p> В рабочих помещениях магазина концентрация пыли в воздухе не должна
превышать Юмг/м3. Снизить концентрацию пыли можно при помощи вытяжной
вентиляции. Для удаления пыли, осевшей на оборудовании, стенах и т. д.,
используют пылесосы. Неблагоприятное воздействие на организм человека оказывает шум. Он
приводит к переутомлению работников, развитию различных заболеваний.
Основными источниками шума в магазинах являются транспортеры, холодильные и
вентиляционные установки, а также некоторые другие виды торгово-
технологического оборудования. Шум оказывает отрицательное воздействие не
только на работников магазина, но и на покупателей. Предельно допустимый
уровень шума для торговых залов магазинов составляет 50-60 дБ. Улучшению условий труда работников торговли, повышению культуры
обслуживания покупателей способствуют также соблюдение требований
технической эстетики при организации рабочих мест и оформлении интерьеров,
а также строгое соблюдение санитарно-гигиенических условий труда. Магазины
должны располагать необходимыми санитарно-техническими устройствами и
бытовыми помещениями. На производительность труда работников магазина, качество
обслуживания покупателей существенное влияние оказывает микроклимат в его
коллективе. Благоприятный микроклимат в коллективе предполагает
доброжелательное отношение работников друг к другу, дружную работу,
взаимовыручку и т. д. Он во многом зависит от характера и стиля руководства
коллективом магазина. 1.3. Оплата и анализ производительности труда работников магазина Заработная плата является частью дохода собственника торгового
предприятия, расходуемого для оплаты труда наемного работника в
соответствии с условиями найма. Организация заработной платы включает
следующие элементы: тарифную систему, формы и системы оплаты труда. Организация заработной платы в торговле осуществляется в
соответствии со следующими принципами: стимулирующая функция оплаты труда. Этот принцип организации
заработной платы предполагает установление относительного уровня заработной
платы в зависимости от количества, качества и результатов труда; дифференциация окладов в зависимости от объемов работ, квалификации
работника, условий труда. Дифференциация оплаты труда тесно связана с
сегментацией рынка труда, регулирующей уровень оплаты труда различных
категорий работников. В условиях различных организационно-правовых форм собственности
торговые предприятия получили самостоятельность в выборе порядка оплаты
труда. Они самостоятельно определяют не только численность работников, но и
формы оплаты труда. Существует повременная, сдельная и гибкая системы оплаты труда (рис. 1).
|Системы оплаты труда |
| | | | | |
|Повременная | |Сдельная | |Гибкая |
| | | | | |
|Простая повременная | |Прямая сдельная | |Остаточная |
| | | | | |
| | |Сдельно-премиальная | |Бестарифная |
|Повременно-премиальная | | | | |
| | | | | |
|Повременная с | |Сдельно-прогрессивная | | |
|контролируемой | | | |Контрактная |
|выработкой | | | | |
| | | | | |
|Система плавающих | |Комиссионная | | |
|окладов | | | | |
| | | | | | Рис. 1. Формы и системы оплаты труда При повременной оплате труда заработная плата работнику
начисляется в соответствии с окладом за фактически отработанной время.
Сдельная система представляет собой оплату в зависимости от объема работ по
установленным расценкам. В последнее время получили широкое распространение
гибкие системы, в которых заработная плата увязывается с конечным
результатом. Сдельная оплата труда в зависимости от способа учета выручки и
поощрения имеет следующие системы: прямую сдельную, сдельно-премиальную,
сдельно-прогрессивную, комиссионную. Гибкие системы оплаты труда в современных условиях тесно
увязываются с конечными результатами деятельности предприятия. Широко
применяется остаточная системы, при которой заработная плата работников
находится в тесной связи с суммой полученной прибыли как в отдельном
подразделении (отделе, секции), так и в целом на предприятии. Такая система
оплаты труда способствует возникновению профессиональной конкуренции между
работниками, что, в свою очередь, влияет на культуру обслуживания. При этой
форме оплаты труда каждому работнику устанавливается оклад и по каждой
секции определяется сумма прибыли, остающейся в распоряжении после уплаты
всех налогов. Расчет издержек производится по каждой секции (расходы на
оплату труда, затраты по аренде, по инкассации, по содержанию помещений и
общефирменные расходы). После этого рассчитывается коэффициент соотношения
прибыли и заработной платы. Внутри секции сумма сверхтарифной части
распределяется самостоятельно. Для повышения трудовой активности персонала широко используется
система материального стимулирования, в которой используются различные
формы – премирование за текущие результаты хозяйственной деятельности,
доплаты и надбавки, различные единовременные поощрения за результаты труда
и социальные выплаты. На предприятиях разрабатывается положение о
материальном стимулировании, которое содержит общие положения, порядок и
размеры премирования, лишения и снижения размера премий, правила выплаты
надбавок за выслугу лет. Основанием для начисления премий являются
данные бухгалтерской и статистической отчетности предприятия за отчетный
месяц. Структура и численность персонала на торговых предприятиях в
значительной степени зависят от форм собственности. В связи с этим выделяют
работников – собственников имущества и наемных работников. На
приватизированных предприятиях, как правило, наблюдается сокращение
численности персонала и упрощение его структуры. Этому способствуют более
интенсивный труд работников и их заинтересованность в получении доходов от
прибыли. При анализе численности персонала, использования рабочего
времени и производительности труда различают списочную, явочную и
среднесписочную численность. Списочная численность – это численность всех работников,
состоящих в штате предприятия на определенную дату. В списочный состав
включаются все работники, принятые на постоянную, сезонную или временную
работу. Явочная численность – это минимальное количество персонала,
которое должно обслуживать торгово-технологический процесс. Среднесписочная численность – это численность персонала,
определяемая в среднем за соответствующий период (месяц, квартал, год). Анализ численности персонала производится во взаимосвязи с
анализом производительности труда, которая характеризует эффективность
использования трудовых ресурсов. В процессе изучения численности и состава работников анализируется их динамика, а также изменение по периодам. Для характеристики эффективности использования трудовых
ресурсов могут использоваться следующие показатели: /4, стр. 570/ численность прошлого и отчетного годов (Чо, Ч1); товарооборот прошлого и отчетного годов (То, Т1); производительность прошлого и отчетного периодов (выработка одного
работника – Во, В1). При анализе производительности труда рассматривают товарооборот
на одного работника в целом по предприятию, в том числе на одного работника
торгово-оперативного персонала. При этом целесообразно учитывать влияние
таких факторов, как изменение структуры товарооборота, состава торговой
сети, цен и т.д. Влияние на численность работников изменения объема
товарооборота и выработки определяется с помощью способа цепной
подстановки, введя показатель расчетной численности (Чр). Чо = То / Во Чр -
Чо Чр = Т1 / Во Ч1 - Чо Ч1 -
Чр Ч1 = Т1 / В1 Численность персонала зависит от трудоемкости товарооборота,
его структуры, внутригруппового ассортимента реализуемых товаров.
Увеличение трудоемкости товарооборота требует дополнительной численности
работников. Ее прирост за счет изменения трудоемкости ((Чтр) реализуемых
товаров можно определить по формуле: (Чтр = Ч1 – Т1 / (В1 *Jmp), где Jmp – индекс трудоемкости./4, с. 172/. Показателем производительности труда в торговле считается
величина товарооборота на одного среднесписочного работника в целом, а
также по отдельным категориям. Этот показатель зависит от структуры
товарооборота, уровня цен на товары. Поэтому в отдельных случаях для более
точной оценки производительности используют натуральные показатели. Существенным моментом в анализе производительности труда
является исчисление ее влияния на увеличение объема товарооборота. Для
определения влияния изменения производительности труда на прирост
товарооборота производятся расчеты по следующим формулам: ( Тч = (( Ч / ( Т) * 100, где ( Тч – прирост товарооборота за счет прироста численности; ( Ч – прирост численности, %; ( Т – прирост товарооборота, %. ( Тп = 100 - ( Тч, где ( Тп – прирост товарооборота за счет повышения
производительности труда./4, с. 173-174/. Критериями оценки эффективности использования трудовых ресурсов
является рост трудовых доходов работников, с одной стороны, и рост
прибыльности их труда для предприятия, с другой. Доходность труда в
торговле имеет важное социальное значение, так как продажа товаров должна
не только приносить прибыль, но и способствовать повышению качества услуг,
оказываемых в торговле. В некоторых случаях для расширения ассортимента и
привлечения покупателей торговые предприятия идут на продажу
низкорентабельных и даже убыточных товаров. Но в целом реализация товаров
должна быть прибыльной. Оценка прибыльности труда работников может быть
выражена коэффициентом, рассчитываемым по формуле: Кпт = ( ЧП / ( ФП, где Кпт – коэффициент прибыльности труда работника; ( ЧП – прирост чистой прибыли на одного работника за определенный
период времени, тыс. руб.; ( ФП – прирост фонда потребления на одного работника за
определенный период времени, тыс. руб. Прибыльность труда можно
рассчитать не только в целом по предприятию, но и по отдельным секциям и
даже по рабочим местам./4, с.176-177/. 2. Организация трудовых процессов в магазине 2.1. Организационно-правовая характеристика магазина, его основные
экономические показатели Акционерное общество супермаркет «Звездный» является закрытым
акционерным обществом, акции которого распространяются только среди его
учредителей (среди заранее определенного круга лиц), когда не используется
форма открытой подписки на эмитируемые обществом акции, и они не могут
свободно продаваться и покупаться. Местонахождение г. Екатеринбург, ул.
Сурикова, 51. Основные экономические показатели деятельности ЗАО ((Звездный(( представлены в табл. 1. Экономические показатели ЗАО ((Звездный(( ( в тыс. руб.) Таблица 1
|Показатели | | 2001 |
| |2000 | |
| | |абсолютная величина |в % к 2000 |
| | | |г. |
|1. товарооборот |667822|458944 |68,7 |
|2. валовой доход |60384 |74309 |123,1 |
|3. издержки обращения |55614 |67143 |120,7 |
|4. прибыль от реализации |5349 |1181 |22,1 |
|5.сальдо от | | | |
|внереализационных операций |- 577 |5985 |не сравнимо |
|6. валовая прибыль |4770 |7166 |150,2 |
|7. прибыль чистая |4265 |7166 |168 |
|8.рентабельность (от прибыли|0,63 |1,56 |250 |
|чистой), % | | | |
|9. рентабельность (от | | | |
|прибыли от реализации), % |0,8 |0,26 |32,1 |
|10.эффективность | | | |
|коммерческой работы, % |7,7 |10,7 |139 | . Данные таблицы довольно противоречивы. Снижение прибыли в 2001 году
в 4,5 раза (22,1 %) одновременно сочетаются с повышением рентабельности в
2,5 раза! Но все данные, приведенные в табл., взяты из ежегодной бух.
отчетности ЗАО Супермаркет «Звездный» и на них необходимо опираться. Противоречивость данных из табл. можно объяснить следующим
образом: в 2001 г. был очень высокий положительный уровень сальдо от
внереализационных операций, что и позволило валовой прибыли подняться на
50,2 % , а чистой прибыли - на 68 %. Если же мы рассчитаем рентабельность
от прибыли от реализации (строка 3), то рентабельность в 2001 г. составит
всего 32,1 % от 2000 г. (стр. 8). Рассмотрим организационную структуру управления ЗАО «Звездный»
(см. рис.2).. 2.2. Организация труда в супермаркете «Звездный» Всего в ЗАО Супермаркет «Звездный» (вместе с его филиалами)
работает 1641 человек. Общая площадь всех магазинов – 28614 м2, из них 63 % (18027 м2) – площадь торгового зала. Соотношение численности персонала по категориям функционального
разделения труда: а) управленческий персонал (директор, зам.директора,
администраторы, товароведы, заведующие отделами (секциями), бухгалтер и
т.д.) – 82 чел.(5 %). б) основной (торгово-оперативный) персонал (работники, занятые
обслуживанием покупателей в торговом зале – продавцы, контролеры – кассиры,
кассиры) – 1313 чел.(80 %). в) вспомогательный персонал (обеспечивающий обслуживание основного
персонала, а также поддерживающий надлежащее санитарно – гигиеническое
состояние магазина – рабочие , уборщицы, электромонтеры, техники и др.) –
246 чел.(15 %). Основные показатели по труду представлены в табл. 2 Таблица 2 Показатели по труду ЗАО Супермаркет «Звездный»
|показатели |2000 |2001 |отклонения|2001 г. |
| | | |(+,-) |к 2000 |
| | | | |г. в % |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
|товарооборот |667822 |458944 |-208878 |68,7 |
|среднесписочная |1510 |1641 |+131 |108,7 |
|численность торговых | | | | |
|работников | | | | |
|в том числе |1152 |1313 |+161 |114 |
|торгово-оперативных | | | | |
|работников | | | | |
|удельный вес |76,3 |80 |+3,7 |104,8 |
|торгово-оперативных | | | | |
|работников | | | | |
|товарооборот на одного |442,27 |279,67 |-162,6 |63,2 |
|торгового работника | | | | |
|товарооборот на одного |579,71 |349,54 |-230,17 |60,3 |
|торгово-оперативного | | | | |
|работника | | | | |
|фонд рабочего времени, чел|339750 |369225 |+29475 |108,7 |
|– день | | | | |
|фонд заработной платы всех|21163 |25228 |+4065 |119,2 |
|торговых работников | | | | |
|Фонд заработной платы всех|3,2 |5,5 |+2,3 |171,9 |
|торговых работников в % к | | | | |
|товаро-обороту | | | | |
|Фонд заработной платы всех|18970 |22182,4 |+3212,4 |116,9 |
|торгово-оперативных | | | | |
|работников | | | | |
|Фонд заработной платы всех|2,8 |4,8 |+2 |171,4 |
|торгово-оперативных | | | | |
|работников в % к | | | | |
|товаро-обороту | | | | |
|Средняя годовая заработная|14 |15,37 |+1,37 |109,8 |
|плата одного торгового | | | | |
|работника | | | | |
|средняя годовая заработная|16,5 |16,9 |+0,4 |102,4 |
|плата одного | | | | |
|торгово-оперативного | | | | |
|работника | | | | | Данные табл. 2 также противоречивы: численность торговых работников ЗАО Супермаркет «Звездный» выросла
на 8,7 % , но товарооборот упал на 31,3 %. Это привело к падению
товарооборота на одного торгового на 36,8 % (на одного торгово-оперативного
работника 39,7 %). Мы оставляем за пределами этой работы оценку истинности и
достоверности годовой бухгалтерской отчетности, на основе которой и сделаны
все представленные расчеты. Но, как свидетельствует ф. 5 Приложения к бухгалтерскому балансу,
средняя годовая заработная плата одного торгового работника выросла на 9,8
% (строка 14 табл. 3). Так как в ЗАО Супермаркет «Звездный» входит около двух десятков
магазинов, и проанализировать трудовые процессы во всех сразу невозможно,
выберем для анализа только головной магазин. Данный супермаркет строился именно в расчет на большой % системы
самообслуживания покупателей. Значительный экономический эффект при
самообслуживании достигается за счет увеличения пропускной способности
магазина, роста его товарооборота и валового дохода, ощутимого сокращения
численности торговых работников и повышения производительности их труда,
снижения уровня издержек обращения. К числу преимуществ метода
самообслуживания следует отметить его универсальность. Методом
самообслуживания можно продавать подавляющее большинство продовольственных
и непродовольственных товаров. При продаже товаров с открытой выкладкой обеспечивается свободный
доступ покупателей ко всем имеющимся в продаже товарам. Функции продавца
при этом методе продажи сводятся к консультированию покупателей и
осуществлению операций по отпуску товаров. По сравнению с продажей через
прилавок этот метод удобен тем, что знакомиться с товаром могут
одновременно несколько покупателей. Это ускоряет процесс продажи и
увеличивает пропускную способность магазина. При этом производительность
труда продавцов значительно повышается. При применении этого метода мелкие предметы выкладываются насыпью в
кассетах открытых наприлавочных витрин. Более крупные товары просто
располагаются на прилавках так, чтобы это было удобно покупателям
Страницы: 1, 2, 3, 4
|