Меню
Поиск



рефераты скачать Особенности развития малых предприятий в России

p> Для того, чтобы иметь возможность пользоваться льготами, установленными для малых предприятий, и поддержкой со стороны государства, организация должна удовлетворять определенным условиям по численности работающих и структуре уставного капитала. Если предприятие попадает в эти рамки и к тому же работает в приоритетных сферах деятельности, таких, как производство и переработка сельскохозяйственной продукции, производство продовольственных товаров, отдельных товаров народного потребления, медицинских товаров и лекарственных препаратов, строительство или ремонтно- строительные работы, оно имеет максимальные льготы.

Кроме этого, для субъектов малого бизнеса предусматривается поддержка в их информационном обеспечении, подготовке кадров, производственно- технологическая и инновационная поддержка, поощряется внешнеэкономическая деятельность.

Таким образом, потенциал субъектов малого предпринимательства значительно расширяется за счет комплекса нормативных мер, направленных на его стимулирование. Необходимо решить “лишь” такую задачу, как использование этого потенциала при осуществлении санационных мероприятий в отношении градообразующих предприятий-банкротов.

Сейчас ситуация такова, что нормативно-правовая поддержка вовсе не означает благоприятных экономических условий для развития малого предпринимательства в реальной жизни. Кроме этого, установлены весьма жесткие и четкие ограничения для отнесения организаций к таким субъектам, а также жесткие меры и гарантии для соблюдения прав кредиторов преобразуемых предприятий, санкции для должников и банкротов. Вопрос в том, выполняются ли эти требования и соблюдаются ли гарантии. Практическое осуществление всех мероприятий по реструктуризации и есть третий, важнейший аспект ее проведения.

На сегодняшний день схема приватизации либо продажи больших предприятий (в том числе градообразующих) сводится к распределению на доли их уставного капитала, что опять же ведет к чрезмерной концентрации капитала предприятия в одних руках (так как уставный капитал акционерного общества составляет в принципе незначительную сумму) и, соответственно, возможность образования комплекса из большого числа малых предприятий на базе одного крупного предприятия-банкрота или должника значительно сокращается. Если же установить систему продажи таких предприятий по делению их основных производственных фондов, то одно лицо просто не в состоянии будет скупить значительную долю пакета акций градообразующего предприятия, фонды которого - огромные суммы.

В остальном же существующая законодательная база способствует не просто ликвидации крупных предприятий-должников или распродаже их имущества, а в основном предусматривает различные варианты санации и оздоровления этих организаций путем их реорганизации, в том числе и в предприятия малого бизнеса.

Таким образом, в сложившейся ситуации на базе производств и секторов экономики целесообразно осуществлять политику перевода потенциала крупных хозяйствующих субъектов в собственность малых предприятий. Этот подход обусловлен и задачами, которые ставят государственные программы поддержки малых предприятий.
Ниже я подробнее остановлюсь на правовых вопросах и экономических аспектах деятельности малых предприятий в России.

I. Субъекты малого предпринимательства и экономическая деятельность малых предприятий

Что же такое малые предприятия сегодня? Кто является субъектами малого предпринимательства?

Федеральный закон № 88-ФЗ от 14 июня 1995 года “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” дает следующее определение субъектам малого предпринимательства:

“Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия
Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия): в промышленности - 100 человек; в строительстве - 100 человек; на транспорте - 100 человек; в сельском хозяйстве - 60 человек; в научно-технической сфере - 60 человек; в оптовой торговле - 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения -

30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.”

Экономические показатели деятельности малых предприятий в России в последнее время характеризуются следующими данными.

Незначительный рост числа малых предприятий на территории РФ, наблюдаемый в 1996-1997 гг., в 1998 г. практически прекратился. По состоянию на 1 января 1999 года в России действовало 868 тыс. малых предприятий (по сравнению с их количеством на 1 января 1998 г. прирост составил лишь 6,9 тыс. малых предприятий, или 0,8%).1

Вместе с тем следует отметить стабильный рост числа малых предприятий в таких отраслях, как здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение (на 39,8 % - в 1997 г., на 12,1 % - в 1998 г.), операции с недвижимым имуществом (на 19,9% и на 26,8% соответственно), торговля и общественное питание (на3,8% и на 3,6%). Продолжало сокращаться число малых предприятий, работающих в отрасли “наука и научное обслуживание” (на 6,2% и на 11,4%).

Отраслевая структура малого бизнеса постепенно меняется в сторону увеличения доли предприятий торговли и общественного питания и уменьшения доли строительных организаций, предприятий, занимающихся общей коммерческой деятельностью по обеспечению функционирования рынка, наукой и научным обслуживанием. Изменение отраслевой структуры по числу малых предприятий приведено в приложении № 1.

По состоянию на 1 января 1998 года треть общего количества малых предприятий концентрировалась в двух городах - Москве (20% от их общего числа) и Санкт-Петербурге (12,9%). По другим регионам малые предприятия широко представлены в Московской (4,1%), Ростовской (3,1%) и Свердловской
(3,0%) областях.

1. Здесь и далее в этом параграфе Мазурова Г.Г. «Малые предприятия России в
1999 году» “Вопросы статистики” - 1999, № 8.

В 1998 году продолжало возрастать число малых предприятий в Северо-
Западном (на 13,3% - в 1997г., на 9,1%- в 1998г.) и Уральском (на 9,5% и на
4,5% соответственно) районах. Сокращалось количество малых предприятий в
Восточно-Сибирском (на 16,8% и на 3,9%) и Дальневосточном (на 8,9% и на
1,9%) районах. Распределение числа малых предприятий по территории РФ в
1997 и 1998 годы приведено в приложении № 2.

Количество малых предприятий на 1000 человек постоянного населения
России не изменилось и составило в среднем шесть предприятий.
Среднероссийский уровень превышен в Москве (21 предприятие на 1000 человек), Санкт-Петербурге (24), Магаданской (9), Ленинградской,
Самарской, Новосибирской и Сахалинской (по7 предприятий).

В 1998 году общее количество рабочих мест на малых предприятиях составило 7,4 млн. человек. Более трети (35%) среднесписочной численности работающих на малых предприятиях занимались торговлей и общественным питанием, в промышленности трудились 21,9%, в строительстве -21,7%.

На одном малом предприятии в среднем работает девять человек.

Доля работников малых предприятий в общей численности занятых на предприятиях и в организациях всех отраслей экономики РФ составила 12,1% (в
1997 г. -12,5%), в таких отраслях, как общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка - 88,4% (85,4%), операции с недвижимым имуществом - 56,1 % (78,8%),информационно-вычислительное обслуживание -
43,5% (50,8%), строительство - 36,3% (36,8%). Распределение работников малых предприятий по отраслям экономики приведены в приложении №3.

В 1998 году среднемесячная заработная плата работников малых предприятий составляла 816,5 рублей (по крупным и средним предприятиям -
1100,7 рубля).

В 1998 году малыми предприятиями было произведено продукции, работ и услуг по всем видам деятельности на 261,9 млрд. рублей, это составило около 7% выпуска продукции, работ, услуг всех отраслей экономики России, занимающихся производством товаров и оказывающих рыночные услуги. Объем произведенной продукции малыми предприятиями в фактических ценах уменьшился по сравнению с 1997 годом на 13,6%.

Инвестиции малых предприятий в основной капитал в 1998 году составили
22,5 млрд. рублей, или, 5,6% всех инвестиций на развитие экономики и социальной сферы России. По сравнению с 1997 годом в сопоставимых ценах они уменьшились на 3,5%. Данные по инвестициям малых предприятий в основной капитал по отраслям экономики в 1998 году приведены в приложениях №№ 4 и
5.

2. Государственная поддержка малого предпринимательства

За последние 5-7 лет было принято ряд законодательных и нормативных актов, направленных на проведение в жизнь мер по поддержке государством малого предпринимательства в России. В частности, одним из важнейших в этом направлении является Федеральный закон № 88-ФЗ от 14 июня 1995 г. “0 государственной поддержке малого предпринимательства в Российской
Федерации” определяет общие положения в области государственной поддержки и развития малого предпринимательства, которые конкретизируются в специальных правовых актах. Данный же закон устанавливает лишь основные формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.

Основными направлениями государственной поддержки являются следующие:
- создание льготных условий в области налогообложения и введение упрощенной отчетности;
- формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
- создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, разработок и технологий;
- установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
- поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства. включая содействие развитию их торговых, научно- технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;
- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

Система поддержки малых предприятий базируется на специальных программах развития и поддержки малого предпринимательства (Федеральная программа, региональные (межрегиональные), отраслевые (межотраслевые) и муниципальные), которые соответственно разрабатывает Правительство
Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации.

Какие правовые основы налогообложения малых предприятий в России действуют сегодня ? Какие льготы существуют для малых предприятий?

В целом надо сказать, что действующее законодательство в области налогообложения распространяется на все предприятия, созданные в любой организационно-правовой форме. Однако для малых предприятий существует целый ряд льгот в области налогообложения.

Законы Российской Федерации и субъектов Российской Федерации устанавливают льготы по налогообложению малых предприятий, фондов поддержки малого предпринимательства, инвестиционных и лизинговых компаний, кредитных и страховых организаций, других учреждений и организаций, создаваемых при выполнении работ для субъектов малого предпринимательства и оказания им услуг (т. е. тех организаций и предприятий, деятельность которых способствует функционированию и развитию малого бизнеса).

Закон о налоге на прибыль от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 (в редакции от 04.05.99) в ст. 6 регламентирует следующий порядок налогообложения малых предприятии (п. 4): в первые два года не уплачивают налог на прибыль малые предприятия, работающие в вышеуказанных приоритетных сферах, при условии, что выручка от этих видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). На третий и четвертый год работы данные предприятия уплачивают налог соответственно 25 и 50% от установленной ставки налога на прибыль, если выручка от данной сферы деятельности составляет свыше 90% выручки от реализации продукции (работ, услуг).

Но указанные льготы не предоставляются малым предприятиям, образованным на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их филиалов и структурных подразделений.

Для малого бизнеса существенное значение имеет положение п. 5 ст. 6
Закона от 27 декабря 1991 г., в соответствии с которым у предприятий, получивших в предыдущем году убыток (по данным годового бухгалтерского отчета), освобождается от уплаты налога часть прибыли, направленная на его покрытие, в течение последующих пяти лет (если средства резервного и других фондов предприятия также полностью использованы на эти цели).

В систему налоговых льгот для малых предприятий входят также: освобождение от налога части прибыли, направленной на финансирование отдельных мероприятий, освобождение от авансовых взносов налога на прибыль, упрощенный порядок налогообложения и др.

Льготы для субъектов малого бизнеса области налогообложения являются наиболее значимым и действенным способом стимулирования малых предприятий на данный момент, но комплекс мероприятий по поддержке и развитию малого предпринимательства обеспечивает и такие меры, как:
- введение ускоренной амортизации;
- размещение (с июня 1995 г.) не менее 15 % государственных заказов на малых предприятиях;
- кредитование субъектов малого предпринимательства на льготных условиях.

Это осуществляется двумя путями: с одной стороны за счет компенсации соответствующей разницы кредитным организациям за счет средств) фондов поддержки малого предпринимательства. С другой стороны, кредитные организации, выдающие кредиты субъектам малого предпринимательства, сами пользуются льготами, устанавливаемыми законодательством РФ и субъектов;
- страхование малых предприятий на льготных условиях;
- упрощенный порядок регистрации, а также ведения статистической и бухгалтерской отчетности.

Кроме того, Законом РФ от 29 декабря 1995 года № 222-ФЗ “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства” установлены правовые основы введения и применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства - организаций и индивидуальных предпринимателей применяется наряду с принятой ранее системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Право выбора системы налогообложения, учета и отчетности, включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой ранее системе, предоставляется субъектам малого предпринимательства на добровольной основе.

Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период.

Для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды.

Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты установленного законодательством Российской
Федерации подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.

Действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности распространяется на индивидуальных предпринимателей и организации с предельной численностью работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) до 15 человек независимо от вида осуществляемой ими деятельности.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.