·     
технологические
возможности производителей . Чем выше уровень прогресса , тем эффективнее
становиться производство , то есть на каждую единицу затраченных ресурсов
производителя все больше количество конечного продукта . Кривая предложения в
этом случае сдвигается вправо и вниз . 
·     
цены
на другие продукты . Рассмотрим пример : снижение цены на говядину , в
частности как это было совсем недавно с говядиной , зараженной бешенством ,
побудило фермеров выращивать больше птицы . Следовательно , изменение цен на
другие товары способно смещать кривую предложения . 
·     
число
продавцов
. Чем больше производителей выпускают данный продукт , тем больше рыночное
предложение смещает кривую вправо .  
·     
ожидания
производителей . Например , производители зерна , ожидая ,что цены на него
вырастут , не станут продавать его ни государству ни населению , потому , что
при условии повышения цены они смогут выгодно его реализовать . 
·     
налоги
и дотации
. Учитывая , что большинство производителей рассматривают налоги как затраты
своего производства , повышение налогов будет увеличивать затраты производителя
и уменьшать предложение .  Напротив, дотации фактически снижают затраты , а
соответственно увеличивают предложение. 
 
 
 
 Q             S      S     
S   
 P 
 
 
 
 0        
Q       Q        Q        Q 
 
 
 
 
 
4.Эластичность спроса
и предложения. 
   
 
     
Учитывая все перечисленное выше можно предположить, что потребители очень
сильно реагируют на изменение спроса и предложения . Соответственно ,что
быстрота и интенсивность реакции на изменившиеся условия будет разной . Однако
степень реакции в отношении одного и того же вида продукции существенно
варьируется . Кто-то реагирует сильнее , кто-то слабее . Разная интенсивность
реакции может наблюдаться при изменении цены на товар и при изменении дохода ,
при изменении моды и при изменении ценовых ожиданий. Наблюдение и изучение
реакции типичных потребителей и типичных производителей на изменение тех или
иных условий позволяет прогнозировать реакцию рынка в целом . 
    
Способность спроса и предложения адаптироваться к изменившимся условиям рынка
называется эластичностью (с точки зрения математиков эластичность
это отношение относительного прироста функции к относительному приросту
независимой переменной).  
    
Предлагаю рассмотреть реакцию спроса на изменение цены на товар . Зависимость
объема спроса на товар от изменения цены на него называется эластичностью
спроса по цене , или иначе прямой эластичностью . Если
покупатель быстро и однозначно реагирует на изменение цены , то в этом случае
спрос эластичен . И , наоборот , если реакция слабая и вялая , то значит ,что
спрос неэластичен . Если изменение цены влечет за собой такое же изменение
объема спроса , то , значит , эластичность спроса равна единице. 
Таким
образом , различают три вида эластичности спроса : 
·     
эластичный 
·     
неэластичный 
·     
с
единичной эластичностью. 
Могут
встречаться ситуации , когда спрос оказывается абсолютно неэластичным к любому
самому большому изменению цены , или , наоборот , обладает бесконечной
эластичностью . Например , подорожание хлеба с 1000 рублей до 2500  не вызвало
сокращение спроса .С другой стороны , при фиксированных ценах их
административное повышение на 20-30% было способно на какое-то время парализовать
спрос на подорожавший товар . 
А
теперь рассмотрим три вида эластичности спроса поподробней. 
    
Эластичный. Так как микроэкономика в современных условиях
рассматривает инструмент принятия управленческих решений на уровне одного
хозяйствуюшего объекта (предприятия) , группы (концерн) и на уровне структурных
подразделений отдельного хозяйствующего субъекта ,то мы можем рассмотреть эластичность
спроса  на примере определения происходящих изменений с денежными поступлениями
; с точки зрения покупателя , что происходит с общей выручкой в случае
изменения цены . 
Таким
образом , если спрос эластичен , уменьшение цены приведет к увеличению общей
выручки . Потому , что даже при меньшей цене , уплачиваемой за единицу
продукции , прирост продаж оказывается более чем достаточным для компенсации
потерь от снижения цены .  
    
Неэластичный. Если спрос неэластичен , уменьшение цены приведет к
уменьшению общей выручки . Небольшое расширение продаж , которое произойдет в
этом случае , окажется недостаточным для компенсации снижения выручки ,
получаемой с единицы продукции . 
    
Единичная эластичность. В специальном случае единичной
эластичности увеличение или уменьшение цены оставит общую выручку без всяких
изменений . Потеря выручки , вызванная снижением цены , будет в точности
компенсирована расширением продаж . И наоборот , прирост выручки , полученный
благодаря росту цены , будет в точности компенсирован потерей выручки ,
вызванной сокращением спроса . 
    
Графически различная ценовая эластичность спроса на товар может быть выражена
через различный наклон линий спроса . Спрос с абсолютной эластичностью
графически будет выглядеть как горизонтальная линия , а абсолютно неэластичный
спрос - как вертикаль. 
  
 
 
 
                                      P                                                                              
P                      
                         d 
    
 
 
 
 
                      d 
 
 
 
 
 
 0                     Q             
0                   Q 
 
    
Помимо
словесного заключения об эластичности или , наоборот , неэластичности спроса
часто бывает необходимо дать количественную оценку этой характеристике спроса .
Степень эластичности спроса по цене измеряется при помощи коэффициента прямой
эластичности : 
    
 
 
         
процентное изменение объема спроса              Q       P 
Е  =                                  
=       :       = 
            
процентное изменение цены                   Q        P 
       
(Q -Q
)       (P -P )   
 
=             :                  
        
   Q            P 
 
    
В случае линейного вида функции спроса независимо от наклона к координатным
осям эластичность будет различной на разных участках .  
    
При одинаковых абсолютных изменениях цен(  Р) на всем протяжении линии
d одинаковыми будут и
изменения объема спроса                Q          
 
              ( Q ).,т.е.      - const   
                            
P 
Однако
процентные изменения цен и объема спроса будут разными . В верхней части
графика абсолютная величина эластичности спроса будет больше 1, приближаясь к
бесконечности в точке Р . В нижней части графика все наоборот . Только в
середине графика в точке N , эластичность спроса будет равна 1. 
 
 
 
      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                                                                                                            
 
 
 
 
 
 
 
Кроме
эластичности спроса по цене товара существуют другие виды эластичности спроса ,
то есть зависимость его от других факторов. К ним прежде всего относится эластичность
спроса по доходу . Она отражает зависимость изменения спроса отдельного
потребителя , отрасли , рынка в целом от роста или уменьшения индивидуального
или совокупного денежного дохода . Следующий вид эластичности спроса - перекрестная
эластичность . Эта эластичность показывает зависимость
процентного изменения спроса на какой-то товар от процентного изменения цены на
какой-то другой товар . 
А
сейчас перечислим факторы ,оказывающие влияние на эластичность спроса : 
1.Наличие на рынке
товаров-заменителей. 
 
Вообще говоря , чем больше хороших заменителей товара предлагается на рынке
потребителю , тем эластичнее спрос на него . С другой стороны чем их меньше ,
чем их полезные свойства хуже свойств и характеристик данного товара тем
эластичность меньше. Также стоит отметить ,что эластичность спроса на продукт
зависит от того , насколько узки рамки этого продукта. (Спрос на машинное масло
Мобил является более эластичным , чем спрос на машинное масло вообще , но
хорошего заменителя масла как такового не существует). 
2.Универсальность
использования товара. Чем специфичней продукт и его характеристики , тем
ниже эластичность спроса на него (инсулин). 
3.Фактор
времени .
Вообще говоря , спрос на продукт тем эластичнее , чем длиннее период времени
для принятия решений. Одна из причин этого правила заключается в том , что
потребитель , как человек , имеет привычки . 
4.Доля
расходов в бюджете на данный товар . Чем большее место в бюджете занимает данный
товар , при прочих равных условиях , тем выше будет эластичность спроса на него
. Если покупатель тратит на какой-то товар незначительную часть своего бюджета
, то изменение цен на него обычно мало влияет на потребительский спрос . 
5.Уровень
доходов потребителя . Эластичность спроса на один и тот же товар у
потребителей с различным уровнем дохода также неодинакова. 
6.Консерватизм
потребителей. Эластичность индивидуального спроса ниже всего у товаров ,
которые с точки зрения данного потребителя являются для него наиболее
необходимыми .  
7.”Неоткладываемость”
в удовлетворении конкретной потребности. Эластичность спроса на
товары ,потребление которых не может быть отложено на другой срок , крайне
низкая. 
 
    
Теперь обратимся к эластичности предложения. Как и спрос , количество
предлагаемого на рынке товара находится в определенной зависимости от многих
переменных и прежде всего - рыночной цены товара . Эластичность предложения ,
как и эластичность спроса , колеблется в пределах от 0 до бесконечности .
Важнейшим фактором , влияющим на эластичность предложения , является количество
времени , имеющегося в распоряжении производителя , для того , чтобы
отреагировать на изменение цены продукта . Вообще говоря, следует ожидать, что
чем больше по продолжительности время , которым обладает производитель , для
того ,чтобы приспособиться к данному изменению цены , тем больше изменится
объем производства и тем больше соответственно эластичность предложения . 
    
Различную степень эластичности предложения можно проиллюстрировать разным
наклоном линии предложения. Вертикальная линия соответствует абсолютно неэластичному
предложению , горизонтальная , наоборот ,- абсолютно эластичному. Как и в
случае со спросом для характеристики эластичности предложения , важны не
столько абсолютные изменения цены и объема предложения , сколько их процентные
изменения . Единичную эластичность предложения будет отражать линейная функция
предложения , проходящая через начало координат , независимо от наклона к осям
. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
В
принципе же на верхнем участке кривой предложения эластичность меньше 1 , но
больше 0 . На нижнем , наоборот , эластичность больше 1 . 
Помимо
цены и времени на эластичность предложения влияют другие факторы : 
·     
цены
других товаров(ресурсов).Этот фактор подразумевает перекрестную эластичность
предложения. 
·     
уровень
достигнутого использования ресурсов . Подразумевает то, что если
нет резервов : людских , материальных и др., то возможности реагирования
предложения весьма ограниченны . 
·     
степень
монополизации отрасли и возможности перелива капитала из других отраслей . 
·     
технологические
особенности налаживания производства определенного товара .(Постройка судов ,
хлебопечение) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
5.ВЫВОДЫ 
    
Понятие эластичности , особенно эластичности спроса, имеет прямое отношение к
ценовой политике производителей. 
При
установлении цены на свой товар , а также при определении ценовых надбавок или
скидок , производитель должен улавливать те изменения , которые происходят на
рынке и имеют какое-либо отношение к изменению эластичности спроса на его товар
. Если у него не будет возможности учесть в ценах происходящие на рынке
изменения , это может привести к потере им части прибыли, а то и рынка .
Понимание ценовой эластичности часто является решающим для многих хозяйственных
решений .  
    
Проанализируем взаимосвязь дохода и эластичности спроса на условном примере
продажи продукции (йогурт). 
Величина
общей выручки(дохода) определяется как TR=P*Q, 
где
TR - общая выручка . 
    
Представим рыночную ситуацию графически. 
  
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    
На рисунке видно , что при снижении цены до уровня в точке D с координатами P=4 , Q=7 , общая выручка
постепенно увеличивается , так как уменьшение цены компенсируется приростом
продаж . После прохождения точки D размер выручки будет падать . Сведем данные по
основным показателям в таблицу . 
 
 
 
 
  | 
   Цена 
   | 
  
   Объем спроса 
   | 
  
   Эластичность 
   | 
  
   Общая выручка 
   | 
  
 
  | 
   тыс руб 
   | 
  
   тонн 
   | 
  
   
   | 
  
   тыс руб 
   | 
  
 
  | 
   10 
   | 
  
   1 
   | 
  
   5 
   | 
  
   10 
   | 
  
 
  | 
   8 
   | 
  
   2 
   | 
  
   4 
   | 
  
   16 
   | 
  
 
  | 
   6 
   | 
  
   4 
   | 
  
   2,25 
   | 
  
   24 
   | 
  
 
  | 
   4 
   | 
  
   7 
   | 
  
   0,86 
   | 
  
   28 
   | 
  
 
  | 
   2 
   | 
  
   10 
   | 
  
   0,4 
   | 
  
   20 
   | 
  
 
 
    
На основе табличных данных можно сделать следующие выводы. При эластичном
спросе с уменьшением цены общая выручка , об этом упоминалось выше , 
увеличивается(уменьшается). То есть мы пришли к выводу , что связь между ценой
и выручкой обратно пропорциональная. Если спрос неэластичный , между ними
возникает прямая зависимость . Единичная эластичность не меняет величину дохода
. Эту экономическую взаимосвязь должен учитывать каждый производитель , чтобы
манипулировать ценами , не нанося ущерба своим доходам . 
  
 
    
А теперь рассмотрим некоторые варианты практического применения концепции
эластичности . 
 
     Героин и уличная
преступность. 
    
 
    
Тот факт , что спрос наркоманов на героин крайне неэластичен , создает
своеобразные проблемы для борьбы за соблюдение законности . Обычный метод ,
применяемый для сокращения потребления героина, заключается в ограничении
поставок в страну. Чтобы сделать наркотик менее доступным, создаются
препятствия на его пути в страну. Однако, что произойдет если такая политика
окажется успешной ? При крайне неэластичном спросе уличная цена возрастет в
несколько раз , тогда как количество наркотика сократится лишь незначительно. С
точки зрения наркодельцов, это будет означать рост доходов и прибылей. 
С
точки зрения наркоманов-увеличение суммарных расходов . 
Поскольку
существенная часть денег , затрачиваемая наркоманами , извлекается из
преступной деятельности, количество такого рода  преступлений возрастет по мере
роста цены на наркотик. Таким образом , стремление правоохранительных органов
поставить под контроль распространение наркомании может привести к росту
количества преступлений , совершаемых наркоманами. 
 
 
 
 
 
 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ 
Учебник “Микроэкономика” под
редакцией Е.Б.Яковлевой 
“Экономикс” Р.Макконелл,
Л.Брю 
“Основы маркетинга” Филипп
Котлер 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОГЛАВЛЕНИЕ 
1.ВВЕДЕНИЕ 
2.СПРОС
(понятие, величина, факторы) 
3.ПРЕДЛОЖЕНИЕ(понятие,
величина, факторы) 
4.ЭЛАСТИЧНОСТЬ
СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 
5.ВЫВОДЫ
(ПРИМЕР ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  
     
Страницы: 1, 2 
   
 |