p> Третий этап в развитии антимонопольного законодательства США
охватывает период с конца 30-х до конца 70-х годов. Этот период отличается,
во-первых, особо активным применением антимонопольной политики, и, во-
вторых, осуществлением дальнейших шагов по пути применения “принципа
разумности” в борьбе с монополиями различных типов. Активизация антимонопольной политики на данном этапе базировалась,
прежде всего, на дальнейшем усовершенствовании антимонопольного
законодательства. Принципиально значимую роль в этом отношении сыграло
принятие в 1950 году Закона Селлера-Кефовера (поправки к параграфу 7 Закона
Клейтона). Благодаря принятию этого закона стал не только возможен, наконец,
реальный контроль за слиянием фирм и предприятий, но и фактически
изменилась общая направленность антимонопольных действий законодательных
органов. Фактически именно осуществление контроля над слияниями и
поглощениями фирм стало основной частью разрабатываемых антитрестовских
программ. На данном этапе был предпринят и ряд других шагов по ужесточению
антимонопольного законодательства. Так, в 1974 году была принята поправка к
закону Шермана, согласно которой нарушение его статей стало
квалифицироваться как “тяжкое преступление”. Период с конца 70-х начала 80-х годов и до настоящего времени
представляет собой четвёртый этап в развитии антимонопольного
законодательства США. Для данного этапа характерно в целом дальнейшее
продвижение по пути развития принципа “разумности” при анализе ситуаций,
связанных с оценками поведения фирм, обладающих монопольной властью. Как
известно, данный период называют “консервативным сдвигом”, выделяя общее
усиление позиций сторонников свободного рынка, сокращения масштабов
вмешательства в экономику со стороны государства. Главный упор в данном законодательстве, с позиций реформаторов, должен
быть сделан на пресечение фактов фиксации цен, деления рынков и практики
горизонтальных слияний, поскольку именно данные действия несут реальную
угрозу конкурентной борьбе. Что же касается практики вертикальных слияний
или соглашений о дискриминации цен, то данные действия нецелесообразно
подвергать чрезмерным ограничениям. С несколько иных позиций критикуют антимонопольное законодательство
сторонники теории общественного выбора. Представители данного направления
исходят из того, что государство, проводя экономическую и социальную
политику, вообще, как правило, руководствуется не общенациональными
интересами, а стремлением различных государственных органов к расширению и
усилению их бюрократической власти (росту размеров бюджетов, численности
бюрократического аппарата, количества подведомственных им дел). С позиций представителей австрийской школы, антитрестовское
законодательство представляет собой одно из искусственных и вредных для
экономики препятствий на пути развития свободного эффективного рынка.
Запрещаемые данным законодательством соглашения, направленные на фиксацию
цен, организацию маркетинговых компаний, слияния фирм и т.п., являются, по
мнению представителей австрийской школы, разновидностями взаимовыгодных
добровольных соглашений, важной составной частью механизма координации и
настройки в рыночной экономике. Учитывая итоги богатого и противоречивого опыта антимонопольной
политики и практики предыдущих лет, усиливающуюся критику сложившегося
антимонопольного законодательства, изменяющиеся внешнеполитические реалии,
антимонопольные органы США за период с конца 70-х годов существенно
изменили свой подход к оценкам многих происходящих фактов и процессов.
Обычно специфику антимонопольной политики США на данном этапе рассматривают
отдельно применительно:1)к уже сложившимся рыночным структурам, 2)к
слияниям, 3)к соглашениям по поводу фиксации цен и сигментации рынков.
Остановимся вкратце на каждом из данных трёх направлений. Наиболее лояльно современное законодательство относится к уже
сложившимся фирмам, обладающим той или иной степенью монопольной власти.
Даже если фирма владеет 60% выпуска или рыночных продаж, она может не
подвергаться судебному преследованию, устанавливая нередко цены как ей
заблагорассудится. Компания с такой или более высокой долей на рынке может
стать объектом интереса со стороны антимонопольных органов, как правило,
только в том случае, если станут вдруг известны факты злонамеренного
поведения данной компании (подавления и обмана конкурентов и т.п.) с целью
достижения или поддержания своего монопольного положения на рынке. В
качестве крайней меры в таком случае может быть принято решение о дроблении
фирмы. Наиболее известным из дел такого рода является достигнутое в 1982
году соглашение между правительством США и АТТ (крупнейшей телефонной
компании страны). Уличив АТТ в совершении ряда антиконкурентных действий и
нарушений, таким образом, закона Шермана, правительство добилось отделения
от АТТ двадцати двух телефонных компаний. Но в целом за данный период
подобных процессов было крайне мало. Значительно более строги современные антимонопольные законы к практике
слияний, хотя большую роль при этом играет тип и характер данных слияний,
т.е. “наказания” носят не сплошной, а выборочный характер. Как правило, выделяют три возможных типа слияний: горизонтальные,
вертикальные и конгломератные. Горизонтальные слияния, т.е. слияния таких
фирм, которые производят однородную продукцию и являются конкурентами,
действуя на одном и том же рынке, как правило, допускаются только в том
случае, если общая доля на рынке объединяющихся фирм не превысит 15%.
Согласно инструкции 1984 года, возможны слияния и более крупных фирм и
корпораций, если “имеются ясные и убедительные доказательства повышения в
этом случае эффективности производства, сокращения непроизводственных
затрат, либо в случае близкого краха одной из фирм”. Например, в 1987 году
антимонопольные органы не чинили препятствий слиянию двух крупных
автомобильных компаний США “Крайслер” и “Америкэн Моторс”, т.к. “Америкэн
Моторс” была близка к банкротству. Вертикальные слияния - это слияния, связанные с различными стадиями
производства в одной и той же отрасли или с объединениями типа “поставщик-
потребитель”. Обычно допускаются только в тех случаях, когда доля каждой из
компаний до объединения не превышала 10% соответствующего рынка. При более
высоких долях продукции той или иной фирмы на рынке считается, что
подобного рода объединение лишит другие фирмы возможности продать свою
продукцию. Так, в случае приобретения фирмой “Дюпон” контрольного пакета
акций компании “Дженерал Моторс” именно последовавший за данной сделкой
факт преимущественной покупки красок и тканей для автомобилей “Дженерал
Моторс” у фирмы “Дюпон” послужил для антимонопольных органов основанием
признать данное слияние незаконным. Конгломератные слияния, к которым относятся такие, когда объединяются
фирмы, производящие продукцию не связанных между собой отраслей, как
правило, не подвергаются преследованию со стороны антимонопольных органов
вообще, поскольку в результате подобных слияний доли фирм на тех или иных
рынках не изменяются. Рынок, в пределах которого для данного предприятия складываются
действительные отношения конкуренции и монополии, обозначается термином
“релевантный”. Различают технологические и географические границы релевантных рынков.
При определении технологических границ учитываются, во-первых, все
предприятия, производящие данный вид продукции (причём имеется ввиду не
только та её часть, которая продаётся на рынке, но и продукция, идущая на
собственное потребление, а также - объём неиспользуемых мощностей данного
предприятия); во-вторых, все предприятия, создающие товары-субституты; в-
третьих, предприятия, производящие продукцию совершенно другого назначения,
но по такой технологии, которая позволяет быстро изменить специализацию и
начать производство продукции нового профиля. Необходимость выделения географических границ релевантных рынков
связана с тем, что различные виды продукции объективно предполагают разные
географические границы их потребления. Общая зависимость такова, что чем
больше стоимость продукции и чем сложнее её производство, тем шире
географические границы её рынков. Самые узкие географические границы имеют
рынки скоропортящихся продуктов, необработанных вообще, или прошедших
обработку по традиционной технологии (например, свежие овощи или молочные
продукты). Аналогично обстоит дело с трудно транспортируемыми видами
продукции (например, бетон или цемент). Что же касается таких видов
продукции, как автомобили, то для них релевантным является весь
национальный рынок, а для наиболее совершенных компьютеров - весь мировой
рынок. При определении границ релевантных рынков считается необходимым также
учитывать возможности доступа к рынку соответствующих фирм. После того, как определены границы рынка, можно перейти к конкретным
расчетам удельного веса в общем объёме производства и продаж того или иного
количества фирм или той или иной конкретной фирмы. Такие расчеты нужны для
определения характера рыночной структуры той или иной отрасли, от чего
может зависеть реакция антимонопольных органов на предполагаемое слияние
каких-либо фирм, или уже на состоявшееся слияние. Как правило,
государственная статистика в “рыночных” странах уделяет большое внимание
характеристикам рыночных структур отдельных отраслей, подотраслей и
товарных групп. Соответственно, с конца 60-х годов разработан и
используется целый ряд показателей, призванных отражать изменения в уровнях
концентрации производства в отраслевом и “натуральном” разрезах.
Антимонопольными органами чаще всего используются такие способы измерения
концентрации, как доля фиксированного числа предприятий и так называемый
индекс Герфиндаля. Этот индекс определяется по формуле: H=[pic], где xi - это доля объёма продаж i-й фирмы (как правило, в процентах),
и n- количество фирм в данной отрасли. Как видно из формулы, данный индекс может иметь значения от 0 в случае
наличия на рынке огромного множества бесконечно малых по рыночной доле фирм
в условиях свободной конкуренции до 10000(в случае, если в данной отрасли
господствует безраздельно одна фирма, то есть при абсолютной монополии). В соответствии с данными о значениях индекса Герфиндаля, все отрасли в
экономике США делятся на три группы: с малым уровнем концентрации (если H-
индекс составляет 1000 или менее), со средним уровнем концентрации (если Н-
индекс колеблется в интервале 1000- 1800) и с высоким уровнем
концентрации(если Н- индекс превышает 1800). Слияние фирм признаётся
незаконным, если благодаря ему Н- индекс возрастает более чем на 100 в
отраслях средней концентрации и более чем на 50 в отраслях высокой
концентрации. Например, если в отрасли со средним уровнем концентрации
предполагается слияние двух фирм, обладающих соответственно 10% и 2% от
общего объёма рынка, то такое слияние будет признано незаконным. Не
случайно, поэтому в США фирмы, намечающие слияние, должны поставить об этом
в известность Федеральную комиссию по торговле не менее чем за 30 дней. Если к сложившимся монополиям антимонопольное законодательство США
относится весьма снисходительно и терпимо, слияния допускаются или не
допускаются в зависимости от множества различных обстоятельств, т.е.
несколько таких действий, которые вызывают судебное преследование без каких- либо исключений или поблажек. К ним относятся в первую очередь соглашения
между фирмами с целью раздела рынка и установления цен. Если какие-либо
фирмы уличены в подобных действиях, против них неизбежно будет возбуждён
судебный процесс, причем принцип “разумного подхода” в этих случаях не
используется. То есть, для того, чтобы добиться вынесения приговора,
обвиняющей стороне достаточно лишь доказать акт фиксации цен или раздела
рынка. (Особая суровость закона к подобным фактам, по мнению западных
экономистов, не в силах искоренить стремление фирм к сговорам относительно
уровня цен и дележа рынков. Следствием ужесточения наказаний является лишь
то, что подобные сговоры становятся особо засекреченными, и многие фирмы
вместо заключения официальных соглашений используют практику лидерства в
ценах и ценообразования в соответствии с формулой “издержки плюс”). Основные различия в антимонопольной политике и практике “рыночных”
стран связаны с неодинаковыми акцентами в использовании направлений
регулирования монополий и прямого недопущения, подавления или устранения их
в форме дробления на отдельные самостоятельные предприятия. В этой связи
различают особенности европейского и американского подходов в
антимонопольной политике. Антимонопольная политика в европейских странах в
большей мере направлена на регулирование уже сложившихся монополий
независимо от того, какими путями они добились своего монопольного
положения, причем данное регулирование не предполагает структурных
изменений, т.е. не содержит требований о деконцентрации, дроблении фирм на
самостоятельные предприятия. Одной из причин преобладания в европейских
странах именно “регулирующего” подхода по отношению к монополиям является
то, что данные страны в отличие от США располагаются на сравнительно малых
территориях. В таких условиях для достижения минимально эффективного
масштаба производства в рамках национальной экономики бывает необходимо
разрешать ведущим фирмам укрупнять своё производство до такого уровня,
когда они начинают определять собой целые отрасли. Что же касается особенностей государственной политики воздействия на
монополии в США, то для неё, прежде всего, и безусловно, характерна гораздо
меньшая опора на регулирование. Такое воздействие считается целесообразным
и необходимым только применительно к естественным монополиям. В отношении
же обычных монополий американское законодательство исходит из того, что
совсем необязательно лишать фирму монопольно высоких прибылей, если
монопольное положение на рынке достигнуто ею “благодаря более высоким
деловым качествам, изобретательности или же просто счастливому случаю”. При
этом учитываются как минимум два объективных обстоятельства: 1)то, что если
фирма не будет уверена в получении максимально высоких прибылей (в случае
её объективных успехов на пути совершенствования производства и продукции),
то она не станет должным образом заниматься совершенствованием техники,
технологии, потребительских свойств своих товаров, нахождением незанятых
“ниш” в структуре рыночного спроса и т.п.;2)то, что если ведущие фирмы не
будут получать максимальных прибылей, то у других фирм ослабнет или вообще
исчезнет стимул конкурировать с лидерами и стремиться для этого к
совершенству, т.е., что антимонопольная политика в этом случае может
превратиться в политику ослабляющую, а не стимулирующую развитие рыночных
механизмов в экономике. Сложившиеся особенности государственной политики по отношению к
монополиям в различных странах не обязательно сохраняются неизменными на
перспективу. С одной стороны, под влиянием США, происходят некоторые
изменения в этой политике у европейских стран, направленные на усиление
конкуренции. С другой, на характер антимонопольного законодательства США не
может не влиять такой важный фактор, как постоянно усиливающиеся позиции
Японии на мировом рынке вообще и на внутреннем рынке США в частности. Уже в
середине 80-х годов США, как отмечается в печати, столкнувшись с мощной
конкуренцией японских компаний, пошли на серьёзные изъятия из
антитрестовского законодательства в пользу наукоёмких отраслей. Вместе с тем, поскольку именно США с их наиболее последовательным
курсом на сохранение института конкуренции являлись и являются до сих пор
лидером в развитии большинства направлений науки и техники, то,
соответственно, продолжение курса на поддержание конкуренции может быть
расценено ими как главный фактор сохранения их ведущего положения в сфере
научно-технического прогресса[12,с.314-324]. Направления антимонопольной политики в постсоциалистиской экономике Накопленный странами с “рыночной” экономикой опыт антимонопольной
борьбы, хотя и интересен сам по себе и, безусловно, должен активно
изучаться и использоваться в различных конкретных случаях обуздания
конкретных монополий, в целом не может служить основой для разработки общей
программы действий по демонополизации постсоциалистической экономики.
Антимонопольная политика рыночных стран не носит “системоотрицающего”
характера, т.е. не направлена на качественные преобразования сложившегося
типа экономической системы. Достаточно эффективное функционирование
экономики в современных, преимущественно рыночных странах, невозможно без
постоянного балансирования между элементами монополии и конкуренции, без
обеспечения того или иного сочетания двух важнейших начал эффективности
современного общественного воспроизводства. Эта политика направлена не на
устранение монополий, а лишь на поддержание необходимого равновесия между
двумя основными составляющими эффективности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|