Прежние достижения АО Eesti Raudtee
составляют превосходную основу для дальнейшего развития Эстонской железной
дороги в дорогу действительно мирового класса. Применяя практику управления,
испытанную на железной дороге, входящей в частный сектор, станет возможным
улучшить ассортимент и качество предлагаемых услуг. Взяв на вооружение лучший
международный опыт в области производства и маркетинга, программы обучения, интенсивно
инвестируя в локомотивы, инфраструктуру и инфотехнологию, Эстонская железная
дорога сможет повысить свою конкурентоспособность /50/.
Интересно, что общая протяженность железных
дорог Эстонии – 1026 км. Протяженность находящихся в пользовании АО Eesti
Raudtee линий шириной колеи 1520 и 1524 мм – 699,4 км, в том числе двухпутные
линии составляют 104,9 км, электрифицированные линии – 131,6 км, линии с
автоматической блокировкой – 502,8 км. Развернутая длина сети 1336,4 км.
Эстонская железная дорога граничит с
Октябрьской железной дорогой МПС России на стыковые пункты Нарва и Печоры и с
Латвийской железной дорогой - стыковой пункт Валга. Обслуживает морские порты
Таллинна, Мууга и Палдиски. Крупнейшие станции – Таллинн, Мууга, Маарду, Тапа,
Тарту, Палдиски, Нарва /9/.
Морские порты
Подведенные показатели работы портов
Балтийского моря свидетельствуют, что грузооборот в портах растет уже не так
быстро, хотя тенденция роста грузооборота сохраняется. Вентспилский порт все
еще перегружает больше всех грузов на восточном и северо-восточном прибережье
Балтийского моря, но порты Санкт-Петербурга и Таллинна постепенно увеличивают
обороты. В этом году увеличили грузооборот на 30% и 23% соответственно.
Успехи порта Санкт-Петербурга объясняются
политикой России – направлять грузы через свои порты. В прошлом году в порту
Санкт-Петербурга увеличились объемы перегрузки практически по всем видам
грузов.
В свою очередь в Таллиннском порту в этом
году удалось значительно – почти на 30% - увеличить объем перегрузки нефтепродуктов.
По объему перегрузки нефтепродуктов Таллиннский порт в 1999 году обогнал даже
Вентспилс. Для портов Латвии это был тяжелый год. Особенно плохими были октябрь
и ноябрь 1999 года, но в декабре объемы грузов восстановились в предыдущих
объемах, что позволяет с большими надеждами смотреть в будущее. На показатели
Латвийских портов в прошлом году оказали влияние низкие объемы перегрузки нефти
в Вентспилском порту в конце года, а также снижение объемов перегрузки металлов
и контейнеров.
Неизменным лидером по объему перегружаемых
разливных грузов является Вентспилс, который своего ближайшего соперника –
Таллинн – обошел почти на 10млн.тонн. Но, если в прошлом году в Вентспилсе этих
грузов стало меньше, то в остальных портах объемы перегружаемых разливных грузов
увеличились. После окончания реконструкции терминала в Клайпедском порту объем
перегружаемых разливных грузов вырос на 66%, в том числе нефтепродуктов – на
72%. В свою очередь в Таллиннском порту объем разливных грузов вырос на 30%
/30/.
Нефтепровод
Одним из ведущих предприятий, осуществляющих
транспортировку нефти по нефтепроводам, является ONAIKO Eesti.
Оборот ONAKO Eesti за первый год
деятельности составил 540 миллионов крон. В следующем, 1999, году оборот
составил 663 миллиона крон, а в 2000 году уже 965 миллионов крон. В 1999 году
фирмой было агентировано 688 000 тонн нефти и 100 000 тонн нефтепродуктов, в
2000 году общий объем транзита составил 1,06 миллиона тонн. К концу 2003 года
планируется достичь стабильного объема перевозок в размере 1,5 миллиона тонн в
год /42/.
3. Общая экономическая ситуация в Эстонии
В целом нефтяной рынок в Эстонии отличается
большими оборотами нефтетоваров и денежных средств. Ведущую роль на нефтяном
рынке Эстонии играют такие компании, как ONAKO Eesti и АО
"Пактерминал.
Onako Eesti
Onako Eesti обслуживает поставки нефти
компании ТНК на западные рынки. Предприятия группы ONAKO Eesti AS – среди самых успешных.
В 1999 году фирмой было агентировано 688 000
тонн нефти и 100 000 тонн нефтепродуктов, в 2000 году общий объем транзита
составил 1,06 миллиона тонн. К концу 2003 года планируется достичь стабильного
объема перевозок в размере 1,5 миллиона тонн в год.
АО "Пактерминал"
Возможности терминала, система его
руководства и способы оперирования разработаны таким образом, чтобы пропускная
способность терминала ни при каких условиях не изменялась.
Работу терминала характеризуют высокий
уровень точности, надежности и эффективности.
Более того, независимые сурвейоры,
представляющие интересы пользователей терминалом, находятся постоянно на
территории терминала для контроля качества всех операций.
Читатели журнала Business Central Europe
избрали в 1999 году АО "Пактерминал" лучшим предприятием в странах
Балтии, а Ааду Луукаса – лучшим руководителем предприятия среди трех
прибалтийских государств.
Отличительной чертой нефтяного рынка Эстонии
является дорогая цена дизельного топлива, который в других европейских странах
стоит дешевле бензина.
Работающие в Эстонии крупные
фирмы-перекупщики предлагают товар по одной цене. Так, литовская ''Мажейкю
нафта'', по словам руководителя отдела по связям с общественностью Тадаса
Аугустаускаса, сегодня вообще не продает в Эстонию дизельное топливо, поскольку
не производит зимний дизель по эстонским стандартам. 'Такое топливо стоит
дороже, и везут его в Эстонию из Киришей. Высокая стоимость дизеля в
Эстонии объясняется также приближением зимнего периодом, когда этот вид
топлива дорожает. Летом же цены падают в среднем на 15% (в зависимости от
конъюнктуры рынка), и его эстонские фирмы в Литве покупать будут.
Согласно информации коммерческого отдела
Lukoil Eesti, зимний дизель по эстонским стандартам мало кто производит,
потому он и стоит дороже. Его изготовление требует специальной технологии,
которую присадками не заменить. Если же дизтопливо покупается, например, у
литовского производителя, или к российскому дизелю добавляют присадки, значит,
продукт был куплен дешевле, стандартам не соответствует, хотя и продается по дорогой
цене.
Длительный отрыв экономики Эстонии от
системы рыночных отношений, в рамках которой лишь внешнеэкономические связи
напрямую соприкасались с рынком, в значительной степени предопределил
изначально опережающий характер преобразований во внешней сфере. Реформа
началась именно с «открывания» экономики, а не с действительного движения к
рынку. Реальные экономические отношения стали складываться у предприятий не
между собой, а с зарубежными партнерами. Мировой рынок восполнял отсутствие
национального. Тем самым был обозначен курс не столько на интегрирование в
мировую экономику, сколько на «растворение» в ней.
Сегодня Эстония на полноправной основе
входит в состав самых авторитетных и влиятельных международных организаций,
наращивает дружеские связи с десятками стран на всех континентах, тесно
сотрудничает с крупнейшими банковскими и финансовыми органами, негосударственными
и неправительственными организациями. Эстония стоит на первом месте среди всех
восточно-европейских стран по использованию сети Интернет и впереди в этом
более половины западно-европейских стран. На таком же уровне, как Германия.
Такая же картина и с использованием мобильных телефонов. Эстония тотально трансформировалась
по сравнению с тем, что было восемь лет назад. Главное движение - это движение
в направлении Евросоюза, законодательство которого страна перенимает. В конце
прошлого года Эстония заняла первое место на душу населения по иностранным
инвестициям, обогнав Венгрию, с которой по этому показателю постоянно
соревновались. Если сравнивать страну с другими государствами
посткоммунистического блока, то Эстония в этом смысле имеет большой успех.
В основе формирования внешнеполитических и внешнеэкономических связей
Эстония придерживается выработанных еще в первые годы своей независимости
следующих основополагающих принципов:
Во-первых,
верховенство национально-государственных интересов при всемерном учете взаимных
интересов;
Во-вторых,
равноправие и взаимная выгода, невмешательство во внутренние дела других государств;
В-третьих, открытость для сотрудничества вне
зависимости от идеологических воззрений, приверженность общечеловеческим
ценностям, сохранению мира и безопасности;
В-четвертых, приоритет норм международного
права перед внутригосударственным;
В-пятых, развитие внешних связей как на
основе двухсторонних, так и многосторонних соглашений.
Составной частью интеграции в мировое сообщество
является развитие связей с различными региональными объединениями государств.
Эстония плодотворно сотрудничает с такими региональными международными
организациями, как ОБСЕ, ЭКО, ОИК и другие. Во внешней политике Эстония
преследует две основные цели: скорейшее вступление в Евросоюз и НАТО. Первая и
главная из этих целей - Евросоюз. В рамках подготовки к вступлению Эстонии в
НАТО планируется повышение расходов на оборону до 2%. Эстония стремится создать
небольшую, но эффективную армию, которая подходила бы к НАТО.
Европейское направление внешней политики значительно
расширилось — оно включает как сотрудничество с отдельными европейскими
странами, так и в целом Европейский континент, на котором успешно
осуществляется своя региональная, европейская интеграция.
Европейская составляющая интеграции Эстонии
в мировое сообщество жизненно важна с точки зрения национальных интересов
страны. Европа и в целом весь Запад — это источник высоких технологий и
инвестиций, это символ современной демократии и прав человека. Все это жизненно
необходимо молодому государству Эстония, которое поставило своей стратегической
задачей обновление и прогресс, чтобы войти в XXI век высокоразвитым и современным
демократическим государством с устойчивым развитием.
За последние годы значительно расширились и
упрочились прямые двусторонние
отношения со многими европейскими странами – Германией, Великобританией,
Францией, Бельгией, Португалией, Австрией, Грецией, Чехией, Словакией, Румынией
и рядом других стран.
Эстония привержена строить свои внешние
связи как на многосторонней, так и на двусторонней основе. Расширение
двусторонних контактов позволяет более конкретно учесть взаимные интересы,
ближе познать друг друга, заложить прочные основы для длительного
взаимовыгодного сотрудничества, тем самым создать прочную базу для стабильности
и безопасности. Эстония имеет в разных концах планеты надежных и
заинтересованных партнеров и круг их постоянно расширяется.
Россия и Эстония имеют непростую историю
взаимоотношений. К друг другу в разное время и по-разному относились не только
правительства, но и люди. Но в настоящее время отношения между двумя странами
характеризуются активным сотрудничеством, особенно в области нефти и
нефтепродуктов. Так, 17 июля председатель правительства РФ подписал
постановление об организации финансирования и строительства Балтийской
трубопроводной системы (БТС). Проект предполагается завершить до конца 2001
года /35/.
Новая система позволит экспортировать 12 млн
тонн нефти в год через терминал в Приморске. До сих пор российская нефть шла
через страны Прибалтики, в частности, через Литву. Отношения с этой бывшей
советской республикой у России складываются напряженные. Помимо традиционных
политических конфликтов есть и чисто экономические недоразумения. Так, литовцы
устанавливали слишком высокие тарифные ставки на прокачку нефти через свою
территорию.
Теперь у России появляется веский аргумент в
борьбе с такой политикой. Тарифы уже снижаются и будут снижаться, как уверяют
эксперты: строительство БТС привело к желаемым результатам. Но это не
единственная цель очередного грандиозного проекта.
В строительстве БТС активно заинтересованы и
компания ЛУКОЙЛ, и транспортный монополист Транснефть. ЛУКОЙЛУ принадлежит
Тимано - Печорский нефтяной бассейн, именно оттуда нефть пойдет через новый
терминал. Менеджеры компании неоднократно говорили о желании ЛУКОЙЛА приобрести
20 - 25 % акций БТС. Но у государства свои представления о том, кто должен
владеть трубопроводной системой. Финансировать строительство в полном объеме
предписано Транснефти.
Стоимость проекта оценивается в $ 460 млн.
Транснефть должна будет помимо всего прочего привлечь $ 100 млн заемных средств
для обеспечения балтийской стройки. $ 20 - 30 млн будет заложено под БТС в
федеральном бюджете на 2001 год. А кроме этого, проект предполагается
финансировать за счет тарифов на транспортировку нефти. Так что грядет
очередное их повышение.
Не так давно тарифы уже повышали на 12, 2 %
для компенсации расходов Транснефти на строительство обводного трубопровода
вокруг Чечни.
Российские нефтяные компании вынуждены были
платить за магистраль, по которой их нефть не течет. Трубопровод Баку –
Новороссийск предназначается для прокачки черного золота из Азербайджана.
Транснефть предлагала увеличить тарифные
ставки на 25 %, но российским нефтяникам удалось не допустить этого - платить
за чужое благополучие мало кому хочется. Теперь тарифы будут увеличены еще на
12%.
Проанализируем продажу нефти Россией за
последние три года. Как сообщалось в макроэкономическом обзоре Банка России, по
официальным данным ГТК РФ и Госкомстата России, в январе - феврале 2000 г.
относительно января - февраля 1999 г. внешнеторговый оборот увеличился на 30, 4
проц. - до 20, 2 млрд долл. Экспорт превысил уровень соответствующего периода
1999 г. на 47, 1 проц. и составил 14, 2 млрд долл. Импорт возрос на 2, 9 проц.
- до 6, 0 млрд долл. Повышению внешнеторговой активности в первые два месяца
2000 г. способствовала чрезвычайно благоприятная конъюнктура на мировых
товарных рынках. Прирост экспорта был обеспечен главным образом за счет
увеличения стоимости экспорта нефти и нефтепродуктов. В первые два месяца 2000
г. в структуре экспорта доля энергоресурсов составила 58, 3 проц. против 44, 3
проц. в январе - феврале 1999 года. В первые два месяца 2000 года ориентация
экспортных производств на внешний рынок в основном сохранялась на уровне
соответствующего периода 1999 г. В январе - феврале 2000 г. на внешние рынки
поставлялось 45 проц. добытой нефти. Принятые правительством РФ меры тарифного
и нетарифного регулирования экспорта нефтепродуктов, продиктованные необходимостью
обеспечить внутренний рынок, привели к уменьшению в объемах производства доли
экспорта нефтепродуктов до 30 проц. против 40 проц. годом ранее. Низкий рост
импорта в январе - феврале 2000 г. был связан с сокращением импорта из стран
дальнего зарубежья. Относительно января - февраля 1999 г. импорт из этих стран
уменьшился на 5, 4 проц. Импорт из стран СНГ возрос на 35, 4 проц. Сальдо
торгового баланса по итогам первых двух месяцев 2000 г. составило 8, 2 млрд
долл. и более чем в 2 раза превысило объем сальдо в январе - феврале 1999 г.
(годом ранее 3, 8 млрд долл.). Большой интерес представляет статистика по
итогам последних 9 месяцев работы российских портов. При вполне равномерном
развитии портового хозяйства страны, показавшего рост в 13%, объемы перевалки
целого ряда портов взлетели за этот период на сотни процентов. Аналитики
объясняют это явление тем, что крупные портовые узлы, приблизившись к пределам
своих мощностей, ныне предпочитают наращивать перевалку более дорогих
контейнерных и наливных грузов. А дешевые грузы «подхватывают» конкуренты
меньшего масштаба.
По данным Минтранса, общий объем переработки
грузов в российских морских портах увеличился за 9 месяцев на 13%. Доля
российских портов в обработке экспортно-импортных товаров увеличилась почти на
10% и сегодня составляет 75%. Наибольший рост объемов погрузочно-разгрузочных
работ за 9 месяцев текущего года достигнут в расположенном на Каспии порте
Махачкала (522,8%).
Происходящее в портовом хозяйстве вполне
укладывается в задачи федеральной программы модернизации транспортной системы
России в 2002—2010 годах: переориентация грузов из сопредельных иностранных
портов в российские, разгрузка наиболее крупных российских портов от невыгодной
для них «мелочовки» и дешевых по сравнению с контейнерами сухих грузов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|