Размеры
патентного сбора дифференцировались по поясам и по разрядам торговых и
промышленных предприятий.
Выделялись шесть
поясов: нулевой — Москва; первый — Киев, Одесса, Ленинград и др. — всего семь
городов; второй — 34 города (Армавир, Архангельск и др.), а также пригороды
городов первого пояса; третий — 150 городов, а также уезды столиц и пригороды
городов второго пояса; четвертый — все прочие города и посады, уезды городов
третьего класса; пятый — все прочие местности.
В 1930 году было издано новое положение по
промысловому налогу, уже исключительно для частных предприятий. В результате
этих и ряда других мероприятий для большей части отечественной промышленности
53 разных платежа было агрегировано в налог с оборота.
В 1926 году был
введен налог на сверхприбыль с целью борьбы со спекулятивным повышением цен.
Под термином «сверхприбыль» понималось превышение фактически полученной прибыли
над некоторой нормативно установленной величиной. Ставки данного налога
составляли от 6 до 50% в зависимости от сумм превышения. Уже после налоговой
реформы в 1934 году режим налогообложения данным налогом предприятий частного
сектора был ужесточен.
Логическим
завершением данного этапа в развитии системы налогообложения стала налоговая
реформа 1930—1931 годов, представлявшая часть проводимых в тот период
мероприятий общей финансовой реформы. К началу 30-х годов общее количество
платежей, которые уплачивало среднее предприятие, достигло 86. Проведение
налоговой реформы было нацелено на упрощение налоговой системы, сокращение
общего числа и унификацию платежей, которые должно было уплачивать предприятие.
Реформа, по
существу, представляла собой ряд не всегда взаимосвязанных мер по
реформированию распределительных отношений и системы формирования доходов
государственного бюджета. Основными мероприятиями данного периода наряду с уже
упоминавшимся объединением ряда налогов в налог с оборота была перестройка
отношений между предприятиями и бюджетом. Первоначально, в 1930 году, в основу
формирования системы платежей предприятий формально был положен налоговый
принцип: предприятия промышленности должны были отчислять в бюджет 81% прибыли,
предприятия торговли — 84, а предприятия водного транспорта — 30. Это означало
переход к качественно иной модели формирования доходов бюджетной системы —
отказ от налогообложения и переход к прямому распределению прибыли вследствие
того, что основная часть предприятий промышленности находилась в
государственной собственности. Соответственно, государство, как собственник, и
распределяло прибыли предприятий.
Однако уже в 1931
году был изменен принцип определения размеров отчислений от прибыли. Они стали
устанавливаться дифференцированно в зависимости от объемов полученной предприятием
прибыли и его потребности в собственных средствах для развития производства.
Последние определялись по финансовому плану предприятия. В результате
фактические ставки отчислений от прибыли в этот период колебались в пределах от
10 до 81% прибыли.
Налог с оборота,
сформированный в результате объединения промыслового налога, акцизов и ряда
других налогов, стал устанавливаться в форме платежа, взимаемого в твердых
ставках к обороту или валовой выручке. Реальные суммы платежа, включаемые в
цену товара, дифференцировались в зависимости от значимости того или иного
товара или отрасли. Фактически этот переход выразился в поэтапном отказе от
налоговых схем и переходе к прямому установлению двух уровней цен — оптовой
цены предприятия и оптовой цены промышленности, разность между которыми и
составлял в конечном итоге налог с оборота.
На протяжении
30—50-х и последующих годов, вплоть до конца 80-х, в данную систему
неоднократно вносились изменения и уточнения, которые, однако, не меняли самого
качества данной системы.
Начиная с
финансовой реформы 30-х годов, действие механизмов налогообложения фактически
ограничивается негосударственным сектором экономики и населением. В отношении
распределения доходов предприятий государственного сектора и формирования
доходов бюджета за счет предприятий госсектора принято использовать иные
термины: «распределение прибыли предприятий», «поступление в бюджет налога с
оборота».
Наиболее
значительными событиями в данной области в период с конца 30-х годов и до начала
активных рыночных преобразований в 1992 году можно считать следующие:
q
Комплекс
мер по увеличению объема доходов государственного бюджета в период Великой
Отечественной войны. Хотя основная нагрузка по формированию доходов бюджетной
системы в этот период приходилась на неналоговые поступления (займы, денежную
эмиссию, изменение режима изъятия налога с оборота и др.), собственно налоговые
меры также играли отнюдь не последнюю роль. Это — и новый порядок
налогообложения доходов колхозов, и надбавки к сельскохозяйственному и
подоходному налогам (позднее в значительной мере переоформленные в военный
налог с выраженными элементами подушного обложения), и ряд других мер.
q
Экономическая
реформа 1965 года и отдельные мероприятия в 1979 году и в 1987 году были нацелены
на сближение действовавших схем распределения прибыли государственных
предприятий с моделями налогообложения прибыли. Существенными компонентами
мероприятий в эти годы были попытки введения нормативов распределения прибыли
предприятий.
q
Налогообложение
доходов физических лиц и колхозов вплоть до конца 80-х годов также неоднократно
пересматривалось, однако качественных изменений не претерпело.
Первый крупный
шаг к возврату налоговых инструментов в экономическую практику управления
отечественной экономикой был связан с принятием в 1990 году Закона СССР «О
налогах с предприятий, объединений и организаций», который вступил в силу с
01.01.91. Центральное место в рамках предлагаемой данным Законом налоговой
модели отводилось налогу на прибыль предприятий с его максимальной ставкой 45%.
При этом жестко фиксировалась ставка отчислений в союзный бюджет (22%), а
ставка отчислений в республиканские (в том числе и в бюджеты автономных
республик) и местные бюджеты не должна была превышать 23%. Данный подход к
формированию ставок налога на прибыль в общих чертах сохранился до настоящего
времени.
Вводимый этим
Законом налог на прибыль адресовался исключительно предприятиям союзного
подчинения. Предприятия республиканского подчинения (союзных и автономных
республик) должны были платить налог на прибыль в соответствии с аналогичным
республиканским законодательством, исходя из соответствующих республиканских
законов и установленных в них ставок. Так, для Российской Федерации базовым
стал Закон РСФСР «О порядке применения на территории РСФСР в 1991 году Закона
СССР "О налогах с предприятий, объединений и организаций"». В
соответствии с этим Законом ставка налога на прибыль предприятий
республиканского подчинения первоначально была установлена на уровне 38%. В
течение 1991 года союзная ставка налога на прибыль была снижена до 35, а
республиканская — до 32%. Ставки налога на прибыль были в значительной мере
дифференцированы по типам налогоплательщиков (для предприятий, банков,
совместных предприятий с иностранным участием, предприятий со 100%-ной долей
иностранных инвестиций, общественных организаций, малых предприятий и т. д.).
Аналогично и
объем налоговых льгот, предоставляемых налогоплательщикам по российскому
законодательству, был более широким и более значительным, чем по союзному
законодательству. Разница в уровнях ставок налога на прибыль, а также в объеме
предоставляемых льгот по налогу в этот период имела определенную политическую
подоплеку и была нацелена на стимулирование перехода государственных
предприятий из союзного подчинения в республиканское.
Введенная
налоговая система отнюдь не все предприятия поставила, даже формально, в равное
положение. Специальные налоговые ставки были установлены для коммерческих
банков (55 и 45%), для совместных предприятий, доля иностранного партнера в
уставном капитале которых превышает 30% (ставка 30%), предприятий Центросоюза и
некоторых других.
Предусмотренная
союзным и российским законодательством система льгот предоставляла право на
налоговые вычеты по расходам на НИОКР, на природоохранные мероприятия, на
социальные и благотворительные цели. По предварительным расчетам, проведенным
правительством еще до введения в силу союзного закона, в результате применения
налоговых льгот реальная (эффективная) налоговая ставка могла составить 28%. Однако
по результатам 1991 года в России эффективная ставка составила 31,1%.
Система
налогообложения прибыли в тот период включала два специфических элемента,
отмененных несколько позднее. Первым из них было установление
дифференцированных ставок налога на прибыль в пределах установленного норматива
рентабельности и при его превышении, вторым — налоговое регулирование темпов
роста расходов на оплату труда в себестоимости (просуществовал в российской
модели налогообложения до 1993 года).
Косвенная
привязка налогообложения к уровню рентабельности предприятий фактически
приводила к повышению эффективной налоговой ставки против законодательно
установленного максимального уровня (35% — по союзному и 32% — по российскому
законодательству). В случае превышения предельного уровня рентабельности
союзное законодательство устанавливало «запретительные» налоговые ставки в
размере 80—90%. При этом предельный уровень рентабельности (к себестоимости)
определялся как удвоенный среднеотраслевой. Установленные среднеотраслевые показатели
колебались от 20% по большинству отраслей (кроме легкой, пищевой и некоторых
других) до 40% для связи и издательской деятельности. При превышении
предельного уровня рентабельности менее чем на 10 процентных пунктов к этой
величине прибыли применялась ставка 80%, а свыше этого уровня — 90%.
Такое повышение
реальных налоговых ставок по сравнению с номинальными привело к тому, что
амнистировались крупные предприятия, не стимулировалось повышение эффективности
производства. Напротив, налоговая система понуждала предприятия манипулировать
с фактической себестоимостью и делала выгодным прямое сокращение объемов
производства (так как это влекло относительный рост издержек за счет условно
постоянных расходов).
Российское
налоговое законодательство вслед за союзным также предусматривало установление
предельного уровня рентабельности. В отличие от союзного законодательства и
предельный уровень рентабельности, и рестриктивная ставка были установлены на
более льготных для предприятий уровнях. Так, предельный уровень рентабельности
по российскому закону составлял 50% (против 20— 40% по союзному), а налоговая
ставка при его превышении составляла 75% (против 80-90%).
Одним из
элементов налогообложения прибыли предприятий этого периода стало использование
специального механизма ограничения роста расходов на оплату труда. Суть его
состояла в нормировании тех расходов на оплату труда, которые могли быть
включены в себестоимость. Нормирование осуществлялось из средних величин
расходов на оплату труда предшествующего года и темпов роста объемов
производства продукции, скорректированных с помощью дифференцированных
коэффициентов (от 0,9 до 0,4 по разным отраслям). Средства, направленные на
оплату труда, превышающие нормативные значения, фактически увеличивали налогооблагаемую
прибыль предприятия.
Система
налогообложения предприятий в 1991 году не исчерпывалась налогом на прибыль и
дополняющими его элементами: она включала налоги на экспорт, на импорт, с
продаж, а также отчисления в стабилизационный фонд и др. Сохранялся и даже
получил некоторое расширение сферы применения налог с оборота. Косвенные налоги
в отечественной налоговой системе в этот период были представлены налогом с
оборота и налогом с продаж. Ставки налога с оборота по-прежнему устанавливались
в виде разницы между государственными розничными ценами за вычетом торговых и
оптово-сбытовых скидок или оптовыми ценами промышленности и оптовыми ценами
предприятий, а по некоторым товарным позициям — в процентах к обороту или в
твердых суммах с единицы товара. Более того, в 1991 году был расширен круг
плательщиков налога с оборота за счет совместных (с иностранным участием)
предприятий, продукция которых ранее не подпадала под обложение данным налогом.
Доля налога с оборота в этот период составляла 25,7% доходов союзного бюджета
(в 1990 году). В доходах российского бюджета его величина была чуть меньше —
22,2% (в 1991 году).
Введение налога с
продаж в 1991 году преследовало главным образом цель расширения доходной базы
бюджета. Этот налог был введен союзными властями как единый налог на продажи по
всей технологической цепочке по ставке 5%. Налог с продаж охватывал весьма
широкий перечень товаров, оставляя лишь некоторые исключения. Методика расчета,
когда налог с продаж, уплаченный при приобретении сырья, материалов, комплектующих
и т. д., подлежал вычету из сумм налога, полученных с покупателя продукции, в
известной степени роднила данный налог с НДС, введенным позднее, в 1992 году.
Стабилизационные
возможности налога с продаж в 1991 году использовать практически не удалось.
Недовольство населения централизованным повышением цен в результате введения
этого налога было «погашено» отменой налога на широкий круг товаров народного
потребления. При этом российские и союзные власти фактически соревновались, кто
освободит от этого налога более широкий круг товаров. В результате реальная
ставка налога с продаж в среднем по России составила около 1,8%, а потери
республиканского бюджета в 1991 году от льгот по налогу с продаж оказались
сопоставимы с дефицитом бюджета.
Законодательство,
регулировавшее индивидуальное подоходное налогообложение, также в этот период
претерпело некоторые изменения. Наиболее существенными из них были выделение в
относительно самостоятельный сегмент налогообложения доходов от индивидуальной
предпринимательской деятельности, усиление социальной составляющей при
предоставлении налоговых льгот: почти все льготы стали предоставляться исходя
из социального статуса человека (инвалиды, пенсионеры, одинокие матери и т.
д.). Были несколько изменены и базовые параметры налогообложения: повышен не
облагаемый налогом минимум доходов, снижены ставки с низких размеров доходов и
усилена прогрессия при высоких доходах. Необходимо отметить, что в этот период
налогообложение доходов населения осуществлялось в рамках месячного налогового
периода. Только в отношении доходов от индивидуальной трудовой и
предпринимательской деятельности было сделано исключение — осуществлен переход
к годовому налоговому периоду. Российское налоговое законодательство в
отношении налогообложения доходов населения, так же как в случае с
налогообложением доходов юридических лиц, отличалось от общесоюзного, предлагая
относительно пониженный уровень налогообложения и более широкий спектр
налоговых льгот.
В отношении
налогообложения доходов от индивидуальной трудовой деятельности первоначально
был избран рестриктивный подход, в соответствии с которым уровень
налогообложения этой категории доходов был существенно выше, чем уровень
налогообложения тех же сумм, полученных от занятости по найму. Так, доля налога
в доходах в размере средней заработной платы (530 руб. в 1991 году), полученных
от выполнения трудовых обязанностей, составляла 12,1 %, а при индивидуальной
трудовой деятельности — 23,8% (по союзному законодательству). Позднее
дискриминационный характер налоговой системы в отношении индивидуального
предпринимательства был устранен.
С 1992 года можно
начинать отсчет истории современного этапа строительства российской налоговой
системы. Именно с 01.01.92 вводились практически все основные ее законы. Хотя
на протяжении почти десятилетнего периода данная система претерпела весьма
существенные изменения, ее основы и принципиальные элементы были заложены
именно в принятых в декабре 1991 года законах в области налоговой системы и
налогообложения. Именно эту налоговую систему мы и будем рассматривать.
Действующая в
России налоговая система имеет относительно короткую историю. Она начала
складываться только в 1992 году, а основные законы, регулирующие
налогообложение, были приняты Верховным Советом в декабре 1991 года На
протяжении прошедших с этого момента лет российская налоговая система
подвергалась множеству изменений, уточнений и модификаций, однако основные
элементы и принципы построения этой системы в целом сохранились и поныне. Наиболее
существенные изменения были внесены в налоговую систему России в ходе ее
пересмотра в 1999— 2001 годах, когда вступили в действие первая часть
Налогового кодекса РФ (с 01.01.99) и четыре главы второй части Налогового
кодекса РФ (с 01.01.01).
Налоговая система
любого государства представляет собой:
q
во-первых,
взаимосогласованную совокупность налогов, сборов и иных обязательных платежей,
используемых для финансирования государственного бюджета, местных бюджетов и
внебюджетных фондов;
q
во-вторых,
систему законов, указов и подзаконных нормативных актов, регулирующих порядок
исчисления и уплаты в бюджет налогов, сборов и иных налоговых платежей;
q
в-третьих,
систему государственных институтов, обеспечивающих принятие законов и иных
нормативных актов, администрирование налогов в соответствии с нормативными
актами и контроль за своевременностью и правильностью их уплаты.
С известной долей
условности первый из аспектов может быть назван системой налогов, второй —
системой налогового законодательства, а третий — институциональной системой
налогообложения. Все они взаимосвязаны, и невозможно рассмотреть систему
налогов, не рассматривая законодательство и подзаконные нормативные акты, а
последние — вне зависимости от институтов, которые их принимают и администрируют.
[1] Повесть временных лет / Под ред. В.П. Андриановой-Перетц. СПб., 1999.
С. 165.
[2] Приложение №1.
[3] К ним относились проценты и другие виды доходов, не связанные с личной
трудовой деятельностью.
Страницы: 1, 2, 3
|