Следовательно,
первый признак формальной организации — це-леполагание — распадается на
внутриорганизационные цели, реализация которых есть условие функционирования
организации как целого, внешние цели, задаваемые извне, и индивидуальные цели
ее работников.[8]
Последние две требуют согласования. В формальной организации это достигается,
во-первых, путем создания специализированных подразделений, осуществляющих
конкретные функции, в совокупности реализующие цели организации (литейный,
прокатный цех, конструкторские бюро и т.д.), и, во-вторых, созданием вертикальной
пирамиды власти т.н. иерархии для согласования этих конкретных функций.
«Устройство»
организации, объективная основа формирования ее структуры представлена
определенной иерархией отношений.
Во-первых, иерархия означает централизацию. В этом смысле
иерархия представляет собой разделение труда по вертикали. Здесь складываются
отношения руководства-подчинения, причем на всех уровнях. Как и всякое
разделение труда, иерархия вводится для эффективности, чтобы сэкономить труд
за счет централизации.
Во-вторых, иерархия проявляется как человеческие
отношения. Это значит, что один из работников может воздействовать на положение
и поведение другого, стоящего ниже на иерархической лестнице, а этот
нижестоящий лишен такого права. Это положение закрепляется в статусах и
выступает как фактор социального неравенства. Серьёзным следствием этой
стороны иерархических отношений является то, что связь по субординации не
может быть регламентирована полностью. Всегда остается некоторый зазор для проявления
личных качеств вышестоящего руководителя по отношению к нижестоящим, причем эти
качества далеко не всегда могут быть положительными, что часто является
источником социальной напряженности.
Таким
образом, получается, что организация как общность расслаивается на управляющих
и управляемых, причем, если исключить из анализа высший для организации
уровень (директор, президент компании и др.) и низший (вахтер, уборщица),
каждый в этой иерархической системе одновременно является и управляющим, и
управляемым.
В-третьих, иерархия — это форма власти, подчиняющаяся
определенным внешне предписанным правилам. Особенность этих иерархических
отношений в том, что безличные нормы поведения довлеют над каждым членом
организации как личностью, заставляя ограничивать себя в пользу существования
организации как целого, как общности. При этом организация применяет определенные
стимулы (для поощрения, если поведение индивида соответствует цели
организации) или санкции (если это поведение противоречит её целям).
Интересно заметить,
что в данном понимании власть, как таковая, во многом нейтральна по отношению к
тем, кто её персонифицирует, хотя индивидуальные особенности представителей
власти того или иного уровня могут существенно её «окрашивать». Все
рассмотренные нами свойства организационной иерархии действуют в комплексе,
хотя каждое, разумеется, имеет самостоятельное значение.
Но, кроме
иерархии как зависимости работников в организации по вертикали, в ней
существует и так называемая «горизонтальная» зависимость. Так, например,
службы, вроде пожарного надзора, отдела технического контроля и т.п., являясь
формально подчинёнными по вертикали, тем не менее, способны оказывать сильное
влияние на власть, используя, по сути, свои монопольные функции.
В условиях
производства возникают, и достаточно часто, условия т.н. «перевернутой
пирамиды», когда руководитель оказывается зависимым от рядового в формальной
структуре, но, по существу, уникального исполнителя. Например, завод
производит некое ответственное изделие. В системе технологических операций для
его изготовления необходим сложный инструмент, который может изготовить
только какой-то определённый специалист. В этом случае он становится
монополистом своего уровня знаний и технологий. Без него изделие не может быть
изготовлено. Тогда он может предъявлять свои условия.
Итак,
иерархия в организациях весьма разнообразна и противоречива. С одной стороны —
она обеспечивает порядок и стабильность организационной структуры, но, в то же
время, подчиняясь своим внутренним законам, возникнув и существуя, организация
обретает качества, полезные только ей самой, безотносительно к тем целям, ради
которых она была создана.
Таким
образом, формальная организация представляет важную часть производственной
организации, главная функция которой заключается в соединении людей со
средствами и целями общественного труда.[9]
Но, как мы
уже знаем, классические представления о формальной организации оказались
ограниченными: ведь очевидно, что поведение людей полностью регламентировать
нельзя. Формальная организация рассчитывает на функционеров, а действуют в ней
люди, интересы которых не исчерпываются только целями организации. И их
участие в функционировании производственной организации не ограничивается лишь
ролевым исполнением. Они вступают в межличностные отношения, которые выходят
за пределы формальных рамок. Эти отношения определяют неформальную
организацию.
Неформальная
организация также достаточно сложна.[10] В ее
рамках мы можем выделить два типа отношений. Первый — когда между некоторыми
членами организации возникают такие отношения, которые направлены на решение
производственных задач способами, отличными от формально предписанных. Такое
обстоятельство довольно часто возникает в силу целого ряда причин. Если
говорить в целом, то они могут быть сведены, в основном, к двум. Первая — когда
формально регламентированные правила функционирования организации и
подразделений внутри нес перестают соответствовать меняющимся условиям.
Например, существующая система расценок не может стимулировать выполнение
внезапно появившегося срочного задания. И тогда возникает неофициальная
договоренность между, скажем, нормировщиком и начальником цеха о завышении
объёма работ, чтобы иметь возможность дополнительного стимулирования труда
рабочих, что с точки зрения формальной организации недопустимо. Другая причина
— несоответствие профессиональных или личных качеств руководителя какого-либо
промежуточного звена в иерархии управления требованиям, предъявляемым к этой
должности. В таком случае это звено управления как бы «закорачивается» и
управленческие связи идут помимо него.
Второй тип
отношений в неформальной организации связан с социально-психологическими
особенностями работников. Всякая организация, независимо от целей своего
существования, представляет также поле социально-психологических
взаимодействий людей, которые не обязательно сводятся к решению производственных
задач, а основываются на взаимных предпочтениях, связанных с особенностями
характеров, общностью интересов и т.п.
Таким
образом, эта сторона неформальной организации представляет собой
непосредственную общность людей, основанную на специфике социально-психологических
отношений. Глубинной причиной их формирования являются человеческие
потребности. Они достаточно сложны и многоплановы. И свое вступление в
организацию человек связывает с определённой возможностью удовлетворения этих
потребностей.
Формальная
организация представляет для этого некоторые условия, переводя цели
организации в групповые и индивидуальные. Но это лишь условия и не более. При
соблюдении этих условий достигается некоторое равновесие между целями
организации и индивидуальными целями ее членов. Эти условия удовлетворяют, в
основном, витальные, т.е. жизненно необходимые потребности. Но потребности
более высокого уровня — в признании, уважении и т.д. возможны только со стороны
других людей, т.е. в общении, что приводит к образованию
социально-психологических общностей внутри организации — неформальных групп,
размер которых колеблется от диады — общения двух людей — до группы, размером
8-10 человек. Главный принцип самоорганизации таких групп — возможность
неформального межличностного общения.
Такая
неформальная группа может совпадать с формальным подразделением, тогда мы
говорим о сплочённом коллективе, а может и не совпадать, включая в себя членов
разных подразделений организации. Внутреннее единство такой неформальной группы
не снимает проблемы её внутренней дифференциации вследствие разных
способностей, инициативы, активности её членов. Так образуются неформальные
статусы, отличные от формальных. К примеру, это может быть статус лидера группы
или её аутсайдера. Различие, дифференциация в группе может проявляться также в
характере межличностных отношений: обоюдные или односторонние, более интенсивные
или менее и т.д.
Неформальная
группа вырабатывает в своей среде определённые нормы поведения: желая
удовлетворить свои социальные потребности в рамках группы, человек попадает в
зависимость от нее, группа в состоянии контролировать его поведение. Для этого
в распоряжении неформальной группы, есть ряд средств воздействия: признание,
уважение или, напротив, моральное осуждение, изоляция и др. Тем самым
неформальная группа является средством социального контроля по отношению к
своим членам. Иногда такие внутригрупповые нормы могут не совпадать с
официально регламентированными. В таком случае неформальные группы могут
являться фактором дезорганизации.
Заключение
Итак, с
позиций социологического подхода неформальная организация выступает как
скрытая структура формальной организации, являясь её существенным дополнением.
В идеале они должны совпадать, что практически редко достижимо. Здесь огромное
поле для социологического анализа в целях повышения эффективности работы
организации за счёт повышения её сплочённости. Формальная и неформальная
структуры производственной организации существенным образом регламентируются
той техникой и технологическими связями, которые ей присущи. В социотехнической
подсистеме производственной организации человек выступает как участник технологического
процесса. Его трудовое поведение определяется работой оборудования, связи с другими
работниками обусловлены технологией данного производства. Возникающие при этом
производственные связи носят не только функциональный, но и социальный
характер, т.к. соединяя людей технологией и организацией данного производства,
они ставят работу одного в зависимость от работы другого, вызывают трудовое
общение.[11]
Технико-технологическая
составляющая производственной организации включает в себя:
1.
предмет труда (сырьё, материалы);
2.
физические условия
производства (помещения, их планировка, санитарно-гигиенические условия);
3.
средства труда
(станки, приборы, оборудование);
4.
технологический
процесс (характер и последовательность операций).
Следует
подчеркнуть, что технико-технологическая составляющая не сводится только к
осуществлению производственных функций. В производственных организациях она в
значительной мере определяет социальную стратификацию. Это проявляется, прежде
всего, в разделении труда. Последовательность производственных операций
обусловливает разделение работников на ряд специализированных служб (цехи,
отделы).
Техника и
технология определяют и профессионально-квалификационный состав коллектива
предприятия. Низкий технический уровень производства неизбежно влечет
применение малоквалифицированного ручного труда, высокие технологии требуют
квалифицированных работников.
Главным же
социальным следствием технической организации является её связующая функция. Не
будет преувеличением сказать, что именно техника и технология есть главное
условие формирования единой социальной организации. При помощи определённых,
казалось бы, чисто технических изменений (введение новой технологии,
применение иного оборудования) можно существенным образом влиять на социальный
состав организации, «разбивать» одни неформальные группы, формировать другие и
т.д. Такова в своих главных составляющих структура производственной
организации.
Список литературы
1.
Макконел К., Брю С. Экономка: принципы, проблемы и политика. В 2-х
т./Пер.
с англ. М.: Республика, 1992.
2.
Организация оплаты труда при переходе к рынку: Рекомендации
Института
труда Минтруда РФ // Человек и труд, 1994, №7.
3.
Оценка и оплата труда работников машиностроительной фирмы «Фойт»:
Нормативные
материалы. Л., 1991.
4. Материалы
журналов «Человек и труд».
5. Генкин Б.М.
Основы экономики и социологии труда. СПб, 1994.
6.
Рофе А.И., Ерохина Р.И. и др. Экономика труда. М.:1995.
7.
Рофе А.И. Экономика и социология труда. М.: 1996.
8.
Слезингер Г.Э. Труд в условиях рыночной экономики. М.: 1996.
9.
Социология труда: учебник./Под ред. Н.И. Дряхлова. М.: Изд-во МГУ,
1993.
10.
Хоскинг А. Курс предпринимательства. М.: Международные отношения,
1993.
11.
Экономика и социология труда. УрГЭУ, 1997.
12.
Экономика
труда: Учебник для вузов / Жуков ЛИ., Погосян Р.Г.
[1] Социология
труда: учебник./Под ред. Н.И. Дряхлова. М.: Изд-во МГУ,
1993.
[2] Экономика и социология труда. УрГЭУ, 1997.
[3] Макконел К.,
Брю С. Экономка: принципы, проблемы и политика. В 2-х
т./Пер. с англ. М.:
Республика, 1992.
[4] Организация
оплаты труда при переходе к рынку: Рекомендации
Института труда Минтруда
РФ // Человек и труд, 1994, №7.
[5] Рофе А.И. Экономика и социология труда. М.: 1996.
[6] Генкин Б.М. Основы экономики и социологии труда. СПб, 1994.
[7] Хоскинг А. Курс предпринимательства. М.: Международные отношения,
1993.
[8] Рофе А.И., Ерохина Р.И. и др. Экономика труда. М.:1995.
[9] Экономика
труда: Учебник для вузов / Жуков ЛИ., Погосян Р.Г.
[10] Хоскинг А.
Курс предпринимательства. М.: Международные отношения,
1993.
[11] Социология
труда: учебник./Под ред. Н.И. Дряхлова. М.: Изд-во МГУ,
1993.
Страницы: 1, 2
|