В практическом
плане это означает, что более эффективным и оправданным для использования
накопленного опыта в современной России было бы изучение характера соотношения
государства и экономики не вообще, а применительно к конкретной исторической
эпохе и стране, к строго определенной социальной системе. Особенное значение
при этом имеет опыт США, Великобритании, Франции, Японии и других
высокоразвитых в промышленном отношении стран.
3. Соотношение
государства и экономики в любой стране и социально-политической системе – это
не пассивный, а весьма активный процесс. Это – двусторонний процесс их
взаимосвязи и взаимодействия, где каждая из сторон в зависимости от сложившихся
обстоятельств может играть определяющую или определяемую роль. Однако ведущее
значение в конечном счете принадлежит экономике.
4. При анализе
проблем соотношения государства и экономики в исторически разных социальных
системах в практическом плане (для решения аналогичных проблем применительно к
современной России) более целесообразным представляется идти не по традиционному
пути, предполагающему изучение государства и экономики от рабовладельческого
государства и права вплоть до наших дней, а по иному пути. А именно – по
пути их классификации и исследования в зависимости от степени развития в стране
рыночной структуры.
В соответствии с
данным критерием, исключительно в практических целях – целях исследования
рыночных отношений и характера взаимосвязи и взаимодействия государства и
экономики в исторически разных социальных системах последние весьма условно
можно подразделить на следующие три группы:
а) системы, в
которых полностью или почти полностью отсутствуют рыночные элементы;
б) системы с
зарождающимися рыночными отношениями, идущие по пути установления рыночных
институтов; и
в) системы с
высокоразвитой рыночной экономикой.
Для каждой
из выделенных групп социальных систем характерны свои специфические
взаимоотношения между государством и экономикой, свои формы и методы
взаимодействия, свои принципы взаимосвязи, пределы влияния друг на друга.
Теоретически и практически это свойственно для любой имевшей место в истории
развития человечества, для ныне существующих и только зарождающихся систем.
Исторический
опыт России и других стран со всей очевидностью свидетельствуют о том, что в
мире нет общей модели, некоего шаблона или образца во взаимоотношениях государства
и экономики, пригодных для всех без исключения социальных систем. Есть лишь
общие закономерности, исторические тенденции и общие принципы развития
характера взаимосвязи и взаимодействия государства и экономики.
Что же
касается конкретных типов взаимоотношений государства и экономики, то они
складываются или в рамках каждой отдельно взятой социальной системы или же в
пределах выше названных групп социальных систем.
Характерными
особенностями взаимоотношений, возникающих между государством и экономикой, в пределах
первой группы социальных систем, в которых отсутствуют традиционные рыночные
отношения, являются следующие.
Во-первых, несомненное доминирование государственной собственности перед всеми
формами собственности. Статья II Конституции СССР 1997 года,
например, как и соответствующие конституции бывших союзных республик,
рассматривая государственную собственность как «общее достояние всего
советского народа», достаточно четко определяла, что эта форма собственности
является «основной формой социалистической собственности». В этой же статье
закреплялось положение, в соответствии с которым «в исключительной
собственности государства находятся: земля, ее недра, воды, леса», а также
провозглашалось, что государству принадлежат основные средства производства в
промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и
связи, баки, имущество организованных государством торговых, коммунальных и
иных предприятий, основной городской жилищный фонд, также «другое имущество,
необходимое для осуществления иных задач государства».
Аналогичные
положения, законодательно закрепляющие доминирующую роль государства и
государственной собственности перед иными формами собственности, содержатся в
конституциях и некоторых других стран. В частности, в конституции КНР (ст. 7)
констатируется, что государственный сектор экономики – «сектор хозяйства,
основанный на социалистической народной собственности» является «руководящей
силой в народном хозяйстве» и что «государство гарантирует укрепление и
развитие государственного сектора экономики».
В Основном
законе Китая, так же как и в Конституции СССР признавались различные формы и не
государственной собственности. Однако им неизменно отводилась подчиненная роль.
Доминирующая роль государственной собственности как одна из важнейших
особенностей характера взаимоотношений государства и экономики в «нерыночных»
социальных системах предопределяет собой и все другие его особенности.
Во-вторых, важной особенностью отношений государства и экономики, существующих в
пределах рассматриваемой группы социальных систем, является их жесткая
«привязанность» друг к другу отсутствие гибкости и, как следствие,
долговременной стратегической устойчивости и эффективности.
Жесткая
связь и «привязанность» государства и экономики друг к другу имеют позитивное
значение лишь в чрезвычайных ситуациях (война, катастрофа в национальном
масштабе и пр.), когда требуется в кратчайшее время максимальная концентрация
всех имеющихся в стране ресурсов, политических, экономических, духовных сил. В
условиях же обычной, повседневной жизни на современном этапе развития общества
такая жесткая связь чревата утратой динамизма, инициативы и эффективности в
развитии государства и экономики. Она предопределяет в перспективе неизбежность
возникновения застойных тенденций, а также «перелив» кризисных явлений из
государственной сферы в экономическую, и наоборот.
В-третьих, к числу особенностей, характерных для взаимоотношений государства и
экономики, существующих в рамках «нерыночных» социальных систем, следует
отнести также чрезмерную централизацию экономических рычагов в руках
государства, а точнее – правительства, сосредоточение всего механизма
управления экономикой в центральных правительственных структурах. Как следствие
всего этого – неизбежное разбухание аппарата управления экономикой, рост
бюрократизма, усиление начетничства и падение профессионализма, необоснованный
рост затрат на содержание многочисленной армии чиновничества. Данные негативные
явления особенно четко проявляются и развиваются в больших по территории,
населению и народнохозяйственным комплексам странах.
В-четвертых, весьма характерным для взаимоотношений государства и экономики
рассматриваемых социальных систем является строго плановый характер экономики в
масштабе страны и на локальном уровне, а также детально-жесткая регламентация
их на всех уровнях. Следует отметить при этом, что план приобретает
нормативно-правовой характер, а последствиям его соблюдения, или наоборот,
нарушения, придается юридическое значение.
В-пятых, отношения между государством и другими субъектами экономических
связей строятся не на партнерской основе, а на основе прямого указания –
подчинения. Над так называемыми либеральными методами управления экономикой
преобладают авторитарные методы. Взаимоотношения между государственными органами
и экономическими структурами регулируются в первую очередь, соответственно, не
с помощью норм гражданского или коммерческого, а административного и иных ему
подобных по характеру отраслей права.
Помимо
названных особенностей, свойственных взаимоотношениям государства и экономики в
условиях «нерыночных» государственных систем, есть другие не менее важные
особенности. Они свидетельствуют о полном административно-командном подчинении
экономических структур государственным структурам, об отсутствии у них значимой
для их нормального существования и развития относительной самостоятельности и
автономности.
Несколько
иная картина просматривается во взаимоотношениях государства и экономики,
существующих в пределах переходных от нерыночных к рыночным социальных
систем. Типичные примеры – современная Россия, некоторые другие государства
СНГ, называвшие себя недавно социалистическими до недавнего времени
прибалтийские республики и страны Восточной Европы.
Наиболее
существенными чертами и особенностями этих систем являются:
а)
постепенное изменение характера взаимоотношений государственных органов и
экономических структур в сторону партнерских;
б) утрата
монополии государства и государственной собственности над экономикой и иными
формами собственности;
в)
изменения методов государственного воздействия на экономические отношения;
г)
постепенное вытеснение административных методов руководства и рычагов
воздействия на экономику финансовыми и им подобными средствами;
д) резкий
отход правительственных структур от плановости в развитии экономики и
неизбежное возникновение при этом неупорядоченности и даже хаотичности;
е)
последовательная переориентация экономических и государственных структур с
общенациональных приоритетов на свои собственные финансовые и иные интересы, на
прибыль как основной движущий фактор в их становящихся партнерских отношениях;
ж)
усиление роли налогов и налоговой полиции как государственного средства
финансового воздействия государственных структур на общество и на экономические
структуры;
з) быстрое
возрастание финансового, гражданского, коммерческого налогового, банковского и
иных, непосредственно связанных с развитием экономики, отраслей права в общей
системе права.
Несмотря
на то, что в переходной период экономическая сфера деятельности государства
постепенно сужается, в целом его роль в регулировании данного процесса не
должна снижаться. Государство не может и не должно отказываться от регулярных
средств воздействия на экономику, от управления процессом перехода от
нерыночных к рыночным отношениям.
Основные
направления экономической деятельности государства в данный период с
неизбежностью должны сводиться к следующему: выработке общей, в масштабе всей
страны, внутренней и внешней экономической политики; правовому обеспечению
возникающих рыночных отношений; определению круга и правового статуса субъектов
экономических отношений; выработки социальной политики и действенных средств
защиты экономических и иных интересов населения; запрещению и пересечению
нарушающих закон средств ведения хозяйства и коммерции; созданию наиболее
благоприятных условий для развития отечественного производства, защиты его от
недобросовестной конкуренции и протекции его от вытеснения более развитым
зарубежным капиталом; регламентация порядка разрешения возникающих в сфере экономики
споров и установление юридической ответственности за нарушение
законодательства.
Характерные
особенности взаимоотношений государства и экономики в условиях существования
исторически сложившейся третьей группы рыночных социальных систем
заключается в следующем:
а) установлении
преимущественно партнерских отношений между государственными и рыночными
структурами;
б) минимальном
вмешательстве государства в экономику, уровень которого для каждой страны
является, как правило, различным;
в) органичном сочетании
административно-правовых с финансовыми и иными «либеральными» средствами
воздействия государства на экономические отношения;
г) сосредоточении
в руках государства лишь минимальных, объективно необходимых для его
нормального существования и функционирования материальных средств;
д) полном
сосредоточении в руках государства финансовой и налоговой систем;
е) доминирование
частной собственности над государственной и всеми другими формами
собственности.
О характере
взаимосвязи и взаимодействия государства и экономики в условиях рыночных
отношений существует огромная научная литература. В силу этого нет
необходимости останавливаться здесь на освещении данного вопроса.
4. Государственное
регулирование экономики:
понятие и пределы.
При
рассмотрении проблем соотношения государства, права и экономики важное место
занимает проблема механизма государственного воздействия или государственного
регулирования экономики. Данная проблема имеет не только теоретическое, но и
практическое значение.
В отечественной и
зарубежной специальной литературе рассмотрению ее всегда уделялось особое
внимание. И это не случайно, ибо от того, как понимается, а главное, как
применяется механизм государственного регулирования экономики, во многом
зависят результаты его деятельности, результаты экономического развития страны.
Сравнивая между
собой механизмы государственного воздействия на экономику различных социальных
систем и разных стран, нельзя не видеть их существенного различия. Если,
например, в социально-политических системах с высокоразвитыми рыночными
отношениями преобладает косвенное вмешательство государства в экономику
путем правового регулирования деятельности негосударственных органов и
организаций – юридических лиц, то в социально-политических системах со
слаборазвитыми или вообще неразвитыми рыночными отношениями в силу объективных
и субъективных причин доминирует прямое государственное вмешательство в
экономику, преобладают различные формы непосредственной деятельности
государства в сфере экономики.
Ярким примером непосредственного
воздействия государства на экономику в современном мире может служить
государственно-правовая практика Китая. В действующей Конституции КНР в связи с
этим особо закрепляется, что государство:
а) «неуклонно
повышает производительность труда и эффективность экономики»;
б) «развивает
производительные силы общества» путем повышения активности и технического
уровня трудящихся, распространения передовой науки и техники, совершенствования
систем управления экономикой и управления предприятиями, «осуществления
различных форм социалистической ответственности, улучшения организации труда»;
в) «неуклонно проводит в жизнь режим экономики, ведет борьбу против
расточительства»;
г) рационально распределяет средства накопления и потребления,
учитывает государственные, коллективные и личные интересы;
д) на основе развития производства постепенно улучшает материальную и
духовную жизнь народа;
е) на основе социалистической собственности «осуществляет плановое
хозяйство»;
ж) охраняет право собственности граждан на законные доходы, сбережения,
жилище и «другую законную собственность»;
з) с помощью «всесторонне сбалансированных хозяйственных планов и
вспомогательной роли рыночного регулирования» гарантирует пропорциональное,
гармоничное развитие народного хозяйства; и др.[2].
В данном, равно
как и в других аналогичных случаях, мы имеем дело с преобладающим прямым
вмешательством государства в сферу экономики, с прямым его воздействием на
экономику. Государство при этом выступает не только в роли регулятора, но и в
качестве непосредственного субъекта, участника экономических отношений. Оно не
только устанавливает, но и своими непосредственными действиями осуществляет
содержащиеся в издаваемых им актах установки. Государство выступает,
таким образом, одновременно и как исполнитель и как регулятор разнообразных
отношений, возникающих в сфере экономики.
Разумеется,
государство проявляется таким же двояким образом и во всех других случаях,
практически при любой общественно-политической системе. Однако степень его
регулятивной и непосредственно экономической деятельности, соотношение той и
другой далеко не всегда бывает одинаковой.
Что же собой представляет государственное регулирование экономики?
Согласно
устоявшемуся мнению государственное регулирование экономики воспринимается как
одно из проявлений (функций) государственного управления. Основной смысл и
содержание его заключается в установлении и обеспечении государством общих
правил поведения (деятельности) субъектов общественных отношений и
корректировке их в зависимости от изменяющихся условий.
Однако только этим
не исчерпывается данная функция государственного управления. Она включает в
себя также всесторонний контроль за выполнением требований, содержащихся в
нормах права, регулирующих те или иные общественные отношения; координацию и
установление общего направления деятельности участников соответствующих
отношений; всестороннюю защиту их законных интересов и прав; определение и
нормативное закрепление приоритетов в проводимой в сфере экономики
государственной политике; установление порядка заключения
государственных контрактов (договоров), порядка регистрации,
лицензирования и т.п.
Страницы: 1, 2, 3
|