Организация труда в магазине
смотреть на рефераты похожие на "Организация труда в магазине" Содержание |Введение |3 |
|1. Трудовые процессы в торговом предприятии, их значение и |6 |
|содержание | |
1.1. Организация материальной ответственности в магазине |13 | |1.2. Режим
работы и условия труда в магазине |16 | |1.3. Оплата и анализ
производительности труда работников магазина |22 | |
|2. Организация трудовых процессов в магазине |28 |
|2.1. Организационно-правовая характеристика магазина, его |28 |
|основные экономические показатели | |
|2.2. Организация труда в супермаркете |30 |
|3. Пути совершенствования трудовых процессов в супермаркете |39 |
|Заключение |40 |
|Список использованных источников |42 |
Введение Успех работы любой организации обеспечивают работники, занятые в ней.
Именно поэтому современная концепция управления предприятием предполагает
выделение из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности
той, которая связана с управлением кадровой составляющей организации –
персоналом. /1, стр. 104/ В любой организации возникает необходимость в определении численности
персонала, в эффективной системе подбора, найма и расстановки кадров, в
обеспечении их занятости с учетом интересов фирмы и самого работника, в
системе вознаграждения за труд по его результатам, продвижения работников,
системе трудовой мотивации, в учете индивидуальных проблем работников. Повышение интереса к человеческому фактору в 60-80-е годы обусловило
разработку теории и практики управления трудовым коллективом. При этом
предполагалось, что деятельность трудового коллектива должна быть
направлена на планомерное достижение социально экономической цели,
заключающейся в получении высоких конечных результатов при минимизации
затрат всех ресурсов, создание благоприятного морально-психологического
климата, стимулов и условий труда, определяющих его высокую
привлекательность и удовлетворенность им всех членов коллектива. /2, Стр.
9/ Переход страны на рыночные отношения в корне изменил концепцию
управления персоналом, выбор средств и методов практической реализации
задач управления персоналом для повышения эффективности производства. На результаты деятельности любой организации, конечно, определяющее
влияние продолжает оказывать экономический аспект управления персоналом. С
ним связано определение численности персонала, профессионально –
квалификационные требования к нему, эффективное использование персонала по
времени, квалификации, уровню образования. Однако всё большее значение
приобретает социальная направленность в кадровой работе, смена акцента в
кадровой политике на учёт интересов работника, повышение мотивации труда,
как условия более высокой его результативности. Новые экономические условия предполагают использование не только
новых теоретических предпосылок, но и новой технологии самой работы с
кадрами. В связи с этим возрастает роль кадрового планирования, его
информационного обеспечения. Внедрение достижений научно – технического прогресса в большинстве
случаев определяется профессионализмом сотрудников организации и приводит
к большим изменениям в трудовой деятельности человека. Все более важным
становиться подготовка и непрерывное обучение персонала. Упраздняются
старые и создаются новые рабочие места, что, с одной стороны, способствует
росту безработицы, с другой стороны появляется недостаток квалифицированных
кадров, отвечающих требованиям новых технологий.
И поэтому, важное место в эффективной работе магазина занимает правильная,
оптимальная организация трудовых процессов.
Организация труда в магазине должна быть направлена на осуществление
комплекса организационно-технических, экономических и санитарно-
гигиенических мероприятий, позволяющих рационализировать торгово-
технологический процесс, эффективнее использовать торгово- технологический
процесс, эффективнее использовать торговые и другие площади, оборудование и
персонал магазина, создать благоприятные условия труда и на этой основе
обеспечить высокий уровень торгового обслуживания населения.
Объектом данного исследования является ЗАО Супермаркет «Звездный».
Субъектом данного исследования является организация трудовых процессов на
ЗАО Супермаркет «Звездный».
Цель данной работы – с учетом современных принципов и подходов к
организации трудовых процессов и специфики работы с персоналом магазина,
определить основные направления совершенствования системы подбора и найма
кадров для магазина «Звездный» и дать практические рекомендации по её
оптимизации. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты организации труда работников магазина;
проанализировать специфику работы с персоналом магазина «Звездный»;
рассмотреть основные направления совершенствования организации труда
работников магазина «Звездный».
Метод исследования - сравнительный анализ на основе личного ознакомления
автора с данной торговой организацией и бухгалтерская отчетность за 2001 г. 1. Трудовые процессы в торговом предприятии, их значение и
содержание Трудовые процессы, выполняемые работниками торговли,
имеют свои особенности. ГОСТ «Торговля. Термины и определения» дает такое
определение технологии торговли: «совокупность параллельно или
последовательно выполняемых операций и процедур при продаже товаров и
организации товародвижения с использованием определенных средств и
методов». В торговле технология включает операции по доставке , приемке,
проверке количества и качества, хранению товаров в магазине, подготовке к
продаже и самой продаже. Специфичность технологических процессов в торговле
в том, что здесь товар не только доводится от производства до покупателя,
но и осуществляется смена его формы стоимости в результате продажи
потребителю./3, с. 87/. Благодаря ряду производственных операций, выполняемых в
торговле (доработка, фасовка, упаковка, перевозка), труд в торговле создает
новую стоимость и выступает как труд производительный. В то де время ввиду
объективно присущих торговле функций, связанных со сменой форм
собственности, труд является источником разного рода услуг, оказываемых
покупателю при продаже товаров. Основное предназначение торговли -
оказание услуг производителям и покупателям, в результате чего совершаются
трудовые процессы. Таким образом, конечным результатом труда торговых
работников является не продукт, а услуга. При этом доля услуг в труде
работников торговли постоянно растет за счет перемещения непосредственно
производственных операций в сферу производства. В своем большинстве торговые предприятия относительно
небольшие, в них нецелесообразно глубокое разделение труда, затруднено
использование высокопроизводительных машин и механизмов. Как и в любой другой отрасли, в торговле совокупные
затраты делятся на затраты живого и овеществленного труда. Живой труд,
связанный со сменой формы собственности, составляет около трети трудовых
затрат торговых работников. При этом доля живого труда в розничной
торговле значительно выше, чем в оптовой, что обусловлено самим характером
туда и уровнем механизации трудовых процессов. В розничной торговле, где
процесс обслуживания замыкается, в конечном счете, на покупателе, доля
живого труда выше. В оптовой торговле в силу особенностей торгово-
технологического процесса больше возможностей для внедрения средств
механизации и доля овеществленного труда выше. Важная особенность структурного состава трудовых ресурсов в
торговле состоит в том, что более 85 % их общего количества составляют
женщины, а среди продавцов их удельный вес еще выше. Это выдвигает ряд
специфических социальных проблем перед отраслью, среди них в первую очередь
необходимость сокращения доли ручного труда и увеличение средств на
социальные нужды коллектива. Труд работников торговли отличается высокой напряженностью. Это относится, прежде всего, к работникам торговых залов – продавцам,
кассирам, контролерам-кассирам. Продавец всегда на виду, он должен быть
приветлив, следить за культурой речи, внешним видом, манерами. Наиболее
тяжелым в физическом отношении является труд продавцов. Особенно это
относится к труду продавцов продовольственных и хозяйственных товаров.
Физическая нагрузка на одного продавца продовольственного магазина за смену
иногда достигает 900 кг, а при выполнении погрузоразгрузочных работ по
перемещению груза - 1200 кг. Для труда контролера-кассира характерна нервно-эмоциональная
напряженность, обусловленная необходимостью в процессе трудовой
деятельности вступать в контакт с большим количеством людей при различной
коммуникабельности. В течение часа контролер-кассир может обслужить до 100
человек. Источником нагрузки служит также значительное напряжение памяти
и внимания, специфика работы с материальными ценностями, монотонность
труда. Работа контролера-кассира, как и продавца, отличается
неравномерностью распределения нагрузки в течение рабочего дня, недели в
связи с колебаниями покупательских потоков. При этом колебания числа
обслуживаемых покупателей в часы «пик» могут достичь 50 % среднечасовой
нагрузки. В отдельных случаях в часы «пик» нагрузка может составить 70-75 %
всей нагрузки за смену. В торговле применяется суммарный учет рабочего времени. Анализ
работоспособности продавцов показал, что к концу рабочего дня выработка из-
за утомляемости начинает резко падать (до 3040 %), причем это приходится на часы «пик», когда заканчивает работу большинство предприятий и количество
покупателей возрастает. В торговле работают преимущественно женщины. В то же время
товары поступают в упаковке, значительно превышающей по весу предельно
допустимые нормы нагрузок при подъеме и перемещении тяжести вручную. Крупа,
мука, сахар поступают в мешках массой до 50 кг, сельдь – емкостью до 50-100
кг, растительной масло – до 200 кг, зубная паста – по 50-60 кг. Поэтому в рамках социального развития на предприятии
целесообразно предусматривать мероприятия по соблюдению санитарно-
гигиенических норм, стандартов безопасного труда./4, с. 158-159/. Численность работников и структура штата магазина зависят от
типа предприятия и размера его торговой площади, объема, условий и режима
работы, методов продажи товаров, количества рабочих мест и других
показателей, влияющих на трудоемкость выполняемых работ. В связи с этим большое значение имеет рациональное разделение
труда работников магазина. Оно предусматривает наиболее целесообразную
расстановку работников торгово-технологических операций, четкое определение
функциональных обязанностей каждого работника. Основными формами разделения
труда в магазине являются: функциональное, товарно-отраслевое и
квалификационное. Функциональное разделение предполагает обособление отдельных
функций и выделение работников для их выполнения. С учетом этого признака
весь персонал розничного торгового предприятия подразделяется на три
категории: управленческий, основной, или торгово-оперативный, и
вспомогательный. Управленческий персонал состоит из работников, обеспечивающих
управление торгово-технологическим и трудовым процессом. Сюда входят
руководящие, инженерно-технические работники и служащие – директор
(заведующий), заместитель директора (заведующего), администратор,
товароведы, заведующие секциями, старший бухгалтер, бухгалтеры, кассир и
т.д. Общее руководство магазином осуществляет директор (заведующий),
он же руководит планово-экономической работой, занимается подбором кадров и
организует повышение их квалификации, обеспечивает охрану труда, технику
безопасности и пожарную безопасность, организует выполнение наказов
пайщиков. Ему же подчинены службы, занимающиеся вопросами труда и
заработной платы, бухгалтерского учета и финансов. Заместитель директора (заведующего) магазином руководит
коммерческой деятельностью, в его ведении находятся вопросы организации
технологических операций и хозяйственного обслуживания. Бухгалтерский аппарат принимает от материально ответственных
лиц товарно-денежные отчеты, проверяет и обрабатывает их, учитывает
денежные средства и кредиты банков, а также выполняет другие бухгалтерские
операции. Администратор следит за состоянием выкладки товаров и
рекламного оформления торгового зала, за соблюдением правил торговли,
принимает решения по претензиям покупателей и т.д. Товароведы выполняют основные функции в области коммерческой
работы и организации торговли. В них входят изучение спроса населения на
товары, заключение договоров с поставщиками и контроль за их выполнением,
подготовка претензионных материалов, контроль за состоянием товарных
запасов, проверка качества товаров и соблюдение условий их хранения. Они же
организуют доставку товаров в магазин, внедряют современные методы продажи
товаров и т.д. Заведующие товарными отделами (секциями) организуют работу
своих отделов (секций), следят за поддержанием товарных запасов на
определенном уровне, составляют заявки на завоз товаров, принимают товары
по количеству и качеству, обеспечивают сохранность товарно-материальных
ценностей, выполняют другие функции, связанные с работой отделов (секций). Основной (торгово-оперативный) персонал - продавцы, контролеры-
кассиры, контролеры, кассиры, т.е. работники, занятые обслуживанием
покупателей в торговом зале. В обязанности продавцов входит подготовка и уборка рабочего
места (получение упаковочного материала, проверка работоспособности
торгового оборудования и инвентаря, пополнение рабочих товарных запасов,
уборка тары, поддержание надлежащего санитарного состояния), подготовка
товаров к продаже, обслуживание покупателей, учет неудовлетворенного спроса
и т.д. Контролер-кассир готовит рабочее место к выполнению расчетных
операций (проверяет исправность контрольно-кассовой машины, записывает
показания счетчиков, получает разменную монету и т.д.), выполняет расчетные
операции с покупателями, осуществляет сдачу выручки и т.д. Контролер проверяет сортность, комплектность, размеры,
эксплуатационные свойства и цены товаров. Осуществляет перемеривание
оплаченных товаров, заполняет паспорта на приобретенные товары,
консультирует покупателей, упаковывает и отпускает товары покупателям. Вспомогательный персонал обеспечивает обслуживание основного
персонала, а также поддерживает магазин в надлежащем санитарно-
гигиеническом состоянии. В эту категорию входят рабочие, младший
обслуживающий персонал (уборщицы), фасовщики, электромонтеры, техники и
т.д. Товарно-отраслевое разделение позволяет работникам магазина
специализироваться на продаже отдельных или нескольких товарных групп. Это
способствует более глубокому изучению ассортимента товаров, более
квалифицированному и производительному обслуживанию покупателей. Разделение труда по квалификационному признаку основывается на
распределении обязанностей работников магазина в соответствии с их
квалификацией. Рациональное использование квалифицированных кадров
благотворно сказывается на повышении уровня обслуживания покупателей. Так,
с учетом квалификации продавцов подразделяют на первую, второю и третью
категории. При этом продавец первой категории выполняет более сложные
работы, на его долю приходится более ответственные функции, связанные с
обслуживанием покупателей. Соответствующие различия имеются и в круге
обязанностей, а также в выполняемых функциях между продавцами второй и
третьей категорий. Соотношение количества продавцов различной квалификации в
розничном торговом предприятии зависит от ассортимента реализуемых товаров.
Так, чем большую долю в товарообороте занимают сложные по характеру отпуска
товары, тем больше число продавцов высокой квалификации должно быть в штате
магазина. Одним из важных условий разделения труда является его
кооперация, которая выражается в совмещении работниками магазина профессий,
специальностей и функций. Это позволяет более полно и равномерно загрузить
персонал магазина в течение рабочего дня, ускорить процесс обслуживания
покупателей. В результате кооперации труда повышается профессиональный
уровень работников магазина, они приобретают дополнительные навыки и
знания. Уровень кооперации труда в каждом конкретном магазине
устанавливается с учетом режима работы магазина, форм организации труда и
материальной ответственности на основе изучения степени загрузки работников
и выявления свободного временим в течение рабочего дня./4, с. 286-289/. Кроме того, для улучшения обслуживания покупателей большое
значение имеет овладение продавцами дополнительными специальностями, что
должно происходить на базе уже полученных ими навыков и приемов. Так,
продавцу швейных изделий проще освоить специальность продавца верхнего и
нижнего трикотажа, продавцу радиотоваров и телевизоров – специальность
продавца кино- и фототоваров и т.д.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|