Уже к январю 1857 г. правящим верхам,
Александру II открылось истинное, крайне тяжелое, угрожающее
положение финансов. За время войны, с 1853 по 1856 г., дефицит бюджета по
обыкновенным расходам возрос почти в семь раз (с 9 млн. руб. серебром почти до
61 млн.), а общая сумма дефицита — в шесть раз (с 52 млн. до 307 млн. руб.).
Более чем на 50% уменьшилась золотая обеспеченность бумажных денег. Среди
статей дохода вырос удельный вес винных откупов — с 1/3 в 1845 г. до 43% в
1853—1856 гг.[18]
«Прежняя система отжила свой век» — таков был
приговор одного из ее идеологов, М. П. Погодина, произнесенный им через три
месяца после смерти Николая I.[19]
2. Подготовка отмены крепостного права
Стоит отметить, что по Литваку Б. Г. текст
Манифеста, возвещавшего освобождение крепостных крестьян, был написан по
поручению Александра II московским митрополитом Филаретом (Дроздовым). По
Зайончковскому П. А.., а также по Захаровой Л.Г. в написании Манифеста
принимали участие Редакционные Комиссии (проекты и концепции, ими
разработанные, легли в основу «Положений 19 февраля 1861 г.»[20]). При написании этой главы я
использовала как основной источник Захарову Л. Г. Россия на переломе.
Подготовка реформы началась вполне традиционно
— открытием в январе 1857 г. в Зимнем дворце очередного Секретного комитета.[21] Но в условиях «оттепели»
старая традиция дала вдруг неожиданный эффект. Уже на втором заседании
государственные мужи николаевской эпохи решили, что правительству следует
издать для всеобщего сведения указ по крестьянскому вопросу, отпечатать его,
оформить в рамочку под стекло и разослать во все губернии, уезды, отдаленные
утолки империи, чтобы «успокоить взволнованные умы». За эту меру высказался
даже шеф жандармов. Указ не состоялся, но эпизод этот показывает, как
неожиданно врывалась жизнь в «святая святых» правительственного механизма.
Потребовалось еще 10 месяцев, чтобы секретность была снята и с самого комитета,
и с крестьянского вопроса.
Опыт конца 20—30-х годов XIX в.
показал, что преобразованиями сначала в удельной деревне (принадлежавших
императорской фамилии около 2 млн. крестьян, реформы Л. А. Перовского), затем в
государственной (20 млн. крестьян, реформа П. Д. Киселева) не разрешился этот
страшный для монархии вопрос. Центр его тяжести находился в помещичьей деревне
(22 млн. крепостных). Учитывая это, с нее и начали в 1857 г.[22]
Реформирование помещичьей деревни в первой
половине XIX в. включало, не считая указов о вольных хлебопашцах и
об обязанных крестьянах, еще два варианта локального характера: освобождение
крестьян без земли в трех прибалтийских (остзейских) губерниях и введение в
трех юго-западных губерниях инвентарей — правительственной регламентации
наделов и повинностей при сохранении крепостного права. На начальной стадии
подготовки реформы это учитывалось.
Когда в октябре 1857[23] г. Назимов привез адрес
дворянства северо-западных губерний на имя Александра II, царь
потребовал срочно подготовить ответный рескрипт. Он и был одобрен Секретным
комитетом 20 ноября 1857 г.[24]
Со стороны столичных дворян инициативы так и не последовало. Тем не менее,
воспользовавшись их прежними ходатайствами, правительство все-таки приписало
эту инициативу им, и 5 декабря 1857 г.[25]
был издан рескрипт на имя петербургского генерал-губернатора П. Н. Игнатьева.
Это указывало на неизбежность распространения реформы на другие губернии.
Сразу же после подписания Александром II
рескрипта Назимову текст его поездом был отправлен для рассылки всем
начальникам губерний и губернским предводителям дворянства. Через неделю
рескрипт Назимову был опубликован в «Le Nord», а еще спустя месяц оба первых рескрипта
(Назимову и Игнатьеву) — в «Журнале Министерства внутренних дел». Всем газетам
и журналам разрешалось их перепечатать.
Они не отличались радикальностью, в них еще не
говорилось об «освобождении крестьян», а только об «улучшении быта», хотя из
сопутствующих рескриптам документов ясно, что этим выражением обозначалась
отмена личной зависимости крестьян. Еще более неопределенной, противоречивой
была постановка в рескриптах главного вопроса — земельного. За помещиками
сохранялась собственность на землю, крестьянам предоставлялись права выкупа
только усадьбы и пользования наделом. Но каковы условия этого пользования, как
надолго сохраняется надел и в каких размерах, и, главное, какова конечная цель
— «вечное» пользование аналогично инвентарям юго-западных губерний или
обезземеливание по остзейскому типу,— эти вопросы оставались открытыми.
Дворянство получало право создать на местах
губернские комитеты и на основании рескриптов разработать проекты реформы для
данной губернии: допускалось, что каждая из них будет иметь свой проект и свой
закон, и вводиться они будут постепенно, с запада на восток.
Потрясенные гласностью крестьянского дела и
конкретностью приступа к реформе, дворяне в массе не откликались на меры
правительства, побуждавшего их к действиям. Только нижегородское дворянство,
где губернаторствовал А. Н. Муравьев, в прошлом участник первых декабристских
организаций, связанный с либеральной бюрократией из Министерства внутренних
дел, прислало «всеподданнейший» адрес с просьбой дать рескрипт, который
последовал незамедлительно. Московские дворяне молчали, несмотря на нажим
правительства, конфиденциальные письма, циркуляры. Противостояние продолжалось
два месяца и сломлено было, не без труда, 16 января 1858 г.[26]
После этого один за другим начали поступать
адреса местного дворянства и принимались ответные рескрипты, создавались
губернские дворянские комитеты. В 1858 — начале 1859 г. открылись 46 губернских
комитетов в Европейской России.[27]
В выборах этих комитетов и составлении адресов на имя Александра II
участвовало около 44 тыс. дворян — владельцев крепостных (40% общего их числа).[28] Так стал создаваться механизм
реформы. Чтобы контролировать деятельность дворянства, были назначены в каждый
губернский комитет по два «члена от правительства».
Секретный комитет с опозданием на три месяца
после фактического рассекречивания был переименован в Главный комитет. И хотя
состав его оставался прежним, условия деятельности, темпы и методы работы
изменились. В состав дворянских комитетов вошли амнистированные декабристы и
петрашевцы, славянофилы и западники, либералы и реакционеры. Образование фракций
в губернских комитетах («меньшинство» и «большинство») выявило в дворянстве
помимо сторонников и противников отмены крепостного права носителей различных
представлений о путях развития страны, о вариантах реформы. Главный комитет
оказался втянутым в водоворот событий, на которые обязан был реагировать.
Одновременно на местах, не дожидаясь
инструкций, вводили публичность заседаний губернских комитетов, во время
которых происходили бурные сцены с нецензурной бранью, потасовками; у лидеров
группировок появились телохранители.
Гласность облекалась в неожиданные для
правительства формы, давала непредвиденные последствия, но правительство
бдительно следило за ситуацией в стране. После рескриптов, с декабря 1857 г. до
отмены крепостного права в феврале 1861 г., министр внутренних дел еженедельно
докладывал Александру II о настроениях дворянства и крестьян, о слухах
и толках на местах, о деятельности губернских комитетов и всех случаях
крестьянских волнений.[29]
Доклады, содержащие наиболее важную информацию, поступали в Главный комитет.
Правительственная политика колебалась между
«реаками» (реакционерами) и «прогрессистами» (либеральной бюрократией). Весной
1858 г.[30]
Главный комитет склоняется к безземельному освобождению крестьян и одновременно
к проекту повсеместного введения военного управления в форме
генерал-губернаторств.
Царь предпринял попытку освободить удельных крестьян
без земли, но ничего не получилось: только ничтожное число воспользовалось
такой свободой, в массе же удельное крестьянство не приняло этого указа.
В официальной правительственной политике
начинает пробиваться и завоевывать признание новое направление: конечная цель
реформы — превращение бывших крепостных в собственников своих наделов,
уничтожение вотчинной власти помещиков и приобщение крестьянства к гражданской
жизни и правам. Этот поворот в правительственной политике, происшедший в
октябре — ноябре 1858 г.[31],
связан с деятельностью члена Главного комитета генерал-адъютанта Я. И.
Ростовцева, которому Александр II полностью доверял. Ростовцев отказался от
варианта безземельного освобождения крестьян и фактически признал либеральные
идеи и цели реформы, которые еще в апреле 1858 г.[32] правительство запрещало и
преследовало.
Свои взгляды на цели крестьянской реформы
Ростовцев изложил в четырех письмах царю в августе — сентябре 1858 г.[33] Александр II
повелел их обсудить Главному комитету. На состоявшихся бурных заседаниях
столкнулись две принципиальные позиции: либо сохранить всю земельную
собственность в руках помещиков и развивать после отмены крепостного права
крупное помещичье хозяйство, либо отдать полевую землю крестьянам в
собственность за выкуп, и тогда будут сосуществовать в пореформенной деревне
два типа хозяйства: крупное помещичье и мелкое крестьянское. Сначала Ланскому
удалось провести ходатайство либеральной фракции Тверского губернского комитета
о распространении выкупа, кроме усадебных, и на полевые земли крестьян. Затем
под нажимом Александра II, согласившегося с Ростовцевым, была принята
новая по сравнению с рескриптами правительственная программа крестьянской
реформы, утвержденная монархом 4 декабря 1858 г.[34]: выкуп крестьянских наделов и
образование класса крестьян-собственников. Большинство членов Главного комитета
было явно против, но царь пресек дебаты и объявил вопрос решенным.
Принятие новой программы усилило позиции
либеральной бюрократии. Ростовцев не был знатоком крестьянского вопроса, не
имел проекта реформы и дальше самых общих формулировок ее целей пойти не мог.
Только либеральная бюрократия во главе с Н. А. Милютиным создала к этому
времени в содружестве с общественными деятелями и учеными новую модель реформы.
Это был проект освобождения крестьян в Карловке. Отказ Александра II
одобрить предварительный план этого проекта (октябрь 1856 г.) не остановил
Милютина. Работа продолжалась два года с участием попавшего в опалу Кавелина, и
к концу 1858 г. проект был готов, обсужден в Главном комитете и подписан царем
1 февраля 1859 г.[35]
Теперь либеральной бюрократии предстояло самое трудное — внести локальную
модель в общее законодательство. Это требовало завоевания новых позиций в
«верхах».
Пока в правительстве утрясали программу
реформы, губернские комитеты начали посылать свои проекты в Главный комитет.
Поскольку фракции «большинства» и «меньшинства» составляли отдельные проекты,
ожидалось поступление не 46, а почти вдвое большего числа губернских проектов.
Дело осложнялось и тем, что комитеты работали, все еще руководствуясь
рескриптами, а правительство уже приняло новую программу 4 декабря 1858 г.,
параллельно отказавшись от идеи отдельного законодательства для каждой
губернии.[36]
Требовалось подняться над этой грудой разрозненного материала, создать общий
закон, рассчитанный на реализацию по всей Европейской России.
Александр II 17 февраля 1859 г.[37] санкционировал создание
специальной комиссии — с единственным условием, чтобы в ней председательствовал
Ростовцев. Ее скромное название — Редакционные комиссии — вполне
соответствовало представлению членов Главного комитета, что создается как бы
его подкомиссия, и это на первых порах совпадало с мнением Александра II.
Между тем вскоре к Редакционным комиссиям было приковано общественное внимание
всей России и Европы. По словам французского историка А. Леруа-Болье, первого
исследователя деятельности Редакционных комиссий, «никогда, быть может, в Европе
ни одна законодательная комиссия не имела перед собой столь нелегкое дело».[38]
Комплектование Редакционных комиссий шло
целенаправленно: создавался «рабочий орган» по принципу общности
идейно-политических убеждений большинства его членов.
В Редакционные комиссии вошли 17
представителей министерств и ведомств и 21 член-эксперт из местных помещиков
или специалистов (ученых, публицистов) по крестьянскому вопросу, приглашенных
Ростовцевым от имени царя,— всего вместе с председателем 39 человек.[39] Это были дворяне, большинство
— помещики. В Комиссиях рядом сидели люди знатных фамилий и вовсе не
титулованные, малоимущие, высшие сановники и мелкие чиновники. Но в абсолютном
большинстве это были люди высокообразованные, одного поколения. Многие из них
являлись видными или даже выдающимися государственными и общественными
деятелями (Ю. Ф. Самарин, В. А. Черкасский, П. П. Семенов-Тян-Шанский, Н. X.
Бунге, М. X. Рейтерн, А. П. Заблоцкий-Десятовский).
Лидером Редакционных комиссий, по общему
признанию, был Н. А. Милютин. Александр II испытывал к нему чувства неприязни и
недоверия и только под давлением обстоятельств согласился на назначение его
«временно исполняющим должность» министра внутренних дел. Фактически политика
Министерства внутренних дел направлялась им, и Ланской допускал это
сознательно.
Нетрадиционность нового учреждения заключалась
в первую очередь в том, что большинство его членов состояло из либеральных
деятелей. Все вопросы решались в них большинством голосов, члены Комиссий,
несогласные с мнением большинства, имели право выразить особое мнение, но
подчинялись большинству. Факт создания либерального большинства в Комиссиях
приобретал особое значение ввиду общей расстановки сил в губернских комитетах и
в дворянстве в целом, в среде бюрократии и чиновничества, в высших и
центральных органах власти и в местном управлении, где либералы составляли
меньшинство. Одной из серьезных забот Редакционных комиссий стала поэтому
поддержка либеральных меньшинств губернских комитетов.
В системе высших органов власти Редакционные
комиссии заняли особое место, подчиняясь через своего председателя
непосредственно царю и представляя, по выражению одного из членов, «как бы
отдельное в государстве временное учреждение»[40].
Александр II считал Редакционные комиссии «органами правительства»[41].
Гласность как метод политики самодержавия, ее
новый инструмент приобрела в деятельности Редакционных комиссий огромное значение.
В считанные дни после их заседаний журналы (т. е. протоколы) Комиссий
печатались в трех тысячах экземпляров и рассылались высшим сановникам,
губернскому начальству, предводителям дворянства и разным знатным и чиновным
лицам, но попадали и не по назначению, например к Герцену и Чернышевскому. И
все же эта гласность не была еще проявлением норм буржуазного правопорядка.
Либеральное большинство Редакционных комиссий ограничивало принцип гласности,
публичности в отношении к заявлениям оппозиции, консервативной и реакционной.
Труды Комиссий должны были подготовить «все
умы». Гласность сознательно использовалась лидерами комиссий для укрепления
либеральных сил, для распространения и утверждения своей программы реформы, для
того, чтобы исключить возможность ее пересмотра, попятного движения
правительства.
Темпы работ Редакционных комиссий
поразительны: 409 заседаний в течение одного года и семи месяцев.
Большим новшеством в деятельности Редакционных
комиссий была научная обоснованность их трудов. Собиралась статистика
поземельной собственности; экономическими расчетами занимались ученые и
практики; была создана библиотека по крестьянскому вопросу в России и Европе.
Редакционные комиссии были введены в
самодержавную государственную систему на время, в критическую полосу ее
существования; по своему составу и методам они были ей чужды. Редакционные
комиссии не были допущены в помещения, предназначенные для правительственных
учреждений. Они заседали в зале первого кадетского корпуса (бывший Меншиковский
дворец), на квартирах и дачах Ростовцева и председателей отделений, и не в
форменной одежде. Отношения между членами Комиссий установились демократичные,
атмосфера заседаний была непринужденной — и при этом шел напряженный,
вдохновенный творческий труд.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|