Меню
Поиск



рефераты скачать Неравенство доходов и социальная дифференциация населения

4-5

0,34

5-7

1,41

7

22,8

7

Республика Карелия

5870

1290

5

30,7

7

0,37

4

1,74

4

33,0

4

Архангельская область

5783

1271

4

33,7

6

0,34

5-7

1,46

5

27,5

6

Ленинградская область

5504

1210

3

41,5

2

0,29

9

1,09

9

13,9

9

Калининградская область

4788

1052

2

43,5

1

0,27

10

1,02

10

12,2

10

Псковская область

4246

933

1

37,5

3

0,31

8

1,26

8

16,3

8

Москва

13956

3067


13,6


0,43


4,43


67,5


Россия

6067

1333


30,2


0,4


1,88


34,6



        

1.3. Бедность и экономическое неравенство.


В 1 группе регионов и в Архангельской области бедность, в основном, приблизилась к докризисному уровню.

В субъектах 2 группы, в Вологодской, Новгородской областях и в Карелии еще наблюдается превышение докризисного значения этого показателя на 6-9 пунктов.

Бедность в регионах 3 группы – Калининградской и Ленинградской областях до сих пор примерно на 11-12 процентных пунктов превышает уровень 1998 года, лишь в Псковской области ее размеры были выше базовых только на 4 пункта.

В 1 группе регионов наблюдается противоположные тенденции изменения в концентрации денежных доходов. В городе Санкт-Петербург произошел значительный рост коэффициента Джини (+7 процентных пунктов); в Мурманской области – незначительное снижение (-2 процентных пункта); в республике Коми уровень неравенства практически не изменился.

Во 2 группе выросло неравенство в Архангельской области. Наоборот, в Карелии, Вологодской и Новгородской областях произошло его снижение.

В Калининградской и Ленинградской областях, входящих в 3 группу регионов, произошло ощутимое снижение неравенства. Наоборот, в Псковской области концентрация доходов практически не изменилась. Жители этих административных субъектов имеют относительно низкое экономическое неравенство.

Таким образом, в целом появилась позитивная тенденция некоторого снижения неравенства в регионах с наиболее высокой бедностью.

1.4. Покупательная способность средних денежных доходов.   


В 1 группе регионов покупательная способность превысила докризисный уровень. Особенно заметно это в республике Коми (+0,44 набора, +25%). В Мурманской области рост покупательной способности составил 0,16 набора ПМ. Санкт-Петербург по покупательной способности денежных доходов только-только вышел на уровень 1998 года.

Регионы 2 группы – Карелия и Новгородская область по емкости их потребительского рынка еще не поднялись до ранее имевшихся показателей. Вологодская область по уровню покупательной способности достигла значения этого показателя в 1998г. Наоборот, в Архангельской области покупательная способность денежных доходов заметно превысила прежнее значение.

В ленинградской области покупательная способность остается заметно ниже уровня 1998 года. Это является следствием заметного роста в ней бедности. В калининградской области покупательная способность денежных доходов упала наиболее глубоко, вследствие обвального роста бедности среди калининградцев. Если бы экономическое неравенство не снизилось, то рост бедности, наверняка, был бы еще выше.

В Псковской области, также входящий в эту группу регионов, покупательная способность, наоборот, превысила докризисный уровень.


1.5. Доля средне – высокообеспеченых слоев.


В 1 группе регионов она выросла на 5-10 пунктов и составила 40-44%. Это положительная тенденция. В Санкт-Петербурге рост средне – и высокообеспеченых слоев произошел, а покупательная способность денежных доходов не выросла. За этим, видимо, стоит рост их дефицита у бедных. В Мурманской области общее увеличение средне и высокообеспеченых жителей обеспечивалось при заметном расширении первых и сжатии последних.

Во 2 группе регионов, в Вологодской области и республике Карелия удельных вес этих слоев практически не изменился. В Архангельской области доля средне и высокообеспеченного населения выросла и составила примерно 27,5%. Наоборот, в Новгородской области их удельных вес сократился примерно на 9 пунктов, что явилось результатом роста бедности.

В Калининградской и Ленинградской областях средне– и высокообеспеченные слои населения также заметно сжались и составили 13-14% его общей численности. Причина этого – общее сокращение потребительских ресурсов. В Калининградской области это тот случай, когда даже снижение экономического неравенства, не смогло сдержать рост бедности. Наоборот, В Псковской области удалось сохранить удельный вес средних и верхних дополнительных групп.


1.6. Сравнение с соседними странами.


В большинстве российский регионов, входящих в Северо-Западный федеральный округ, - республиках Коми и Карелия, Мурманской, Вологодской, Архангельской и Новгородской областях, уровень экономического неравенства ложился значительно выше, чем в соседних странах – Финляндии, Германии, Польше, Латвии и Литве, что на данном этапе не способствовало скорейшему преодолению в них кризисных явлений. Это при том, что Германия и Финляндия, имеющие значительно более высокий валовой внутренний продукт на душу населения, не допускают более высокого расслоения населения по доходам.

Близкие с Россией по уровню дешевого внутреннего валового продукта Польша, Латвия и Литва также сдерживали рост концентрации денежных доходов и по ряду показателей уровня жизни достигли более высоких результатов, чем их российские соседи.

Несколько ниже, чем у зарубежных соседей, экономическое неравенство в Псковской, Ленинградской и Калининградской областях. Однако это не согласуется со значительно более низким уровнем душевого внутреннего валового продукта, достигнутым в этих наименее экономически обеспеченных регионах Северо-Западного федерального округа, и проявляется в чрезмерно высокой бедности, низких показателях ожидаемой продолжительности жизни и образования.

В целом в субъектах Северо-Западного федерального округа требуется более энергичный экономический рост, что является очевидным. Большое значением имеет также снижение уровня материального неравенства и изменение структуры валовых региональных продуктов в пользу конечного потребления домашних хозяйств.

2.      СОЦИАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ

 

Наиболее тяжелое последствие экономических преобразований в России – глубокая поляризация благосостояния населения и дезинтеграция  общества.

Нет сомнения, что в условиях рынка существует и не может существовать дифференциация доходов и потребления населения. Это не требует аргументации и наблюдается во всех развитых странах, но в разных масштабах. Однако при оценке ситуации, складывающейся в России, следует учитывать существующую здесь значительную специфику.

Во-первых, Россия вошла в рынок, можно сказать, в одночасье. А кроме того, одни называют российский рынок диким и варварским, а другие – вообще ставят под сомнение его существование.

Во-вторых, в бывшем Союзе ССР в конце 80-х годов, дифференциация доходов населения была совсем незначительной. И социальная политика из теоретических и не только соображений была направлена на то, чтобы масштабы различий в доходах не превышали дифференциации заработной платы. Которая также была невелика.

Указанные обстоятельства в значительной мере определили сложности процесса многоплановой адаптации населения к трансформирующимся условиям. Это не только восприятие новых ценностей и правил взаимодействия. Но и проблемы активного встраивания в рыночные структуры, участия в экономической жизни общества.


Журнал «Общество и экономика» № 12 2002г. стр. 6 Н. Римашевская


По нашим оценкам, базирующимся на проведенных Институтом специальных обследованиях, в настоящее время примерно пятая часть населения адаптирована, приблизительно четверть – не адаптирована и не

сможет встроиться в новые общественные условия в силу отсутствия у них необходимых социальных ресурсов, а также вследствие личностных особенностей (возраст, здоровье, семья); их мы называем «аутсайдерами». Больше половины находится в состоянии как бы «ожидания или неопределенности», стараясь приобщиться к новым структурам, что не всегда у них получается.


2.1. Социальная поляризация населения

        

Очевидно, что формирование рыночных отношений не может не приводить к усилению дифференциации доходов, а вместе с ней – и материального положения населения. Однако происходящее сегодня в России не может не вызывать глубокой озадаченности, так как оно ведет не только к серьезному расколу общества.

Так что же произошло с социальной структурой общества в результате десятилетия реформ?

Одно предварительное замечание. В данной статье использована информация и соответствующие показатели, базирующиеся на госстатистике. Это позволит не открывать дискуссию по методическим вопросам, которые следует обсуждать специально.

Поляризация жизненного уровня оценивается, по крайней мере, тремя комплексами показателей.

Во-первых, распределение текущих доходов и соответствующие ему индикаторы (2002г.):

Ø                                        коэффициент фондов составляет 14,2 раза;

Ø                                        децильный коэффициент дифференциации равен 8,2;

Ø                                        коэффициент Джини (неравенства) достиг 0,4.

Для лучшей оценки сложившейся ситуации посмотрим эти показатели:

а) в сравнении с тем, что было в СССР (таб. №1);

б) в сравнении с другими странами (таб. №2).

Показатели дифференциации доходов населения

Таблица № 1

Годы

Коэффициенты дифференциации

Коэффициент Джини

децильный

фондов

1698

3,15

 

 

1978

2,83

 

 

1989

2,99

 

 

1992

-

8,0

0,29

1994

7,4

15,1

0,409

1998

5,5

13,8

0,399

2000

8,0

14,1

0,400


Коэффициент Джини в странах мира

Таблица № 2

 

Год обследования

Коэффициент Джини

Австрия

1987

0,23

Беларусь

1998

0,21

Бельгия

1992

0,25

Бразилия

1996

0,60

Венгрия

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.