Меню
Поиск



рефераты скачать Основы экономических теорий

12)   на  НБУ возложено выполнение операций по размещению государ-ственных ценных  бумаг;

13)   НБУ обсуживает внутренний долг государства ;

14)   на НБУ возложено выполнение операций, связанных с функционирова-

нием валютного рынка Украины;

15)   НБУ по согласованию с Кабмином устанавливает официальный валют-ный курс национальной денежной единицы ;

16)   создает валютные резервы , организует операции с монетарными (дене

жными) металами;

         Коммерческие банки – это организации функциями которых является

кредитование субъектов предпринимательской деятельности и граждан за

счет  привлечения средств предприятий и организаций , населения , а так же

других кредитных ресурсов кассовое и расчетное обслуживание народного

хозяйства  , выполнение валютных и других банковских операций     .

         Коммерческие банки могут  выполнять следующие операции:

1.Привлеччение и размещение денежных вкладов и кредитов .

2.Осуществление расчетов по поручению клиентов .

3.Финансирование капитальных вложений по поручению собственников или

распорядителей инвестиционных средств .

4. Выпуск платежных документов и ценных бумаг (чеки , аккредитивы , ак-

ции векселя).

5. Купля ,продажа, хранение платежных документов, ценных бумаг и другие

операции с ними .

6. Выдача поручительств , гарантий и других обязательств за третьих лиц,

предусматривающих их выполнение в денежной форме.

7. Приобретение за свой счет средств производства для передачи их в аренду

--лизинг .

8. Покупка у предприятий и граждан и продажа им иностранной валюты на-

личными и валютой , находящейся на счетах и вкладах .

9. Купля – продажа в Украине и за рубежом драгоценных металлов

10. Доверительные операции по поручению клиента (привлечение и размеще-ние  средств управления ценными бумагами и т. д.)

11. Предоставление консультационных услуг .

12. Проведение операций по кассовому исполнению гос бюджета по поруче-нию  НБУ .

Банкам запрещается осуществлять: деятельность в сфере производства и то-

рговли материальными ценностями , а также операции по страхованию ,кроме

страхования валютных , кредитных и процентных  рисков.

         На  сегодняшний день банковская система Украины насчитывает 230 ба-нковских учреждений ,имеющих 18000 филиалов. Почти  все учреждения ко-

ммерчиских банков  сформированы на акционерной основе, а  8 из них функ-

ционируют  при участии иностранного капиталла.Нииболее крупными комерческими банками являются: Проминвестбанк, Укрсоцбанк, Агропром-банк Украина.Кроме того в Украине действуют 2 государственных банка Укр-

эксимбанк и Сбербанк. Укрэксимбанк обслуживает экспортно- импортные оп-

ерации и внешний долг государства .Система сбербанка  имеет 654 отделений

и 15000 филиалов . Существуют также не банковские финансовые кредитные

учреждения .Их называют паробанками или финансовыми посредниками.

К ним относятся :

1.    Кредитные союзы.

2.    Инвестиционные компании и фонды.

3.    Частные пенсионные фонды ,трастовые компании (доверительные об-щества)

Особым кредитным учреждением является ломбарды. Ломбарды выдают

гражданам ссуды обеспеченные залогом.

Кредитование. Кредитные отношения представляют собой аккумулирован-ные  свободные денежные средства в  руках одного субъекта и представления

их другими субъектами на условиях срочности платности и возвратности.

         Срочность это время на которое передаются денежные средства от кре-диторов заемщикам .

         Платность это цена кредита или процент от выданной в качестве кредита

суммы которую заемщик должен заплатить за кредит

         Возвратность это обязательное условие кредитования т. е. гарантия возврата полученной в качестве кредита суммы. Кредитованием занимаются

государственные и коммерческие банки.

         Государственный кредит имеет три основных формы :

а) государственный заем;

б) долговые обязательства;

в) сберегательное дело;

Каждая из форм гос. кредита имеет свои специфические формы . Различают

внутренний и внешний , долгосрочный ,среднесрочный и короткий кредит.

Кредитором может выступать Правительство Украины , также местные орга-ны власти .

Банковская система США:

         Кредитно – денежная политика должна должна способствовать способ-

ствовать установлению в экономике общего уровня производства , характери-зующегося полной занятостью и отсутствием инфляции.

         Банки осуществляют различные расчетные операции . Их основная фун-кция для экономики – создание банковских безналичных денег на основе де-

позитов  (текущих счетов в банке ) централизация и общественный контроль

являются обязательными предпосылками эффективности банковской систе-мы. В начале ХХ в. Конгресс образовал Национальную комиссию по деньгам.

Результатом ее работы стал закон «О федеральной резервной системе» (ФРС)

принятый в 1913 г. Закон «О ФРС»  был необходим т. к. нерегулируемая банк-овская система неспособна  обеспечить предложение денег, в наибольшей сте-пени способствующих благосостоянию экономики в целом. Поскольку избыт-ок  денег может способствовать усложнению инфляционных проблем ,недос-таток денег может  затормозить рост экономики, препятствуя обмену и произ-водству товаров и услуг.

Стержнем денежной и банковской системы является: Совет управляющих ФРС ,который влияет на способность системы к созданию денег.7 членов Со-

вега назначаются Президентом с одобрения Конгресса, им устонавливаются длительные сроки полномочий—17 лет. Но каждые 2 года заменяется 1 член

совета. Назначение ,а не избрание членов совета имеет целью отделить креди-тноденежную политику от политики партии. Совет Управляющих отвечает за общее руководство и контроль над работой денежной и банковской системы страны .Общепризнанно, что Председатель Совета – самый влиятельный рук-оводитель Центрального банка в мире. Эффективность мероприятий Совета должна  соответствовать общественным интересам и способствовать общему экономическому благосостоянию .Это достигается с помощью определенной

Техники управления денежным предложением.

         Формированию основ банковской политики Совету Управляющих помагает 2 органа:

1. «Комитет открытого рынка» состоящий из 7 членов совета и 5 президен-тов федеральных резервных банков . Комитет определяет политику ФРС в об-

ласти закупок и продажи гос. облигаций на открытом рынке. Эти  операции представляют собой  наиболее важный способ воздействия руководящих кре-дитно-днежных  учреждений на предложение денег.

2.Федеральный консультативный совет. Он состоит из 12 руководителей  ко-ммерческих банков, избираемых по одному ежегодно от каждого из 12 федер-альных резервных банков.

         ФРС имеет 3 отличительных черты ,они являются:

а) центральными банками ;

б) квазиобществеными банками т. е. отражают симбиоз частной собственнос-ти  и общественного контроля. Центральные банки  являются частной собст-венностью  но управляются государством.     Собственники не контролируют не состав ни руководство ни политику центрального банка.

в) банками банкиров т. е. федеральные резервные банки делают для депозит-

ных учреждений тоже самое ,что депозитные учреждения делают для физи-

ческих лиц (принимают вклады банков и учреждений , предоставляют ссуды)

Функции ФРС :

1.    ФРС хранит вклады банков и сберегательных учреждений которые называются резервами.

2.    ФРС обеспечивает механизм инкассации чека.

3.    ФРС выступает в роли фискального (налогового) агента федерального правительства.

4.    ФРС осуществляет надзор за деятельностью входящих в нее банков.

5.    ФРС несет ответственность за контроль над предложением денег

6.    ФРС осуществляет выпуск наличных денег

Основная задача руководства ФРС состоит в регулировании денежного об-

ращения в соответствии с потребностями экономики в целом. 

Операции ФРС:

Конечная цель ФРС – снижение инфляции , безработицы , быстрый рост ВНП,

достижение стабильности во внешних связях , регулирование инвестиций ,де-

нег и кредитов в стране .

Три главных инструмента кредитно –денежной политики :

1) операции на открытом рынке характеризуется как  наиболее важная  функ-ция ФРС. Покупая и перепродавая правительственные  ценные бумаги на от-

крытом рынке  ФРС может повышать или снижать банковские резервы.

2) учетно – процентная политика. Установление процентной ставки , по кото-

рой банки могут заимствовать резервы у ФРС (дисконтная ставка)

3) изменение официального курса резервных требований для банков и прочих

финансовых институтов .

         ФРС может варьировать резервными требованиями если возникает необ-

ходимость  изменить финансовую ситуацию. Если ФРС желает сделать деньги

более дорогими очень быстро б то она может увеличить процент резервных

требований для крупных банков а также увеличить резервные требования на

сложные депозиты .ФРС выполняет поддержание стабильности экономики

страны если экономика на этапе спада , ФРС увеличивает денежную массу и

кредит ,а в период подъема – уменьшает их.

     Банковские операции . Банк предоставляет вкладчикам услуги за счет за-емных средств и получает за это прибыль баланс банка отражает активы (рас-

ход , размещение средств) и пассивы (привлечение средств в банк) . Активы

приносят банкам доход и контролируется ФРС через пассивы т. обр. контро-

лируется  денежная масса страны .

Активы :

1. Золотые сертификаты – расписки на то или иное количество золота, выдан-

ное  казначейством .

2. Ценные бумаги правительства, которые являются основой прочих активов.

3. Учетные векселя и акцепты (обязательство уплатить по предъявленному

счету или векселю ) .

Пассив :

В пассив записываются обычные счета капиталов: начальный капитал ,внесе-

нный  банками – членами  ФРС  и аккумулированная прибыль каждого из 12  банков . Основная часть этой прибыли идет Казначейству , а остальная чать прибыли распределяется между 12 – ю  ФРБ т . е  . остается на счету каждого

из банков .

         Банковский резерв – это законодательно установленный процент к ос-

татку на текущих счетах . Банковский резерв страхует депозиты вкладчиков.

Величина резерва показывает какой процентной величиной от общих средств

банк не может воспользоваться .Все остальные средства банка могут быть

вложены в доходные инвестиции , операции с векселями и т. д. Возможно из-

менение величены резервов , но банки в увеличение процента резервов не за-

интересованы . Резервы являются  основой регулирования всей денежной массы в стране,  поэтому уровень резервов утверждает «Совет открытого ры-

нка» . Резерв устанавливается законом в целях контроля за деятельностью ба-

нков  и стабилизации денежного оборота .

         Для образования депозитов в любой стране необходимо учитывать 4-и

фактора:

1.       Банки должны получать новые резервы в зависимости от цикличности то-

варно - денежных отношений (нормальное развитие экономики , инфляция,

гиперинфляция , дефляция)

2.    Банкам необходимо обеспечить стимул для предоставления ссуд и других

операций (размещение акций , спекуляция с акциями и другими ценными бумагами).

3.Обеспечить существование рыночных субъектов, которые стремятся продавать ценные бумаги и брать ссуды.

4.Население должно быть заинтересовано  держать свои деньги в банках  т. е.

не должно производиться  конфискационных обменов денег.

Рисунок 15-5. Двенад­цать федеральных резерв­ных округов

Федеральная   резервная система делит Соединен­ные Штаты на 12 округов, каждый из которых имеет один центральный банк, а в некоторых случаях один или несколько от­делений    центрального банка. Гавайи и Аляска включены в двенадцатый округ  (Federal Reserve Bulletin).


иначе, как специальным законодательным актом. Как уже говорилось, длительные сроки полномочий членов Совета имеют целью защитить и изолиро­вать их от политического давления.

Независимость Федеральной резервной системы продолжает быть причиной споров. Сторонники не­зависимости полагают, что Федеральная резервная система должна быть ограждена от политического давления, поскольку на нее возложена сложная и преимущественно техническая задача эффективно­го управления предложением денег. Они утвержда­ют, что конгрессу и органам исполнительной власти политически выгодно призывать к рас­ширяющейся фискальной политике (снижение на­логов и расходы на дотации приносят голоса избирателей), а кроме того, для защиты от вы­званной ею инфляции необходимо иметь неза­висимый кредитно-денежный орган.

Противники независимой Федеральной реэерв-ной системы считают, что наличие могущественного учреждения, члены которого не подчиняются непо­средственно воле народа, абсолютно недемократич­но. Они утверждают, что коль скоро ответствен­ность за экономическое благосостояние нации в ко­нечном счете ложится на государственные органы законодательной и исполнительной власти, то эти органы должны иметь в руках все политические инструменты, с помощью которых можно воздей­ствовать на экономику. Почему конгресс и админи­страция должны отвечать за последствия политики, которую они не контролируют полностью? Критики приводят примеры проведения Федеральной резерв­ной системой кредитно-денежных мероприятий, ко­торые шли вразрез с целями фискальной политики.

Вы сможете прояснить собственную позицию по этому вопросу после того, как мы рассмотрим при­нципы действия кредитно-денежной политики в главе 17. 

Двенадцать федеральных резервных банков. Две­надцать федеральных резервных банков имеют три главные отличительные черты. Они являются (1) центральными банками, (2) квазиобщественными банками и (3) банками банкиров.

1. ЦЕНТРАЛЬНЫЕ БАНКИ. Большинство стран имеют один центральный банк, например Английский банк в Великобритании или Бундесбанк в Западной Германии. В Соединенных Штатах их 12! Отчасти это отражает наши географические ма­сштабы, экономическое разнообразие и наличие бо­льшого числа коммерческих банков. Кроме того, это — результат политического компромисса между сторонниками централизации и защитниками де­централизации. На рисунке 15-5 изображено рас­положение 12 федеральных резервных банков и обо­значены районы их действия. Через центральные банки осуществляются основные политические ди­рективы Совета управляющих. Самый важный из них — Федеральный резервный банк города Нью-Йорка. С развитием современных средств сообще­ния и транспорта географическая необходимость в системе региональных банков, несомненно, уме­ньшилась.

2. КВАЗИОБЩЕСТВЕННЫЕ БАНКИ. Двенад­цать федеральных резервных банков являются ква­зиобщественными банками. Они отражают любо­пытный симбиоз частной собственности и обще-ственного контроля. Федеральные резервные банки находятся в собственности коммерческих бан­ков — участников соответствующего округа. Для вступления в Федеральную резервную систему ком­мерческие банки обязаны приобрести долю участия в акционерном капитале Федерального резервного банка своего района. Но принципы политики, про­водимой федеральными резервными банками, уста­навливаются государственным органом — Советом управляющих. Центральные банки американской




300  ЧАСТЬ 3

       ДЕНЬГИ, БАНКОВСКОЕ ДЕЛО И ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА


вляющих Федеральной резервной системы может влиять на способность банковской системы к со­зданию денег. Какие инструменты или приемы мо­гут быть использованы по усмотрению Совета упра­вляющих для воздействия на резервы коммерчес­кого банка?

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.