Наука - экономика
1.ВВЕДЕНИЕ
Экономика как наука включает в себя два взаимосвязанных
процесса :
n
макроэкономику , которая
рассматривает экономические явления и процессы на уровне мирового хозяйства ;
n
микроэкономику
,
которая рассматривает экономические явления и процессы на уровне отдельно
хозяйствующих субъектов .
Таким образом микроэкономику в современных условиях можно рассматривать
как науку и инструмент принятия управленческих решений на уровне одного
хозяйствуюшего объекта (предприятия) , группы (концерн) и на уровне структурных
подразделений отдельного хозяйствующего субъекта.
В условиях рыночной экономики ведущее место в микроэкономике как науке ,
занимают следующие основные вопросы:
·
исследование
факторов производства и их влияния на механизм формирования производственных
издержек и себестоимости , прибыли
·
исследования
стратегии конкуренции в условиях различных типов рынка
·
анализ
спроса и предложения в условиях различного уровня диверсификации производства и
в условиях различных типов рынка
·
анализ
формирования уровня цен на производимую предприятием продукцию в условиях
конкурентного рынка
При
этом следует учитывать , что любое управленческое решение на уровне предприятий
принимается в условиях ограниченного объема информации и в условиях системы
ограничений на используемые предприятием ресурсы .
В основе экономической науки лежит представление о неограниченности
потребностей и редкости ресурсов . Поэтому эффективное использование редких
ресурсов составляет одну из главных задач экономической системы. Известно , что
одной из важнейших характерных черт экономики является непосредственная опора
на рыночную систему как на механизм распределения ресурсов . Поэтому главным
предметом анализа являются индивидуальные цены и рыночная система . Точнее
говоря , основная задача заключается в том , чтобы достаточно полно рассмотреть
функционирование и сравнительную эффективность рыночной системы в
распределении ресурсов.
Как и любая другая наука , микроэкономика использует определенные методы для
определения законов и закономерностей , которые она исследует . Реальная жизнь
отличается огромным многообразием различных явлений . Поэтому для нас не всегда
будут интересны те или иные факты , не характерные для этого процесса .
Учитывая это систематизируются только те стороны , которые составляют суть
этого явления. Такой метод называется научной абстракцией . Кроме
этого метода применяются и другие:
метод анализа - объект исследования делится на составляющие части
, которые изучаются в отдельности;
метод синтеза - информация , характеризующая отдельные объекты
исследования , соединяется в единое целое и делаются общие выводы;
функциональный анализ - позволяет вскрыть
взаимосвязи между различными экономическими процессами;
экономико-математическое моделирование - метод описания
любого явления словами , графически , таблично , а также вывод закономерности
его появления в математической форме;
а также статистический и динамический анализ , который включает
фактор времени .
2.СПРОС
(понятие,величина,факторы)
В
основе ценообразования лежит взаимодействие продавцов и покупателей ,
представляющих на рынке предложение и спрос .
Человеку свойственно естественное желание потреблять , однако экономическая
наука имеет дело лишь с теми потребностями , которые воплощаются в
платежеспособном спросе. Платежеспособный спрос согласует желания потребителей
с их объективными возможностями в приобретении тех или иных товаров.
Итак , спрос можно определить как то количество товара , которое
потребители готовы и в состоянии приобрести по определенной цене в течение
некоторого времени .
Объемом спроса на какой - либо товар называется максимальное
количество этого товара , которое согласно купить отдельное лицо , группа людей
или население в целом в единицу времени при определенных условиях . К числу
этих условий относятся : цена данного товара , цены других товаров , величина
денежных доходов , вкусы и предпочтения потребителей,
накопленное
имущество и другие .
Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называется функцией
спроса .Прежде всего объем спроса на товар определяется его ценой .
Понятно , что обычно люди стремятся купить товары подешевле , но это не говорит
о том , что они готовы покупать товары менее качественные и только дешевые .
Но
какой бы качественный , технически сложный или дорогой товар человек ни
покупал , все равно сохраняется обратная зависимость между ценой товара и
величиной спроса на него . То есть при прочих равных условиях спрос на товар
тем больше , чем ниже его цена . Именно эта зависимость называется законом
спроса . Эту зависимость можно преобразовать в функцию спроса от цены ,
если прочие факторы , влияющие на объем спроса , принять за неизменные величины
:
Q =f(P )
Функция спроса от цены может задаваться тремя способами:
1.Табличным
Р цена в
|
Q объем
|
рублях
|
спроса в шт
|
5
|
50
|
4
|
60
|
3
|
80
|
2
|
110
|
1
|
160
|
2.Графическим
P
5 d
2
0
50 160 Q
3.
Аналитическим
Q =a-b*P (например: Q =7-2P )
Кривая
спроса показывает , как меняется объем спроса потребителя в зависимости от
уровня цены на товар . Изменение объема спроса в зависимости от изменения цены
на товар представляет собой движение по кривой спроса .
К
числу прочих факторов , определяющих объем спроса , относятся :
·
размер
дохода потребителя (I)
·
вкусы
покупателей (T)
·
цены
на другие товары (P.....P
)
·
общее
число покупателей , размер рынка (Х)
·
накопленное
имущество (W)
·
инфляционные
ожидания (IE)
В
общем виде функция спроса записывается так :
Q =f(P ,I,T,P ...P
,X,W,IE и
т.д.)
Но
не всегда этот закон спроса бывает верным . Существуют отклонения от него .
Например известен парадокс Гиффена .
Англичанин
Роберт Гиффен описал случай , при котором во времена голода спрос на картофель
, цена которого существенно поднялась , также возрос . Причина состояла в том ,
что картофель был продуктом , потребляемым бедняками , и повышение цены на
него вынудило их отказаться от других видов потребления , что привело к
потреблению лишь картофеля . Кривая спроса на эти продукты будет отличаться от
типичного графика спроса .
P
d
d
0 Q
Временные
отклонения от закона убывающего спроса наблюдаются и в тех случаях , когда
выпускается новый товар с повышенной ценой . Как правило , прежде чем
покупатели разберутся в свойствах нового товара , спрос на него может
существенно подскочить , несмотря на высокую цену . Но как только потребители
поймут , что по качеству новый товар не лучше прежнего , спрос немедленно вернется
на линию d .
Помимо этого принято различать изменение объема спроса и изменение функции
спроса . Изменение объема спроса возникает при изменении цены данного товара и
при фиксированных значениях прочих факторов . В таких случаях имеет место
движение вдоль линии спроса . Если же изменятся прочие факторы, то произойдет
сдвиг линии спроса вправо или влево . Тогда говорят об изменении функции спроса
. Смещение кривой спроса вправо и вверх соответствует увеличению спроса. Это
означает , что в единицу времени большее количество товара по более высокой
цене будет востребовано покупателями . И наоборот, если кривая спроса сдвигается влево и вниз, то это
свидетельствует о том ,что спрос уменьшается .
P
P
d P d
d d
d
0 Q 0 Q Q Q
Также
, одному и тому же объему спроса соответствуют разные цены спроса ( Р и Р ,
соответствующие объему Q).
А теперь рассмотрим неценовые факторы , сдвигающие кривую спроса , более
подробно .
1.Вкусы
и предпочтения потребителей.
Очевидно
, что изменения во вкусах , предпочтениях , моде оказывают существенное
воздействие на величину спроса на
товар
или услугу . Возраст и семейное положение , а также некоторые другие моменты
формируют вкусы и запросы покупателей . Иногда вкусы меняются быстро , в этом
случае кривая спроса совершает сдвиги в сторону увеличения , или в обратную
сторону очень быстро . В других случаях изменение вкусов происходит медленно,
но постоянно .
2.Цены
на другие товары.
По
характеру воздействия на спрос на какой-то товар разграничивают изменения цен
на три вида товаров :
товары-заменители(конкуренты)
товары-взаимодополнители (комплементы)
товары
, относительно независимые друг то друга.
Возьмем
к , примеру , бензин и автомобили . Резкое воздоражание бензина способствует
существенному снижению цен на автомобили (пока к нашей стране это не относится)
, и наоборот .
3.Размер
рынка.
Чем
больше покупателей , тем больший совокупный спрос они предъявляют .
4.Доходы
населения и размеры накопленного имущества .
Чем
богаче население , тем больше спрос , и кривая движется вправо и вверх. Причем
следует отметить , что с ростом доходов увеличивается спрос не на все товары ,
а , главным образом , на товары более высокого качества .
5.Инфляционные
ожидания.
Довольно
часто увеличение спроса на товар , по причине ожидания быстрого роста цен на
него , принимают за нарушение закона спроса , хотя в данном случае мы говорим
об изменении функции спроса .
3.Предложение
(понятие,величина,факторы)
На
рынке спросу противостоит определенное предложение товаров. Под предложением
понимают чью-либо готовность продать товар . Основными поставщиками
товаров на рынок являются производители. Их сбытовая и ценовая политика
подчиняется нескольким целям , главная из которых - максимизация прибыли .
В
то же время объем прибыли напрямую зависит от цены продукции.
Если рыночная цена товара имеет тенденцию к повышению , то производители будут
заинтересованы в расширении объемов производства, и наоборот.
Кроме цены , на уровень предложения влияют следующие факторы :
·
наличие
производственных мощностей и природных ресурсов , рабочей силы (R)
·
характер
технологии (К)
·
налоги
и дотации (ТS)
·
природно-климатические
условия (С)
·
цены
на ресурсы и другие товары (от Р до Р )
Итак объем предложения -
это максимальное количество какого-то товара , которое согласен выставить на
продажу продавец или группа продавцов в единицу времени при определенных
условиях , перечисленных выше .
Зависимость объема предложения от
определяющих его факторов называется функцией предложения . В общем
виде функция предложения имеет вид :
Q =f(P ,P ...P
,R,K,C,TS и
др.)
Если все факторы , кроме цены данного товара
, принять за неизвестные , то функция будет отражать зависимость количества
предлагаемой продукции от ее цены :
Q =f(P )
Зависимость объема предложения от цены может
быть различной ,
однако самой типичной будет следующая : чем
выше рыночная цена , тем больше объем предложения , и наоборот .
Функция предложения от цены может ка и
функция спроса задаваться тремя способами :
1.Аналитическим
Q = -a+b*P (Например Q =-2+2P)
2.Табличным
Р цена в
|
Q объем
|
рублях
|
спроса в шт
|
5
|
110
|
4
|
100
|
3
|
80
|
2
|
50
|
1
|
10
|
3.Графическим
P S
4
1
0 Q
20 140
Эта
линия называется кривой предложения . Имеет , как правило , положительный
наклон и выпукла в сторону объема. Но в некоторых случаях могут использоваться
линейные характеры функций спроса и предложения (прямые).
А
теперь рассмотрим некоторые неценовые факторы , влияющие на объем предложения :
·
цены
на исходные ресурсы . Чем ниже затраты на исходное сырье , материалы,
топливо , а также рабочую силу , тем большее количество продукции по более
низкой цене предприниматель сможет предложить на рынок . Таким образом кривая
предложения сместиться вправо и вниз .
Страницы: 1, 2
|