·
высокий
уровень научно-технического потенциала;
·
кадровая
обеспеченность, в первую очередь, руководителями ин-новационных проектов и
возможность постоянного обновления и со-вершенствования персонала инновационной
инфраструктуры;
·
финансовая
обеспеченность (наличие оборотного капитала);
·
высокий
уровень инструментальных средств, ускоряющих получе-ние конечного результата;
·
гибкость,
обеспечивающая приспособление инновационной инфраструктуры к изменениям требований
рынка и внешней конъюнктуры.
Как показывают
результаты выполненных нами исследований, а также опыт развитых стран мира,
основным ядром инновационной инфраструктуры, наиболее адекватным механизмом
реализации научно-технических нововведений - инноваций, является инфраструктура
инновационных инжиниринговых центров (фирм, предприятий), которые должны
аккумулировать лучшие отечественные и зарубежные знания и технологии и
выступать для заказчика системным интегратором и гарантом успешной реализации
инновационного проекта и обеспечить охват полного инновационного цикла: от
изучения конъюнктуры рынка конечной инновационной продукции,
технико-экономического обоснования инновационного проекта и его разработки до
комплектной поставки оборудования, его системной интеграции, сдачи “под ключ” с
кадровым обеспечением и последующим сервисным обслуживанием.
Остановимся на
раскрытии содержания некоторых из перечисленных выше свойств инновационной
инфраструктуры. Исследования и мониторинг потребностей рынка, необходимость
постоянного и оперативного обновления выпускаемой инновационной продукции
требуют придания первостепенного значения в инновационной экономике внедрению
гибкой автоматизации. Комплексная гибкая автоматизация с широким применением
информационных технологий и компьютеризированных систем является сердцевиной
инновационной экономики. Поэтому в фундамент всех структурных преобразований
экономики региона, в основу региональной инновационной инфраструктуры должны
быть положены автоматизированные высокие технологии и компьютеризированные
системы со сквозным “безбумажным” циклом: “проектирование - производство -
контроль – реализация”. Отсюда следует, что важнейшей региональной проблемой
формирования и развития инновационной экономики является решение научно-методических
и организационно-технологических вопросов, связанных с разработкой, созданием и
освоением автоматизированных интегрированных проектно-производственных систем,
осуществляющих в автоматизированном режиме сквозной “безбумажный” цикл и
объединяющих в одной системе инновационно направленные
научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы, процессы
технологической подготовки и планирования производства, направленные, в
конечном итоге, на создание инновационной продукции. Более того, в таких системах
должны быть автоматизированы в сквозной цепи три основных этапа, характерных
для создания новой наукоемкой системы: проектирование инноваций; изготовление и
комплектация головного образца новой наукоемкой системы; пуско-наладочные
работы и испытание новой наукоемкой системы.
Важной проблемой,
требующей своего актуального решения в условиях инновационной экономики,
является опережающее создание в регионах эффективного механизма информационного
обеспечения инновационной деятельности. Результативность этого механизма в
значительной мере зависит от качества непрерывного социально-экономического
мониторинга регионов. Подобный мониторинг, по нашему мнению, должен охватить
наблюдение, анализ, оценку и прогноз экономической, социальной, экологической,
научной и инновационной обстановки в регионе с целью подготовки управленческих
решений и рекомендаций, направленных на улучшение и развитие инновационной
деятельности. Мониторинг как инновационных процессов, так и более общих
процессов структурных преобразований экономики в регионе нацеливает регионы на
эффективное управление этими процессами. Поэтому одной из основных функций в
области информационного обеспечения инновационной экономики должна стать
функция автоматизированного мониторинга структурных преобразований в регионе. В
связи с этим представляется целесообразным создание в регионах
автоматизированных центров инновационно-информационного обеспечения (АРЦИ) для
постоянного поддержания обновления и эксплуатации инновационных банков данных и
знаний. При этом надо исходить из следующего положения: субъектам инновационной
деятельности нужна, в первую очередь, информация, которая содержала бы
упорядоченную соответствующим образом технико-экономическую,
конъюнктурно-коммерческую, статистическую информацию, сведения о
характеристиках промышленной продукции, технологий, машин и оборудования,
материалов, типов услуг и т.п. И здесь важная роль принадлежит маркетингу
инноваций и инновационной деятельности на предприятиях региона как составной
части информационного обеспечения инновационной эргономики. Инновационный
маркетинг, представляя собой комплекс мероприятий по исследованию всех
вопросов, связанных с процессом реализации инновационной продукции предприятий,
а именно: изучением потребителя и исследованием мотивов его поведения на рынке;
исследованием инновационного продукта и каналов его реализации; изучением
конкурентов и определением конкурентоспособности их инновационного продукта;
изучением "ниши" рынка, в которой предприятие имеет наилучшие
возможности по реализации своих преимуществ - должен стать одной из ведущих
структур АРЦИ.
Создание на
уровне регионов отраслей и предприятий подобной принципиально новой
информационной структуры - автоматизированной интегрированной информационной
системы, ориентированной на комплексное информационное обеспечение
инновационной экономики, будет способствовать успешному решению важнейшей
задачи инновационной экономики государства: обеспечению конкурентоспособности
предприятий, отраслей, регионов и страны в целом.
Становление
инновационной экономики в значительной мере зависит от создания эффективного
механизма управления практической реализацией в регионах сложных инновационных
проектов. И здесь без государственной поддержки инновационных процессов не
обойтись. Необходимость финансовой и правовой поддержки науки и инноваций,
активизации инновационной деятельности, перехода на новые формы решения
экономических, экологических и социальных проблем регионов, характерных для
инновационной экономики, настоятельно требуют от региональных органов
управления вырабатывать ответственную политику по отношению к управлению и
развитию инновационной деятельности в регионе, активизировать взаимодействие по
данной проблеме региональных органов управления с федеральными. Главной формой
такого взаимодействия, на наш взгляд, должны стать научно-технические
программы: государственные, финансируемые из федерального бюджета, когда приоритетные
народнохозяйственные проблемы решаются на базе научно-инновационного потенциала
регионов и региональные – с долевым финансированием государства и региона.
Для успешной
реализации региональной инновационной политики по формированию инновационной
экономики должен быть выполнен комплекс научных и организационно-технических
мероприятий, основными их которых, по мнению автора, являются следующие.
1. Разработка
концепции развития инновационной деятельности и инновационной инфраструктуры в
регионе с определением долговременных стратегических целей и средств их
достижения в рамках формирования инновационной экономики.
2. Разработка
программы инновационного развития региона, которая должна быть адресным
документом, указывающим по ресурсам, исполнителям и срокам совокупность
мероприятий, направленных на достижение целей инновационного развития региона.
3. Включение
основных положений программы инновационного развития региона в программу его
социально-экономического развития.
4. Организация
практической деятельности органов местного и регионального управления по
реализации и принятию соответствующих нормативных актов регионального значения,
а также по осуществлению ими организационного и информационного обеспечения
данной программы.
Считаем
необходимым особо выделить следующее положение. В условиях развития
инновационной деятельности (в обществе с инновационной экономикой) должно совершенно
измениться отношение к главной производительной силе общества - человеку
высокоинтеллектуального, высокопроизводительного труда. Роль
высококвалифицированных специалистов в инновационной экономике очень велика и
постоянно будет расти. Поэтому, по нашему глубокому убеждению” подготовка
кадров, способных эффективно руководить инновационными процессами, разрабатывать
и внедрять инновационные проекты, является приоритетной региональной и
федеральной проблемой. В связи с этим следует подчеркнуть, что объективная
потребность инновационного развития, становления инновационной экономики
требуют разработки новой концепции подготовки кадров. В ее основу, по мнению
автора, должны быть положены такие принципы:
·
становление,
развитие и самореализация творческой личности;
·
постоянная
нацеленность на генерацию перспективных научно-технических нововведений и
изыскание путей и методов их практической реализации в инновации;
·
ориентация
на подготовку высококвалифицированных и высокоинтеллектуальных специалистов,
системных менеджеров инновационной деятельности;
·
рассмотрение
обучения и подготовки кадров как составной части производственного процесса, а
расходов на подготовку кадров - не как издержки на работников, а как
долгосрочные инвестиции, необходимые для процветания предприятий, отраслей и
регионов;
·
обучение
управлению социальными и психологическими аспектами процесса создания
наукоемких нововведений, использованию творческого потенциала коллектива
ускоренному широкомасштабному внедрению в практику инновационных разработок;
·
создание
системы непрерывного обучения и повышения квалификации кадров, интегрированной
в систему производства инновационной продукции;
·
сотрудничество
университетов и других вузов региона с передовыми предприятиями региона,
реализующими инновационные проекты, и их совместную деятельность в области
разработки учебных программ, издания учебников и монографий по инновационным
технологиям, системам машин и оборудования, в деле подготовки специалистов
высшей квалификации по новым профессиям и перспективным научно-инновационным
направлениям.
Инновационная
практика (производство наукоемких инновационных услуг в широком смысле) требует
оборотного капитала. Получить этот оборотный капитал (например, кредит) в
современных условиях без специальных мер поддержки практически невозможно.
Поэтому в настоящее время лишенное оборотного капитала отечественное
производство инновационных услуг проигрывает лучшие (наукоемкие) проекты в
стране зарубежным фирмам, использующим сбалансированный зарубежный рынок для получения
требуемого оборотного капитала. Выполненные нами исследования, а также
провезенный анализ передового отечественного и зарубежного опыта показывают,
что в инновационной экономике с целью устранения упомянутого недостатка
необходимо объединить под единым управлением инновационную и инвестиционную
функции. Такое объединение будет способствовать повышению заинтересованности
исполнителей в успешном осуществлении всех этапов единого
инновационно-инвестиционного цикла, которая может быть достигнута при ориентации
всех исполнителей на конечный результат: ответственную сдачу инновационной
продукции “под ключ” и участие в реализации и сопровождении созданных
инновационных товаров и услуг.
Эффективным
механизмом реализации единого инновационно-инвестиционного цикла являются
инновационно-инжинирингово-инвестиционные центры (фирмы, предприятия). Такие
ИИИ-центры будут способны обеспечить эффективное производство наукоемких
инновационно-инвестиционных услуг уже за счет собственного оборотного капитала
с последующими (на основании полученных результатов) инве-стициями в новые
проекты и т. д. Из изложенного следует, что активизация формирования
инновационной экономики связаны с форсированным созданием отечественной
инновацинно-инжинирингово-инвестициой сетевой инфраструктуры, распределенной по
всем регионам.
Итак, подводя
итог изложению нашего видения формирования и развития экономики в нашей стране
в 21 веке, постараемся дать коротко ответы на следующие три вопроса:
1. Какова стратегическая
цель формирования и развития экономики в России на ближайший период?
2. Каким ресурсом
обеспечить достижение поставленной стратегической цели?
3. Как обеспечить
достижение стратегической цели намеченным ресурсом?
Стратегической
целью развития экономики в нашей стране на ближайшие годы должно быть
комплексное развитие отечественных производств и территорий до уровня их
конкурентоспособности в мире.
Главным ресурсом
для достижения поставленной цели должна стать высшая школа. Система высшего образования,
обеспечивающая главную составляющую развития – кадровую, должна быть срочно
дополнена инновационной составляющей. Система высшего образования должна и
может выполнить функции системного координатора по восстановлению и развитию
предприятий и территорий страны.
Для обеспечения
эффективного достижения стратегической цели инфраструктура высшей школы России
должна быть дополнена инновационно-инвестиционными структурами (центрами,
комплексами, компаниями, институтами…) так, чтобы вузы образовали учебно-научно-инновационные
комплексы. Именно система высшего образования является наиболее перспективной
для построения на ее базе российской инновационно-инвестиционной сети, которая
должна играть роль моста, соединяющего науку и производство всех регионах и отраслях.
Это объясняется следующими свойствами отечественной высшей школы:
распределенностью высшей школы по всем регионам; высоким научно-техническим
потенциалом высшей школы; универсальностью системы высшего образования, ее
межотраслевым характером: научные школы вузов России перекрывают все области
экономики страны; взаимодействием высшей школы через своих выпускников со всеми
региональными и отраслевыми структурами; относительно высоким уровнем системы
информационного обеспечения высшей школы, включая глобальные и локальные
вычислительные информационные сети, соединенные в единую систему; высокой
поддержкой высшей школы общественностью; гибкостью системы высшей школы.
Главное
достоинство предлагаемого подхода заключается в том, что через такое развитие системы
высшего образования можно эффективно интегрировать результаты вузовской,
академической и отраслевой науки России, а также передовые результаты науки
мирового сообщества при создании, реализации инновационных проектов и развитии
инновационной деятельности, что является предпосылкой создания в стране
эффективной инновационной экономики.
1
XXI век.
Формирование правовых основ экономической деятельности субъектов Российской
Федерации / А.Городилов и др. - Калининград: Янтар. сказ, 2002. - 200 с.
2
Алексеев
А.И., Мироненко Н.С. Территориальная организация и интеграция в мировое
хозяйство России на рубеже веков // Изв. РАН. Сер. География. - 2000. - N 6. -
С.18-27.
3
Антикризисная
экономика России: начало тысячелетия. - СПб.: Лики России, 2000. - 446 с.
4
Валовой
Д. Альтернативы экономического развития России в XXI в. / Записал В.Семенов //
Пробл. теории и практики управления. - 1999. - N 6. - С.44-47
5
Владимирский
Е.А. Экономика России в ХХ веке (политэкономический аспект): Учеб. пособие /
СПбГАСУ. - СПб., 2000. - 206 с.
6
Качество
- стратегия XXI века: Матер. Всерос. науч.-практ. конф., 27-28 февр. 2001 г. -
Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2001. - 188 с.
7
Кудров В.
Место России в мировой экономике в начале XXI века // Мировая экономика и
междунар. отношения. - 2000. - N 5. - С.75-83.
8
Оболенский
В.П. Внешнеэкономическая политика России на пороге нового века // Миров.
экономика и междунар. отношения. - 2000. - N 2. - C.51-61.
9
Путь в
XXI век: Стратегические проблемы и перспективы российской экономики. - М.:
Экономика, 1999. - 793 с. - (Системные проблемы России).
10 Соколова О.Ю. Тенденции
взаимодействия субъектов хозяйствования России в XXI веке / Сарат. гос.
соц.-экон. ун-т. - Саратов, 2002. - 228 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|