Научно - технический прогресс: суть и роль в экономике
Министерство общего и профессионального
образования Российской Федерации
Оренбургский
Государственный Университет
Кафедра
экономической теории
НАУЧНО
-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС:
СУТЬ
И РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ
Курсовая
работа по экономической теории
Руководитель работы:
________Федорова Ольга Ивановна
Исполнитель:
Студент группы 97 ИСЭ -2
________
Никулин Александр Васильевич
г.
ОРЕНБУРГ 1998
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.___________________________________________________3
Теория
применения НТП.____________________________________4
Государственное
управление._________________________________5
Внедрение
НТП.___________________________________5
Методы
регулирования.____________________________6
Меры
активизации._______________________________11
НТП
и экономика переходного периода._________________17
Заключение.__________________________________________26
Список
использованной литературы.______________________28
Введение.
Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего
фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной
литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это, как
справедливо отметил американский экономист Джеймс Брайт, единственный в своем
роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и
управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения
идеи до ее коммерческой реали- зации, охватывая таким образом
весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления.
В этих обстоятельствах инновация изначально нацелена на практический
коммерческий результат. Сама идея, дающая толчок, имеет меркантильное
содержание: это уже не результат “чистой науки”, полученный университетским
ученым в свободном, ничем не ограниченном творческом поиске. В практической
направленности инновационной идеи и состоит ее притягательная сила для
капиталистических компаний.
Инновация есть скорее экономический и социальный,
нежели технический термин. Она не обязательно
должна быть чем-то техническим. Прежде всего, необходимо ответить на вопрос:
“Что же такое инновация?”
Инновация может быть определена так, как Ж.Б. Сей определил предпринимательство
- то есть как изменение отдачи ресурсов. Или, как сказал бы современный
экономист в терминах спроса и предложения, - как изменения в ценности и
удовлетворённости, получаемых потребителем из используемых им ресурсов (или же
нововведения в их использовании).
Таким образом, предпринимателей отличает инновационный тип мышления.
Предпринимательство основывается на экономических и социальных теориях,
согласно которым изменения - вполне нормальное и естественное явление. Главная
же задача общества и особенно экономики видится в получении чего-то иного, отличного
от предыдущего, а не в улучшении уже существующего. Таким образом, перед
предприним- ателями стоит задача научиться осуществлять инновационные решения
на систематической основе.
Систематическая инновация, поэтому, состоит в целенаправленном, организованном
поиске изменений и в систематическом анализе тех возможностей, которые эти
изменения могут дать для экономических или социальных нововведений.
Выделяют
следующие изменения, или источники инноваций:
Неожиданное
событие, которым может быть неожиданный успех, неожиданная неудача;
Несоответствие
между реальностью, такой, каковой она является, и её отражением во мнениях и в
оценках людей;
Изменение
потребностей производственного процесса
Изменения
в структуре отрасли или рынка;
Демографические
изменения;
Изменения
в восприятии и в ценностных установках;
Новые
знания, научные и ненаучные
Мало существует технических инноваций, которые смогут соперничать по влиянию с
такими изобретениями, как, например, продажа товаров в рассрочку, которая
буквально преобразила всю сферу торговли.
1
Теория применения НТП.
Рассмотрим
график производственных возможностей для двух продуктов пицци и промышленных
роботов. По оси Y отложим производство промышленных робтов, а по оси X производство
пицци. Сама кривая производственных возможностей представляет собой некую
границу производства экономики.
Допустим, кривая GW показывает максимальное производство экономики в данный
момент времени. Но нам хотелось бы для большего удовлетворения своих
потребностей, увеличить производство этих продуктов. Значит переместится с
кривой GW на кривую AF – это и есть экономический рост. Экономический рост –
способность производить больший общий бьем продукции – выражается в смещении
кривой производственных возможностей вправо; он представляет собой результат
увеличения предложения ресурсов и технического прогресса.
Этого можно добиться разными методами, но мы будем рассматривать
научно-технический прогресс. Развивая его мы совершенствуем средства производства.
И следовательно, повышаем производительность и качество производимой продукции
в экономике, используя сырье того же качества и количества. Следовательно,
кривая сместится вправо и в экономике будет наблюдаться подъем.
2
Государственное управление.
Место и роль инновационной политики в структуре государственного регулирования
экономики определяются особенностями инновационного процесса как объекта
управления. Он в большей степени, чем другие элементы НТП, связан с
товарно-денежными отношениями, посредующими все стадии его реализации. Это
обстоятельство вполне убедительно проявляется в условиях регулируемой рыночной
экономики капиталистических стран. Основная масса инновационных процессов
реализуется здесь частными компаниями разного уровня и масштаба, и такие
процессы выступают, понятно, не как самостоятельная цель, а как средство
лучшего решения производственных и коммерческих задач компании, добивающейся
высокой прибыльности
2.1
Внедрение НТП.
Приступая к разработке и осуществлению этой идеи, компании, разумеется, должны
начать с авансирования денежного капитала. Существеннейшая специфика такого
рода вложений состоит в том, что она связана с резко повышенной угрозой их
потери: инновации носят рисковый характер. Вероятность успеха воплощения
новой идеи в новом продукте достигает только 8,7%; из каждых 12 оригинальных
идей только одна доходит до последней стадии массового производства и массовых
продаж. Американский специалист в области инноваций Твисс отмечает, что коммерческий
успех достигается лишь в 10% начатых проектов, следовательно, уровень
неудачи можно оценить в 90%. Иными словами, отдача от вложения капитала в
инновационный процесс имеет крайне мало общего с гарантированными выплатами
ссудного процента на капитал в банке или дивиденда на акции. И потому, что
такая отдача может при удачной реализации инновационного процесса оказаться
сказочно большой, и потому, что может при неудаче отсутствовать вовсе, более
того, погибнет и вложенный капитал.
Какие же побудительные силы заставляют предпринимателей идти на столь
значительный риск? Силы эти для любой экономической системы (малая
инновационная фирма; крупная корпорация; группа промышленных компаний;
“объединения” промышленных фирм, университетов, правительственных лабораторий
в разных комбинациях и т.д.) могут быть подразделены на внутренние и внешние
либо на имеющие объективную и субъективную природу. Так, к числу
внутренних побудительных мотивов инновационной активности можно отнести необходимость
замены устаревшего оборудования (объективная причина) или стремление группы
талантливых инженеров реализовать свой творческий потенциал (субъективная
причина). Набор внутренних побудительных мотивов инновационной активности
индивидуален для каждой отдельной компании и в некоторых случаях играет
решающую роль в том, чтобы предпринять решение об инновационном процессе.
Так, для только что созданной малой фирмы рождение и освоение новшества может
быть единственной возможностью завоевать место на рынке. Однако, зачастую
внутренние причины оказываются недостаточно весомыми. Многим компаниям
свойствен довольно устойчивый консерватизм в инновационной политике. Так,
крупные монополии, добившиеся преобладания на рынке, обычно не имеют внутренних
побудительных мотивов к риску, связанному с инновациями. Тут решающим стимулом
могут выступить причины внешнего характера, в частности, обусловленные
соответствующими мерами экономической политики государства.
2.2
Методы регулирования.
Меры воздействия государства в области инноваций можно подразделить на прямые
и косвенные. Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и
избранной в связи с этим концепцией государственного регулирования - с упором
на рынок или на централизованное воздействие. Как правило, в период
экономического спада характерно преобладание “кейнсианского” подхода к
государственной экономической политике, пред-полагающего чрезвычайно активное
вмешательство государства в экономическую жизнь общества; в период подъема
экономики берет верх философия консерватизма, отдающего предпочтение игре
рыночных сил.
В настоящее время экономисты по степени активности вмешательства государства в
экономику выделяют три группы стран: в первой возобладала концепция
необходимости активного вмешательства государства в управление экономикой
(Япония и Франция); вторая характеризуется преобладающим упором на рыночные
отношения (США, Великобритания); третья придерживается “промежуточного”
варианта в экономической, в том числе и инновационной, политике:
государственное регулирование сочетается с низкой степенью централизации
государственного аппарата, используются косвенные методы воздействия при
развитой системе согласования интересов правительства и бизнеса.
Прямые методы государственного регулирования инновационных процессов
осуществляются преимущественно в двух формах: административно-ведомственной и
программно-целевой.
Административно-ведомственная форма проявляется в виде прямого дотационного
финансирования, осуществляемого в соответствии со специальными законами,
принимаемыми с целью непосредственного содействия инновациям. Так, в США в
1980 г. был принят закон Стивенсона-Вайдлера “О технологических
нововведениях”, предусматривающий ряд мер стимулирования промышленных
инноваций; создания для их изучения и стимулирования специальных организаций
в рамках аппарата исполнительной власти; оказание содействия в обмене научным
и техническим персоналом между университетами, промышленностью и федеральными
лабораториями; поощрение частных лиц и корпораций, вносящих большой вклад в
развитие науки и техники. Ярким примером дотационного государственного
финансирования может служить открытие в США в 1985 г. института промышленной
технологии при Мичиганском университете. На организацию этого института
местными и федеральными властями было выделено 17 млн. долл. Основная его
задача - разработка и опытная эксплуатация гибких интегрированных
производственных систем и других средств автоматизации производства. Всего из
133 млрд. долл., расходуемых в США на НИОКР в 1988 г. на долю федерального
правительства приходилась почти половина - 49,3%.
Программно-целевая форма государственного регулирования инноваций предполагает
конкретное финансирование последних посредством государственных целевых
программ поддержки нововведений, в том числе и в малых наукоемких фирмах;
создается система государственных контрактов на приобретение тех или иных
товаров и услуг, фирмам предоставляются кредитные льготы для осуществления
нововведений и т.д. Контрактное финансирование представляет собой один из
элементов распространенной в настоящее время системы контрактных отношений
- договоров между заказчиками и подрядчиками (в данном случае государство выступает
в роли заказчика-потребителя НИОКР - например, в аэрокосмической области, -
а фирма-исполнитель НИОКР является подрядчиком). В договоре четко
предусматриваются сроки завершения работ, конкретное разделение труда между
исполнителями, характер материального вознаграждения. Строго оговариваются
взаимные обязательства и экономические санкции. В США таким образом
финансируются 77% федеральных затрат на НИОКР.
Особое место в системе “прямых” мер воздействия государства на инновационный
бизнес занимают мероприятия, стимулирующие кооперацию промышленных корпораций в
области НИОКР и кооперацию университетов с промышленностью. Вторая из этих форм
кооперации вызвана осознанием объективной необходимости, с одной стороны,
доведения передовых научных идей до стадии их коммерческой реализации, с
другой, - создания условий для заинтересованности промышленности в
финансировании академических исследований. В этом направлении государственной
инновационной политики отчетливо проявляется ее перспективная направленность,
заинтересованность в научной новизне промышленных инноваций, что нередко
является вторичным при реализации интересов у промышленных компаний, решающих в
первую очередь производственные и коммерческие задачи. Вообще, по
справедливому замечанию А.Я.Лившица, “рынок не дает эффекта в ситуациях,
когда есть нужда в осуществлении крупных инвестиционных проектов, с
длительными сроками окупаемости, высокой степенью прибыли и неопределенности в
отношении будущей нормы прибыли”. Создание консорциумов, инженерных
центров, научных и технологических парков и других перспективных формирований,
успешно реализующих сложные инновационные идеи, - наглядный пример
эффективности государственной поддержки таких идей, благодаря которой
различные организации не только осознают необходимость совместной реализации
инновационного цикла, но и реально ощущают преимущества совместной работы.
Государственная поддержка создания таких организационных формирований
осуществляется в развитых промышленных странах преимущественно в виде
специальных программ различных правительственных ведомств (в США это в основном
Министерство энергетики и Национальный Научный Фонд - ННФ). Так, в настоящее
время ННФ осуществляет четыре программы по организации сотрудничества
научно-исследовательских учреждений и промышленных фирм США.
Первая
из них - “Промышленно-университетские кооперативные исследовательские центры”
- реализуется с 1973 г. Она предусматривает создание кооперативных
университетскопромышленных центров на базе разработки и реализации крупный
исследовательской программы, в которой участвует несколько промышленных фирм и
один университет. В 1984 г. в стране насчитывалось более 100 таких центров,
причем 20 из них были организованы целиком на средства ННФ. В 1985 г. в рамках
этой программы ННФ приступил к реализации новой формы кооперации. Возникли
“Центры инженерных исследований”, основной целью которой является помощь в
повышении их эффективности и конкурентоспособности. Характерно, что государство
охотнее использует свою финансовую помощь в качестве стимула при создании
совместных центров по изучению научно-технических проблем, которые в силу ряда
причин не являются достаточно привлекательными для промышленности.
Вторая программа начата в 1978 г. и направлена на организацию кооперации
промышленности с университетами в выполнении исследовательских проектов,
финансируемых ННФ в интересующих правительство областях. Партнерам по
совместной исследовательской работе ННФ предоставляет субсидии.
Третья программа ставит своей задачей предоставление финансовой помощи
отдельным лицам или фирмам в сфере мелкого бизнеса, обязующимся в течение
полугода провести исследования какой-либо научной идеи.
Наконец, цель четвертой программы состоит в развитии фундаментальных знаний о
процессе технологических нововведений и оценке механизма поддержки совместно
ведущихся исследований промышленности и университетов.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|