым предприятиям кредитов на реализацию
промышленных проектов под гарантии правительственных органов, то подобного
рода механизмы пока еще совершенно не отработаны. В-третьих, в контингент потенциальных организаторов и инвесторов
малого промышленного предпринимательства входят, думается, сами малые и
средние предприятия, функционирующие как в сферах торговли и посреднических
услуг, так и непосредственно в производстве. В силу интенсификации
конкуренции и естественного ужесточения внешних условий функционирования
малые предприятия в этих сферы обнаруживают стремление к диверсификации,
расширению профильности, переводу инвестиционных потоков в новые отрасли. В
этом плане производственная сфера начинает представлять для рассматриваемых
потенциальных инвесторов существенный интерес. Основания для подобного вывода таковы. Во-первых, торговые и посреднические предприятия могут быть
заинтересованы в том, чтобы самостоятельно производить профильную для своей
деятельности продукцию (или непосредственно контролировать производство),
экономя тем самым на трансакционных операциях, определяя номенклатуру и
качество, а в известном смысле и монополизируя сети распределения данного
товара. Во-вторых, наличие в промышленности незагруженных или недогруженных
производственных мощностей, причем зачастую вполне современных по своим
технологическим возможностям и характеристикам, позволяет достаточно
выгодно использовать их либо на правы аренды, либо выкупая у собственника. В-третьих, производство той или иной продукции может быть обеспечено
необходимыми материалами и комплектующими изделиями при весьма
благоприятных договорных условиях, если производители этих материалов
испытывают трудности со сбытом. В-четвертых, не единичны случаи, когда
некоторые ресурсы, прежде всего природные (продукция первичных отраслей),
непосредственно реализуемые на внутренних или внешних рынках, даже при
неглубокой степени переработки могут иметь существенно более высокую цену.
В-пятых, малый бизнес, как известно, особо адаптирован к регионами, где он
функционирует. В связи с этим большое влияние на его развитие оказывает
политика местных администраций, которая, как и предусматривает госпрограмма
поддержки и развития малого предпринимательства, адаптирует задаваемые
федеральными законами параметры к условиям соответствующих регионов. Так, в
1997 г. более чем в 40 регионах России созданы соответствующие фонды
поддержки, развивается инфраструктура, реализуются поддерживающие программы
и т.д. Для многих региональных администраций активизация малого
промышленного производства является предпочтительной, позволяя прежде всего
решать проблемы занятости квалифицированных работников, высвобожденных в
связи с остановкой крупных индустриальных предприятий. Надо иметь в виду:
малые промышленные предприятия контролируются значительно легче, чем
организации, скажем, торговли и общественного питания, что упрощает сбор
налогов и других платежей. Рассматриваемая третья группа потенциальных организаторов является и
наиболее состоятельной в инвестиционном плане. Малые предпринимательские
структуры располагают реальными средствами для создания основных и
оборотных фондов, обеспечивающих стартовые условия маломасштабного
промышленного производства. Наличие таких средств позволяет структурам, о
которых идет речь, перераспределять потоки финансовых ресурсов между
сферами деятельности, что способствует эффективности реализация
промышленных проектов. Существенно, далее, следящее: действующие малые
предприятия имеют устоявшиеся схемы взаимодействия с финансово-кредитными
учреждениями, а также собственность в виде объектов недвижимости и запасов
товарно-материальных ценностей, что облегчает получение ими кредитов,
необходимых для выполнения инвестиционных промышленных проектов. Наконец,
важнейшим преимуществом данной группы инвесторов, готовых диверсифицировать
свою предпринимательскую активность, является тот опыт практического
менеджмента, которого обычно столь недостает в начальный период бизнес-
деятельности. Вышеизложенное позволяет утверждать, что в обозримой перспективе
инициативы по созданию и инвестированию малых промышленных предприятий
будут исходить прежде всего от небольших организаций непроизводственной и
производственной сфер. Из этого утверждения следует минимум два основных
вывода относительно содержания действий, направленных на поддержку подобных
инициатив. Первый состоит в том, что государству в лице его федеральных и
региональных органов власти и управления, следует создать условия для
перелива частных капиталов в реализацию малых промышленных проектов. Здесь
существует ряд возможностей, таких, в частности, как приоритетное
гарантирование кредитов под эти программы и введение налоговых каникул на
период их осуществления, снижение или отмена налогов на часть прибыли,
направляемой на инвестиционные цели. Перечень мер подобной политики может
быть продолжен на основе обобщения и первого отечественного опыта, и
богатой зарубежной практики поддержки малого предпринимательства со стороны
государственных органов (Администрации малого бизнеса и ее региональных
органов США, Агентства малого и среднего предпринимательства Министерства
внешней торговли и промышленности Японии, палат ремесел Германии и Франции,
и т.д.). Второй вывод касается выбора промышленных проектов, т.е. вопроса о
том, каким образом инициаторы создания малых промышленных предприятий
могут определять оптимальные сферы приложения их предпринимательских
усилий, места размещения, масштабы деятельности и т.п. Решению этой
проблемы вряд ли может помочь изучение зарубежного опыта, хотя данные об
отраслевой специализации малого бизнеса регулярно публикуются
соответствующими национальными и международными организациями (слишком уж
существенны различия экономики России и стран с развитыми рыночными
системами). Малые предпринимательские структуры не имеют ни
организационных, ни финансовых возможностей для формирования экспертных
комиссий, способных (по численности и уровню квалификации своих членов)
оценить приоритеты проектов по необходимому набору критериев. Хуже того,
задача подчас заключается не столько в выборе лучшего проекта из имеющихся
альтернатив, сколько в поиске самих альтернативных проектов. Каким же может быть адаптированный к российским реальностям алгоритм
поиска промышленных проектов, посильных малым предпринимательским
структурам. Исходным пунктом должно стать определение основных факторов,
ограничивающих зоны возможных решений: ресурсный потенции, приоритеты,
риски, рынки. В состав фактора “ресурсный потенциал” входят возможности:
использования собственных средств, получения кредита и льгот, долевого
участия других инвесторов. Фактор “приоритеты” раскрывается следующим
образом: наличие платежеспособного спроса, высокая доходность, короткие
сроки реализации, высокая ликвидность, вхождение в состав приоритетов
промышленной политики. Фактор “риски” охватывает политические,
экономические, конкурентные и технологические риски, а фактор “рынки” -
внутренний монопольный, региональный монопольный и экспортный монопольный
рынки, рынки импортозамещающие и свободные. Определение факторов и их
состава позволяет построить двухмерную матрицу решений и субъективно
оценить важность значений ее строк и столбцов. Выявленные таким образом
приоритеты инвестирования указывают на зоны поиска потенциальных проектов. Предлагаемый подход к решению задачи выбора инвестиционных проектов
в сфере малого предпринимательства основан на субъективной оценке факторов
и их состава. Однако эту оценку можно было бы существенно объективировать
при определенных организационных усилиях госорганов поддержки
предпринимательства. Они могли бы, во-первых, разрабатывать перечни
приоритетных проблем отраслевого или регионального характера. Во-вторых,
определение состава факторов и раскрытие содержания их элементов,
необходимые для выбора промышленных проектов, можно было бы организовать
путем проведения представительных опросов (на добровольной основе) -
руководителей предпринимательских структур и публикаций соответствующих
усредненных значений. Тем самым потенциальные инвесторы имели бы
возможность получать достоверные исходные данные для выбора промышленных
проектов в сфере малого предпринимательства. В своей работе я постаралась остановиться на основных проблемах
малого бизнеса в России и раскрыть особенности и перспективы развития
малых предприятий. Зарубежный опыт и насущные проблемы российской экономики
свидетельствуют о том, что с развитием рыночных отношений значение и роль
малых предприятий должны и будут возрастать.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|