|
Журнал «Регион» № 4 2004г. стр. 29-44 Е.А. Коломак
Для оценки различий в уровне жизни экспертами Всероссийского центра уровня жизни (ВЦУЖ) применяется система нормативных потребительских бюджетов, включающих прожиточный минимум, минимальный потребительский бюджет и бюджет высокого достатка. Силы, определяющие экономическое неравенство, мощны и устойчивы. Специалистами установлены основные причины неравенства доходов. Они проистекают, прежде всего, из частной собственности. Различия в уровне богатства являются главным фактором экономического неравенства, будь то приобретенные месторождения природных ресурсов, производственные новшества или любые другие накопления капитала, а так же, наследуемая собственность. Степень неравенства в распределении доходов измеряется кривой Лоренца. Она показывает, какая часть общей суммы доходов идет разным по уровню достатка слоям населения, что выражается в изменении от 0 до 1 коэффициента Джини, значения которого отражают концентрацию денежных доходов. Кривая Лоренца обычно применяется к распределению текущих денежных доходов. Однако если ее применить к распределению богатства (собственности), то результаты покажут более сильное неравенство. Различия в образовании, являющиеся одной из форм накопления, так же участвуют в неравном распределении собственности и доходов. Третья группа факторов, под воздействием которых складывается экономическое неравенство, составляют различия в возрасте и здоровье людей, а так же возможностей их доступа к благополучию, что предопределяет развитие социального страхования и государственной социальной помощи в обучении и профессиональном образовании выходцев из бедных семей. Богатые страны располагают большими возможностями уменьшить неравенство в условиях жизни, чем развивающиеся страны. Показатель внутреннего валового продукта на душу населения является основным индикатором изменения уровня бедности, так как обусловлен взаимодействием бизнеса, власти и общества. В более бедных странах рост производительности, как правило, медленнее, чем в богатых, и это лишь усиливает их неравенство. Современные различия в уровне внутреннего валового продукта на душу населения весьма значительны и достигают 16 раз по паритету покупной способности и 90 раз по биржевому курсу американского доллара. Мировой опыт показывает, что в странах с более низким душевным доходом и более широким распространением абсолютной бедности, экономическому и социальному прогрессу, при прочих равных условиях, более способствует низкий уровень неравенства. Возможности его увеличения создаются по мере роста внутреннего валового продукта и повышения уровня жизни лиц с наименьшими доходами. Это, однако, не исключает выравнивание в наиболее процветающих странах уровня жизни верхних и нижних слоев. Страны с различным уровнем внутреннего валового продукта на душу населения Всемирным банком принято делить на 4-е группы: · с высоким внутренним валовым продуктом на душу населения по биржевому курсу (более 9 тыс. долларов); · высоким средним (3-9 тыс. долларов); · низким среднем (800 – 3 тыс. долларов); · низким внутренним валовым продуктом (менее 800 долларов). Из анализа экспертов следует, что в таких развитых странах, как США и Великобритания для обеспечения дальнейшего процветания социальная политика направлена на поддержание высокого уровня экономического неравенства. Наоборот, в Дании, Финляндии, Швеции и ряде других стран с высоким душевым внутренним валовым продуктом эти же задачи решаются при низком уровне дифференциации денежных доходов. Таким образом, высокий уровень внутреннего валового продукта и благосостояния позволяет индустриально развитым странам обеспечивать социальный прогресс при разных вариантах социальной политики. Гораздо меньше альтернатив у стран со средним и особенно низким внутренним валовым продуктом. Россия относилась в тот период к странам с низким средним размером душевного внутреннего валового продукта, а по решаемым задачам и распространению бедности тяготела к Болгарии и Румынии. Однако, проводимая в 90-х годах социальная политика вывела нашу страну в группу государств с наиболее высоким уровнем экономического неравенства. Это было не оправдано ни ресурсами, ни характером накопившихся проблем и выразилось в проявлении крайней нищеты и богатства. Высокая социально-политическая напряженность, к счастью, не привела к масштабному гражданскому противостоянию, свойственному ряду стран Латинской Америки, допустивших неадекватно высокий уровень экономического неравенства. Субъекты Российской Федерации значительно различаются между собой по уровню концентрации денежных доходов. Это создает целый ряд дополнительных сложностей в регулировании социально-экономических отношений в нашей стране. Оценки специалистов ВЦУЖ показывают, что в конце 90-х годов экономическое неравенство в российских регионах различалось, примерно, в 2,5 раза. Коэффициенты Джини в Агинском Бурятском и Усть-Ордынском автономных округах соответствовали его значениям в Словакии, а в Камчатской и Магаданской областях в южно-американских странах. Таким образом, различия коэффициентов Джини в регионах нашей страны достигли таких же размеров, как между странами с наиболее и наименее высокими уровнями экономического неравенства. С другой стороны, в тот же период в российских регионах с наименьшими экономическими ресурсами и душевыми денежными доходами экономическое неравенство было ниже, чем в регионах с наиболее душевными валовой региональный продукт и денежными доходами. А это выступало в качестве одного из факторов стабилизации и устойчивости социально-экономической обстановки внутри субъектов Федерации. В группе регионов с наименьшим экономическим неравенством, душевными доходами и наиболее высокой абсолютной бедностью находились Коми-Пермяцкий автономный округ республики Марий Эл, Калмыкия и Мордовия, Чувашская республика и Кировская область. На другом полюсе, среди регионов с наиболее высокими денежными доходами и коэффициентом Джини, достигающим 0,5, были представлены Москва, Камчатская и Магаданская области, республика Саха (Якутия), Тюменская область и Хабаровский край. В Москве сочетались высокие, по мировым критериям, экономическое неравенство и средний душевой региональный продукт, а так же низкая, по российским маркам, абсолютная бедность. Последняя была примерно в 2,7 раза ниже среднероссийского показателя, а коэффициент Джини примерно в 1,4 раза превышал его общее российское значением. Таким образом, в столице нашей страны были созданы наиболее благоприятные социально-экономические условия по сравнению с другими административными субъектами. Они позволяли распределять бедным больше потребительских ресурсов, поддерживали сравнительно низкую абсолютную бедность при высоком экономическом неравенстве. Высокий средний душевой валовой региональный продукт создавал условия для большего, чем в других административных субъектах, экономического неравенства, и низкого, по сравнению с общественным, уровне бедности в главных российских регионах нефте – и газодобычи Тюменской области, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономном округах. И это – несмотря на суровые природно-климатические условия и ряд других неблагоприятных факторов. Тем не менее, в мировой практике не имеется примера благополучных стран, которые при среднем уровне душевого внутреннего валового продукта поддерживали бы столь высокий уровень экономического неравенства. Следствием этого является высокий по мировым меркам уровень абсолютной бедности в Москве и Тюменской регионе. В таких российских регионах в дальнейшем необходимо добиваться ускоренного роста жизни нижних слоев и повышения уровня среднедушевых денежных доходов. При реализации такой социально-экономической политики можно надеяться на то, что в отдаленной перспективе абсолютная бедность ограничивается группой социально уязвимых граждан с полной или частичной нетрудоспособностью. Только таким образом абсолютная бедность постепенно может приходить к своему «нормальному» и преодолеваться социальными выплатами. В других, значительно худших условиях, проживали люди из регионов Дальнего Востока. У них высокая концентрация денежных доходов сочеталась с низким средним уровнем душевного валового регионального продукта, и как следствием, высокой, даже по российским масштабам абсолютной бедностью. Она превышала обще российский уровень примерно в 1,5 раза. Все это свидетельствовало о крупных просчетах в социально-экономическом неравенстве и требовало принятие мер по его снижению. Улучшение благосостояния и условий жизни особенно актуально для россиян, проживающих в регионах, непосредственно граничащих с Германией, Латвией, Литвой, Норвегией, Польшей и Финляндией. Территории, входящие в Северо-Западный федеральный округ по уровню жизни и валовому региональному продукту на душу населения, находящемся на низком среднем уровне, объединены в 3 группы: 1. группа включает Мурманскую область, республику Коми и Санкт-Петербург. В целом, это наиболее успешные административные субъекты. Уровень их экономического развития был наиболее высоким среди других административных субъектов округа. Покупательная способность средних денежных доходов приближалась или несколько превышала уровень низкой обеспеченности, границей которого является минимальный потребительский бюджет. Наблюдался наименьший в округе уровень бедности, достаточно широкое представительство средних и высокообеспеченых слоев населения, высокий уровень неравенства по душевым денежным доходом. В целом в этой группе регионов обеспечивался средний по российским меркам уровень жизни. 2. Вологодская область, Новгородская область, республика Корея, Архангельская область. В них в целом были ниже валового регионального продукта, покупательная способность денежных доходов и экономическое неравенство. Доля средне – и высокообеспеченых слоев была меньше общероссийского уровня, но зато более высокой была бедность. В целом, в этих регионах сложился низкий уровень жизни. 3. Ленинградская, Калининградская, Псковская области. В них наблюдались наиболее низкие валовые региональные продукты и уровень жизни населения. Покупательная способность денежных доходов едва соответствовала потребительской корзине прожиточного минимума, наиболее широко были представлены бедные и, наоборот, наименее – средние и высокообеспеченные слои. Уровень экономического неравенства в них сложился ниже, чем у населения регионов 1 и 2 групп, но, тем не менее, он был не адекватен социально-экономическим условиям. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Субъекты |
Валовой региональный продукт на душу населения (1999г) |
Бедность (1 полугодие 2002г.) |
Экономическое неравенство (1 полугодие 2002г.) |
Пок. способн. ден. доходов (1 полугодие 2002г.) |
Благосостояние (1 полугодие 2002г.) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Группир. по ППС |
Группир. по биржевому курсу |
ранг |
Доля населения |
ранг |
Коэффициент в Джини |
ранг |
Наборы ПМ |
ранг |
Доля средне-высокого обеспечения |
ранг |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Республика Коми |
11111 |
2442 |
10 |
26,8 |
9 |
0,41 |
1 |
2,18 |
1 |
44,8 |
1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мурманская область |
8377 |
1841 |
9 |
28,4 |
8 |
0,39 |
2 |
1,96 |
2 |
40,7 |
3 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Санкт-Петербург |
6476 |
1423 |
7 |
19,1 |
10 |
0,38 |
3 |
1,8 |
3 |
40,8 |
2 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вологодская область |
7921 |
1741 |
8 |
34,4 |
4-5 |
0,34 |
5-7 |
1,42 |
6 |
28,0 |
5 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Новгородская область |
6225 |
1368 |
6 |
34,4 |
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.