Косвенные методы, используемые в государственной инновационной политике,
нацелены, с одной стороны, на стимулирование самих инновационных процессов, а с
другой - на создание благоприятного общехозяйственного и
социально-политического климата для новаторской деятельности. Ниже попытаемся
кратко охарактеризовать основные методы, относящиеся к косвенным.
Либерализация налогового и амортизационного законодательства. Предприниматели
реализуют инновационные процессы с целью получения большей прибыли. Склонность
к предпринимательству вообще, инновационному в частности, регулируется уровнем
налогообложения прибыли. Иллюстрируя эту мысль, венгерский экономист Б.Санто
приводит следующую зависимость, учитываемую Министерством промышленности
Швеции: “если размер налога на прибыль варьирует между 0 и 25%, то
склонность к предпринимательству быстро уменьшается, если же налог достигает
50% от прибыли, то склонность к инновациям и связанным с ними капвложениями
практически исчезает”. Важность этого инструмента государственного
регулирования осознается практически во всех промышленно развитых странах, и
каждая из них стремится найти свою оптимальную модель налогообложения
прибыли. В США система налоговых льгот на НИОКР существует с 1981 г. Налоговая
скидка предполагает возможность вычета затрат на НИОКР, связанных с основной
производственной и торговой деятельностью налогоплательщика, из суммы
облагаемого налогом дохода. До 1985 г. она составляла 25%, в настоящее время -
20%. Подсчитано, что в целом амортизационные и налоговые льготы покрывают
в среднем в США от 10 до 20% общей суммы затрат на НИОКР.
Законодательные нормы. Они весьма разнообразны и касаются многих областей
влияния на инновационную политику. Например, действующее в США уже около 200
лет патентное право законодательно закрепляет права изобретателей на их
открытия - интеллектуальную собственность, которая предполагает монополию
автора на научно-техническое решение. Это обстоятельство позволяет
изобретателю, подобно землевладельцу, получать, по определению В.Л.Сажина,
“инновационную ренту” т.е. плату за пользование его изобретением. Такое
положение в конечном счете положительно сказывается на активности научной
работы в стране. Антитрестовское законодательство позволяет поддерживать
необходимую жесткость конкурентной борьбы - важного фактора стимулирования
инновационной активности. Это обстоятельство в определенной мере обусловливает
направленность торгово-валютной политики, ориентированной на защиту интересов
национального капитала в области реализации новшеств внутри страны. Так, в
апреле 1987 г. под давлением Ассоциации электронной промышленности США
администрация Р.Рейгана ввела стопроцентный налог на некоторые виды японской
электроники, ввозимой на американский рынок, что было вызвано повышением
импорта электронных изделий из Японии над американским экспортом
соответствующих товаров на 16,9%.
Создание
социальной инфраструктуры, включающее формирование единой информационной
системы внутри страны. Это тем более важно, если учитывать ключевую, связующую
роль информации в процессе реализации инновационного цикла, состоящего из
отдельно обособившихся этапов: исследования, разработки, подготовка к
производству, производство, сбыт. Обмен информацией между этапами этого цикла
играет, без преувеличения, такую же роль, как и ток крови в организме человека.
При всем многообразии форм и приемов стимулирования инновационной деятельности
со стороны государственных органов во всех промышленно развитых странах
прослеживается, однако, нечто общее, позволяющее выделить инновационную
политику в качестве специфического элемента системы государственного
регулирования. Так, отмечается согласованность инновационной политики со всеми
видами государственной экономической политики вообще; это проявляется в
использовании единых экономических инструментов государственного воздействия,
соответствующих избранному экономическому курсу. Характерным свойством
инновационной политики является также широта воздействия: оно нацеливается на
предложение инновационных идей, инициирует начальный спрос на результаты инновационных
процессов, способствует привлечению в инновационный бизнес
финансово-кредитных средств и информационных ресурсов, создает благоприятный
для инноваций экономический и политический климат. Наконец, общая черта
инновационной политики - учет особенностей инновационного процесса: его
цикличности, расчлененности на этапы, вероятностного характера, высокой степени
риска и т.д.
Национальные
ориентиры инновационной политики проявляются в конкретных моделях, используемых
разными странами. Здесь сказывается неравномерность экономического развития
стран, проявляющаяся и в сфере инноваций. Вследствие этого возникает
необходимость сосредоточивать национальные усилия на ключевых областях науки и
техники, - тех, в которых страна может добиться лидирующего положения на
мировом рынке. В частности, выделяют американскую и японскую модели
инновационной политики.
Американская модель отличается наиболее полной автономией предпринимательства.
Ориентировка экономического развития осуществляется путем выделения особой
области, в последнее время это военная технология, куда государство
вкладывает средства и тем самым обеспечивает ее технологический приоритет.
Так, в 1981-85 гг. в США планировалось выделение 1500 млрд. долл. на
развитие военно-промышленного комплекса. Результаты и побочные продукты
военных инноваций становятся важным источником инноваций гражданских.
Схожую модель использует и Англия. За последние 5-7 лет доля расходов на
военные исследования в общих затратах на НИОКР возросла здесь с 20-25 до 50%.
Японская модель также предполагает создание технологического приоритета, но при
этом упор делается на конкретные технологии. За последние 10 лет
технология строительства больших танкеров была заменена в роли ведущей технологий
изготовления роботов. Иными словами, на государственном уровне определяются
технологические преимущества, которые должны быть достигнуты, и стимулируется
их развитие с тем, чтобы затем переводить на новые технологии все народное
хозяйство.
2.3
Меры активизации.
Принципы экономического стимулирования НТП. Стимулирование - наиболее
динамический элемент управления, связанный с воздействием на интересы
участников процесса “исследование производство”, их осознанные социальные
потребности, в результате чего они ускоряют НТП из внутренних побуждений, а
не только по указанию свыше.
Стимулирование научно-технического прогресса - создание преимуществ в
удовлетворении экономических и социальных интересов организаций и предприятий,
разрабатывающих и осваивающих новую высокоэффективную технику. Его
органическая составная часть - экономическое стимулирование - представляет
собой установление соответствия между хозрасчетным доходом предприятий и НТО и
их реальным вкладом в достижение эффекта НТП, решение научно-технических
проблем. Механизм экономического стимули- рования НТП включает его основные
принципы (комплексность, перспективность, нормативный характер, гласность) и
формы (налого- обложение, фондобразование и финансирование, кредитование,
установление цен и других экономических нормативов, организация оплаты труда,
экономическая ответственность, страхование риска).
Комплексность стимулирования НТП предполагает органическое единство систем
премирования по итогам научно-технической и производственной деятельности. Эти
системы имеют общий источник (хозрасчетный доход), сопоставимые оценочные
показатели (прирост прибыли, снижение себестоимости и т.д.
Однако это не должно означать растворение фондов поощрения за создание и
освоение нововведений в едином фонде оплаты по труду, используемом на
премирование по итогам текущей хозяйственной деятельности, вознаграждения по
итогами года и т.д. Результаты НТП оцениваются с учетом срока окупаемости
нововведений (в среднем - 2 года), премируются лишь непосредственные участники
их разработки и освоения, при этом учитывается не только экономический, но и
другие виды эффекта НТП. Стимулирование НТП предполагает как материальное и
моральное поощрение, так и соответствующее наказание уменьшение фондов оплаты
и социального развития коллективов, выпускающих устаревшую и малоэффективную
продукция, их роспуск.
При организации стимулирования следует учесть, что ускорение НТП предполагает
развитие не только науки и техники, но и социально-экономических отношений, в
том числе внутри коллективных. Наука как объект стимулирования отличается
универсальностью своего языка и методов, а использование техники и
технологии во многом связано со спецификой интересов и традиций данной страны,
региона, трудового коллектива. Если на микро уровне стимулируется отдельное
нововведение как клеточка НТП, процесс последовательной смены этапов цикла, то
на уровне предприятия, не говоря уже о народном хозяйстве в целом,
стимулировать следует не только отдельные мероприятия НТП, но прежде всего
структурные сдвиги в экономике, процесс обновления производства в целом
включая преобразование техники и технологии, организации производства и
управления, культуры и квалификации работников. Перспективность в
стимулировании НТП требует учета не только годового хозрасчетного, но и
народнохозяйственного экономического эффекта за весь срок использования
нововведения. При этом особо поощряется создание и освоение новых поколений
техники и технологии, а также конкурентоспособных нововведений, не уступающих
высшему мировому уровню в данной области. До сих пор премии за новую технику
в промышленности составляли всего 2-3% общей суммы поощрений, что делало
ускорение НТП второстепенной задачей по сравнению с перевыполнением планов по
объему реализации и прибыли. Доля вознаграждений изобретателей в полученном
эффекте сократилась за последние 15 лет в три раза (до 1%) Нормативный характер
стимулирования предполагает установление прямой связи между фактическим
экономическим эффектом НТП (при соблюдении социальных и экологических
требований) и величиной премий. Это означает также стимулирование в
реальном, а не календарном масштабе времени (за конкретный результат, а не за
квартал), отмену регрессивной шкалы, при которой наибольшая премия (в
процентах к сумме экономии) причитается за мелкие нововведения. Все выплаты
до освоения новшества носят авансовый характер. В то же время норматив
отчислений от эффекта НТП в фонд премирования в рамках НТО целесообразно
дифференцировать в зависимости от типа нововведений (направления НТП), новизны
техники в сравнении с мировым уровнем, ее народнохозяйственной значимости.
Источником прибыли может стать не только понижение затрат и изменение цен, но
и формирование новых общественных потребностей, радикальная смена номенклатуры
продукции.
Гласность поощрения означает, что его условия должны быть известны
коллективу до начала работы. Распределение соответствующих фондов между
работниками на основе принятых на данном предприятии положений - дело самого
коллектива. По его решению могут поощряться другие коллективы и отдельные
лица, содействование успеху нововведения.
Стимулирование НТП связано с экономическими методами управления природоохранной
деятельностью. Устанавливаемые предприятиям нормативы платы за природные
ресурсы стимулируют их рациональное и комплексное использование. Становится
выгодным применять ресурсосберегающие технологии, извлекать из каждой тонны
оплаченных ресурсов как можно больший доход. Нормативы платы за выбросы
загрязняющих веществ в природную среду заинтересовывают коллектив в
использовании техники, сокращающей эти выбросы. При превышении допустимых норм
и аварийных загрязнениях взимается в несколько раз повышенная плата за счет
хозрасчетного дохода коллектива.
Финансирование НТП. Финансирование НТП включает формирование и
использование специальных фондов для ускорения НТП на всех уровнях
управления. По своей экономической природе эти фонды являются частью
общественных издержек производства и служат формой их резервирования,
переноса авансированных затрат на стоимость готового продукта. Фонды
финансирования НТП по своей роли в процессе воспроизводства близки к
амортизационным отчислениям. Они компенсируют затраты хозрасчетных предприятий
и НТО на создание и освоение нововведений (с учетом неравномерности затрат по
фазам цикла) и страхуют связанный с этим риск.
Компенсационные фонды носят возвратный характер. В безвозвратном финансировании
нуждаются лишь затраты на фундаментальные исследования, не рассчитанные на
экономический эффект или дающие его лишь в отдаленной перспективе. В остальных
случаях средства для создания указанных фондов образуются за счет отчислений
от стоимости продукции в период массового использования нововведения. В начале
80-х годов лишь половина затрат на освоение новой техники компенсировалась
из соответствующих фондов. Другая половина покрывалась за счет снижения
рентабельности в первые годы выпуска новой продукции (это делало невыгодным
обновление номенклатуры) или повышения цен за счет завышенной калькуляции
затрат (это приводило к невыгодности новой техники для потребителя). В новых
условиях хозяйствования для финансирования НТП используется несколько фондов.
Фонд фундаментальных исследований при АН СССР, республиканских и отраслевых
академиях создается за счет ассигнований из союзного, республиканского и
местного бюджетов, а также целевого финансирования поисковых НИР и работ по
созданию научного задела из средств министерств, предприятий, НТО,
благотворительных фондов и других спонсоров. Средства распределяются по
решению научных советов и общественных органов, причем поддерживаются все
направления современной науки, по которым можно ожидать новых результатов,
включая альтернативные проекты.
Фонды финансирования государственных и международных научно-технических
программ, планов МНТК, а также других работ по созданию принципиально новой
техники и технологии формируется обычно на долевых началах за счет
госбюджета и средств заинтересованных предприятий, НТО, министерств,
концернов, ассоциаций, банков, финансовых фондов, местных Советов и т.д. Эти
затраты носят строго целевой и возвратный характер. В них включается и
банковские кредиты. Инновационные фонды могут быть образованы в каждом регионе
за счет средств разработчиков и потребителей научно-технической продукции
(они частично исключаются из налогообложения), банковских вложений, а также
средств республиканского и местного бюджета, заинтересованных предприятий.
Они служат для финансирования малых НТО, инициативных проектов разрабатываемых
отдельными учеными и специалистами или их группами, а также для оплаты
оказываемых им конституционных, патентных инжиниринговых и других технических
услуг.
Дополнительным источником финансирования разработок со значительным
экологическим и социальным эффектом служат целевые субсидии (субвенции), льготы
по налогам, плате за ресурсы и услуги, компенсация части затрат за счет инвестиционных
фондов и потребителей, а также целевые дотации покупателям новой дорогостоящей
продукции в первые годы ее выпуска
Фонд развития производства, науки и техники предприятий (объединений)
образуется за счет пяти основных источников
1) амортизационных отчислений, предназначенных для полного востановленя
основных фондов;
2) отчислений от прибыли предприятий по стабильным нормативам (они могут
дифференцироваться в зависимости от степени износа основных фондов),
3)
выручки от реализации излишнего имущества, числящегося в составе основных
фондов (за вычетом расходов по его ликвидации) и выбраковки скота
4)
части средств, получаемых от других предприятий за использование
научно-технических разработок 5) поступлений из централизованного ФРПНиТ.
Средства ФРПНиТ используются государственными предприятиями стремительно
после одобрения сметы расходов их советом и профсоюзным комитетом. Из ФРПНиТ
финансируется
техническое
перевооружение, реконструкция и расширение производства, включая
строительство общезаводских и вспомогательных объектов
проведение
НИОКР, проектных работ, приобретение лицензий, оборудования и т.д.;
подготовка
производства и освоение новой продукции, компенсация повышенных затрат в
период освоения
приобретение
научно-технической продукции, погашение кредитов на НТП и уплата процентов по
ним;
Страницы: 1, 2, 3, 4
|