Основные задачи сферы государственного регулирования
Содержание:
1. Введение 3
2. Принципы
рыночной экономики 3
3. Соотношение
государства и экономики в исторически разных системах 6
4. Государственное
регулирование экономики: понятие и пределы 14
5. Государство в
рыночной экономике: микроэкономический аспект 23
6. Итоги
25
7. Заключение
26
8. Список
использованной литературы
28
1. Введение.
Инфляционные скачки цен, бюджетный
дефицит, денежная волна и ее оттоки, расстройство складывавшейся десятилетиями
системы поставок, денежные реформы – все эти противоречия и перекосы требуют
перемены точки зрения на рынок, новых подходов к механизму его регулирования,
выработки и последовательной реализации системы экстренных (но базирующихся на
надежном научном фундаменте и рассчитанных на длительный период) мер по
формированию современного рынка, выработки эффективного механизма его
регулирования.
История
экономической науки пронизана дискуссией о роли государства в экономике. Одна
точка зрения состоит в том, что государство в силу своей огромности,
неразворотливости и неизбежного бюрократизма не способно решать экономические
проблемы лучше, чем сами участники рынка, а потому его вмешательство в дела
изготовителей и потребителей следует свести к минимуму. Другая группа ученых
утверждает, что современная экономика стала на столько сложной, а нации
сталкиваются со столь сложными проблемами, что без объединения усилий всех
граждан под эгидой государства просто не обойтись. В итоге этих многовековых
дискуссий стала преобладающей точка зрения, состоящая в том, что государство
должно вмешиваться в экономику лишь тогда, когда собственно рыночные механизмы
срабатывают плохо или не работают на пользу общества вообще.
Если сгруппировать
экономические задачи, решаемые сегодня большинством государств мира, то их
можно свести к следующим:
1) перераспределение доходов граждан и хозяйственных организаций;
2) перераспределение ресурсов страны в интересах общества в целом;
3) организация производства общественных товаров и услуг.
Справляться с
этими задачами правительству помогает большой набор различных экономических
механизмов.
2. Принципы рыночной
экономики.
В Конституции
Российской Федерации нет термина «рыночная экономика», но содержащиеся в ней
нормы не оставляют сомнений в том, что государство охраняет основные принципы
именно рыночной экономики. Тем самым кардинально меняется соотношение
государства и экономики: из организации, которая непосредственно управляла
народным хозяйством, государство превращается только в регулятора экономических
отношений. Но это принципиально ужа другая роль, она исключает
административно-командные функции государственного аппарата и признает свободу
экономической деятельности людей и их объединений. Государство теперь не вправе
устанавливать плановые задания, диктовать цены, сохранять монополию внешней
торговли, заведовать сбытом и снабжением, руководить сельским хозяйством и т.д.
Экономическая роль
государства обрисована в Конституции России весьма лаконично и, в сущности,
только косвенно. Но в большинстве конституций мира нет даже такого объема
экономических обязанностей государства, чем подчеркивается самостоятельность
экономики и ее саморегуляция. В тоже время складывается впечатление, что
Российская Конституция более озабочена не закреплением принципов рыночной
экономики, а утверждением их действенности на всей территории сложного
федеративного государства с его амбициозными субъектами и укоренившимся
местничеством. Но в любом случае даже лаконичные формулировки ст. 8,
возведенные в ранг основ конституционного строя, не оставляют сомнений в том,
что на базе данной Конституции возврат к административно-командной экономике не
возможен.
Впрочем, те основы
конституционного строя, которые сформулированы в ст. 8, не свидетельствует о
полном отстранении государства от управления экономикой и установлении
стопроцентно либеральной экономики. Они не исключают мощного государственного
сектора в экономике и немалых возможностей для административного вмешательства
в экономическую жизнь. Тем самым открывается широкий спектр экономической
политики, которая может существенно отличаться при разных правительствах. Если
учесть, что современная российская экономика по существу складывается как
смешанная, т.е. государственно-частная, то можно считать, что эта модель имеет
достаточную конституционную основу.
Конституционные
гарантии, определяющие принципы рыночной экономики, состоят в следующем:
–
единство экономического пространства;
–
свободное перемещение товаров, услуг и финансовых
средств;
–
поддержка конкуренции;
Единство экономического пространства
не относится к числу ясных правовых понятий, очевидно только, что оно выражает
стремление народа видеть территорию России как своеобразный общий рынок с
едиными правилами. В п. «ж» ст. 71 Конституция выражает эту мысль достаточно определенно,
когда говорит о том, что в ведении Российской Федерации находится «установление
правовых основ единого рынка», другие пункты этой статьи говорят о праве
Федерации регулировать финансы, валюту, кредиты, таможню, основы ценовой
политики и др. Все эти правомочия федеральной власти естественно для такого
исторически сложившегося комплекса, каким является экономика России. В тоже
время ясных обязанностей регионов соблюдать единые правила «экономического
пространства», как и установления соотношения экономической компетенции
Федерации и субъектов, в действующих правовых актах пока нет. Следовательно,
конкретное содержание этого понятия будет зависеть от законодательства
Федерации и ее субъектов.
Положение ч. 1 ст.
8 Конституции таким образом, что его можно принимать и как согласие на
международную экономическую интеграцию, хотя в этом случае свободное
перемещение товаров, услуг и финансовых средств потребует специальных актов –
как внутренних, так и международно-правовых.
Близким по
содержанию является положение ч. 1 ст. 74 «о свободном перемещении товаров,
услуг и финансовых средств», означающее, что их движение не должно
наталкиваться на таможенные барьеры, ограничиваться введением каких-либо
пропусков или разрешений на ввоз и вывоз, других препятствий. По существу, речь
идет о свободной торговли и банковской деятельности, без чего не мыслима
экономическая интеграция. Указ Президента от 23 декабря 1991 г. устанавливает
правовые гарантии единства экономического пространства. Согласно этому Указу
любые акты органов власти и решения должностных лиц, ограничивающие движение
товаров, работ и услуг на внутреннем рынке страны, признаются не
действительными.
Поддержка
государством конкуренции – лучший способ содействия рыночной экономике.
Конкуренция – самый надежный механизм координации индивидуальных действий без
принуждения и вмешательства со стороны властей. Она тем эффективнее, чем меньше
этого вмешательства и разного рода монополизма, особенно государственного.
Конкуренция помогает выявить весь потенциал человеческой энергии и инициативы,
на первый взгляд кажется, что она оттесняет государство от экономики, но на
самом деле – требует от него поддержки и внимания, ибо ей постоянно угрожает
монополизация. С помощью конкуренции решаются проблемы инвестиций и экономического
роста. Крупнейший западный экономист Ф.А. Хайек справедливо отмечал: «Кроме
распределения продуктов с помощью рыночной конкуренции, мы не знаем никакого
иного способа информировать индивидов о том, куда каждый из них должен
направить свои усилия, чтобы его вклад в создание совокупного продукта оказался
максимальным»[1].
Конкуренция, следовательно, есть, самый надежный механизм рыночной экономики,
увязывающий производство и человека в единую систему саморазвивающейся
экономики.
Поддержка
конкуренции осуществляется всей экономической политикой государства. Это прежде
всего ликвидация государственного монополизма, разгосударствление, приватизация
и акционирование предприятий, специальные антимонопольные меры, стимулирование
инвестиционной активности. Такой политикой обеспечивается улучшение качества и
разнообразие товаров, предотвращение дороговизны, а следовательно, повышение
жизненного уровня населения и качества жизни. Конкуренция делает то, что
никогда не в состоянии сделать централизованное планирование и командные методы
управления. Конституционный строй, обязывающий поддерживать ее, – наилучший
союзник экономического прогресса.
Свобода
экономической деятельности – другой основополагающий принцип рыночной
экономики. В сочетании с правом частной собственности это главный антипод
тоталитарной государственной экономики с ее плановой и
административно-командной системами. Свобода экономической деятельности
означает, что люди могут беспрепятственно создавать и преобразовывать
предприятия, распоряжаться с продуктами своей деятельности с целью извлечения
прибыли. Они в праве свободно вести торговлю, открывать банки и биржи,
создавать хозяйственные объединения. Индивидуальное обогащение от такой
деятельности, если она не противоправна, не только не враждебно интересам
общества, но как раз служит этим интересам. Поэтому граждане вправе требовать
от государства защиты от непомерного налогообложения, коррупции государственных
чиновников, рэкета и организованной преступности. Чем реальнее и прочнее
гарантии в этой области, тем выше темпы экономического развития и жизненный
уровень народа.
В тоже время
свобода экономической деятельности требует от государства особенного внимания,
ибо злоупотребление ею чревато социальным взрывом. Государство должно не просто
гарантировать эту свободу, но и регулировать ее использование, придавая
экономике социальную ориентацию. Свобода предпринимателя, например, не должна
порождать произвол в создании условий труда для работников, нарушать права
потребителей и социальную справедливость в обществе. Таким образом,
провозглашение свободы экономической деятельности не только не исключает, но
предполагает детальное и систематическое государственное регулирование
экономических взаимоотношений.
3. Соотношение государства и
экономики в исторически
разных социальных системах.
Вопрос о
соотношении государства и экономики практически существовал всегда, с тех пор
как появилось первое государство и будет существовать до тех пор, пока будет
существовать государство. Это один из «вечных» вопросов, который каждый рас
по-новому встает перед каждой новой государственной организацией как на
начальных стадиях ее возникновения и становления, так и на последующих этапах
ее развития.
Естественно, он
по-разному встает и перед каждым типом государства. Совершенно по-разному он
решается применительно, скажем, к рабовладельческому и феодальному государству.
При этом дело заключается не только и даже не столько в разном уровне развития
экономики, сколько в ее разном типе и характере. Экономика, существовавшая наряду
с рабовладельческим государством и соотносившаяся с ним, с неизбежностью
предполагала наличие полностью бесправной и полностью зависимой от государства
огромной массы людей-рабов. Экономика же феодального общества и государства
ориентировалась на полу бесправный крепостной труд.
Решение проблем
соотношения государства и экономики может осуществляться на двух разных
уровнях и рассматриваться в двух планах: общетеоретическом и прикладном,
практическом.
Рассмотрение
проблем соотношения государства и экономики на общетеоретическом уровне
означает выявление общих закономерностей их развития, взаимосвязи и
взаимодействия, независимо от их типов и характеров; выявление и изучение
свойственных им на разных этапах истории тенденций эволюции; решение
традиционного вопроса о приоритетности, а точнее – первичности и вторичности
государства и экономики по отношению к друг другу.
В отечественной и
зарубежной научной литературе вопрос о соотношении государства и экономики на
общетеоретическом уровне решался и решается далеко не одинаково. В одних
случаях первенство отдается экономике перед государством и политикой. В других,
наоборот, – государству и политике перед экономикой. В третьих же случаях в
отношениях между государством и экономикой усматривается некий паритет.
Считается, что государство способно оказывать на экономику такое же
воздействие, как и экономика на государство.
Разумеется, можно
и нужно спорить с теми положениями теории первенства экономики над государством
и политикой, которые абсолютизируют экономический фактор, пытаются объяснить
все происходящее в обществе явления и события лишь экономическими причинами,
отождествляют «социальное» с «экономическим», и пр. Но нельзя оспаривать то,
что было многократно подтверждено самой жизнью, многовековой историей развития
человеческого общества и в этом смысле стало очевидным. А именно – что
экономическое развитие в конечном счете, в общем и целом, определяет собой
основные тенденции и направления политического, идеологического, духовного
развития общества, а не наоборот.
Появление рабского
труда обуславливает собой с неизбежностью появления рабовладельческого
государства, труда крепостных крестьян и ремесленников – возникновение
феодального государства, наемного труда рабочих – капиталистического
государства. Именно так совершается экономическое и государственное развитие, а
не наоборот.
Проблема
соотношения государства и экономики может и должна рассматриваться не только в
общетеоретическом, но и в сугубо прикладном, практическом плане
применительно к выяснению и решению какого-либо конкретного вопроса, достижению
конкретной цели, определению характера взаимоотношений того или иного
конкретного государства с соответствующей ему конкретной экономикой.
Рассмотрение
данной проблематики в прикладном, практическом, так же как и в
общетеоретическом плане задача весьма сложная и многоаспектная. Решению ее
посвящена огромная научная и популярная литература. Однако тема по-прежнему
остается актуальной. Причин для этого существует много. Главные из них
применительно, например, к современному российскому государству, праву и
экономике – обобщение и использование зарубежного и отечественного опыта для
определения оптимальных путей и форм их взаимодействия.
Исходными
посылками при этом, так же как и при рассмотрении проблем соотношения
государства и экономики в исторически различных социальных системах являются
следующие.
1. Государство и экономика – это
сложные, многогранные явления, охватывающие, соответственно, не только сферу
политической и материальной жизни общества, но и оказывающие огромное влияние
на все другие его сферы. Бытующее в отечественной и зарубежной специальной
литературе мнение о том, что государство – это «чисто» надстроечное, а
экономика – «чисто» базисное явление, в данном случае не «срабатывает».
Исторический опыт показывает, что государство в любой общественной формации
является одновременно субъектом самых разнообразных – экономических,
политических, социальных, идеологических и иных отношений и в этом смысле оно –
не только надстроечное или уже – политическое, но и экономическое,
идеологическое и иное явление. Экономика также, влияние на другие сферы
общества, выступает как многогранное явление. И так – во всех без исключения
странах.
В практическом плане это означает, что
соотношение государства и экономики следует прослеживать не только в сфере
политики и экономики, но и в других сферах жизни общества.
2. При
рассмотрении соотношения государства и экономики следует обратить внимание
прежде всего на факторы, обусловливающие характер этого соотношения в
различных исторических условиях, и на пределы взаимного влияния
государства на экономику и экономики на государство. В условиях существования
различных социальных систем они далеко не одинаковы.
Страницы: 1, 2, 3
|